• Авторизация


История дамской сумочки 23-10-2025 05:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Все знают дамскую сумочку. Этот аксессуар имеется, пожалуй, у каждой современной женщины, да и в обозримом прошлом им обладали едва ли не все. Но немногие задаются вопросом, как он возник, и какие изменения претерпел за свою многовековую историю.

Оказывается, своим появлением первые сумочки, если можно их так назвать, обязаны неуемному стремлению Римско-Католической церкви нести истинную веру всем народам.

 

Участники крестовых походов привозили с собой разнообразные диковинки, среди которых были и так называемые «сарацинские мешочки» - прообраз кошельков и сумок. Дело в том, что в Средневековой Европе необходимые вещи носили в поясных узелках и мешочках, причем и мужчины, и женщины, а до XII века не было даже и их. Поскольку карманов тогда еще не изобрели, на поясе носили любые предметы, которые могли бы пригодиться вне жилища.Средневековые дамы с прообразами сумочек на поясах.
Музеи и частные коллекционеры собирают сумочки всех исторический периодов, стремясь как можно полнее представить все их разновидности. На выставках произведений декоративно-прикладного искусства сумочки ручной работы занимают почетное место среди другие изделий художественного ремесла.В средние века мужчины и женщины носили у пояса кошельки в виде небольших мешочков или плоских конвертов из мягкой кожи или плотной ткани, в которых носили деньги и ключи. В XIV—XV веках при Бургундском дворе мешочек для денег (от франц. — aumoniere) был принадлежностью придворного туалета. Изображения самых ранних кошельков сохранились на страницах старинных манускриптов, портретах и гобеленах.Поначалу они были незатейливыми по внешнему виду, но вскоре перешли в разряд художественных изделий: программа воспитания и образования девушек из знатных семей предусматривала обязательное обучение рукоделию, и кошельки вошли в число предметов, которые они украшали изящной вышивкой.

 

В XVI веке во многих европейских странах нарядные кошельки стали одним из традиционных подарков ко дню рождения, Новому году и свадьбе. Известно, что английской королеве Елизавете I (1533 —1603) их дарили к Новому году ее придворные дамы. Во время помолвки жених и невеста обменивались вышитыми кошельками: невеста дарила суженому кошелек, вышитый собственными руками, а жених приобретал для подарка невесте работу профессионалов. Во Франции особенно ценились кошельки, сделанные в Лиможе, прославленном центре эмальерного искусства. Они были сшиты из дорогой ткани вроде бархата, парчи или шелка, отделаны серебряным кружевом и на лицевой стороне украшены миниатюрной эмалью. В XVII веке появился особый вид кошельков, служивших хранилищем ароматических веществ в виде порошка, жидкости во флаконе или ватных шариков, пропитанных душистой эссенцией. Уровень гигиены даже среди представителей богатых сословий был невысок, и кошельки-ароматницы, распространяя приятный аромат вокруг своего обладателя, смягчали впечатление от других, подчас тяжелых запахов. В качестве ароматизаторов использовали лепестки роз, фиалок, веточки лаванды, мускус.С течением времени количество предметов, которые всегда должны были находиться «под рукой», росло. В начале XVIII века дамы при французском королевском дворе хранили — теперь уже в сумочках — номаду, ароматические вещества, небольшое зеркало, веер, носовой платок. С этого времени дамская сумочка стала самостоятельно существующим бытовым предметом, важным аксессуаром костюма, отражающим вкус и достаток своей обладательницы. Ее носили на поясе, оставляя руки свободными.
Помимо нарядных сумочек в XVIII веке появились особые, «рабочие сумочки» в форме объемного мешочка, в которых хранили и носили принадлежности для рукоделия, дама не расставалась с ними даже когда направлялась куда-либо с визитом. Утверждению моды на рабочие сумочки способствовала фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур (1721 —1764).Жанна-Антуанетта Пуассон маркиза де Помпадур.
Мода не стоит на месте, а значит, меняются и сопутствующие аксессуары. Наступила эпоха «Короля-Солнце» - Людовика XIV. На платьях тех лет уменьшилось количество нижних юбок и сдвинулась линия талии, а это означало, что носить несколько мешочков поверх платья стало крайне неудобно. Именно в то галантное время и зародилась та самая дамская сумочка: мешочки для духов и косметики стали изящным дополнением к наряду, их украшали бисером и изысканной вышивкой. В середине XVIII века маркиза де Помпадур, фаворитка Людовика XV, ввела их в обиход аристократов. Благодаря ей бархатный мешочек, украшенный кружевами, стал обязательным атрибутом для всякой уважающей себя дворянки.Сумочки фасона "помпадур".
Любопытно, что миниатюрная сумочка в форме мешочка, затягивающегося тесьмой, до сих пор называется «помпадур». В XVIII веке этот предмет именовали "reticule", от латинского слова "reticulum" — «сеточка». Сумки с инкрустациями из черепахового панциря и жемчуга, оправленными в серебро и золото, были тогда, как сказали бы в наше время, ультрамодными.
Получили популярность и тканевые сумочки. Они изготавливались из атласа, парчи, гобелена. Встречались экземпляры, украшенные пейзажами и жанровыми рисунками. Однако, чаще все же украшением служила гарусная или бисерная вышивка. Закрывались сумки не только с помощью шнурков. В качестве замков использовались всевозможные металлические рамки и застежки разных конструкций, декорированные поделочными камнями, эмалью, позолотой и перламутровыми деталями. Известны модели сумочек того периода, имевшие бисерное тулово и узкое нитяное горлышко, замыкавшееся с помощью узкого металлического кольца, надетого на горлышко. Более распространенными в то время стали бронзовые, серебряные и золотые замочки.

