• Авторизация


Верховный Суд России: заработная плата воспитателей в детских садах - прямое полномочие мэрии 31-05-2011 16:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сегодня вроде  нашли схему повышения зарплаты для работников детских садов по схеме "субсидий сверх норматива". Но отраслевая система оплаты труда может все нивелировать, надо продумать механизм проверки.

Интересное решение. Особенно полезно его почитать тем "знатокам" 131-го Федерального закона, которые до сих пор считают, что зарплата работников детских садов - это исключительное, а не факультативное расходное обязательство бюджета субъекта Российской Федерации. В городе Омске этот показатель усилиями Мэрии  держится на итогам 2010 года на "почетном" 31-месте. 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 мая 2010 г. N 55-Г10-1

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Меркулова В.П.,

судей Борисовой Л.В. и Еременко Т.И.,

при секретаре Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению мэра г. Абакана Республики Хакасия о признании недействующим (в части) Закона Республики Хакасия от 21 декабря 2009 г. N 139-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2010 год" по кассационной жалобе мэра г. Абакана на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 9 марта 2010 г. об отказе в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя мэра г. Абакана Ч., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителей Правительства Республики Хакасия И., А., Л., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

мэр г. Абакана обратился в суд с заявлением о признании недействующей таблицы 6 приложения N 12 к Закону Республики Хакасия от 21 декабря 2009 г. N 139-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2010 год" в части невключения в расчет субвенций расходов на финансирование реализации общеобразовательных программ в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Абакана, указал, что финансирование расходов на оплату труда педагогических работников дошкольных учреждений, на учебники и учебные пособия дошкольных учреждений, на технические средства обучения дошкольных учреждений, на расходные материалы и хозяйственные нужды дошкольных учреждений является государственным полномочием субъекта Российской Федерации. В оспариваемой норме Закона Республики Хакасия не предусмотрены субвенции на реализацию общеобразовательных программ в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, что нарушает права муниципального образования, поскольку влечет необходимость предусмотреть в бюджете г. Абакана дополнительные расходы на финансирование реализации образовательных программ в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, тогда как осуществление расходов местного бюджета на финансирование полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается.

Верховным Судом Республики Хакасия постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового об удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе мэр г. Абакана, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.

Суд, отказывая в удовлетворении заявления мэра г. Абакана, исходил из вывода о том, что оспариваемый (в части) нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Дошкольные образовательные учреждения, хотя и реализуют общеобразовательные программы, не относятся к числу общеобразовательных учреждений, а представляют собой самостоятельный тип образовательного учреждения и их финансовое обеспечение является полномочием органов местного самоуправления.

Данный вывод суда основан на законе, соответствует материалам дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Установлено, что ст. 12 Закона от 21 декабря 2009 г. N 139-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2010 год" утвержден в составе расходов республиканского бюджета на 2010 год объем межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований в сумме 4 305 490 тыс. рублей, в том числе субвенции из Регионального фонда компенсаций в сумме 2 440 309 тыс. рублей. Утверждено распределение указанных субвенций согласно приложению N 12 к данному Закону. В таблице 6 приложения N 12 к Закону выделены субвенции бюджету г. Абакана на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных образовательных учреждениях в размере 289 664 тыс. рублей. В редакции Закона Республики Хакасия от 31 марта 2010 г. N 10-ЗРХ таблица 6 приложения N 12 к Закону о бюджете поименована как "Распределение субвенций бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на реализацию основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях".

На федеральном уровне правоотношения, о которых возник спор, регулируются Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее БК РФ), иными федеральными законами.

В соответствии с п. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 6 БК РФ под межбюджетными трансфертами понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Названные в ст. 129 БК РФ формы межбюджетных трансфертов, выделяемые из одного бюджета другому в рамках межбюджетных отношений публичных субъектов, отличаются по порядку и условиям их предоставления. Так, в соответствии со ст. 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданным для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Данная норма корреспондирует со ст. 86 БК РФ, которая устанавливает порядок исполнения расходных обязательств муниципальных образований: расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, выполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 БК РФ.

В соответствии с подп. 6.1 п. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с последующими изменениями) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Аналогичные нормы права содержатся и в подп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

При этом согласно подп. 1 п. 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании", п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Положениями п. 2 ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, основным критерием разграничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении финансирования организации дошкольного образования является тип образовательного учреждения, в котором организован образовательный процесс.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона РФ "Об образовании" законодатель выделяет в качестве отдельных типов образовательных учреждений дошкольные учреждения (подп. 1 п. 4 ст. 12) и общеобразовательные учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (подп. 2 п. 4 ст. 12).

Разграничение законодателем понятий "общеобразовательное учреждение" и "образовательное учреждение" для целей Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части определения принципов финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации является очевидным. Если в подп. 13 п. 2 ст. 26.3 упомянутого Федерального закона говорится об обеспечении государственных гарантий граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, то в подп. 13.1 п. 2 ст. 26.3 - об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации.

