Эпизод 9. Гонец к Шиве
13-12-2018 14:35
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Миф как он есть
После того, как Арджуна дал клятвенное обещание убить Джаядратху, воины пандавов громко закричали. В лагере кауравов шпионы Дурьйодханы, "услышав тот громкий крик, исходящий от пандавов", сообщили царю о клятве Бибхатсу. Джаядратха обратился к сыну Дхритараштры с просьбой защитить его от гнева сына Кунти. Царь успокоил его и сказал, что все одиннадцать акшаухини будут отражать атаки пандавов. Дрона сообщил ему, что он построит такой боевой строй, который Арджуна не сможет прорвать.
У шатров пандавов Кришна сказал Бибхатсу, что он послал шпионов в лагерь кауравов и они, вернувшись оттуда, доложили ему, что кауравы уже знают о клятвенном обещании Арджуны. Васудева произнёс: "Карна и Бхуришравас, сын Дроны и Вришасена непобедимый, Крипа и царь мадров - эти шестеро будут находиться впереди (Джаядратхи). Дроной будет установлен боевой строй, (одна половина которого примет) вид повозки, а другая половина - вид лотоса. В середине ответвлений того лотосообразного строя, где должен расположиться боевой порядок в виде острия иглы, будет стоять царь Синдху, защищаемый героями, трудноодолимыми в бою" (Дронапарва, гл. 53, шл. 25 - 30).
Арджуна клянётся Кришне, что он прорвёт головной отряд войска, убьёт тысячи воинов и самого царя Синдху: "Ты увидишь в (завтрашнем) сражении различные виды оружия всех защитников Синдху, отражаемые мною при помощи оружия Брахмы!" (гл. 53, шл. 40 - 46). Сын Кунти распорядился, чтобы его колесница была снаряжена перед рассветом. Воины пандавов разошлись по своим шатрам.
Дронапарва, гл. 54, шл. 1 - 8:
"Санджая сказал:
И Васудева и Дхананджая, оба терзаемые печалью и горем и часто вздыхающие, подобно двум змеям, не обрели сна в ту ночь".
Арджуна сказал Кришне, чтобы тот утешил Субхадру и Уттару в жилище сына Кунти. Встретившись с женой пандавы, Джанардана обещал свой сестре, что смерть её сына не останется неотмщённой. Затем он вернулся к Арджуне и остался с ним наедине. Служители совершили обычное ночное жертвоприношение Шиве. Кришна сказал Арджуне, что пора отдыхать. Санджая сообщает, что "поставив затем привратников и несущих охрану людей, хорошо вооруженных, великолепный (Кешава) в сопровождении Даруки (своего возницы) отправился в свой собственный шатер. И он улегся на белом ложе и стал обдумывать различные меры, которые следует предпринять. Никто в лагере пандавов не спал в ту ночь. Бессонница овладела каждым из людей, о владыка народов!" (Дронапарва, гл. 56, шл. 1 - 7).
В середине ночи "Джанардана, пробудившись ото сна, вспоминал о клятвенном обещании Партхи и, обратившись к Даруке" (Дронапарва, гл. 56, шл. 16 - 23) сказал, что он постарается сделать так, чтобы Арджуна убил Джаядратху до захода солнца. Он приказал Даруке, чтобы тот ещё до рассвета уложил на колесницу его палицу, дротик, диск, лук и стрелы.
В своём шатре Арджуна вспомнил о мантре, данной ему Вьясой и "тут же впал в забытье". Во сне ему явился Говинда. Арджуна сказал, что у него недостаточно пыла ("обнаруживается отсутствие пыла") перед завтрашней схваткой, так как у кауравов одиннадцать акшаухини, а царь Синдху "будет ведь удерживаться у них в тылу" (Дронапарва, гл. 57, шл. 9 - 18). Кришна ответил, что эту проблему можно решить с помощью Шивы: "О Партха, есть извечное и величайшее оружие, по названию "пашупата". При помощи его бог Махешвара убил в битве всех дайтьев! Если оно придет тебе на память сегодня, тогда ты сможешь убить Джаядратху завтра! А чтобы узнать его, прибегни мыслию к богу с изображением быка на своем знамени!" (Дронапарва, гл. 57, шл. 9 - 18).
