• Авторизация


Эпизод 19. Обет Бхимасены и гибель Духшасаны 12-04-2019 09:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


   1. Миф как он есть

   Санджая продолжает свой рассказ о битве. В поединках сходятся разные воины: Уттамауджас - против сына Карны Сушены, сын Накулы - против Вришасены, Сатьяки - против Дурьйодханы, Дхриштадьюмна - против Карны.
Карнапарва, гл. 53, шл. 1 - 14:
"Санджая сказал:

   ...И тут доблестный Уттамауджас без труда покончил с сыном Карны: он отсек ему голову и, обрушив ее наземь, заставил криком кричать землю и небеса. Увидев, что голова Сушены скатилась на землю, Карна, охваченный горем, грозными заостренными стрелами яростно иссек коней, колесницу и знамя Уттамауджаса, но тот острыми стрелами и сверкающим мечом ударил (по нему) с тыла и, сразив коней Крипы, вскочил на колесницу Шикхандина. Заметив, что Крипа лишился своей колесницы, стоящий на колеснице Шикхандин не пожелал добивать его стрелами, и тогда Драуни, развернув колесницу, подхватил Крипу, (спасая его), точно быка, увязавшего в иле...".


   Бхима просит своего возничего узнать, свои или чужие воины приближаются к нему, потому что из-за пыли он не различает стягов, а затем он приказывает ему посчитать количество стрел, колчанов и другого оружия на своей колеснице. Посчитав, возница доложил.
Карнапарва, гл. 54, шл. 15 - 16:
"Вишока сказал:

   ... (Стрел) маргана (у тебя) шестьдесят тысяч, а стрел-"бритв" и бхалл насчитывается по десять тысяч, (стрел) нарача - две тысячи, а (стрел) прадарана - три (тысячи), о доблестный Партха-герой! Осталось еще столько оружия, что его не увезти и шести быкам па повозке, о сын Панду! Мечи (стрелы) тысячами: у тебя в запасе, о мудрый, имеются еще копья и пики - то, что приводят в движение руками".

   Обрадованный Бхима сказал, что он или один разгромит всех кауравов, или же погибнет. Пандава говорит Вишоке, что кауравы бегут от стрел Арджуны. Возница отвечает, что среди отряда слонов появилось знамя Бибхатсу. Уничтожая тысячи врагов, он продвигается навстречу Бхимасене.

   По приказу Дурьйодханы кауравы окружили Бхимасену со всех сторон, но он "уничтожив десять тысяч не отступающих (в битве) слонов, две сотни тысяч и еще двести воинов, погубив пять тысяч коней и сто колесниц", породил реку из крови (Карнапарва, гл. 55, шл. 31 - 42). Бхимасена убивал кауравов "сотнями тысяч". В бой с ним вступил Шакуни и пробил копьём его левую руку, но Бхимасена взял лук и окутал царя Гандхары множеством стрел и тяжко раненный Шакуни опустился на земле. Кауравы отступили к Карне.

   Санджая продолжает свой рассказ о битве: "В послеполуденный час, о великий царь, пламенный Сын суты принялся истреблять сомаков на глазах у Бхимасены, а необычайно могучий Бхима стал теснить войска сыновей Дхритараштры..." (Карнапарва, гл. 56, шл. 7 - 18).

   Карну окружили Шикхандин, Бхимасена, Дхриштадьюмна, Накула, Сахадева, Сатьяки, сыновья Драупади. Внук Шини поразил его 20 стрелами в ключицу, Шикхандин 25 стрелами, Дхриштадьюмна - 5 стрелами, сыновья Драупади - 64 стрелами, Сахадева - 7 стрелами, Накула - целой сотней стрел, а Бхимасена - 9 стрелами "прямо в ключицу". Карна разбил колесницы сыновей Драупади, ранил в грудь Сатьяки и поразил каждого из них пятью стрелами. Вайкартана в одиночку противостоял всей рати пандавов и обратил её в бегство.

