• Авторизация


Эпизод 23. Сын Дхритараштры 20-05-2019 11:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


   1. Миф как он есть

   После того как Дурьйодхана и пандавы согласились на поединок неожиданно здесь появился Баларама, брат Кришны. Он сказал, что сегодня исполнилось 42 дня как он оправился в паломничество "при созвездии Пушья и возвратился при созвездии Шравана" (Шальяпарва, гл. 33, шл. 1 - 5). В путешествии он отправился из Двараки, "попрощавшись с Кешавой", перед тем, как началась битва. Его путь проходил от низовьев Сарасвати до её верховьев в Гималаях. По его приказу люди делали в тиртхах "в большом количестве запасы пищи и воды".

   Вайшампаяна рассказывает о многих легендах в тех местах, которые посещает Баларама. О большинстве этих мифов (о дочерях Дакши, о семи Сарасвати, о Вишвамитре и Васиштхе, о посвящении Сканды и др.) уже говорилось прежде в Араньякапарве. Но вот сказание о Баке Далбхье и Дхритараштре речь пойдёт впервые.


   В тиртхе Брахма-йони жил отшельник Далбхья Бака, который "совершил жертвенный обряд, (обратив мысленно) страну Дхритараштры, сына Вичитравирьи, в возлияние (жертвенному) огню". В лесу Наймиша мудрецы совершали а 12-и летнее жертвоприношение Вишваджит, а потом они отправились в страну панчалов. Там они попросили у правителя 21-го телёнка в награду за совершённый обряд. Но Бака предложил мудрецам разделить этих животных между собой, а сам решил попросить себе коров в другом месте.
Шальяпарва, гл. 40, шл. 1 - 8:
"Вайшампаяна сказал:

   Сказав так, о царь, всем мудрецам, он, превосходейший из брахманов, наделенный скрытой мощью, отправился тогда в обиталище Дхритараштры. Явившись к владыке людей Дхритараштре, Далбхья попросил у него животных. Он же, увидев, что некоторые его коровы случайно околели, о лучший из царей, в гневе сказал ему: "Уведи немедленно этих животных, если желаешь, о недостойный брахман!".

   Разъярённый брахман в гневе проклял царя. Вырезав куски мяса из мёртвых животных, он принёс их в жертву ради сокрушения царства кауравов. После того "царство Дхритараштры стало приходить в упадок". Советники царя сказали, что причиной тому жертвенный обряд Баки Далбхьи и предложили ему умилостивить мудреца. Отправившись к отшельнику, Дхритараштра умолял простить его. Мудрец вновь совершил жертвоприношение огню и освободил царство кауравов от бедствий, получив в дар многих животных.

   Баларама был в тиртхе на Ямуне, "где в прежнее время Индра, Агни и Арьянман обрели (великое) счастье", когда туда пришёл Нарада и рассказал ему о гибели кауравов. Спустившись с гор и "с той благостной обители Плакшапрасравана", Баларама сел на колесницу и отправился на поле битвы.

   Увидев Балараму, Дурьйодхана обрадовался и почтительно встал. Брат Кришны предложил всем отправиться в Самантапанчаку, где расположен "Северный (жертвенный) алтарь Владыки созданий", ведь погибший там попадает потом на небо. Все отправились оттуда пешком в западном направлении к югу от Сарасвати. "И там, на месте, свободном от солончаков, они решили устроить поединок" (Шальяпарва, гл. 54, шл. 8 - 13). Зрители образовали круг, внутри которого стояли Дурьйодхана и Бхимасена. Пандава перечислил все преступления сына Дхритараштры: попытку отравить ядом в детстве, сбрасывание в воду в Праманакоти, попытку сжечь в смоляном доме, игру в кости, жительство в лесу и жизнь в царстве Вираты.

