Ко Дню рождения композитора
Ранним утром 1 июня 1804 года по семейному преданию под трели соловья появился на свет Михаил Иванович Глинка. Малой его родиной стало родительское имение в селе Новоспасское на смоленщине. Там он получил и свои первые музыкальные впечатления, и начальное образование – петербургская гувернантка учила его игре на фортепиано, скрипке и итальянским песням.

Дом, где родился Глинка
Согласно биографии Глинки в 1817 году юный Миша поступает в столичный Благородный пансион, где его наставником становится В. Кюхельбекер. Именно там он познакомился с А.С. Пушкиным, часто навещавшим своего младшего брата. Они поддерживали добрые отношения вплоть до кончины поэта. В Санкт-Петербурге Михаил Иванович стал с еще большим усердием заниматься музыкой. Однако по настоянию отца, окончив пансион, он поступил на государственную службу.

С 1828 года Глинка всецело посвятил себя композиторской деятельности. В 1830-33 годах во время путешествия по Европе он знакомится со своими великими современниками - Беллини, Доницетти и Мендельсоном, изучает в Берлине теорию музыки, значительно расширяя композиторскую деятельность. В 1835 году Глинка в церкви Инженерного замка венчается с юной Марией Петровной Ивановой. Это был стремительный роман, случайное знакомство молодых произошло всего полугодом ранее в доме родственников. А уже на следующий год состоялась премьера его дебютной оперы «Жизнь за царя», после которой ему была предложена должность в Императорской придворной капелле.

В творчестве его стали сопровождать успех и признание, но семейная жизнь не удалась. Всего через несколько лет после женитьбы в его жизни появилась другая женщина – Екатерина Керн. По иронии судьбы дочь пушкинской музы Анны Керн стала музой композитора. Глинка покинул жену, а несколько лет спустя начал бракоразводный процесс. Мария Глинка также не испытывала сердечной привязанности к супругу и, будучи еще замужем, тайно обвенчалась с другим. Развод затянулся на несколько лет, в течение которых закончились и отношения с Керн. Больше Михаил Иванович в брак не вступал, детей у него также не было.
Ноктюрн in E - flat major
Из биографии Глинки мы знаем, что композитор был настолько привязан к матери Евгении Андреевне, что в течение жизни писал ей каждую неделю. После прочтения известия о ее кончине, у него отнялась рука. Он не был ни на ее похоронах, ни на могиле, поскольку считал, что без матери поездки в Новоспасское потеряли всякий смысл.
Вариация на русскую народную песню "Среди долины ровныя"
Композитор, создавший оперу о борьбе с польскими захватчиками, имеет польские корни. Его предки осели под Смоленском, когда тот принадлежал Речи Посполитой. После возвращения земель под власть Российского государства, многие поляки приняли православие и присягнули царю, чтобы остаться жить на своей земле.
Михаил Иванович очень любил певчих птиц и держал около 20 у себя дома, где для них была отведена целая комната.
Вариации на романс Алябьева "Соловей"
Жизнь русских аристократических салонов и русских поместий начала XIX века была богата музыкальными впечатлениями. Яркие следы этого повседневного бытового музицирования во множестве имеются в нашей литературной классике: "То флейта слышится, то будто фортепьяно" - в самом начале "Горя от ума"; письмо, которое Городничий читает чиновникам в первой картине "Ревизора", заканчивается сообщением о том, что "Иван Кириллович очень потолстел и все играет на скрипке...", а барышни в русских романах мечтают о балах под звуки помещичьих крепостных оркестров.
Вариации на Шотландскую тему
В этой-то обстановке и рождались фортепианные вальсы, польки, мазурки, контрдансы, ноктюрны, вариации Глинки. Однако в отличие от полулюбительских салонных сочинений его современников, миниатюры Глинки - это шедевры, подобные, например, менуэтам, вальсами и лендлерам Шуберта.
Вариации на тему Моцарта
Именно для фортепиано был первоначально написан Вальс-фантазия, от которого ведет свою родословную вся русская симфоническая вальсовая стихия вплоть до Чайковского, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна. В вариациях для фортепиано формировалась богатейшая вариационная техника, на основе которой возникла позднее гениальная "Камаринская". Фортепианные сочинения на итальянской вокальной кантилены, - опыты, столь важные для будущего оперного стиля Глинки.
Вариации на тему Беллини