 

В XVIII веке кошельки и сумочки-мешочки появились и в России, войдя в обиход наряду с веерами, мушечницами, табакерками и другими европейскими новинками. Сумочки привозили иностранные купцы для продажи и путешественники — для подарков. Русские дамы по примеру европейских стали вышивать сумочки крестом по канве, гладью и бисером. Вышивали представительницы всех сословий. Пяльцы стояли в женских кабинетах-будуарах и в гостиных. Мастера-мебельщики создавали особые небольшие столики для рукоделия с откидной столешницей и шкатулкой для принадлежностей внутри. Такой столик был в каждом дворянском доме. Рисунки вышивок печатали в журналах. Из архивных документов известно, что в женских учебных заведениях, находившихся под попечительством императрицы Марии Федоровны (1759 —1828), жены императора Павла I, большое внимание уделяли преподаванию навыков рисования для того, чтобы воспитанницы могли самостоятельно переносить узоры вышивок с печатного образца на ткань, а также создавать собственные оригинальные композиции.Важный этап в истории дамской сумочки — период Великой французской революции, которая не только изменила общественное устройство, но и реформировала костюм. В моду вошли платья «греческого» фасона, похожие на античные туники. У платьев был короткий лиф, заканчивавшийся под грудью, и не скрывающая формы женского тела струящаяся юбка. Платья нового фасона шили из легких полупрозрачных тканей, таких, как муслин, батист, египетская шерсть, тонкое шелковое полотно. Роскошные плотные шелковые ткани с богатыми цветочными узорами вышли из употребления. Карманы не должны были нарушать изящные линии платья, и роль сумочки возросла. К тому же при таком крое платья невозможно было носить сумочку пристегнутой к поясу, она окончательно отделилась от платья, стала самостоятельным аксессуаром костюма и заняла свое место на изящной женской ручке. Поэтому распространено мнение, что сумочка впервые появилась именно в конце XVIII века.В то время для их изготовления использовали ткани и кожу. Декоративная отделка предполагала гораздо большее, чем прежде разнообразие материалов, среди которых были накладки из резной слоновой кости, перламутра и черепахи, миниатюры на папье-маше, расписные фарфоровые и эмалевые плакетки, вышивка шелком и бисером, кружево и плетение. К уже известному ранее набору необходимых предметов, находившихся в сумочке, добавились лорнет, карне (carnet de bal — бальная записная книжка), несессер. Кроме того, дамы стали носить с собой книги карманного формата. Сумочка должна была оставаться изящной, поэтому все предметы, предназначенные для ношения в ней, постепенно становились миниатюрными. Так, к примеру, никогда ранее и никогда впоследствии дамы не носили вееров с оправой длиной всего 6 — 7 см. Особенно красиво были отделаны бальные сумочки из дорогих тканей, украшенные кистями, вышивкой золотом, серебром и бисером. Сумочки этой эпохи получили особое название «ридикюль». Наиболее полное объяснение происхождению этого вида сумочек и их названия дала Р.М.Кирсанова на страницах своей книги «Костюм в русской художественной культуре» (М., 1995, с. 232— 233): «Ридикюль — дамская сумка небольшого размера, мягкой формы из ткани (шерсти, шелка, бархата и др.), распространенная в конце XVIII —начале XX века, а также довольно больших размеров из кожи (что делало ее устойчивее), вошедшая в употребление позднее. Название от фр. riticule — сетка (от латинского ridiculus — сеточка). Франц, ridicule в значении «смешной» имеет другое происхождение (лат. ridiculus — смешной). В нач. XVIII века эти значения сблизились, и название сумки «ридикюль» содержит в себе с тех пор некоторую иронию».