   Долго продолжался поединок. Противники наносили удары по бокам, груди и голове, падали на землю, вставали и продолжали бой. Арджуна и Кришна наблюдали за боем. Джанардана сказал пандаве: "Сражаясь справедливо, Бхимасена не сможет победить. Но если же он будет сражаться несправедливо, то, несомненно, он будет в состоянии убить Суйодхану. Асуры были побеждены богами при помощи обмана, и Вирочана тоже был побежден Шакрой при помощи обмана, о друг мой! При помощи обмана Сокрушитель Балы лишил могущества Вритру... И пусть он (Бхима - Л.П.) при помощи обмана сокрушит царя (кауравов, также) преисполненного обмана!... Суйодхана достаточно опытный, он герой и к тому же предельно внимательный... Целых тринадцать лет он старательно упражнялся палицей. И даже теперь, горя желанием убить Бхимасену, он подпрыгивает вверх и отскакивает в поперечном направлении! Если при таком положении вещей могучерукий Бхимасена не убьет его нечестным путем, то сей сын Дхритараштры, несомненно, останется для вас царем кауравов!" (Шальяпарва, гл. 57, шл. 3 - 8, 9 - 17).

   После этих слов Кришны Арджуна ударил рукой по своему левому бедру, подавая Бхиме знак. Врикодара понял тот знак, он метнул в него свою палицу, но Дурьйодхана вовремя отпрянул и палица упала на землю. И тут же сын Дхритараштры ударил его своей палицей и Бхима "как бы впал в обморочное состояние". Пандава был измучен, но "(Дурьйодхана) чел его неколебимым и готовым нанести ответный удар в пылу сражения" (Шальяпарва, гл. 57, шл. 35 - 42).

   Отдохнув, Бхима снова ринулся в бой. Он метнул свою палицу и она раздробила бедра Дурьйодханы. Сын Дхритараштры пал на землю. Бхимасена подошёл к нему, коснулся левой ногой головы царя и сказал ему, что теперь уже пандавы будут говорить ему "корова, корова!". Юдхиштхира сказал, что за этот поступок "опечаленные снохи и жены внуков Дхритараштры" будут осуждать пандавов.

   Баларама сказал, что Бхимасена нанёс нечестный удар ниже пояса и ринулся против пандавы. Но его двумя руками обхватил Кришна. Он заметил ему, что пандавы их природные союзники и "благодаря их росту идет и наше развитие" (Шальяпарва, гл. 5 9, шл. 11 - 16). Баларама ответил ему, что Бхимасена нарушил нравственный закон, а Кришна сказал тольок то, что он желает. После этого он взошёл на колесницу и отправился в Двараку. Панчалы и сринджайи обрадовались победе Бхимы. Кришна сказал, что Дурьйодхана убит потому, что он отказался отдать пандавам их наследственную долю царства.

  Сев на землю и опираясь на неё руками, Дурьйодхана сказал Кришне: "О сын раба Кансы, и тебе не стыдно, что я повержен нечестным путём в битве на палицах! Ибо (тобою) был коварно подан знак раздробить мне бедра! (Ты думаешь, что) мною не было замечено, как ты намекнул об этом Арджуне, (действовавшему по твоему совету)? Допустив убийство тысяч царей земных, сражавшихся справедливо, применением различного рода нечестных средств, ведь ты не чувствуешь ни стыда, ни отвращения (от подобных действий)!" (Шальяпарва, гл. 60, шл. 23 - 29).

   Затем сын Дхритараштры перечислил все подлые убийства, совершённые с ведома Кришны на поле боя и назвал имена Бхишмы, Дроны, Бхушришраваса и Карны. Джанардана обвинил его в попытках убить пандавов, перечислив все их, подобно Бхимасене. Дурьйодхана ответил ему, что в течение всей своей жизни он соблюдал закон своей касты. С неба посыпались цвет на Дурьйодхану, а пандавы прониклись печалью, услышав о том, что вожди кауравов Бхишма, Дрона, Карна и Бхуришравас были убиты нечестным путём. Кришна сказал им: "Все они были могучими воинами, сражавшимися на колесницах, и чрезвычайно ловкими во владении оружием! И сей (герой) не мог быть убит вами в битве, даже если бы (вы) проявили всю свою доблесть, сражаясь справедливо. Поэтому и были мною применены (хитроумные) средства, о повелитель людей! Иначе победа никогда не досталась бы пандавам!

