• Авторизация


Кибуцы 20-01-2011 15:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В 80-ых годах прошлого века, когда кибуцы Израиля переживали свои лучшие дни, в 250 общинах проживало в общей сложности 120 тысяч человек. С тех пор и число общин и число их жителей несколько (но не фатально) уменьшилось. Какие принципы были положены в основу этих еврейских поселений, первые из которых появились в Палестине около ста лет назад? Общее имущество ("нет больше ни частной собственности, ни частной жизни") + Всеобщее вооружение + Отмена права наследования + Отмена (внутри общины) всех товарно-денежных отношений + Отказ от наемного труда + Работа всех для общины + Раннее отселение детей от родителей.


Кибуцы оказались незаменимы в условиях военных действий, они легко превращались в укрепленную и обороняемую "до последнего человека" крепость. Они накормили Израиль на стадии возникновения этого государства т.к. никогда не рассчитывали на натуральное хозяйство и самообеспечение и всегда поставляли результат общинного труда на рынок. До сих пор 4% населения Израиля, живущие в кибуцах, производят почти половину (более 40 %) всей сельхозпродукции. И это при том, что не все кибуцы аграрные, есть и рыбацкие, есть кибуцы – мебельные фабрики и т.п. Согласно изначальной философии кибуцев социальное в человеке должно стать сильнее частного, если этому способствуют условия, воспитание и круговая поддержка. Поэтому в кибуце не существует более дорогого и более дешевого труда и община старается выплачивать каждому по потребностям, исходя из общих возможностей. Результат труда и удовлетворение потребностей никак не связаны. Но равенство не должно означать усреднения и твой "личный счёт" в общине зависит и от того, сколько лет ты прожил здесь, и от твоего возраста, и от числа твоих детей и т.д. "Личный счёт" это не заработная плата в рыночном её понимании, но столько денег, сколько община считает нужным и возможным тебе выделить, оценивая тебя по самым разным признакам, но не по пресловутой "эффективности".

Там, где тебя все знают, никому не нужно "статусное потребление", которое сигнализировало бы окружающим о том, кто ты и как к тебе относиться, и все вещи здесь используются функционально, пока не испортятся, а не пока выйдут из моды и будут заменены другими, более статусными, на рынке.

В кибуцах считали, что политическая демократия неизбежно превращается в спектакль и манипуляцию без демократии экономической т.е. без реального равенства имущественных возможностей, а не только абстрактных "прав". Средний размер общины – 200 человек. Все решения принимает еженедельное общее собрание и постоянно сменяемые его представители – координаторы разных сфер деятельности общины. У всех должен быть опыт участия во власти и право побыть таким "временно назначенным" начальником. Не должно возникать профессиональных управленцев и постоянных начальников т.е. бюрократии как отдельного слоя со своими интересами. "Все знают, как устроен кибуц и как принимаются решения". Некоторые общинники не ходят на еженедельные собрания и не участвуют в самоуправлении, находя себе более интересные дела, это их право отказаться от власти, доверившись более активным общинникам.