   Арджуна сказал Кришне, что пандавы бегут, избиваемые Карной, поэтому нужно ехать навстречу Сыну суты. Стоя на колеснице и увидев Бибхатсу, Вайкартана стал перечислять все его подвиги, начиная с сожжения Кхандавы, истребления калакеев, сражения в царстве Вираты во время угона скота кауравами и т.д. Карна обратился к Крипе, Критаварману, Шакуни, Ашваттхаману и к своему младшему брату с предложением напасть на Арджуну. Кауравы ринулись в бой. Дхананджая рассек стрелами лук Ашваттхамана, снес голову его вознице, убил его четырёх коней. Затем он рассек лук у Крипы и Критавармана, убил возниц у каждого из них и всех их коней. Арджуна уничтожил 400 слонов Критавармана и войско кауравов устремилось в разные стороны. Встретившись с Бхимой, он сообщил ему, "что Юдхиштхира в добром здравии" (Карнапарва, гл. 58, шл. 14 - 23). Десять сыновей Дхритараштры окружили его, но он десятью стрелами снес им головы. Против него выступило 90 саншаптаков, но он убил их. С тыла на него напали млеччхи на 113 слонах и все они погибли от его стрел.

   Сатьяки убил сына Карны Сушену. Разгневанный Карна сразил сына Дхриштадьюмны. Кришна сказал Арджуне, что ряды панчалов тают и он должен убить Карну. Следом за ними ехал Бхимасена, охраняя его тыл.

   Духшасана вступил в бой с Бхимой, рассек его лук, убил возницу и множеством стрел поразил пандаву. "Истекая (кровью)", Бхимасена метнул в него палицу на расстояние "десять дханвантара" и Духшасана рухнул на землю. Палица на лету сразила его коней, колесничего, разрушила колесницу. Соскочив с колесницы, Бхима подошёл к нему, наступил ногой на корло, мечом рассек грудь и стал пить кровь поверженного кауравы.
Карнапарва, гл. 61, шл. 8 - 17:
"Санджая сказал:

...Он пил жадно и долго, бросая вокруг свирепые взгляды, пил и приговаривал:

«Превыше всего я ценю этот напиток из добытой мною сегодня крови — превыше молока из материнской груди, чистого масла с медом, (превыше) чтимого напитка из мадхуки, питья из небесной влаги и даже лучшего (из напитков) — молока, смешанного с простоквашей!». Те, кто видел тогда, как Бхимасена, произнося эти слова, вновь и вновь припадал (к ране) и, приплясывая, в радостном возбуждении стремился напиться (кровью врага), объятые трепетом, в ужасе падали ниц. Оружие валилось из рук падающих воинов, они громко кричали от страха, закрывая глаза, чтобы не видеть (происходящего). Все вокруг, кому довелось видеть, как Бхима пьет кровь Духшасаны, охваченные смятением, бежали прочь, возглашая: «Это не человек!».

А (Бхимасена) продолжал говорить, обращая свои слова к слуху отважнейших в мире: «Теперь, когда я пью кровь из твоего горла, нечестивейший из людей, посмеешь ли ты снова сказать столь же высокомерно: «Корова! Корова!».

Ночлег в Праманакоти, попытка отравить (меня) смертельным ядом, коварное нападение змей, сожжение смоляного дома и, наконец, похищение царства с помощью игры, наша жизнь в лесах, неудобные пристанища, (раны) от стрел и (иного) оружия в битвах — вот те беды, которые непрестанно претерпевали мы из-за низости Дхритараштры и его сыновей, а счастье— где оно было?!». Закончив эту свою речь, Врикодара, одержавший победу (над недругом), вновь заговорил, о великий царь, обращаясь с улыбкою к Арджуне с Кешавой: «Все, что вы слышали от меня насчет Духшасаны, я исполнил в бою, о герои!

Теперь же мне предстоит выполнить другой (свой обет): убить второго — Дурьодхану, (как убивают) жертвенное животное. Только поправ ногою голову нечестивца на глазах у всех кауравов, я обрету покой!» Произнеся эти слова, безмерно могучий (Бхима), великий духом, ликуя, издал громкий клич и, окропленный кровью с головы до ног, принялся приплясывать, словно Тысячеокий, одолевший Вритру".

   Вришасена хотел напасть на Врикодару, но с ним вступил в бой Накула. Сын Карны убил всех коней пандавы, но брат Бхимы соскочив с колесницы, с одним мечом "сразил в одиночку" 2 тыс. воинов. Вришасена осыпал его стрелами со всех сторон. "Израненный Накула, теснимый в схватке, пришел в ярость и ответно стал разить героя своими стрелами" (Карнапарва, гл. 26 - 34). Затем Накула "на глазах у Завоевателя богатств вспрыгнул на колесницу Бхимасены" (Карнапарва, гл 62, шл. 26 - 34).

