Екатерининский парк в Царском Селе (ныне — городе Пушкине) имеет историю, связанную с строительством одноимённого дворца. Парк назван в честь императрицы Екатерины I — супруги Петра Великого.
В 1717 году Пётр I подарил земли в пригороде Санкт-Петербурга своей возлюбленной и будущей жене Екатерине Алексеевне и начал возводить для неё резиденцию. Перед дворцом заложили регулярный сад с системой прудов, планировку для которого выполнили приглашённые голландские мастера садово-паркового дела.
В парке появились прямые аллеи, беседки и боскеты. Вдоль дорожек стояли скульптуры, которые приобрёл Пётр I.
В середине XVIII века императрица Елизавета Петровна перестроила Екатерининский дворец и расширила сад. В парке частично изменилась планировка, появились украшения и скульптуры. Придворный архитектор Елизаветы Петровны — Франческо Растрелли — спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот».
Павильон «Грот» (также известен как Утренний зал и Зала антиков) расположен на берегу Большого пруда, между пейзажной и регулярной частями парка.
Проект разработал архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Строительство велось в 1755–1756 годах при императрице Елизавете Петровне, внутренняя отделка — в 1770-х годах при Екатерине II.
В 1780-х годах павильон стали называть Утренним залом, поскольку Екатерина II проводила здесь утренние часы, читая и занимаясь делами.
В павильоне разместили коллекцию скульптур, статуй и ваз из цветного камня, которая позже вошла в коллекцию Эрмитажа.
В 1770-х годах у зелёной зоны появилась вторая часть: к югу от дворца и вокруг Большого пруда был разбит пейзажный парк. Императрица добавила постройки — комплекс Адмиралтейства, Эрмитажную кухню, Верхнюю и Нижнюю ванны, Камеронову галерею, Концертный зал и другие.
Камеронова галерея — памятник архитектуры в Екатерининском парке Царского Села. Расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей парка.
Галерея построена в 1784–1787 годах по проекту шотландского архитектора Чарлза Камерона. Идея строительства принадлежит Екатерине II.
Фрейлинский садик — небольшой сад в Екатерининском парке Царского Села. Расположен вдоль Камероновой галереи и бокового фасада Агатовых комнат.
Садик, первоначально названный Цветным, был разбит в конце 1780-х годов садовником Джозефом Бушем по проекту архитектора Чарльза Камерона.
Название садик получил из-за того, что на первом этаже Камероновой галереи находились комнаты фрейлин императрицы. Тогда именно они были главными посетителями этого уголка парка, и в 1912 году садик стали именовать Фрейлинским.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
А.Ахматова
Памятный знак открыт в день 225-летия А.С.Пушкина.
Концертный зал «На острову» — памятник архитектуры, расположенный в Пушкине, в Екатерининском парке Царского Села, на Большом острове на Большом пруду.
Первый увеселительный павильон, восьмиугольная брусчатая галерея Люстгауз, был построен на острове из дерева в 1723 году И. К. Ферстером. Новый, каменный зал в стиле барокко создал на его месте С. И. Чевакинский в 1746–1748 годах.
В 1794 году Д. Кваренги перестроил здание в стиле классицизма, уничтожив прежние декорации. В 1817–1820 годах новые работы в зале провёл В. П. Стасов.
В XVIII и начале XIX века павильон служил местом проведения концертов, в нём же отдыхали катающиеся на лодках. Изредка использовался для придворных обедов.
В 1911 году в зале был открыт ресторан в связи с организацией юбилейной Царскосельской выставки. В 1912–1941 годах зал использовался для зимнего хранения лодок.
В 1996 году была воссоздана историческая паромная переправа, соединяющая остров с Екатерининским парком. В 2008 году прошла реставрация павильона, после которой зал используется для концертов и торжественных мероприятий.
«Девушка с кувшином» (другие названия — «Молочница», «Царскосельская статуя», «Перетта») — фонтан в Екатерининском парке Царского Села в Санкт-Петербурге. Это памятник садово-парковой архитектуры и скульптуры начала XIX века федерального и международного значения.
В 1808–1810 годах по распоряжению императора Александра I началось благоустройство участка парка на месте бывшей Катальной горы. Склон между вновь сооружённой Гранитной террасой и Большим прудом оформили в виде зелёных уступов, от террасы к пруду проложили новые дорожки, а устье бокового канальчика оформили фонтаном по проекту инженера А. Бетанкура.
Летом 1816 года в устье канала, где выходил на поверхность подземный водовод, установили фонтан, украшенный бронзовой скульптурой «Молочницы» работы Павла Соколова.
Босая девушка в античной тунике сидит на большом сером камне, поджав под себя ноги и опустив левую руку с зажатым в ней черепком от кувшина.