В 1820—1830-х годах антикизированная мода себя изжила и сменилась романтическим стилем. Женские платья приобрели более строгие очертания и жесткие формы. В моду вошли сумочки правильной формы, соответствовавшей четкому силуэту платьев. Характерны сумочки того времени, напоминающие по форме раковину-жемчужницу, а также круглые и в виде многоугольника. Чтобы придать ридикюлю жесткость, использовали специальную ткань, о которой сообщал читателям в разделе обозрения мод литературный журнал «Галатея» (№ 12 за 1830 год): «Волосяная материя, называемая crinoline, употребляется для подкладки ридикюлей, корзинок, иногда подбивают ею шляпы». В отделке сумочек широко использовали вышивку бисером. Сюжеты вышивок отличались многообразием — миниатюрные пейзажи, охотничьи и жанровые сцены, букеты и цветочные гирлянды поражают тонкой детализацией, богатством и свежестью красок. В качестве дополнительного декора применяли бахрому и кисточки. Рамы сумочек были металлическими.Сумочки XIX века.
Позже фасонов дамских сумочек стало возникать еще больше. К началу XIX века они уже подразделялись по назначению. Изобрели миниатюрные модели специально для нанесения визитов. Они не могли вмещать ничего, кроме визитных карточек. Другие, размером побольше, уже предназначались для ношения необходимых даме косметических средств, и снабжались зеркальцем, кармашком для парфюмерного флакончика, отделением для пудреницы и миниатюрным кошельком-монетницей. Тогда же, в период моды на все античное, появились сумочки, напоминающие своей формой греческую амфору, и ставшие известными под названием «ридикюль», что в переводе с французского означает «смехотворный».Специально для посещения балов заказывали роскошные вечерние варианты. Они вмещали предметы первой необходимости для подобного рода светских мероприятий - веер и carnet de bal - бальную книжка для записи кавалеров, ангажировавших даму. Для театральных вечеров существовали особые модели сумочек, имевшие отделения для лорнета или театрального бинокля. Зачастую такие аксессуары представляли собой подлинное произведение искусства.
В середине XIX века европейская индустрия окрепла и стала вытеснять домашние изделия, на создание которых требовалось слишком много времени и сил. В крупных европейских и русских городах процветали модные магазины, где можно было подобрать сумочку к любому туалету.
Особенно популярными были сумочки с так называемой «берлинской вышивкой» — геометрического характера с плавными переходами от более темных к более светлым оттенкам.
В середине XIX века в моду вошли сумочки, сплетенные из золотых или серебряных звеньев, с литой рамой и ручкой-цепочкой. Украшением им служили металлическая бахрома, цветные эмали, драгоценные камни и гравировка. Мода на такие сумочки сохранялась вплоть до конца 1910-х годов, причем их форма и отделка менялись в русле эволюции художественного стиля от историзма к модерну, неоклассике и ар деко.
Некоторое влияние на оформление дамских сумочек оказал английский реформатор искусства У Ильям Моррис (1834— 1896), предложивший украшать их изображением одного растения в его натуральном виде, как бы призывая оценить красоту всего единичного на фоне общего увлечения серийным производством.
К концу XIX века женщины активно включились в жизнь общества. Появились женщины-студентки, учительницы, медицинские сестры, секретари, фабричные работницы. Они нуждались в практичной одежде и подобающих аксессуарах. В их сумочках должны были умещаться не только косметика и парфюмерия, но и деловые бумаги, письменные принадлежности и бутерброд. Так появились практичные кожаные сумки в виде небольших баулов и портфелей с металлическими замками и удобными ручками.
Тем временем светские женщины продолжали посещать театры, балы и парадные приемы. Их сумочки оставались миниатюрными и нарядными. В первом десятилетии XX века в моде были плоские сумочки-кошельки овальной формы с металлической рамой и защелкой в виде скрещенных шариков или цилиндров. Их шили из шелка, бархата, замши и украшали вышивкой бисером, стеклярусом, стразами, искусственным жемчугом и аппликацией в стиле модерн. Нередко поверхность основной ткани покрывали слоем тюля и по нему выполняли вышивку. Применение нескольких слоев прозрачных материй было одним из излюбленных приемов работы с тканью стилистов того времени. На сумочках в стиле модерн — изображения экзотических птиц, цветов, бабочек, стрекоз и даже пауков, замерших в паутине. Среди орнаментов особенно популярными были извивающиеся линии волн, трельяжа, спиралей.