   Когда Арджуна увидел, что Вришасена лишил коней Накулу, он выступил против него, "расположившегося впереди Сына суты" (Карнапарва, гл. 62, шл. 52 - 62). Они разили стрелами друг друга, и пандава снёс ему голову. Потрясённый смертью сына, Карна ринулся против Арджуны, "выкликая Завоевателя богатств на поединок" (Карнапарва, гл. 63, шл. 1 - 2),

   2. Где в мифе история

   В описании битвы на поле Куру авторы эпоса используют некий набор стереотипов. Судьбу битвы решают герои-одиночки, убивающие тысячи или даже десятки тысяч воинов в день. Чаще всего такими героями являются Арджуна и Бхима, это и неудивительно, поскольку все симпатии авторов на их стороне. В реальности же, конечно, это невозможно. Подлинную картину битвы понять трудно. В искусственно выстроенном ходе сражения видны противоречия и элементы, которые при анализе позволяют понять, что битва происходила вовсе не так, как она описана в эпосе. Вот почему приходится обращать внимание на каждую мелочь и противоречия в описании битвы.

   Пока Арджуна с Кришной, опечаленные состоянием здоровья Юдхитхиры, ведут трогательную беседу с ним, главными действующими лицами на поле битвы будут Бхимасена и Уттамауджас, царевич Панчалы. Последний и становится виновником смерти Сушены, сына Карны. Сушена сражается рядом с Вайкартаной, и вряд ли отец мог спокойно следить за тем, как царевич Панчалы одерживает верх в битве с его сыном. Но это пандавы, по мнению авторов, всегда успевают приходить на помощь друг другу в крайней ситуации, а вот кауравы на это не способны. И всё же, вступив в бой с опозданием, Вайкартана лишил царевича коней. Обычно эпос излагает события одном и том же ключе: противник рассек лук, убил возницу, сбил его стяг, поразил коней, потом лишил своего врага палицы или меча и т.д. Но тут случилось нечто неожиданное: лишённый коней Уттамауджас напал на Вайкартану с тыла (?) и затем сразил коней (?) Крипы. И что мешало Карне в этот момент убить панчалийца, ведь без колесницы Уттамауджас представлял из себя просто мишень? Как он, сражавшийся лицом к лицу с Карной, оказался у него в тылу и почему напав на него с тыла он не нанёс ему никакого вреда, но умудрился убить коней Крипы - это вопросы, на которые эпос не даёт ответа. Здесь логика отсутствует. Кто здесь ошибается, трудно сказать: авторы эпоса, переводчики, редакторы - непонятно. Вслед за тем мы наблюдаем любопытный момент: Шикхандин не убил Крипу, хотя и мог это сделать. Что это, акт милосердия или же Крипа для пандавов свой среди чужих? Последнее предположение станет понятно уже после сражения: пандавы выберут Крипу наставником для Парикшита и это несмотря на то, что Крипа, по сказанию, был участником ночного нападения на лагерь панчалов.

   Пока Арджуна возвращается на поле битвы, Бхимасена просит своего возничего Вишоку посчитать количество стрел на колеснице. Напомним, в этот момент времени солнце уже давно перевалило через зенит. Подсчёт показал, что всего на колеснице находится 85 000 стрел, а ведь кроме них есть ещё копья, пики, мечи и колчаны. О чём это говорит? Такое количество стрел невозможно расположить на одной колеснице. Если они не в колчанах, а располагаются в несколько рядов в виде штабеля, то его размер составит 4 м в длину и 2 м в высоту при диаметре древка стрелы 10 мм. Предположим вес одной стрелы равен 30 г (это лёгкие стрелы, а ведь могут быть и тяжёлые), тогда общий вес одних стрел равен 2 550 кг! И это не считая колчанов, копий, палиц и пик. Можно сравнить вооружение Бхимы с вооружением Карны. После гибели Бхишмы Вайкартана говорит, чтобы к его колеснице прикрепили 16 колчанов со стрелами, а также мечи, дротики, палицы (Дронапарва, гл. 2, шл. 22 - 27). Предположим, вес одного колчана со стрелами равен 4 кг, тогда их общий вес будет 64 кг. Если в одном колчане 20 - 24 стрелы, то общее количество стрел на колеснице Карны утром в начале сражения будет равным 320 - 384 штуки. Такие цифры представляются реальными, а колесница не перегружена и будет мобильной. Вернёмся к Бхимасене. Общий вес одних только стрел свыше 2, 5 т, а их количество 85 000! Огромное количество стрел Бхимы на его колесницы во второй половине дня удивляет. Почему такое несоответствие вооружения колесницы Бхимы с вооружением колесницы Карны? А ведь речь в первом случае идёт о количестве стрел на колеснице Бхимы, когда солнце уже пересекло зенит, а во втором случае у Карны намного меньше стрел, но в начале дня. Такой вес стрел на колеснице Бхимы не под силу для четвёрки лошадей, да и сама колесница, сделанная из дерева, просто развалится. А уж о мобильности говорить не приходится. Получается, или это художественный вымысел, или Бхима служит в обозе и тогда приведённые факты обретают реальные очертания. Но если он служит в обозе, то какие подвиги он может совершать на поле битвы? А ведь его вклад в победу пандавов, по мнению авторов эпоса, мало уступает вкладу Арджуны.