Правая рука подпирает склонённую голову, прядь волос падает ей на шею, левое плечо и грудь обнажены.
Рядом с девушкой лежит разбитый кувшин, из которого непрерывной струёй вытекает родниковая вода.
Бронзовый оригинал «Девушки с кувшином» находится в фондах музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году.
Фонтан вдохновил многих поэтов и композиторов на создание стихов и музыкальных сочинений. Например, стихотворение Пушкина «Царскосельская статуя», написанное 1 октября 1830 года.
Мраморный (Палладиев, Сибирский) мост (также Сибирская мраморная галерея) — пешеходный мост в Екатерининском парке Царского Села. Расположен мост над узкой протокой, соединяющей Большой пруд с системой Лебяжьих и Верхних прудов.
Мост построен в 1772–1774 годах по проекту архитектора В. И. Неелова. Прототипом для него послужили мосты в английских парках Стоу и Уилтон, созданные на основе проекта А. Палладио.
Название «Сибирский» мост получил, так как был изготовлен на Екатеринбургской гранильной фабрике из горноошитского мрамора.
«Турецкая баня» — павильон в Екатерининском парке Царского Села (Пушкин, Санкт-Петербург). Расположен на искусственном полуострове в юго-западной части Большого пруда.
Павильон возвели в 1852 году по распоряжению императора Николая I. Он задуман как мемориал Русско-турецкой войны 1828–1829 годов.
Автор проекта: архитектор И. А. Монигетти, который в качестве образца для павильона взял турецкую мечеть.
После Октябрьской революции 1917 года павильон был законсервирован, а в 1941 году открыт в качестве музея.
Чесменская колонна (также называется Орловской или Большой Ростральной колонной).
Колонна воздвигнута по повелению Екатерины II в честь побед русского флота во время Русско-турецкой войны 1768–1774 годов. Монумент посвящён трём победам: Хиосской, Чесменской и Митиленской.
Автор: Антонио Ринальди.
Прообраз: ростральный столп в Риме, установленный в честь консула Дуиллия, одержавшего первую великую морскую победу над Карфагеном (ростральный — от латинского rostrum — нос корабля).
Готические ворота.
Ворота стоят недалеко от Сахарной горки, в начале подъёма, ведущего на искусственный земляной холм, насыпанный рядом с Башней-руиной. Через створ ворот проходит аллея, идущая к вершине Башни от Адмиралтейства.
Ворота созданы в 1777–1780 годах по проекту архитектора Ю. М. Фельтена. Рисунок ворот был заимствован из английского альбома «Gothic Decorative Architecture», известного в России уже в 1760-х годах.
За свою историю Готические ворота неоднократно реставрировались. Наиболее масштабные работы были проведены после Великой Отечественной войны, когда ворота были серьёзно повреждены.
«Башня-руина» — это одно из искусственных подобий древних руин парка, посвящённых победам российской армии в Русско-турецкой войне 1768–1774 годов.
Башня-руина была возведена в южной части парка по повелению императрицы Екатерины II по проекту архитектора Ю. М. Фельтена в 1771–1773 годах. Памятник был задуман как остатки старинной турецкой крепости, состоящей из гигантской башни и части крепостной стены, прорезанной аркой, с системой оборонных устройств.
После возведения башня служила видовой площадкой, а крепостная стена с главным входом в виде арки-въезда и земляной насыпью использовалась для прогулок и увеселительных катаний.
Орловские (Гатчинские) ворота были воздвигнуты в 1777– 1782 годах на границе Екатерининского парка, у выезда на дорогу, ведущую в Гатчину, бывшее имение генерал-фельдцейхмейстера Г. Г. Орлова. Императрица Екатерина II почтила одного из своих фаворитов этим прижизненным монументом в ознаменование успеха возглавленной им борьбы с эпидемией чумы, охватившей Москву в 1771 году. На фасаде ворот, обращенном к Гатчине, во фризе помещена надпись, взятая из стихотворного послания к генералу поэта В. И. Майкова: «Орловым от беды избавлена Москва». Другая надпись, со стороны Екатерининского парка, более подробно повествует об этом событии.
Автором архитектурного проекта Орловских ворот, утвержденного Екатериной II в 1771 году, является А. Ринальди. Строительные работы велись под наблюдением архитектора И. В. Неелова и каменных дел мастера И. Пинкетти.
В 1781 году решено было сделать Орловские ворота запирающимися, и спустя шесть лет на Сестрорецких оружейных заводах для них отлили железные створы, спроектированные архитектором Д. Кваренги. В 1784–1786 годах по обеим сторонам ворот установили железные решетки.
На этом всё. 01.07.2025 г.