• Авторизация


Электронный закон и неэлектронное население 28-08-2010 13:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


В конце июля опубликован федеральный закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Проект был принят еще в ноябре 2009 года, я даже умудрился выступить с критикой этого закона. Но... Поздно пить Боржом... Надо исполнять. Суть закона, если судить по тексту - модернизировать саму систему предоставления услуг: обеспечить доступность услуг, прозрачность качества услуг, возможность получения услуги в электронной форме.
Но важно чтобы этот закон не стал законом ради закона. Есть проблемы. Какие? По порядку.
Проблема первая. Разработка административных регламентов. Должна быть четкая привязка разработки регламента и расходного полномочия. Чтобы не было так – регламент пишется на федеральном уровне, а источник финансирования ищите на уровне региона.
Проблема вторая. Передача информации. Не стоит забывать, что межведомственные стены прочнее капитальных стен. Вдогонку с данным законом принят 227-ФЗ по внесению соответствующих изменений в законодательные акты разного уровня, которые по замыслу должны расчищать правовые тромбы в системе информационного обмена, без которого электронные услуги – миф. Вот проблема – постоянно требуем от родителей свидетельство о рождении, ну почему не внести в статью 12 закона о ЗАГСЕ дополнение, согласно которому с пенсионным фондом, соцзащитой осуществляется полный и защищенный обмен по всего контуру информации. Нет. Такого изменения нет. Так о какой электронной услуге можно говорить? Или информация ФМС. Важнейшая информация. Также в законе об учете (старый закон кстати – 1993 года) ни слова об инфообмене. А ведь это и есть ИНФРАСТРУКТУРА электронных услуг – надежный и защищенный инфообмен между органами власти.
Проблема третья. Платежное приложение. Информатизация не терпит разделения на компетенции и уровни власти. Введение универсальной электронной карты требует:
- единой архитектуры программного решения;
- единой технической сети банка (это безналичный платеж, а это вотчина банковской системы);
- увязки с действующим гражданским законодательством (выбор банка – ничего себе право – как единые стандарты обеспечить если IT-политика в каждом банке своя) и законодательством о размещении публичного заказа: если вводить единые по России УЭК, то надо банк выбирать такой чтобы доступность была запредельная, каждый год новый конкурс (новый победитель – куча организационных и правовых проблем).
Проблема четвертая. Очень много отсылочных норм. Как Президент высказал мысль от пакетном принятии подзаконных актов Правительством сразу при подписании закона. Эххх…. Пока в развитие закона об электронных услугах практически ничего не издано.
Проблема пятая. Каналы передачи информации. Интернет-доступность. 90 процентов по широкополоске в Финляндии, 26 процентов в России. Конечно, и Интернет-грамота.
Проблема шестая. В законе все-таки остались "организации, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг", хотя в профильном законодательстве очень много четких установок на исполнение функций исключительно публичными органами, а в антимонопольном законе вообще есть запрет на совмещение.
Проблема седьмая. Нет четкого представления о том, какие собственно услуги должны быть предоставлены в электронной форме, какие в письменной, а какие исключительно в натуральной.
Проблема восьмая. На разных уровнях власти, между разными органами публичной власти разный уровень информатизации. А если исполнять закон, то нужно в ногу шагать. Иначе – пробуксовка.
Вобщем – работы очень много. Главное – чтобы не забыли о необходимости работы по данному закону. Не отчитывались по тоннам принятых регламентов, проведенных "независимых" экспертизах. По одному документу, по два – освобождать граждан от необходимости тащить кипы копий документов. Бремя доказывания отсутствия права на публичную услугу должно быть у государства. Пока у нас наоборот. Примат заявительного порядка и доказательственная круговерть.
Нужно менять ситуацию.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (10):
28-08-2010-13:20 удалить