В связи с увлечением искусством стран Дальнего Востока стало популярным изображение японского мака, ирисов и хризантемы. Изображение цветов и листьев мака особенно широко использовали в декоре различных произведений прикладного искусства после русско-японской войны. В Европе изображения этого растения давно были известны, но в этот период его трактовка приобрела специфический дальневосточный оттенок, что проявилось в подчеркнутой извилистости линий рисунка.
Большое внимание уделяли оформлению оправ сумочек. Их делали из металла и украшали вставками из искусственных и натуральных камней, гравировкой, филигранью, создавая изящные ювелирные композиции. Распространенной отделкой была низанная из бисера и стекляруса сетка с бахромой, пришитая к нижнему краю сумочки. В музеях и в частных коллекциях сохранилось множество сумочек, сплошь вышитых бисером, стеклярусом и блестками, которые служили прекрасным дополнением вечерних туалетов и по моде того времени тоже имели сверкающий и переливающийся декор.
Шелковые сумочки украшали шелковой бахромой и кисточками. Их ручки имели форму петли из той же ткани, что и сама сумочка. Делали и длинные ручки, сплетенные наподобие косы из нескольких нитей шелкового шнура, полосок ткани или кожи. У металлических и бисерных сумочек были ручки-цепочки.
Выразительным образцом стиля 1900-х годов может служить сумочка в виде плоского кошелька, закругленного в нижней части, выполненная из атласа цвета «крем», с рамой из желтого металла, декорированной на лицевой стороне ажурным орнаментом со вставками из перламутра, бирюзы и «изумрудов». По углам закреплены ажурные накладки треугольной формы с овальными выпуклыми вставками из перламутра и искусственных камней — двух «рубинов» и двух «аметистов». Замочек-защелка решен в виде двух гладких шишечек. Длинная ручка, сплетенная из шелкового шнура, прикреплена к колечкам на концах рамы. Лицевая сторона сумочки украшена вышивкой металлической нитью в прикреп с изображением трех крупных маков. В центре каждого цветка пришиты крупные стеклянные бусины «золотого» цвета неправильной, «мятой» формы. Низ сумочки обшит шелковой бахромой, посередине которой прикреплена шелковая кисть.
В начале XX века, вошли в моду тканые из металлического бисера сумочки.
Техника бисерного ткачества появилась во Франции в конце XIX века. Нить с нанизанным на нее, в соответствии с узором, бисером натягивали горизонтально, после чего ее захватывали вертикально натянутые нити, затем нанизывали следующий горизонтальный ряд и так далее. Стальной бисер четырех основных оттенков: стальной, золотой, бронзовый и алюминиевый — производили во Франции и в Америке, причем французский бисер был меньшего размера и более тщательно отполирован. На тканых бисерных сумочках часто встречается геометрический узор, состоящий из ромбов и звезд, расположенных строгими поясами.В конце романтического века появились первые дорожные сумки.
Переломным моментом в истории дамской сумочки стал рубеж конца XIX — начала XX века. Это был период начала распространения моды на массовые путешествия. Дорожная сумка стала обязательным аксессуаром. Конечно же, данное обстоятельство не могло не повлиять и на внешний вид дамских сумочек. Изысканность начала уступать место практичности, в связи с чем дамы начали носить сумочки в руках, а позже и на плече. В 1896 году бренд «Louis Vuitton» разработал первую в мире багажную коллекцию с известным по сей день логотипом «LV».Дама с сумочкой. Период конца XIX - начала XX века.
Из декоративного дополнения гардероба сумочки все более превращались в повседневный функциональный аксессуар. Безусловно, повлияла на данный процесс прогрессирующая в обществе женская эмансипация. Однако, даже приобретавшие все большую упрощенность и функциональность сумочки, ставшие напоминать миниатюрные саквояжи, тяготели к изяществу.