   Ведь те все четверо были благородными и непревзойденными воинами на земле. Они не могли быть убиты даже самими хранителями мира! Точно так же и сей сын Дхритараштры, не знающий усталости, не мог быть убит здесь справедливым путем даже богом смерти, вооруженным булавою! И не следует вам принимать близко к сердцу, что сей царь убит (нечестным путем)! Когда враги становятся все более многочисленны, их должно убивать изобретательными и хитроумными средствами!... Мы преуспели в своей цели. Уже вечер. Мы лучше найдем усладу, (расположившись) в наших шатрах! Вместе с нашими конями, слонами и колесницами мы отдохнем все, о повелитель людей!" (Шальяпарва, гл. 60, 51 - 58, 59 - 65)

2. Где в мифе история

   Неожиданное появление Баларамы перед поединком трудно объяснить, но оно, конечно же, не случайно. Старший брат Кришны - второстепенный персонаж в Махабхарате, но в Шальяпарве "Сказание о паломничестве в места священных омовений", где рассказывается о его путешествии, занимает более одной трети всей книги. Он отправляется в паломничество ещё до начала войны. Баларама говорит, что его путешествие продолжалось 42 дня. Таким образом наряду с фактом, что битва на поле Куру продолжалась 18 дней, у нас есть ещё одна версия о длительности этой войны. Но и эта версия не последняя. Формально путь Баларамы начинается в устье Сарасвати и заканчивается в её истоках в Гималаях. Но цель этого путешествия совсем не религиозная: он останавливается в тиртхах и там по его приказу накапливают запасы продовольствия для военных действий ("Находящиеся там люди, о царь, по приказанию сына Рохини, повсюду делали в большом количестве запасы пищи и воды" - Шальяпарва, гл. 34, шл. 18 - 24). С тиртхами связано множество легенд, о которых брахманы любят поговорить. Большая часть их ранее уже известна из предыдущих книг. А вот сказание о царе Дхритараштре и Баке Далбхье впервые появляется только в Шальяпарве. Рассмотрим его повнимательнее.

   После совершения некоего обряда брахманы попросили 21 телёнка у царя панчалов и получили их. По-видимому речь идёт о царе панчалов Друпаде, поскольку он - современник Дхритараштры. А вот Бака решил попросить себе коров у царя кауравов. Но Дхритараштра предложил ему ...мясо мёртвых коров. Иначе говоря, он сказал, что брахман-паразит недостоин никакой награды. Подобный жест Бака счёл оскорблением. Никто из царей не поступал таким образом ни с одним брахманов во всей Махабхарате! Этот поступок ярко характеризует светский характер политики Дхритараштры. Антиклерикальная политика царя кауравов и стала причиной ненависти брахманов ко всем кауравам. А уж Дурьйодхана был наследником Дхритараштры и придерживался основных принципов его политики. Последовавшее "раскаяние" Дхритараштры составлено ааторами эпоса задним числом. Допустить столь острый выпад против брахманов авторы эпоса не могли. Да и "прощения" не могло быть. Сколько раз брахманы после проклятий в эпосе говорят, что слов своих они отменить не могут!

   Нарада находит Балараму в тиртхе Плакшапрасравана. Желание увидеть поединок Дурьйодханы и Бхимасены у брата Кришны вызвано вовсе не любопытством. Если сам Нарада отправляется за Баларамой, то он хорошо знает, где брат Кришны находился в тот момент. Присутствие сына Рохини является, скорее всего, условием Дурьйодханы на его согласие в поединке. Он должен был гарантировать соблюдение правил боя - так считал сын Дхритараштры. На что он рассчитывал? Может быть, он думал, что присутствие старшего брата вынудит Кришну занять выжидательную позицию? Тут следует вспомнить, что Баларама уклонился от участия в войне. Этот факт мог натолкнуть Дурьйодхану на мысль, что сын Рохини может занять нейтральную позицию в поединке, быть справедливым судьёй. Но вот выбор места сражения заставляет задуматься над этим. Самантапанчака. Это место, где когда-то полководец Солнечной династии Рама Джамадагни нанёс поражение войскам Лунной династии во главе с Арджуной Картавирьей. Вряд ли об этом думал Дурьйодхана. А вот Кришна считал, что пришло время реванша. Формально это место предложил Баларама, но ведь с ним был Нарада. Удивляет особенная способность брахманов возникать словно ни откуда в решающие моменты времени. Связь Нарады с Кришной не один раз мы ранее уже подчёркивали.

