Последние 400 лет масляные краски были излюбленным художественным средством великих мастеров. Многие художники выработали индивидуальный стиль благодаря пластичности, стойкости и богатству возможностей масла.
В живописи используются пигменты, получаемые из натуральных и искусственных красителей. Измельченные в порошок пигменты смешивают с водой, яйцом или маслом. Свойства связующего вещества во многом определяют художественные эффекты, доступные живописцам.
Древнейшие европейские техники живописи - это фреска (от итал. fresco -свежий) и темпера (от итал. tempera -смешивать). Фресковая живопись - это стенная роспись по сырой штукатурке красками, разведенными в воде. После высыхания роспись остается на стене. Темперу изготавливают путем смешения пигментов с яйцом; ею расписывали деревянные поверхности (например, алтари), а до появления книгопечатания с ее помощью создавали также миниатюры в манускриптах. Темпера использовалась античными и средневековыми художниками и утратила популярность лишь с появлением различных техник живописи маслом.
Мастера масляной живописи
Пигменты начали смешивать с маслом давно, но скачок в развитии масляной живописи произошел в XV в. во Фландрии (средневековое графство, сегодня в составе Бельгии, Нидерландов и Франции). Считается, что это случилось благодаря смене типа масла или улучшению его качества. Первым великим мастером масляной живописи считается Ян Ван Эйк. Яркий колорит и тонко прописанные детали его работ стали признаками фламандской школы живописи.
Затем масляные краски появились в арсенале итальянцев эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи, Джорджоне и Тициана. Эти художники открыли способность масла передавать неуловимые изменения оттенков и глубину пространства. Вскоре возникла станковая живопись, которая со временем заняла в западном искусстве более важное место, чем фрески и алтарные панно. Одновременно масляные краски, используемые в станковой живописи, утвердились в качестве основного материала. С XVII по XX век художники создавали ими свои лучшие работы.
Вначале маслом писали тоже на деревянных досках, но вскоре им на смену пришел холст, туго натянутый на деревянный подрамник и загрунтованный для того, чтобы снизить его поглощающую способность и предохранить ткань от разрушающего действия масла.
[455x565]
В полотне Тициана «Тарквинийи Лукре¬ция» виден неповторимый стиль итальянского мастера. По тщательно прорисованным драпировкам можно понять, почему Тициана считали первым художником, открывшим возможности масла в передаче разнообразных текстур.
[383x296]
Масляные краски изготавливают путем смешивания толченых сухих пигментов с маслом. Обычно используется льняное масло, реже - маковое или ореховое.
Спецэффекты
Техника живописи старых мастеров была трудоемкой, но благодаря ей создавались тщательно прописанные шедевры. Другие великие художники использовали более смелые и быстрые техники, подчеркивающие текстуру масла. На их полотнах отчетливо видны следы кисти - длинные, «рваные» или узорчатые мазки, придающие композиции динамизм. Характер мазка позволяет определять авторов по индивидуальному живописному стилю.
Техника живописи, при которой ма¬зок настолько объемный, что выступает над поверхностью холста, называется «импасто». Ван Гог создал выдающиеся полотна, применяя эту технику. Другой эффект достигается с помощью лессировки: на холст, предварительно покры¬тый полупрозрачным слоем масла,
наносят краски так, чтобы проступал нижележащий слой. Тициан и Тернер (английский живописец XIX в.) были настолько увлечены фактурой, что наносили краску пальцами и добавляли в нее, например, песок.
Техника «алла прима» состоит в нанесении красок на только загрунтованный холст и завершении работы за один сеанс. До XIX в. она использовалась лишь для эскизов, но обрела популярность благодаря французским импрессионистам - они творили на открытом воздухе и должны были успеть передать мимолетную игру света и изменения воздушной среды. Изобретение тюбиков значительно ускорило работу живописца.
Техника импрессионистов - нанесение на холст чистых цветов отдельными мазками в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, - получила развитие в революционных изобразительных стилях XX в. За последние десятилетия появились качественные акриловые краски, но им не удалось ослабить приоритет масла.
[692x532]
Масло было идеальным средством для Винсента Ван Гога. На полотне, изображающем спальню мастера, хорошо видны длинные энергичные мазки.