В 1910-х годах, в связи с празднованием столетия победы над Наполеоном, возник огромный интерес к моде в стиле ампир. В связи с возрождением платьев «а la antique» вошли в моду сумочки-мешочки, напоминающие ридикюли начала XIX века. От старинных сумочек они отличались большим размером и использованием новых материалов и орнаментов. Так, рисунок свободно располагался на поверхности изделия, образуя прихотливые изгибы, в отличие от строгой симметрии, которой требовали каноны классицизма. В узорах появились типичные для модерна мотивы. Украшали сумочки тесьмой, ажурными прошивками, помпонами и бахромой.
Дамские сумочки всегда были не только полезной вещью и красивым дополнением костюма, но и сувениром, сохранявшим память о каком-то событии или встрече. Еще в XVI веке, когда сумочку дарили к празднику, ее часто снабжали вышитой надписью с добрым пожеланием. Вышитые надписи типа «Кого люблю того дарю», «souvenir» или обозначение памятной даты встречаются на многих сумочках русской работы первой половины XIX века. В частной коллекции Н.А.Костригиной хранится сумочка из черного муара со штампованной рельефной рамой из желтого металла и замком-защелкой в виде двух шариков. Рельеф на раме изображает ветки с цветами, а на обеих сторонах, в центре — изображение ленты с надписью «PARIS. 1900», напоминавшей своей владелице о посещении столицы Франции на рубеже столетий.
В XX веке ассортимент сумочек увеличился во много раз. Трудно описать разнообразие их форм, конструкций и материалов. Приведем лишь отдельные примеры. Так, в 1937 году Эльза Чиапарелли предложила сумочку в сюрреалистическом стиле в виде улитки. Элизабет Арден запатентовала в 1939 году жесткую сумочку из черной лакированной крокодиловой кожи в форме трапеции, с золоченой рамой, одной короткой ручкой и с комплектом аксессуаров, включавшим пудреницу с зеркалом и тюбик помады. Коко Шанель ввела в моду сумочки с минной ручкой-цепочкой, которую носят на плече. С 1950-х годов для изготовления дамских сумок стали применять пластик.
Последовавшая после Первой Мировой войны эпоха ознаменовались бурным всплеском модных решений. В начале 1920-х годов, как и ранее, были популярны тесемки или лямки, завершающиеся металлическим кольцом, в качестве ручек и оформления устья. В декоре преобладали зигзаги, геометрические фигуры или этнические мотивы. К середине десятилетия декор и сами формы сумочек стали видоизменяться в сторону усложнения. Мастера по изготовлению дамских аксессуаров начали украшать их клочковатой бахромой и причудливыми кисточками. Вновь стали появляться бальные и театральные модели сумочек самых изысканных форм и фасонов, а также разных размеров. К концу 1920-х годов вновь вернулись в моду модели в стиле «помпадур», украшенные ровными или извилистыми поперечными полосками, с пышной подвесной кистью снизу. Встречались экземпляры в форме полусферы с плоским дном.Сумки-конверты, возникшие еще в 20-е годы, уже прочно вошли в обиход к началу Второй Мировой войны. Тогда же были изобретены сумка-папка, сумка-чемоданчик, сумка-портфель, и так называемая «сумка для автомобиля». Модные дизайнеры даже стали присваивать создаваемым ими моделям имена собственные. В частности, сумка "Kelly" от Hermes, созданная в эпоху 1930-х, была названа в честь полюбившей ее княгини Монако Грейс Келли. В числе таких же «именитых» сумочек можно вспомнить и удлиненную стеганую модель на позолоченной цепочке от Chanel, получившую наименование "2.55" в память о дате запуска в производство - февраль 1955 года.

https://dzen.ru/a/X-8KUdGpBkHKFLsW

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (6):
Куда же мы без сумочки?! Интересная история создания! Дама с красивой сумочкой смотрится элегантно! Жаль, что нынешняя молодежь предпочитает рюкзаки... Спасибо, Валечка! Доброго утра!
Доброе утро, Валечка! Благодарю за чудесный и интересный пост. Осень — пора красоты, вдохновений, Ранних закатов, утр туманных. Солнышко, с утром прекрасным, осенним, Счастье твоё будет пусть многогранным! [360x362]
Благодарю,дорогая! Пусть ваше "Сегодня" будет прекрасным... Добрым, уютным, солнечно-ясным!
дракоша52 23-10-2025-23:46 удалить
Ответ на комментарий Риточка_Л # Риточка_Л, Благодарю,Риточка! Всего доброго!

Спасибо, Валечка!Всего доброго!


Комментарии (6): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История дамской сумочки | дракоша52 - Дневник дракоша52 | Лента друзей дракоша52 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»