Таким образом, функция по реализации общеобразовательных программ в муниципальных дошкольных учреждениях в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", с подп. 6.1 п. 1 ст. 29 Закона РФ "Об образовании" отнесена к вопросам местного значения. Данное собственное полномочие муниципального образования не может обеспечиваться за счет такой формы межбюджетного трансферта как субвенция, поскольку это противоречит федеральному законодательству.

Следовательно, оспариваемые нормы Закона о бюджете Республики Хакасия соответствуют требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Доводы кассационной жалобы свидетельствуют о том, что мэром г. Абакана, по существу, ставится вопрос о расширительном толковании норм подп. 6.1 п. 1 ст. 29 Закона РФ "Об образовании" и подп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и включении дошкольных учреждений в перечень образовательных учреждений, реализация общеобразовательных программ в которых обеспечивается за счет субъектов Российской Федерации, с чем нельзя согласиться по приведенным выше мотивам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, п. 1 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Хакасия от 9 марта 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу мэра г. Абакана - без удовлетворения.

Абсолютно обоснованное решение. Добавить нечего.

 

[600x400]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (21):
31-05-2011-18:17 удалить
Андрей Владимирович! Вы все больше и больше меня разочировываете..... Сегодня вроде нашли схему повышения зарплаты для работников детских садов по схеме "субсидий сверх норматива". Но отраслевая система оплаты труда может все невелировать, надо продумать механизма проверки))))...Вы не заболели?? Эта проблема не только образования...ВЫ вообше где??? Может минобразование или минтруд стоит лучше? Нет!!!!!!!!! Если сегодня воспитатели у вас в фаворе, флаг вам в руки.....но жить ГРАЖДАНАМ в ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, РАБОТАЮЩИМ В ГОС. УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗА ОКЛАД 4800 - 5000 РУБЛЕЙ...ЭТО КАК??? Вы мне обьясните, что вы вообше здесь делаете???? Запросите данные по оплате труда по категории "прочие" от гос.предприятий на прямую и вам станет все ясно. Вам дано уже лапшичку на уши навешали. Киньте посыл...и директора гос.контор сами данные сбросят.
Мне жаль, что я вас "разочировываю"... :) вы вообще-то наверное о поручении президента не слышали - про повышение зарплат воспитателям, медработникам детсадов? Так вы что предлагаете - не понял? Всем повысить? Вспомперсоналу? То что при отраслевой системе окладная часть не есть ВСЯ зарплата - это вы хотите сказать? То и делаем, что исполняем бюджет так, что бы деньги шли на строительство школ, больниц, детсадов, а не только на одну зарплату... Конечно, мириться с таким уровнем зарплаты нельзя,
31-05-2011-19:05 удалить
Ответ на комментарий Andrey_Besshtanko # Все нормально ... кого наняли на работу, тем он и работает. Юрист умеет хорошо объяснять, доказывать, оправдывать и обличать, пользуясь юридической базой. А если бы хотели нанять управленца - то взяли бы человека, прошедего горнило промышленности. Смешно ждать от юриста навыка управленца ...
31-05-2011-19:05 удалить
Нет!!! Видимо сушествует внутриведомственный "перекос" в отчетности о средней зароботной плате в учреждениях, не важно какого министерства, который подается на "верх", как средняя величина, а "прочие", которые ниже канализации, ВАМ и не видно. Все очень просто Ватсон...
А, что, есть разница, между функциями например, водителя учреждения образования и минтруда? Уверен нет. Задница одна и таже. Мой водитель получает 4800 рублей в месяц, за 15 месяцев сменилось 3 водителя, при всем при том 40%, нахожусь за рулем - сам. Техника от смены сами понимаете...Может так государству сподручней....
31-05-2011-19:57 удалить
А в чем навык управленца должен проявиться? АВ обосновал, что город должен сам финансировать зарплату в детсадах... Щас изменят субвенцию - заставят дядю Витю выкладывать деньги на это, на сливаемое области горздравозахоронение мэрия зажмотит поделиться с областью... Вот он навык управленца - заставить городскую власть выполнять то, что она обязана делать, АВ, молодец....;)
01-06-2011-05:48 удалить
Ответ на комментарий # - Обосновал? Этот блог адресован нам, а не мэру. Это мы должны прочесть, и успокоиться. Только вот что-то не становится спокойнее от текстов ... дела нужны, дела!
01-06-2011-12:45 удалить
Ответ на комментарий # Во наивный! Какие директора? Им, что жить надоело?
01-06-2011-12:56 удалить
Ответ на комментарий # Что может директор? Когда повязан тарификационным штатным. Вопрос всех министерств и ведомств.
alex_tor4annen 01-06-2011-16:23 удалить
Ответ на комментарий Andrey_Besshtanko # как обычно, пооффтоплю: а мы и не должны были слышать о поручении премьера или президента - это же ваши начальники, а мы, граждане, к ним отношения прямого не имеем.
01-06-2011-16:34 удалить