   Но вот Арджуна возвращается на поле битвы, встречается с Бхимой и сообщает ему, что Юдхиштхира в прекрасном здравии. А в реальности? Ведь вовсе не тревогой за здоровье Юдхиштхиры озабочен Бибхатсу. У них произошёл конфликт, который мог закончиться трагически для Дхармараджи Эпос рисует такую картину, словно битву выиграли Арджуна и Кришна, едва ли не в одиночку. Реальную картину можно представить с трудом по умолчанию авторов, по искажению событий действительности, по использованию чудесного оружия. Махабхарата сообщает, что Бхимасена уничтожил 10 000 слонов, 5 000 коней и 200 000 воинов в этот день. Но это невозможно, хотя бы по той причине, что у него всего 85 000 стрел. Уж не говоря о том, что человек не сможет столько раз выстрелить из лука в течение одного дня. Если предположить, что за 1 минуту он выстрелит 10 раз, а за час - 600 раз, то ему потребуется свыше 140 часов, чтобы отправить в полёт такое количество стрел, которое у него имеется на колеснице. Раненный в левую руку копьём, пандава продолжает посылать стрелы, словно рука его совсем не беспокоит. Все эти факты говорят о том, что битва в таком виде невозможна. Авторы лгут и в мелочах, и в целом. Где же реальность?
Она искажена и забыта.

   Создатели эпоса словно испытывают терпение читателей, проверяют их способность думать на соответствие здравому смыслу. Вот Карну окружили лучшие воины среди панчалов. Сатьяки посылает в него 20 стрел, и все они попадают в ключицу! Уже похоже на чудо. Но кажется, им этого мало. Бхимасена посылает 7 стрел и тоже в ключицу! Это не может быть случайным. Если они оба такие меткие, посылая стрелы только в ключицу, то что мешает им попасть в голову или в шею? Но ведь у них есть и такой шаблон: три стрелы попадают в лоб и выглядят очень красивыми... В Дронапарве было сказано, что Абхиманью попадал ему в уши. А ведь в них труднее попасть, чем в тело человека. С Карной сражаются 11 воинов и каждого из них он поразил пятью стрелами, а вот один Накула попал в него целой сотней стрел! Для прославления воинских доблестей пандавов ничего не жаль.

   Увидев Арджуну на поле боя, Вайкартана вспоминает о его "подвигах". Но для него они точно не то, чем следует гордиться. О сожжении Кхандавы он знает от Рамы Джамадагни и от Ашвасены. Так что и в этом случае Карна говорит не о подвигах Арджуны, а о его подлостях.

   Против Арджуны выступает Ашваттхаман, Крипа, Критаварман и Дурьйодхана. И вот пандава как под копирку ведёт свой бой с ними. Словно кто-то невидимый написал одну программу для него. Он рассекает лук одного противника, сносит голову его вознице, убивает четверых коней... И потом всё это в том же порядке повторяет с другим противником, третьи, четвёртым. А ведь последним был сам Дурьйодхана. Кто ему мешал убить главного врага и конкурента Юдхиштхиры? Но во всех четверых случаях от стрел Арджуны не пострадали ни Ашваттхаман, ни Крипа, ни Критаварман, ни Дурьйодхана. Следовательно, и эти "победы" выдуманы.

