Храм Кайласа в Эллоре
Пещерный храм Кайласа знаменит тем, что представляет собой самое огромное монолитное сооружение в мире, вырубленное прямо из единого куска скальной породы. Его габариты поистине впечатляют, также как и скульптуры, вырезанные на территории храма. Но больше всего поражает сам факт подобной работы мастеров того времени, ведь даже сейчас сложно создать нечто подобное.
Это место известно еще под одним именем - Кайласанатха, что означает “Повелитель Кайласа”. Находится святыня на западе Индии в штате Махараштра и является частью пещерного комплекса Эллоры, куда входят 34 буддийских и джайнских монастыря и индуистские храмовые сооружения, высеченные прямо в горной породе.
Название храму было дано по имени священной гималайской горы Кайлас – обители бога Шивы. Принято считать, что его возведение пришлось на VIII век нашей эры при правление Кришны I из империи Раштракутов.
Почитая Шиву и представляя его святую гору, этот храм стал одной из крупнейших шиваитских святынь. Предполагается что строительство продолжалось с 757 по 783 год н.э., за это время было вырезано и удалено от 150 до 400 тысяч тонн базальта из Чаранандрийских гор для создания этого шедевра архитектуры.
И все это — лишь ручная работа, только молотки и зубило. Строители начали сверху — закончили у основания. Настоящий подвиг средневековых мастеров.
Согласно средневековой легенде, рассказанной маратхами из Махараштры, храм Кайласа был фактически построен за неделю. Эта легенда вращается вокруг царицы, муж которой был очень болен. Махарани молилась Шиве, прося Бога исцелить ее мужа. В обмен на эту милость царица поклялась построить храм, посвященный Шиве, и строго поститься, пока храм не будет достроен.
Шива услышал молитвы махарани, исцелив ее супруга, и она приступила к исполнению своих обетов. Однако дворцовые архитекторы были обеспокоены ее постом, так как для завершения такого грандиозного храма потребовалось бы много времени. Они не решались взяться за дело.
Однако один из архитекторов, которого звали Кокаса, заверил царицу, что сможет построить храм всего за неделю. Кокаса сдержал свое слово и начал вырезать храм из скалы сверху, опускаясь вниз. Через неделю храм Кайласа был закончен. Вот такая легенда.
Как бы там ни было, получившийся храм Кайласа является шедевром, достойным дани уважения богам.
Во-первых архитекторы проявили недюжинную изобретательность, начав вырезать храм сверху, и опускаясь все ниже в скальную породу, пока он не был готов. Сложно представить такое даже с современным уровнем технологий.
Во-вторых храм примечателен огромным количеством удивительных скульптур. В главном дворе, например, есть изображение Нанди, священного быка Шивы, которое обращено к Шивалингаму. Эти традиционные черты можно найти во всех храмах, посвященных Шиве. А у основания храма можно увидеть скульптуры слонов, что создает у зрителя впечатление, что вся конструкция поддерживается спинами этих животных.
Кроме того, в храме Кайласа можно найти различные искусно вырезанные панели. Некоторые из них, например, изображают сцены из двух главных индуистских эпосов, Махабхараты и Рамаяны. А в юго-восточной галерее храма есть 10 панелей, изображающих различные аватары индуистского бога Вишну.
Легенда о королеве - не единственная, связанная с этим непостижимым местом. Существует еще одна интересная история о храме Кайласа, которая относится к периоду правления в Индии исламской династии Великих Моголов.
Так, во время правления шаха Аурангзеба была предпринята попытка Моголов разрушить храм. Аурангзеб к этому времени уже разрушил бесчисленное множество индуистских храмов и намеревался добавить храм Кайласа в этот список. Рассказывают, что 1000 рабочих были отправлены на демонтаж храма.
Прошло три года, и храм получил лишь минимальный ущерб - только несколько изуродованных или сломанных статуй. Понимая, что полностью разрушить храм невозможно, Аурангзеб в конце концов сдался.
Возможно, храм защищал сам Шива?
P.S. Если честно, я не представляю как можно было соорудить храм "наоборот", т.е. сверху вниз. Это ж нужно было просто чувствовать камень: знать когда должна закончится крыша и должна появиться колонна, за колонной - скульптура, полы... И ведь пропорции не нарушены!
Отсюда:https://dzen.ru/a/Zun0jhAzvnufET47