   Перед поединком Бхимасена, а после него Кришна, перечислили все "преступления" Дурьйодханы. В реальности они являются просто клеветой авторов эпоса и вряд ли вообще эти слова прозвучали во время поединка. Дурьйодхана их оставляет без комментарий, словно их и не было. Раньше все эти "преступления" уже были разобраны подробно не один раз. Мятежникам ведь как-то нужно было обосновывать "тиранический" характер правления Дурьйодханы, вот поэтому они и шли на выдумки и клевету.

   Поединок шёл долго, два раза участники отдыхали, чтобы потом снова продолжить бой. Силы противников почти равны, но Дурьйодхана обладает лучшей техникой боя. Если бы поединок продолжался по правилам, то победу, скорее всего, одержал бы сын Дхритараштры. Если вспомнить, как в воинских книгах авторы эпоса превозносили подвиги Бхимасены, то примерно равный ему по силе Дурьйодхана ничего подобного не делал. Это говорит только об одном: предвзятость и тенденциозность авторов эпоса не имеет границ. Зрители образовали круг и сидя наблюдали за боем. Кришна сказал Арджуне, что, сражаясь справедливо, Бхимасена не одержит победы. Он привёл примеры, когда в прежние времена были одержаны победы обманным путём богами над асурами, а Индрой над Вритрой. Какие странные, однако, боги, без обмана им не одержать победы над своими противниками! И эти боги говорят, что они всесильны. А их сила на самом деле заключается в обмане. Джанардана настаивает: Бхима должен использовать обман для победы над Дурьйодханой. А если пандава не применит обмана, то сын Дхритараштры останется царём кауравов. И вот тут становится понятным, что главная цель Кришны - устранить Дурьйодхану с трона.

   Арджуна подаёт знак, он ударяет левой рукой по своему бедру и Бхимасена показывает, что он понял его знак. Вспомним. После убийства Гхатоткачи Карной, обсуждая убийство сына Солнца, Кришна говорит Арджуне: "И ты заранее получишь от меня знак". Теперь такой же момент наступает с Дурьйодханой. Кришна ждёт, когда сын Дхритараштры, устав от боя, на мгновение потеряет бдительность и сообщает Арджуне, что этот момент наступил. После этого Савьясачин подаёт знак Бхимасене. Напрашивается вывод, что с Бхимой заранее была договорённость, что Арджуна подаст ему знак рукой, в какой момент он должен был совершить свой подлый поступок. Пандава бросает палицу и она разбивает бёдра Дурьйодханы. Затем он касается левой ногой головы царя с целью его унижения и произносит оскорбительное "корова", напоминая ему суд царей в Хастинапуре.

   Зрители приветствовали победу Бхимасены, единственным человеком, возмутившимся подлым поступком пандавы, был Баларама. Но это возмущение было в значительной степени игрой на публику. Его быстро успокоил Кришна словами, что успех пандавов временный, затем последует восхождение вришниев к власти ("наше развитие", по словам Джанарданы). И Баларама успокоился так же быстро, как ранее он возмутился. Тут нужно сказать, что среди зрителей не было ни одного человека, сочувствующего сыну Дхритараштры.

   Смертельно раненный Дурьйодхана сел на землю и обвинил Кришну в том, что он сказал Арджуне, чтобы тот подал знак Бхимасене нанести ему подлый удар палицей. Сыну Дхритараштры хорошо известно, что бессмысленно обращаться с упрёками к ограниченному и тупому Бхимасене, он всего лишь инструмент в руках Кришны. Дурьйодхана перечислил все подлые убийства, совершённые пандавами в ходе битвы в то время, как кауравы не нарушали правил боя.