   После этих "подвигов" чудеса на поле битвы продолжаются. Арджуна убивает 400 слонов. Обычным оружием для него является лук, ни палицу, ни дротики он не применяет. Предположим, он убивает одного слона за 1 минуту, тогда он должен потратить свыше 6 часов, чтобы их убить. А ведь идёт вторая половина дня, а после 18 часов уже наступают сумерки, слоны станут невидимыми. Десятью стрелами пандава сносит головы у десяти сыновей Дхритараштры. Если предположить, что он убивает одного, то ведь остальные могут убить его в это время. Но как было сказано, логика авторам эпоса незнакома. Сразу после этого на него с тыла (?) нападают млеччхи на 113 слонах! Зачем такому количеству слонов нападать на одного человека? Казалось бы, здесь он совсем беззащитен, но все они тоже гибнут от стрел Савьясачина. Фантазия у авторов эпоса не имеет предела!

   Духшасана одерживает верх в схватке с Бхимасеной, он рассек его лук, убил возницу, множеством стрел ранил пандаву. Но, "истекая (кровью)", Бхима бросил в него палицу и она, пролетев 15 м, убила колесничего, сразила четверых коней и свалила на землю Духшасану. Всё это не просто маловероятно, а совершенно невозможно. Одна палица не может убить сразу четверых коней и разрушить колесницу! А ведь Бхима ещё ранен копьём в левую руку... Далее наступила трагическая развязка: пандава рассек грудь сына Дхритараштры мечом и стал пить его кровь - таков был его обет, который он когда-то дал своим братьям. Эта сцена настолько реалистична, что поражает не только нас сейчас, но и потрясла свидетелей этого убийства. Воины кауравы воскликнули: "Это не человек!". Как можно назвать подобное существо? Вампир, вурдалак, упырь... Так называют в мифах многих народов мира людей, пьющих человеческую кровь. Жестокость их не знает предела. Бхимасена перечислил все "грехи" кауравов, которые он помнил. Среди них и сожжение смоляного дома... А в реальности? После того, как Юдхиштхира предложил поджечь оружейный склад и смоляной дом, Бхима сделал то, что приказал ему старший брат. "И вот ночью, когда подул сильный ветер и люди улеглись спать, о владыка, Бхима, сын Панду, поджег тогда тот (дом), где спал Пурочана" (Адипарва, гл. 137, шл. 5 - 10). И где тут вина Дурьойдханы? А ведь Бхима прекрасно знал, что сын Дхритараштры не виновен в поджоге.

   У тела убитого Духшасаны Бхимасена говорит, что теперь он исполнит свой второй обет: "убить второго - Дурьйодхану, (как убивают) жертвенных животных". Вот чему он научился у брахманов... Весь в крови с головы до ног он устраивает дикий танец у тела павшего Духшасаны. И этих людей брахманы объявили праведными... Ни стыда, ни совести, ни чести у этих "героев".

  В поединке с Накулой Вришасена одерживал верх, сразил всех его коней. Соскочив с колесницы, Накула взял меч и сразил им 2 тысячи воинов. В одиночку! Как это возможно? И чем тогда в эту минут занимался Вришасена, который лишил его колесницы и лука? Он мог спокойно поразить его стрелой, а если он не сделал этого, значит всё было иначе. Тут одно из двух: или этот "подвиг" пандавы выдуман, или он просто добивает мечом раненных на поле битвы кауравов. Не зря же создатели эпоса говорят, что пандава " в одиночку, играючи, разил и пеших, и колесничных, а также коней и слонов". Это возможно только в одном случае, если и пешие, и колесничные воины не оказывали сопротивления. Но как только появился Вришасена, Накула тут же спасается бегством, запрыгнув на колесницу Бхимасены. А почему Врикодара не продолжил бой с Вришасеной и увозит Накулу с поля боя? Каждый факт битвы говорит о том, что авторы эпоса вводят в заблуждение доверчивых читателей и слушателей.

   И вот только теперь Арджуна заметил, что Вришасена лишил Накулу колесницы и выступил против него. Убийство Вришасены в этот момент нужно авторам эпоса для того, чтобы обосновать последующий поединок Арджуны с Карной.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (47): вперёд»
Хм... только ли у меня возникла мысль, что Духшасану захватили в плен, и это было именно жертвоприношение?
Соккар 12-04-2019-13:20 удалить
Вполне возможно. Вот только любое жертвоприношение обычно сочетается с ритуалом, а тут брахманов нет. Самое удивительное в этой сцене - это реализм, такое впечатление, что будто фотограф делает снимок, настолько всё реалистично.
Исходное сообщение Соккар
Вполне возможно. Вот только любое жертвоприношение обычно сочетается с ритуалом, а тут брахманов нет. Самое удивительное в этой сцене - это реализм, такое впечатление, что будто фотограф делает снимок, настолько всё реалистично.

