• Авторизация


Дни подготовки к Великому посту 20-02-2011 17:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Подготовка к Великому посту начинается за пять воскресений до его начала, то есть за четыре седмицы.

Подготовка начинается с недели (воскресенье; «неделя» - от слова "не делать", то есть не работать в праздничные дни), в которую вспоминают о евангельском мытаре Закхее (Лк. 19, 1 - 10) - в отличие от иудейских книжников и фарисеев, он уверовал в Сына Божия и искренне покаялся в своих грехах не на словах, а и на деле.
В воскресенье - в начале следующей седмицы - воспоминают евангельскую притчу о мытаре и фарисее – иными словами, притчу о покаянии истинном и о покаянии показном: о возвышении смиренных и низвержении гордых (Лк. 18, 9 - 14). На этой неделе Церковь отменяет два постных дня в знак последования своих чад примеру мытарева смирения, указывая, таким образом, верующим на опасность заразиться фарисейской гордыней. Поэтому эта неделя названа Сплошной. Другое название - Всеядная - связано с тем, что во все дни этой недели (включая среду и пятницу), Церковь позволяет "всеястие", то есть употребление любой пищи.
Третья подготовительная седмица следует после воскресенья, названного неделей о блудном сыне. Из притчи о блудном сыне следует, что любые преступления и грехи могут быть прощены Богом через истинное покаяние, которое омывает человеческие грехи. О покаянии возвращающегося к Нему грешника Бог радуется более, чем о жизни праведников, ибо это радость о тех, кто "был мертв и ожил, пропадал и нашелся" (Лк. 15, 32). В субботу этой седмицы празднуется Вселенская родительская (мясопустная) суббота, входящая в число дней, когда поминают умерших. Воскресенье в конце этой седмицы известно как Неделя мясопустная. Оно посвящается Суду Христову над миром и Всеобщему Воскресению из мертвых всех от века усопших, поэтому получило название Неделя о Страшном суде. В этот день последний раз можно есть мясо, далее наступает заговение на мясо. 
С началом следующей седмицы - Сырной, или Сыропустной, более известной как масленица, - церковный устав предписывает воздержание от мяса. Это последняя перед Великим постом неделя.
На седмице, расположенной между сплошной и масленой, мясопуст сочетается с постными днями - средой и пятницей, поэтому в народе эту неделю называют Пестрой. Среда и пятница этой Пестрой седмицы абсолютно "великопостные"; в эти дни не полагается совершать даже Божественную литургию, и весь порядок богослужений имеет особенности, относящиеся к посту. На масленице разрешается во все дни есть рыбу, яйца, масло, сыр и другие молочные продукты. Народный обычай и в городе, и в деревне отмечать масленицу веселыми играми и гуляниями, а также поминать предков блинами сохранился до наших дней. Запрет на мясо в эти дни уже сам по себе служит напоминанием о предстоящем посте.
Последнее воскресение перед Великим постом - Неделя сыропустная - имеет особое название Прощеное воскресенье, или "Прощеный день". Церковь вспоминает о первородном грехе человечества, поэтому второе, литургическое название этого воскресенья - Воспоминание Адамова изгнания ("Изгнание Адама из рая"). Прощеное воскресение - кульминация подготовительного периода к Великому посту. В этот день принято прощать друг другу обиды, чтобы на следующий день с чистой совестью начать Великий пост. 
Т.А. Воронина
 