   Круг воинов, наблюдавших за поединком, составляли не только пандавы, их сыновья и Кришна, но и панчалы. И тут многие из них впервые услышали о том, что Бхишма, Дрона, Карна и Бхуришравас были убиты подлым путём. И вот они опечалились. Но никто не подумал, что тогда все претензии пандавов на власть беззаконны. Кришна понял, что это важный момент и сказал, что погибшие кауравы не могли быть убиты иным образом. Но если даже в минуту своей гибели они сохраняли правила боя, основу которых составляли честность и справедливость, то тем более эти качества кауравы проявляли в мирной обстановке, когда их жизнь не подвергалась опасности. И все обвинения кауравов в нечестности и несправедливости основаны на лжи пандавов, авторов эпоса и Кришны.

   Джанардана сообщает, что наступил уже вечер и всем воинам следует отдохнуть в шатрах. Никто из панчалов не знает, чем для них обернётся пиррова победа пандавов. Если человек не хочет остановить преступника в момент преступления, то в следующий раз он сам может оказаться жертвой этого преступника.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (84): вперёд» последняя»
Huhrigina 20-05-2019-14:09 удалить
В тиртхе Брахма-йони...
У Брахмы лоно?
С чего бы?
Не могу не вспомнить стихотворение из любимого мной в детстве романа Дюма:

— Господь милосердный,
Прими в своё Лоно
Келюса, Шомберга
И Мажирона.