Вот поэтому я думаю, что тут нам не соврали. Все действительно так и произошло. Что же до отсутствия брахманов, меня уже не раз посещала мысль, не были "идущие путем леопарда" посвященными культа Нарасимхи (по моим предположениям, вышедшего из африканских звериных культов, бытовавших в Кении и Танзании), и не входил ли Бхима в их число?
Я тут подбираю материал для статьи, надо с этим поторопиться, когда будет готово, постараюсь проследить параллели.
Соккар 12-04-2019-13:33 удалить
Кстати, есть какой-то известный бельгийский путешественник, он жил в Африке среди аборигенов. У меня была его книга, я её подарил товарищу. Так вот в ней уж не знаю на каком африканском языке льва называли очень похожим именем на санскрите.

А если Бхима пьёт кровь из горла, то это очень похоже, как кошачьи убивают своих жертв. Ну и, возможно, магический аспект: сила жертвы, содержащаяся в крови, переходит к охотнику. Кстати, вспоминается Дхармавьядха - "убивающий по закону".
Huhrigina 12-04-2019-18:44 удалить
Мне и раньше приходилось слышать, что львы в Индии есть, но они меньше.
И в Европе раньше были.
С одной стороны, весь Индийский и европейский фольклор и новее искусство буквально переполнено львиной темой, а с другой стороны — а климат?
Но ведь раньше по Европе бегали стада диких лошадей — кто сейчас в это поверит?
Соккар 12-04-2019-18:45 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # Спасибо.
Соккар 12-04-2019-18:48 удалить
Я сомневаюсь, что в Европе львы были. А вот в Индии их ареал был намного шире, как и амурского тигра на Дальнем Востоке. Лев - обитатель саванны, а вот тигр живёт в лесах.
Соккар 12-04-2019-19:27 удалить
Эпитеты "лев среди людей" и "тигр среди людей" часто встречаются в эпосе. Это говорит о том, что раньше эти животные были и в местах, где жили наши герои, то есть к югу от Сатледжа.
Нэкто 12-04-2019-19:46 удалить
+..Уму непостижимо.
Соккар 12-04-2019-19:48 удалить
Это Махабхарата, тут всё возможно.
Huhrigina 12-04-2019-22:03 удалить
Ответ на комментарий Соккар # А я как раз думаю, что по Европе вполне могли шастать шерстистые львы. То есть это как шерстистый носорог и северная лошадь. Мохнатенькие такие.
Кстати, прайды азиатских львов намного меньше. Всего две самки. Вместе живут, вместе охотятся. Самцы менее социальны. Они могут быть с самками только во время брачного сезона. Потом самки опять вместе. Лев наложник. Участь львов самцов именно такова. Они изгоняются из прайда как и самцы гиен. Так что муж-Лёв не так уж и почетно, если разобраться.
Непонятно, чем Бхиме так не угодила « Корова». Что такого оскорбительного для женщины может быть а обращении «Корова»?
Если мужики сплошь да рядом быки, то для женщины естественно быть коровой. Это вроде даже почётно. Корова это ведь эпитет Земли. Ей уважение оказали, если только это вообще имело хоть какое-то отношение к Драупади.
Ответ на комментарий Huhrigina # Так Духшасана "коровой" обозвал не Драупади, а Бхиму лично. Бхима Кауравам этого до конца эпоса забыть не мог.
Соккар, какое санскритское слово обозначает разом и корову, и евнуха? Напомните, пожалуйста, а то я в словаре не найду никак.
Huhrigina 13-04-2019-11:10 удалить
Вот они танки древности. Смотрите и умиляйтесь! Прелестные коняшки! Якутская лошадь, северная лошадь! На них наши предки дошли до Индостана!
Этих коней пасла Тёща-Сова, это они по бокам богини Сурьи!
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Якутская_лошадь
Эти дивных животных украшают как и женщин в серебряные серьги и прочую серебряную и металлическую ювелирку. Такой стиль называется Чёрпак.
У меня в дневнике есть фотография меня любимой в таких серьгах.
Глядя на меня, можно представить как выглядели лошади в праздничные дни.
И каково положение женщины в понимании наших священных предков на самом деле:)))
Так и быть улыбнусь, хотя не до улыбок.
А современные мужчины тогда получаются йеху.
Соккар 13-04-2019-22:17 удалить

Так Духшасана "коровой" обозвал не Драупади, а Бхиму лично. Бхима Кауравам этого до конца эпоса забыть не мог.
Соккар, какое санскритское слово обозначает разом и корову, и евнуха? Напомните, пожалуйста, а то я в словаре не найду никак.