Израиль замышлялся в кибуцах как общество взаимопомощи, а не конкуренции. В первые годы его официального существования предполагалось объединить все общины в единую "коммуну коммун", чтобы исключить рыночные конкурентные отношения не только внутри общин, но и вовне. Однако этот план не удался – успешные общины быстро отказались тянуть менее успешных и помогать им и "коммуна коммун" распалась, лишний раз подтвердив, что помогать, делясь последним со своим соседом это совсем не тоже самое, что помощь не знакомому тебе "далекому другу". Кибуцы быстро вернулись к идее автономных и самостоятельных сегрегаций. В 50/60-ых годах многие кибуцы пережили раскол по вопросу о степени и формах обобществления, общину взрывали споры о том, какую модель предпочесть: троцкизм -- маоизм – анархо-синдикализм – "частичный" социализм или "равенство библейских пророков" – доходило до насильственных столкновений и деления одной общины на несколько. Сейчас кибуцы делятся на общинные (классические), их всё меньше, и смешанные (где обобществление не такое строгое и полное), их всё больше. Разнятся отдельные общины и по стилю и по идеологии: марксистские, милитаристские, пацифистские, ортодоксально-религиозные, фольклорные. Частная собственность на святую землю и возможность её продажи по-прежнему считаются в Израиле социальным и религиозным преступлением и в кибуцах видят в этой идее "корневую основу" еврейского государства. В целом можно сказать, что большинство кибуцев прошли путь от микрокоммунизма к микросоциализму т.е. к возврату отдельных элементов частной жизни и "разумного неравенства". Дети стали ночевать (при желании) в домах родителей, тогда как в классическом кибуце они образовывали "коммуну внутри коммуны" и жили отдельно, чтобы ослабить вредящую общине семейственность. "Третье поколение", выросшее в кибуцах, как и остальная израильская молодежь, воспринимает свои общины более критично, чем их родители, и, даже сохраняя верность сельскому труду, всё чаще выбирает "мошавы" – фермерские кооперативы, в которых нет никакого социализма. Если в ранней модели жизни общинника предполагалась ежедневная смена деятельности, чтобы сделать его "универсальной личностью", сейчас в большинстве общин возникла не только специализация труда отдельных людей, но и специализация самих общин. Одни кибуцы занимаются только финиками, другие – только апельсинами, третьи – только рыбой и т.п. Теперь можно просто жить в современном кибуце и вносить оговоренную сумму в его бюджет, зарабатывая деньги за пределами общины, если никто из других общинников не выступает против этого. Внутри кибуца, конечно, остается бесплатным лечение, обучение детей, высшее образование в городах за счет общины и все коммунально-ремонтные службы. Всех по-прежнему кормит бесплатная столовая, но всё большее число людей предпочитают обедать дома с семьей. Становление Израиля в его романтический (и почти "социалистический") период было бы невозможно без кибуцев, но в будущем рыночные принципы постепенно начали подтачивать общины извне. Чтобы убавить себестоимость своих продуктов и не быть вытесненными с рынка, большинство кибуцев начали нанимать временных сезонных работников, не имеющих, конечно, никаких привилегий т.е. кибуц регулярно превращается в коллективного эксплуататора. Нанимается туда молодежь, для которой это временное приключение, туристы, новоприбывшие репатрианты. Для того, чтобы получать сопоставимую с кибуцниками оплату труда, голосовать на собрании и пользоваться всеми общинными льготами, нужно прожить и проработать в общине минимум два года, но последнее слово всё равно остается за общим собранием. Этот тип еврейский общины постоянно подчеркивает свою отдельность, ставит защитный фильтр между собой и остальным миром. Жители кибуцев очень часто считают именно себя подлинными израильтянами, хранителями еврейских традиций праведной жизни и сутью всего израильского проекта. В целом, мутации кибуцев связаны с несбывшимися надеждами левых сионистов на мировой социализм, временными, переходными формами к которому кибуцы себя как раз и видели.

Принято шутить, что высокомерие кибуцников – это их психологическая компенсация за отсутствие собственности. В некотором смысле, они – евреи, которые даже в собственном возрожденном государстве сочли полезным придерживаться древней идеи гетто. В средневековой Праге времен рабби Лёва и Голема сама возможность евреев жить в гетто, не смешиваясь с христианским большинством и имея собственную администрацию, считалась привилегией, дарованной королем. То же самое можно сказать о гетто Балат в Стамбуле или острове Джудекка в Венеции, где еврейские купцы жили на привилегированном и отдельном положении, пока решением дожа их принудительно не переселили на другой остров, в "совсем другое" гетто. Даже вне зависимости от того, были ли конкретные гетто добровольной, желательной сегрегацией или принудительной, вынужденной, учитывая своеобразие еврейской истории, очевидно, что представители этого народа очень склонны к идее повышения качества человеческих отношений в своем кругу совместно живущих за счет ослабления и редукции отношений с обществом, окружающим этот "свой круг". Социалистические надежды двадцатого века наложились тут на формировавшуюся веками ментальность.


Источник: http://community.livejournal.com/eco_digest/64787.html
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
Да, идея оказалась утопической в глобальном плане, но жить в коммуне, на мой взгляд, довольно комфортно, если не страдаешь амбициями и доволен тем, что получаешь.
Негород 20-01-2011-18:17 удалить
Ответ на комментарий Травкина_Лариса # В период становления государства, это была насущная необходимость, в такой организации коммун.
Как видно, в следующих поколениях, при стабилизации экономической ситуации, "своя рубаха" все ближе и ближе к телу.
Ответ на комментарий Травкина_Лариса # вы живёте не глобально , не городом и не страной - вы живёте семьёй . Коммунитарное движение - это не утопия - это реалии -есть масса примеров
Ответ на комментарий мастеровой # мастеровой, в нашей стране? Интересно, не слышала..
Ответ на комментарий Ева_Козырева #
Идея интересная,но только на определенном этапе!
Потом она будет тормозить развитие как общества ,так и индивида.
Экстенсивный путь важен так же как и интенсивный.
"Инструментальный" уровень не дает такого видения как "интенциальный" и "смысловой".
Ответ на комментарий НАТИК-НАТАЛИ # Кибуцы - стартовая идея, дальше - кто в лес, кто по дрова...


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Кибуцы | Негород - Дневник Негород | Лента друзей Негород / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»