Это опять! Что за лоно такое.
Из этого можно сделать вполне бесспорный вывод, что в понимании древних, иметь Лоно, а не Линг, было куда почетнее и соответствовало статусу божественности.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар 20-05-2019-14:25 удалить
Возможно, под этим термином подразумевалось впадение (соитие, слияние) одной реки в другую.
Соккар 20-05-2019-14:25 удалить
Ответ на комментарий vit4109 # vit4109, пожалуйста.
Доброго вечера!
Странная битва....и еще более странный ее конец....
Когнитивный диссонанс!
На протяжении всего сказания о Великом сражении герои проповедуют "светлое, доброе, вечное", и четко сверяют каждый свой шаг (и шаг противника) с кодексами чести для всех слоев и каст, и т. п. Так называемые боги и полубоги, и их служители наблюдают за "божественной справедливостью", соблюдением дхармы. Со слезами на глазах, скрепя сердце.... праведные и неподкупные мужи поступаются личными привязанностями ради исполнения законов!!
И вдруг такой конец!!!!!((())) Нарушено ВСЕ!! Очевидно!!! и никто этого не скрывает!
Наоборот, перечисляются все "победные подлости"! И, намеренно подчеркнуто, разъясняется (видимо для особо одаренных)))), что де победить сильных, храбрых, умелых и доблестных воинов иначе, как обманом, нельзя!
Что это?! Новая философия, руководство к действию для потомков?! Не понимаю.
Это как в Рамаяне - до середины одно, потом совершенно другое....Хочется сказать - "А как хорошо все начиналось!"(((((
Понятно, почему особо пытливые исследователи усомнились в честности победителей !А как иначе?! Все сказано открытым текстом!
В эпосе каких народов еще, так открыто, обман преподносится средством достижения победы? Может где-то и есть, но, думаю, более скромно и стыдливо....
Соккар 20-05-2019-18:00 удалить
И тем не менее много раз раньше и потом будет говориться, что пандавов поддерживают брахманы, а там, где брахманы, там и дхарма. Но по сути дела брахманы дхармой назвали всё то, что им выгодно. Всё, что не укладывалось в их понимание дхармы, они попытались исказить, замолчать или уничтожить. Вот много раз они приводят список "преступлений" Дурьйодханы, а по факту всё получается наоборот. Смоляной дом (а по факту оружейный склад) подожгли сами пандавы, они же оставили семь трупов (это в первом томе), а потом много раз обвиняли в этом Дурьйодхану. Придумали какую-то "игру в кости", а по факту это был суд царей в Хастинапуре, а обвинили в этом Дурьйодхану и Шакуни, которые таким путём отняли у них имущество. Кстати, вы больше нигде не найдёте, что игра в кости на самом деле была судом. Это мой патент, можно сказать:-)) Выдумали, что Бхимасену хотели утопить в реке, а на самом деле он был пьяный и ему устроили водный душ, чтобы он протрезвел:-)) Конечно, вера в Кришну удивляет, при этом в него верят и многие востоковеды, слишком уж уважительно относятся они к философии. А на самом деле эта "философия" (прежде всего Бхагавадгита) оказывается политическим трактатом.
Обычно исследователи концентрируются на других вещах, а о морали они не любят рассуждать. Вот, например: http://www.spirituslibri.ru/text/ind/%D0%92%D0%B0%...B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5.pdf
Но в реальности истории в этой работе нет, хотя и есть такое слово в названии книги, а литературоведение, пожалуйста.
Huhrigina 21-05-2019-00:28 удалить
Ответ на комментарий Соккар # О боже! Слияние рек. А в какое же место свежепредставленных дворян (Келюса, Шомберга и Мажирона) должен принимать Всевышний Господь? Здесь ясно сказано — в лоно! Существо, имеющее лоно, это не «он», это «она».
Но тогда это в корне меняет результаты всех исследований.
У мужика не может быть Лона! То место, где для него возможно «слияние» называется иначе. Ха.
И это возвращает к прежнему утверждению —
В понимании древних наличие Лона — несомненный признак божественности. Что лишний раз доказывает, что предки не были слабоумны.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Huhrigina 21-05-2019-01:20 удалить
Ответ на комментарий Светлана-Фотина # В эпосах всего мира. Особенно нашего. В русских былинах и сказаниях. Обман, уловка, безжалостная расправа над более слабым.
И это отчасти объяснимо. Ведь историю пишут потомки победителей. То есть выживших. Ведь предки святы не святыми делами, а тем, что выжили, а следовательно, оставили потомство.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Huhrigina 21-05-2019-01:27 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Васильков не литературовед. Он практик. В смысле — увлекается йогой и много контачит с йогами. Это вероятно, нашло отражение а его работах.
Huhrigina 21-05-2019-01:28 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # Это парусник «Карна»
Huhrigina 21-05-2019-09:18 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Думаю, под «дхармой» брахманы понимали себя. Лично себя, жреческую касту. Гарантированные привилегии по факту рождения, например, мужчиной или жрецом. За это готовы были на что угодно. Отдавать чужие жизни в любых количествах. Посмотрите, на современную историю.
Я вижу, что когда речь идёт о мужчинах вообще, сами слова «мораль», «честь» приобретают несколько условный, касплеевский характер. Мы ведь всегда делаем поправку на то, что это же «мужчины». Это всегда ощущается, но ведь каждый мужчина может быть, что говориться, «Д’ Артаньяном». Это то ведь ему вполне доступно! Поступать красиво. Так ведь нет же:
— Пускай живем мы как скоты, зато с сознанием правоты...
Ответ на комментарий Huhrigina # Бабочка на аватарке?
А нет информации, почему ее так назвали?
Соккар 21-05-2019-13:42 удалить
Я бы сказал, что под термином "дхарма" брахманы закодировали свои привилегии.
Васильков по основной специальности - переводчик с санскрита, а его работа связана прежде всего со значением ритуала в эпосе.
Huhrigina 21-05-2019-16:06 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Эта бабочка водится на островах Индонезии. Встречается редко. Не летает большими стаями. Чаще по одиночке.
Так написано в интернете.
Но именно такую бабочку я видела в Москве на Соколе. Как то раз. Стала восхищаться, а один мужик сказал, что такие бабочки возне водоемов встречаются.
Я думаю, что она воплощает собой скорбь и величавую красоту.
HOOSH 21-05-2019-17:52 удалить
В каких-то комментариях я однажды прочитала, что к концу "Махабхараты" армия поклонников кауравов увеличится ненамного, но армия поклонников пандавов поредеет значительно.
Соккар 21-05-2019-18:46 удалить
HOOSH, не совсем понял, это были комментарии к фильму? И сериал, и эпос слишком сложны для восприятия и чтения. Наверно, ханжество пандавов к концу эпоса у многих может вызвать отвращения, а вот стать поклонником кауравов - это задача для тех, кто хочет сам разобраться в запутанном сюжете.
Ответ на комментарий Соккар # Да, думаю, HOOSH имеет в виду комментарии к "Махабхарате" 2013-го года. Г-н Тэвари постарался обелить Пандавов как мог, но поскольку все его попытки выгородить кого-либо изначально прокляты Дурвасой, это привело лишь к тому, что градус пандавского ханжества возрос до непредставимых, поистине вселенских размеров. Смотреть на них стало физически тошно по ходу фильма и вовсе невозможно к концу.
HOOSH 22-05-2019-00:03 удалить
Бригита_О_Брайн, точно не помню, возможно и к фильму. Просто автор удивлялась, как можно к концу истории уважать пандавов. Да, поражает именно ханжество. Но я читала подробный пересказ еще до того, как посмотрела сериал. И текст тоже дает пищу для возмущения.
Сейчас смотрю "Дхармакшетру", постепенно выкладываются серии с русскими субтитрами. Пока выложили 11 серий.
http://bigserial.net/indijskie_serialy/dxarmakshetra-dharmakshetra-2014-indiya/
Судья дает всем высказаться. Выводы иногда логичные, иногда странные.
Huhrigina 22-05-2019-11:14 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Да ничего они там не кодируют, а говорят прямым текстом.
Гарантированные привилегии по факту рождения и жрецом и мужчиной. Последнее особенно важно, если мы действительно желаем понять случившееся. Человек не заканчивается на себе и слабеет с возрастом. И уже не может защитить добытых привилегий. Следовательно, необходимо добиться, чтобы выстраданные привилегии достались сыну, а сын обязан был бы «почитать отца».
Именно брахманы добивались передачи земельных наделов по мужской, а не по женской линии( как было раньше) извратили древние тексты, чтобы уничтожать вдов, то есть законных наследников имущества покойного, организовали охоту на ведьм и преследовали шаманов (вратьев в том числе, которых разрешалось приносить в жертву), да и вообще развращали мужчин, заставив этих дурачков верить в свою разумность, после чего уже многие столетия со страной можно было делать вообще все что угодно.
Кстати, я нашла подтверждение тому, что хиджаб изначально мужская одежда. Раньше у меня были только подозрения.
Соккар 23-05-2019-11:30 удалить
Бригита_О_Брайн, а что за проклятие такое Дурвасасом пандавов? Что-то я не помню его по эпосу.
HOOSH 23-05-2019-18:13 удалить
Соккар, может быть, прокляты все попытки Тэвари?
Соккар 23-05-2019-18:56 удалить
HOOSH, разве такое возможно? Дурвасас же не мог догадаться, что на свет появится создатель фильма через 3000 лет.
OKSOMORON 23-05-2019-20:03 удалить
"Если человек не хочет остановить преступника в момент преступления, то в следующий раз он сам может оказать жертвой этого преступника."- это слова будущих событий.
Благодарю,Пётр, было интересно.
HOOSH 23-05-2019-20:09 удалить
Соккар, "Г-н Тэвари постарался обелить Пандавов как мог, но поскольку все его попытки выгородить кого-либо изначально прокляты Дурвасой"
Так что же проклято или кто же проклят?
Соккар 23-05-2019-20:12 удалить
HOOSH, ладно, Бригитта расшифрует, что это было за проклятие...
Соккар 23-05-2019-20:13 удалить
Ответ на комментарий OKSOMORON # OKSOMORON, моральные проблемы - одни из самых интересных во всей Махабхарате, наверное, сразу после сюжетных.
Ответ на комментарий Соккар # Расшифровываю.
Есть легенда, что Дурваса вечен и жив до сих пор :)
Если так, то не ведаю, чем его прогневал мистер Тэвари, но Дурваса, несомненно, проклял его и все его проекты. Если м-р Тэвари принимается кого-то восславлять, восславляемый может начинать оплакивать свою репутацию, ибо так охаять, как он восславит, ни у одного врага не получится. Всякий раз когда этот почтенный индийский режиссер и сценарист пытается выгородить своих любимых героев (делает он это совершенно беззастенчиво, местами вплоть до прямого перекладывания грехов своего главгероя на его противника, так что человеку, знающему, как в легенде или истории было на самом деле, остается только диву даваться) ситуация стабильно оборачивается тем, что на его любимого персонажа становится вовсе невозможно смотреть.