Я тоже думаю, что, называя Бхимасену "коровой", Духшасана имел в виду тот факт, что он евнух. А вот как звучало это слово на санскрите, я не знаю.
Но вот как косвенно подтверждается это значение.
Обычно мужчина в эпосе имеет эпитеты "лев среди людей", "тигр среди людей" и "бык среди людей". И вот последнее значением имело ещё и оттенок "самец", соответственно, если мужчину именовали "корова", то это было унижение, тем самым подчеркивалось, что он не самец, то есть евнух.
Соккар 13-04-2019-22:20 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # А почему вы думаете, что это на якутских лошадях арии дошли до Индостана? Я думаю, что они мало приспособлены для жаркого климата Индии.
Исходное сообщение Соккар
Я тоже думаю, что, называя Бхимасену "коровой", Духшасана имел в виду тот факт, что он евнух. А вот как звучало это слово на санскрите, я не знаю.

Видела я его в словаре Ефимовского, и посеяла, к досаде моей. Никак не найду. Не помню даже, на какую букву. Надеялась, что вы нашли и запомнили.
Ответ на комментарий Соккар # На предках нынешних ахалтекинцев они дошли, скорее всего.
Соккар 14-04-2019-09:48 удалить
Из контекста вытекает, что это оскорбление. Ладно, мы не знаем санскрита (но догадываемся), но санскритологи-то должны знать и уцепиться за это, как клещи, но почему-то вообще не обращают внимания.

Кстати, современные поборники за гендерное равноправие в Швеции в детском саду предлагают детям отказаться от местоимений "он" и "она" и предлагают им обращаться друг к другу "оно". Толерантно, демократично и совсем как у рабочих пчёл и евнухов. Вот "корова" в этом контексте и могло означать что-то подобное.
Соккар 14-04-2019-09:52 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Скорее всего так и было. Можно представить, насколько красивыми были те кони! Кстати, кони - это верховые животные, а лошади - тягловые. По половым признакам их отличают как жеребец и кобыла.
Соккар, Доброго дня! Вы проделываете огромную работу, исследуя и растолковывая эпос! Честь Вам и хвала!
А санскритологам с филологами -позор!))))) Шутка, про санскритологов -обидятся еще!
Конечно, противоречия и фантазия в эпосе зашкаливают, особенно в описании битвы. Но это должно иметь какое-то объяснение.
Во-первых, если эпос ориентирован на потомков, в назидание, то м.б. все это гипертрофировано до предела с целью показать весь УЖАС!!!! этой битвы, и нестыковки и детали не очень-то заботили создателей! Надо было передать КАТАСТРОФУ!!! А как это сделать логично и последовательно?! Не получится ! Это одна сторона.
Второе, если эпос писали (и переписывали!) для современников -это другое. Много ли было образованных людей, способных сосчитать (85000 или 15000 стрел) и проанализировать временные интервалы, меры и прочее?! Думаю немного. Эпос пересказывался сотни раз устно и обрастал нестыковками. 400 слонов или 40 не суть важно - главное, что ОЧЕНЬ МНОГО! Надо было "нагнать жути" - очень страшно, очень много, очень героически(один мог убить тысячи воинов!!!) Дело в красках.
Какую логику и здравый смысл здесь можно найти?! Опять же возможна подмена понятий, назови чуть не так и другой смысл.
Что значит ранен в ключицу 12 раз? или в лоб? Тут хотели прописать детали, так сказать, приблизить к реальности , а вышло вот так(((,,,,Подчеркнуть меткость стрелявшего или выносливость раненого....
Оружие...какое оно у них было... вы рассчитали обычные стрелы...Но не зря же есть намеки на сверхоружие. Колесницы...тоже..какие?.Как устроены. У Бхимасена 85000 стрел! А что это за стрелы? Что если это что-то мелкое , наподобие пуль? То вполне м.б. и 85000 и скорость стрельбы больше, чем из обычного лука и поражающее действие соответственно может быть!
Соккар 14-04-2019-18:05 удалить
Для меня эпос - это прежде всего история, устная история, специфичная, с религиозной составляющей и т.д. Волшебные черты в описании героев и событий объясняются длительным воздействием устной традиции, желанием жрецов (они же авторы эпоса) показать своё влияние и просто провалами в памяти хранителей устной традиции.