Я, например, считаю, что нужно сначала хотя бы привести в порядок те информарии, которые уже, к счастью, есть на омских государственных и муниципальных порталах. Качество этих "блок-схем" или пошаговых текстовых инструкций, их дизайн - очень и очень оставляют желать лучшего. Для любого алгоритма нужен удобный и читабельный вариант как на веб-странице, так и вариант для скачивания-распечатки в DOC или PDF. Прямо с государственной символикой, чтобы пользователи видели, что это действительно серьёзно и солидно. Тут же - подробно номера телефонов, ответственных лиц, точные часы приёма, обед, схемы расположения кабинетов и т.п. Как в ДубльГИСе. Хотя, там тоже далеко ещё не "навигационный" и методический идеал. Качественные интернет-информарии - это уже очень большой плюс.
28-08-2010-17:34 удалить
Отличный пост. Ни убавить, ни прибавить. Очень познавательно.
P.S. Без смеха
alex_tor4annen 29-08-2010-08:35 удалить
а на уровне региона проблема несостыковки может быть решена? или обязательно нужно иметь основой федеральное законодательство?
Ответ на комментарий alex_tor4annen # Базы данных по ФМС - федеральный вопрос. ЗАГС - переданное федеральное полномочие. Но обмену с муниципалами и областниками вопросов нет - первые шаги сделаны.
30-08-2010-07:42 удалить
Ответ на комментарий # Согласен, отличная аналитика, плюс изложено всё в доступной форме, этакий комментарий к ФЗ для широких слоев населения. Сам когда то занимался такой работой..Неплохо было бы увидеть подобную аналитику на некоторые региональные НПА с привязкой к достигнутым и недостигнутым (!) результатам их действия
31-08-2010-10:14 удалить
Департамент образования Администрации города Омска направил 31 августа для исполнения рекомендации Министерства образования Омской области по проведению 1 сентября 2010 года Дня правовых знаний, посвященный 20-летию присоединения России к Конвенции о правах ребенка.
Информацию об итогах проведения Дня знаний необходимо сдать 2 сентября 2010 года.
_________
И все понимают, Андрей Владимирович, что это будут за мероприятия, подготовленные за ночь, и что это будут за отчеты...
01-09-2010-20:47 удалить
Ответ на комментарий alex_tor4annen # Могли бы обойтись, давно бы обошлись. К тому же сейчас - не начало 2000-х годов, когда каждый регион в меру своей просвещённости и благосостояния "городил свой огород". Надо делать системы федерального уровня, региональные системы, готовые к межрегиональной интеграции.
Москва же ограничивается "потоком сознания" в виде "хотелок" (чтобы не хуже, чем в США или, на худой конец, в Сингапуре, и за 15 месяцев, а не за 15 лет, и за "три копейки", а не за сотни миллионов долларов). Но эти "хотелки" никак не подкрепляются, ни ресурсами (а информационные технологии - это орудия труда для богатых), ни, что самое гадкое, изменениями федерального законодательства. Будь руководитель местного отделения федерального ведомства хоть трижды прогрессивным и сознательным, без соответствующего нормативного акта он и байта не выдаст. (Или выдаст, но в первый и в последний раз. Потом он будет "выдавать" информацию только на бирже труда. О себе.)
07-09-2010-07:22 удалить
Ответ на комментарий # Откровенно говоря, у нас какой срок не давай, хоть 15 месяцев, хоть 5 лет, все равно не успеем, т.к. все делается в последний момент.
Пример простой - в первоначальной редакции Закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 предусматривал, что технические регламенты взамен старых ГОСТов, СНИПов и т.д. должны быть приняты в течение 7 (!!!) лет со дня вступления в силу этого закона, иначе говоря, до лета 2010 года (п. 7 ст. 46).
Естественно, начали, но ничего не успели, и в закон внесли соответствующие изменения - сроки принятия убрали.
Отсюда вывод - главное начать, запустить процесс, а потом, по ходу, корректировать его реализацию. Иначе в нашей стране вообще ничего делать не нужно.
17-10-2010-10:24 удалить
Когда в минтруда заполняешь заявление на пособие, там внизу приписка: "согласен на распространение этой информации" и все!! Спрашиваешь: как это? Они говорят: "что вы, это только внутри минист-ва! Это никуда не пойдет! "
Ну так и написали бы.
это я так к слову..
Какие-то не грамотные сидят что ли?
А кстати, если по сетям пойдет, как защитить? Хоть какая-то информация у нас не утекает из госорганов?


Комментарии (10): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Электронный закон и неэлектронное население | Andrey_Besshtanko - Дневник Andrey_Besshtanko | Лента друзей Andrey_Besshtanko / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»