Так было в "Махабхарате" с Пандавами: Тэвари стремился показать их святыми, а получились они настолько тошнотворными, что видеть сие было не можно, а Кришна так и вовсе вышел откровенным демонюгой.
Точно так же в "Сурьяпутре", где Тэвари (помилуй, Сурья!) принялся лепить святого Карну... Карну он тоже любит, к сожалению, поэтому я даже не буду огорчать присутствующих подробным рассказом о том, что получилось...
То же и с "Шанидэвом", где Тэвари попытался сделать ангела из божества, которое в оригинале далеко не благостно. В результате каждое проявление неблагостности замазывалось тоннами речей о "дхарме" и "благе вселенной", а градус лицемерия получился таким, что общую отвратительность главного героя не перебили даже детская прелесть и обаяние Картикея Мальвии (гляньте фотку мальчика в сети и прикиньте, какая должна быть роль, чтобы на него стало тошно смотреть). Во второй части, где Шани после своей вековой медитации появляется взрослым, еще веселее. Не знаю, исходя из чего выбирали актера и делали образ, но парень в гриме и всех регалиях так дико похож на прижизненный портрет Влада Дракулы, что я смотрела на него просто в тихой истерике :)))))))
Видимо, Шани-дэв тоже не остался равнодушен к таким способам восславления своей персоны, потому что следующий сериал Тэвари - "Поруса" - явно кто-то сглазил :)
Тэвари не растерялся и выдал граду и миру продолжение - "Чандрагупта Маурья", где задался целью предъявить зрителю святого положительного Чанакью (он же Каутилья, редактор Артхашастры). На выходе получился классический сектантский деструктивный гуру, но Чанакью мне не жалко.