А вы зайдите 1 сентября по адреску Нейбута, 14 - увидете его дела. Инициатива АВБ, поддержанная папой: новый детский сад в встроенном помещении многоквартирного дома. Нееет... Этот парень все успевает - блог вести и делом заниматься, как и голова "редкий дар по нынешним временам", хотя иногда крайне резок бывает. Брат работал с ним в Минтруде, рассказывал - директора в приемной в обморок падали... :)
01-06-2011-16:40 удалить
Быть гражданином государства и не иметь отношения к его главе? Не верю. По Станиславскому. Космополитические иллюзии - не в счет... "Он говорит, что абсолютно независит от государства, а теми же денежными знаками, выпускаемыми государством пользоваться не брезгует"....Это извечная болезнь отдельных представителей нашей квази-интеллигенции.
01-06-2011-19:01 удалить
Ответ на комментарий # - Наверно это два разных Андрея Владимировича: - один, там - в минтруде, повергал в обморок директоров, а второй, здесь - в блоге, к примеру не может ответить на вопрос "почему он не подал в суд на взяткодателя". Несколько постов назад Андрей Владимирович в контексте обмолвился, что ему её предлагали, но он отверг предложение (если я ничего не путаю), а мой последующий вопрос - "подал ли он в суд на предлагающего?" остался без ответа. Просто Андрею Владимировичу, как профессиональному юристу, засудить того предлагающего было пару пустяков.
02-06-2011-06:05 удалить
Ответ на комментарий Andrey_Besshtanko # ...исполняем бюджет так, что бы деньги шли на строительство школ, больниц, детсадов, а не только на одну зарплату...)))) А кому они нужны, если на такие зарплаты ими воспользоваться нельзя?.. а можно только помереть и то...
Приехала с XV Всемирного Русского Народного Собора. Пообщалась с людьми, которые не за деньги, не за страх а за совесть радеют о будущем России. «Базисные ценности ― основа единства народов». К сожалению, интересны были лишь некоторые выступления: Яровой (Единая Россия) Гозмана (Правое дело), Михалкова, Соломина. Стыдно было за первых лиц нашего государства, которые прислали приветствие в адрес Собора "на бумажке", Ганичеву пришлось озвучивать их самому. Как эти приветствия пишутся - я знаю не по наслышке, у самой их целая коллекция. Но больше всего возмутило то, что после перерыва вслед за Патриархом с пленарного заседания "слиняла" вся так называемая "элита", которая перед началом билась за места в партере. Стыд и срам. В зале остались лишь представители регионов, небольшое количество интеллигенции, которой посчастливилось попасть на пленарное заседание и молодежь, которой в последний момент заполняли места вдруг отказавшихся от приглашения. А причина игнорирования XV Всемирного Русского Народного Собора проста: РПЦ ни одну из партий поддерживать не станет, но со всеми политическими силами будет поддерживать отношения. Цель этого партнерства – внушение политикам и обществу базисных ценностей. Вот вам истинное лицо наших политиков.
03-06-2011-05:57 удалить
Ответ на комментарий Маргарита55 # Вот я и говорю, начните выборы в декабре, как с чистого листа и политики и исполнительная власть будет ДРУГОЙ
06-06-2011-14:28 удалить
"Но отраслевая система оплаты труда может все невелировать, надо продумать механизма проверки". Что это такая за "механизма" женского роду? а "невелировать" вместо "нивелировать" вообще супер. Если у нас министры такие безграмотные, что говорить об остальном обществе. Или у нас, как в стихах Сирано де Бержерака: "Шустрый да быстрый - Выйдешь в министры. С честью, с отвагой - станешь бродягой". Вот вам министр, "механизЬму" ему подавай, неве- (never) лирует проблемсы
Ответ на комментарий # Ловить взяткодателей должны соответствующие правоохранительные органы. К поимке взяткодателя надо заранее готовиться. А все как правило неожиданно и очень все закомуфлированно и туманно, хотя суть ясна. Может он просто в ходе разговора цифру на бумажке написал от нечего делать...:)
Ошибки исправляю. Спасибо, что увидели. Вычитывать тексты никому не отдаю, поэтому есть моменты, где грамота подводит... Я - министр? Спасибо за понижение. Я вас поздравляю. Вы - просто супер-комментатор, по-графомански ущипнули, ни слова не сказав по сути, но успев сделать выводы вселенского масштаба - про безграмотность всего общества и про причины моего продвижения по службе..... Как там вы сказали - "супер"... [467x670]
08-06-2011-06:29 удалить
Ответ на комментарий Andrey_Besshtanko # - Андрей Владимирович, а когда Вас назначили в марте 2009 года заместителем Председателя Правительства Омской области, трудно ли было вникать в вопросы промышленности, строительства и сельского хозяйства (помнится Вы даже в сферу нанотехнологий при визите Чубайса погружались), а затем и принимать решения, не имея на тот момент опыта деятельности в вышеуказанных сферах?
Легких отраслей не бывает...


Комментарии (21): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Верховный Суд России: заработная плата воспитателей в детских садах - прямое полномочие мэрии | Andrey_Besshtanko - Дневник Andrey_Besshtanko | Лента друзей Andrey_Besshtanko / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»