Сын Кунти сосредоточился мыслью на Шиве, и они вдвоём с Кришной переместились по небу на гору в Гималаи, где находился великий бог. После того, как он восславил Махадеву, бог обещал исполнить любое его желание. Арджуна попросил у него оружие пашупата. Шива сказал, что недалеко отсюда расположено озеро амриты, в котором находится лук и стрелы. Когда Кришна и Арджуна пришли туда. то они обнаружили в озере двух меев, которые превратились в лук и стрелы после того, как они произнесли сотню гимнов в честь Рудры. Взяв лук и стрелы, оба героя вернулись к Махадеве. Из бока Шивы вышел брахмачарин ("С темно-синим (горлом) и рыжими (волосами), он был наделен могучей силой" (Дронапарва, гл. 57, шл. 74 - 81). Владыка пустил стрелу в ту озеро и бросил в него лук. Затем он даровал Арджуне оружие пашупата и исполнение клятвенного обещания. Расставшись с Махадевой, оба героя вернулись в лагерь.
После пробуждения Джанарданы он и Дарука беседовали всю оставшуюся часть ночи. На рассвете пробудился Юдхиштхира. Музыканты, певицы и танцоры развлекали царя. Сын Кунти совершил омовение, утренние обряды и молитвы. Привратник сообщил, что пришёл Хришикеша и другие полководцы, Арджуны среди них не было. Кришна и Юютсу уселись на одном сидении. Джанардана обещал собравшимся, что сегодня Арджуна убьёт Джаядратху. В это время вошёл Арджуна и рассказал собравшимся о своей встрече с Шивой. Присутствующие военачальники преисполнились изумления.
Взойдя на колесницу, Арджуна сказал Сатьяки, что он должен охранять Юдхиштхиру, а сам он выступит против Джаядратхи.
2. Где в мифе история
Эпос сообщает как шпионы Дурьйодханы донесли царю, что Арджуна хочет убить Джаядратху, "услышав громкий крик, исходящий от пандавов". Это странный способ информации и слишком уж наивный. Очевидно, в действительности эту весть могли принести из лагеря пандавов лазутчики кауравов. После этого сообщения якобы царь Джаядратха испугался и попросил его защитить от гнева Арджуны. Но если царь Синдху только что остановил всё войско пандавов, то почему он должен бояться одного Арджуну? На протяжении всего эпоса авторы явно преувеличивают подвиги сына Кунти, да и сам он в последней главе Дронапарвы признается в этом. По всей вероятности, царь Синдху просто попросил Дурьйодхану дать ему возможность отдохнуть после боя и вывести в резерв.
Странная ненависть Арджуны к Джаядратхе удивляет. В смерти Абхиманью он не виновен, сын Субхадры погиб в поединке с сыном Духшасаны. Но ни одного слова угрозы от Арджуны в его адрес не слышно. Очевидно, причина такой ненависти только одна - Джаядратха не дал возможности выйти войску пандавов из окружения. При этом не исключён и такой вариант: пандавы хотели подкупить царя Синдху, и он с согласия Дурьйодханы обещал им помочь, но поступил иначе. В этом случае пандавы попали в ловушку. Почему можно так думать? Чуть позже мы узнаем, что кауравов предали Критаварман и Шалья. Но где же был Арджуна во время прорыва? Он узнаёт о гибели Абхиманью вечером после возвращения в лагерь. Но и на поле битвы его не было рядом с Юдхиштхирой, защищать которого он обещал...
Ссылаясь на сведения своих шпионов, Кришна говорит, что кауравы установят боевой строй в виде тележки. Иначе говоря, окружение представляет не кольцо, а прямоугольник, в середине которого и находятся пандавы.
Арджуна обещает применить оружие Брахмы ("брахмаширас"). И хотя описание его действия выглядит ужасающим, но оно скорее психологического свойства, чем физического. Самое удивительное при его применении то, что жертв в этом случае нет.
Наступила ночь. Рассказчик сообщает, что Кришна и Арджуна не спали в это время. И это очень странно, ведь сил в этом случае у них не прибавится, а они очень будут нужны завтра.
Арджуна отправляет Кришну в своё жилище, чтобы он успокоил Субхадру и Уттару. Но тут много странностей. Почему он сам не делает это? Почему женщины находятся в лагере? Если битва происходит в течение 18 дней, то их присутствие вовсе не обязательно. Другое дело, если война длится несколько месяцев. Кто-то же должен готовить пищу, стирать одежду. И что очень интересно, Арджуна вообще не встречается с женой и невесткой! После беседы Кришна устанавливает охрану жилища. Но ведь более логично, если бы это делал сам Арджуна. Какой-то пандава не дееспособный...