Соккар 25-05-2019-22:11 удалить
Индусы почитают дхарму, но в это понятие они вложили всё, что нужно для оправдания власти и брахманов. Отсюда получается парадокс: вроде бы они и говорят правильные слова, но они совершенно не соответствуют понятиям справедливости, добра, чести в обычном человеческом смысле, ведь дхарма призвана защищать привилегии брахманов. А то что другие сословия унижены, так это карма у них такая:-))) Проблемы не решаются, а их гоняют по вечному кругу сансары:-))) Это им возмездие за расправу над кауравами, видимо...

Кришна в фильме мне противен, лицемерная улыбочка на устах для кришнаитов, видимо, означает его любовь к людям. Да и возраст персонажа явно не соответствует эпическому Кришне, во всём ложь...
Ответ на комментарий Соккар # Возраст там ни у кого не соответствует. Молоды до последнего кадра, как бессмертные эльфы :)
Соккар 26-05-2019-09:23 удалить
А ведь ещё цвет кожи тоже значим. Ну как можно воспринимать Кришну белым человеком? Это как американцы показывают Геракла чернокожим... Потом эти вечно мудрые брахманы, изрекающие вечную истину. От них просто тошнит. Святоши... И даже в таких сценах как поджог оружейного склада и смоляного дома они не говорят правды. Фильмы смотреть по эпосу - это для меня мучение, я - не мазохист:-)))


Комментарии (84): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эпизод 23. Сын Дхритараштры | Соккар - Дневник Соккар | Лента друзей Соккар / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»