 
Как Православная Церковь относится сейчас и относилась раньше к празднованию Масленицы?
«Масленица» - название народное. В богослужебных книгах и календаре она называется сырной седмицей. Воздерживаясь от мяса, мы предочищаем себя телесно и постепенно проникаемся светлым предчувствием поста. Богослужебные особенности сырной седмицы и история церковного устава полностью опровергают ложное мнение, что масленица восходит к некоторым языческим обычаям. Как повествуется в Синаксаре (в субботу сыропустную), византийский император Ираклий (610 -640) после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав.
Будучи приготовительной, сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде. Ее значению противоречит объедение и пьянство. На пороге тихих великопостных дней душа переживает радостный подъем, чтобы потом полнее испытать покаянное настроение. На сырной седмице уже не совершается таинство венчания. В среду и пятницу не служится литургия, в эти же дни нет поста. На Часах произносится молитва преп. Ефрема Сирина с преклонением колен. В воскресный день этой седмицы Церковь вспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание: «Мир с родоначальниками горько да восплачет: снедию сладкою падший с падшими» (Синаксарь в сырную неделю).
Вечером воскресного дня совершается чин прощения, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом для совместной молитвы. Испросив друг у друга прощения, они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили святую Четыредесятницу в великих аскетических подвигах. Врата монастыря запирались до недели Ваий.  
Сложившийся на Руси обычай проводить масленую седмицу с блинами вполне соответствует особенностям национального благочестия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие. «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда... все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость» (И. Шмелев. «Лето Господне»). Хождение друг к другу на блины родственников сближало их, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год. Заканчивается сырная седмица Прощеным воскресеньем. Вечером - заговенье на Великий пост.
 иеромонах Иов (Гумеров),
по материалам сайта Сретенского монастыря
Совет.
В Великий Пост, на Крестопоклонной неделе, в старые времена для детей пекли постные крестики, а на Неделе Св. Иоанна Лествичника – лесенки в небо.
 
Особенности Великого Поста.
Великий Пост начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит собственно из Четыредесятницы и Страстной седмицы. В Великий Пост каждая неделя посвящена воспоминанию какого-либо особого события или лица, призывающего грешную душу к покаянию и надежде на милосердие Божие. Четыредесятница установлена в воспоминание жизни Господа Иисуса Христа на земле и в честь сорокадневного пребывания в постном подвиге в пустыне Самого Спасителя, а Страстная седмица посвящается воспоминанию последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа.
Первая неделя Великого Поста отличается особой строгостью. В первый воскресный день совершается так называемое Торжество православия, установленное в 842 году в память восстановления почитания икон и победы над лжеучениями. В первые два дня первой недели установлена высшая степень поста - в эти дни предписывается полное воздержание от пищи. В остальные дни Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую степень воздержания - растительная пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной растительной пищи, с маслом, причем дважды в день.
Во второйвоскресный день совершается память свт. Григория Паламы, который раскрыл учение о силе поста и молитвы.
В третийвоскресный день Церковь выносит Святой Крест для напоминания верующим о страданиях и смерти Спасителя и укрепления их к продолжению подвига поста и молитвы. На Крестопоклонной неделе в старые времена для детей пекли постные крестики.
В четвертыйвоскресный день вспоминается Св. Иоанн Лествичник, который в своих творениях описал порядок возрастания в добродетелях. А на этой неделе для детей пекли лесенки в небо.
В пятый воскресный день совершается память преп. Марии Египетской, явившейся образцом истинного покаяния.
В субботу шестой неделивспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.
В шестое воскресение Великого Поста празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник еще называется Вербным Воскресеньем. Легчайшая степень воздержания, то есть употребление в пищу рыбы, разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (если он приходится не в Страстную седмицу) и в день Вербного воскресения. В Лазареву субботу разрешается икра, елей и вино.
Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной Седмицей, потому что она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения. По значению воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. В эти дни предписывается пост второй степени - сухоядение, а в пятницу и субботу - полное воздержание от пищи.
Отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. "Есть такие хранители Четыредесятницы, - говорит блаженный Августин, - которые более прихотливо, нежели благочестиво, проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей".
 
Во время Великого Поста, в церкви и дома, читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (земной поклон). Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему (земной поклон). Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь (земной поклон).
 Боже, очисти мя грешного (12 раз и столько же поясных поклонов). (Потом повторить всю молитву): Господи и Владыко живота ...   во веки веков, аминь (и один земной поклон).
 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Дни подготовки к Великому посту | Духова - Дневник Духова | Лента друзей Духова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»