Иногда эпос очень точно передаёт сведения из прошлого времени (количество колчанов у Карны), а вот в случае с Бхимой эта точность обращается против авторов эпоса: они передают количество стрел на колеснице Бхимы настолько точно, что позволяет сделать вывод о том, что он служит в обозе. Точно так же и в случае с Накулой: он одним мечом убивает 2 000 воинов, когда вокруг другие воины стреляют из лука, получается он просто добивает раненных своим мечом. Количество, видимо, преувеличено, но принцип сохраняется. Вообще выживают все пятеро пандавов и все их пятеро сыновей (до ночного нападения), это тоже говорит в пользу того, что пандавы находились в тылу. Так что реальность есть, просто она сильно искажена.

Ранением в ключицу авторы, видимо, хотели подчеркнуть меткость, но, как говорится, у лжи короткие ноги: это позволяет критически относиться к их словам. И тут работает правило, единожды солгавший, кто тебе поверит? Вот так сомнение позволяет вывести на чистую воду тех, кто оклеветал кауравов. Вообще со временем исследование превращается в охоту на обманщиков и манипуляторов:-)))

Я против поиска следов технической цивилизации в эпосе. Брахманы используют дощечки для добычи огня, это о многом говорит...
Huhrigina 15-04-2019-09:45 удалить
Ответ на комментарий Светлана-Фотина # Светлана-Фотина,
А может позор дурам, которые ничего не читают ничего сами, думают лишь то, что разрешено, тявкают лишь на тех, на кого можно в данном контексте и никогда не проходят по ссылкам — ждут пересказиков:))) разумеется шутка!!!!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответ на комментарий Huhrigina # Видимо Вы санскритолог....((( Если обиделись....или филолог... Ничего личного, не принимайте на свой счет!!
Если бы я сидела в этой теме лет восемь и не имела своего мнения, то мне был бы точно позор!
А так...мне не стыдно...я знакомлюсь... смотрю, читаю, что могу... в общем интересуюсь! А в комментариях специалистов ничего зазорного нет...читаю с удовольствием. И моя желчь в спокойном состоянии, а вот Ваша....)))))
Huhrigina 15-04-2019-13:09 удалить
Ответ на комментарий Светлана-Фотина # Светлана-Фотина,
У меня тоже ничего личного.
Я ведь про тех, кто ещё лет восемь может просидеть в теме и все равно не проходить по ссылкам, но ждать разъяснений и пересказиков, тявкать тишь на тех, на кого заранее разрешили и читая, понимать лишь то, что позволили заранее.
Я же не про вас лично. Что вы, право...
Huhrigina 15-04-2019-14:01 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Якутские лошади чрезвычайно хорошо приспособлены для высоких температур очень умны и неприхотливы. Настоящие танки древности и я полагаю что они ближе всего как бы к перволошадям, диким изначальным видам. И если мы хотим понять какими были кони древности, нужно посмотреть на якутские северную лошадь. То что она якутская вовсе не означает, то жить способна только в Якутии.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Huhrigina 15-04-2019-14:19 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Думаю, настоящая лошадь кочевника это маленькая косматенькая лошадка, чрезвычайно вкусная и верная. Лошади были не только транспортным средством, но и пищей. Поэтому арии или скифы и могли преодолевать огромные расстояния на большой скорости и тащить повозки.
А красиво, конечно красиво. Но северная лошадь это эталон. Многие тысячи лет назад наши предки легко залезли на них и отправились в путь. А прочие породы появились позже. Так что смотрите на якутскую лошадь и восхищайтесь матерью всех лошадей. И коней.

(Добавил ссылку к себе в дневник)



Комментарии (47): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эпизод 19. Обет Бхимасены и гибель Духшасаны | Соккар - Дневник Соккар | Лента друзей Соккар / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»