Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода» был основан в 1955 году прямо под стенами мужского Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, в живописном месте, где Кострома впадает в Волгу.
«Костромская слобода» не просто музей под открытым небом, но и площадка для проведения фольклорных фестивалей и праздничных гуляний.
Кострома, Кострома, государыня моя, Кострома...
На самом деле Кострома в славянской мифологии является богиней весны и плодородия. Родная сестра Купалы. Чаще всего она представлялась как молодая девушка в белом одеянии и с дубовой веткой в руках - ключевой персонаж в обряде «проводы Весны». Весну изображала ряженая соломенная девушка - чучело, которую называли Кострубонькой или Костромой. Вокруг нее водили хороводы, совершая важные обряды для накопления энергии плодородия, которую нужно было передать полям. Затем чучело сжигали, либо хоронили, сопровождая обряд оплакиванием и пением песен. Праздник прощания с Весной проходил в конце мая или в начале июня. Позже он выпадал на Духов день. Как раз песня «Кострома» основана на обрядовом напеве, построенном в виде диалога:
«Здорово, Кострома!
-Здоровенько!
-Что вы делаете?
-А, милая, мы от красна ткём
-Ну помогай Вам Бог
С "Костромской слободой" прощаемся. Но вот ещё такая уникальная часовня «Царская Голгофа». Она возведена в память о мученической смерти последнего российского императора Николая II, его семьи и их слуг.
Летопись царской России завершилась трагедией, жестокой расправой над членами монаршей семьи. Прошли годы, времена изменились, некоторые представители дома Романовых канонизированы. Расстрел императорской семьи был осуществлён в полуподвальном помещении дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, а часовня в память об их мученической смерти возведена в Костроме неподалеку от старинного Ипатьевского монастыря. Только в первом случае название связано с русским инженером-строителем Ипатьевым, а во втором – со священномучеником Ипатием. Место для часовни памяти и покаяния выбрано не случайно. Она встречает каждого, кто идет в Ипатьевский монастырь, а именно в стенах этой обители был призван на царство родоначальник династии Романовых – Михаил Федорович.
Освящение поклонного креста и закладного камня в фундамент часовни состоялось в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, 29 августа 2009 года, в торжественной обстановке в присутствии губернатора Костромской области И.И. Слюняева. В закладной камень была вмонтирована капсула с землёй, привезённой из Ганиной Ямы под Екатеринбургом, куда отвезли тела расстрелянных после свершения преступления.
Строительство часовни завершилось в 2013 году. 19 мая, в день рождения государя Николая Александровича Романова состоялось освящение и открытие «Царской Голгофы». Тогда же была передана в дар частичка мощей великомученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, также жестоко убитой большевиками в 1918 году, на следующий день после расстрела императорской семьи, под Алапаевском (живьём сброшена в шахту рудника).
Часовня строилась по инициативе и на собственные средства заслуженного художника России Олега Молчанова. Воплощать его идею в камне и бетоне ему помогали друзья, а также неравнодушные жители города, делавшие добровольные пожертвования. Можно было внести посильную лепту в сооружение, перечислив деньги в банк, а можно было вложить в стену "именной" кирпич, купленный здесь же за любую монету и опустив её в копилку.
Стройка шла не просто. Берег реки здесь богат грунтовыми водами. Обычный фундамент осел бы уже через год. На помощь Олегу Молчанову пришел его товарищ – архитектор Федор Иванов. Он разработал особый фундамент, укреплённый почти 30 восьмиметровыми сваями и армированной плитой, через который вода проходит, как через решето, а сам он остается прочным. Авторы проекта уверены, что часовня выдержит даже половодье.
Часовня в честь святых царственных страстотерпцев получилась очень красивой, с ярким красочным фасадом.
Главным украшением часовни является бронзовая икона-барельеф в память об убитых большевиками императоре, членах его семьи и их слугах, именуемая «Царской Ипатьевской». На этом "расстрельном портрете" 11 человек: Николай II, цесаревич Алексей, императрица Александра Федоровна, царевны Татьяна, Ольга, Анастасия, Мария и их верные слуги: лейб-медик Боткин, лейб-повар Харитонов, комнатная девушка Демидова и камердинер полковник Трупп.
Акафисты в часовне читает мать художника Олега Молчанова.
Прощаемся с Костромой, впереди Ярославль.