Кришна возвращается в свой шатёр, и тут же мы узнаём, что "никто в лагере пандавов не спал в эту ночь. Бессонница овладела каждым из людей"! Поразительно, как эти люди будут завтра сражаться? Что является поводом для бессонницы у тысяч человек? Ещё можно понять, почему не спали Кришна и Арджуна, но почему бессонница мучает всех остальных? Каждый день у воинов гибнут родственники и друзья, почему же смерть Абхиманью вызывает бессонницу у всех? Явно тут причина в другом. Складывается впечатление, что весь лагерь пандавов живёт в тревоге и ожидании каких-то вестей или событий.
И вдруг! Рассказчик сообщает, что в середине ночи Кришна ...пробудился от сна и стал беседовать с Дарукой! Так спал он или не спал? Авторы явно противоречат сами себе. А, может, речь идёт о двух разных ночах? Кришна приказывает Даруке (своему вознице) положить в колесницу его - Кришны! - палицу, дротик, диск, лук, стрелы, "а также всякие боевые приспособления". Неужели он сам собирается воевать? А где же Арджуна? Такое впечатление, что его нет в лагере пандавов... Он не пришёл на помощь, когда всё войско устремилось в прорыв за Абхиманью, не утешает жену и невестку, не выставляет охрану у своего шатра. Утром, когда идёт совещание в шатре у Юдхиштхиры, ничего существенного на нём не происходит, хотя собрались все полководцы. И все сидящие в шатре говорят ни о чём, словно ожидают какого-то гонца. Но вернёмся к Арджуне.
Ночью в своём шатре Бибхатсу вспомнил о мантре, данной Вьясой, "впал в забытье" и во сне, встретившись с Кришной, переместился в Гималаи, чтобы встретиться с Шивой. Стоп! Складывается впечатление, словно Арджуна раздваивается. Один, выступающий в роли Арджуны, не встречается с женой и невесткой, не выставляет охрану у своего шатра, а другой в это время спешит к Шиве, имея на руках полномочия вести переговоры с Шивой, данные Кришной. Джанардане приходится утешать Субхадру, потому что жена не поверит двойнику. А в это время настоящий Арджуна встречается с Шивой и просит его помощи, чтобы прорвать блокаду пандавов.
В последней главе Дронапарвы Арджуна в лагере спрашивает Вьясу, "случайно пришедшего туда", что он видел какого-то человека, пришедшего ему на помощь: "В то время как я уничтожал врагов в сражении ливнями сверкающих стрел, я постоянно видел перед собою шествующего впереди человека, ярко сияющего, словно наделенного блеском огня. В какую бы сторону он ни устремлялся с поднятым копьем, всюду там враги мои оказывались сокрушаемы мною, о великий отшельник!... Всех врагов, в действительности им сокрушенных, люди считали сокрушенными мною Следуя по пятам его, я только сжигал войска, уже сожженные им" (Дронапарва, гл. 173, шл. 2 - 8). Вьяса отвечает, что это был Шива. Тут трудно что-то добавить, победа на поле Куру была достигнута с помощью войск горца. А все "подвиги" Арджуны - это просто полёт фантазии авторов эпоса и целиком на их совести. Впрочем, какая у них совесть мы помним: "Ложь должна быть выше правды"...
В лагере пандавов пробудился и Юдхиштхира. "Бессонница", не дававшая спать всем, закончилась. Утро у царя началось с музыки, танцев и песен. Царь нуждается в развлечении, а воинов, видящих развлекающегося царя, музыка, песни и танцы успокаивают.
В шатре у Юдхиштхиры собираются все военачальники и Джанардана. Кришна и Юютсу усаживаются на одно сидение. Это говорит о высоком статусе последнего. С чем это связано? В Дронапарве, гл. 9, шл. 47 - 56 Дхритараштра говорит о каком-то подвиге Юютсу, "которого разгневанные цари, сражаясь в течение шести месяцев в Варанавате с намерением убить его, не могли победить". Об этой битве ничего не известно. Варанавата - пограничная крепость в Гималаях, отделяющая царство Шивы от царства кауравов. В ней проходили службу пандавы в юности. Можно предположить, что Юютсу перешёл на сторону пандавов в самом начале войны, захватив врасплох гарнизон Варанаваты. И тогда войско кауравов ("разгневанные цари") принялось осаждать крепость, чтобы вернуть её себе. Когда пандавы попали в окружение, кауравы большую часть осаждающих отвели от города. Воспользовавшись этим, осаждённые чувствовали себя в большей безопасности и Юютсу с небольшим отрядом направился к основному войску пандавов. Возможно, он и выступил с инициативой призвать на помощь Шиву с его горцами.
В шатре Юдхиштхиры все слушали беседу царя с Кришной. Джанардана все свои надежды связывал с миссией Арджуны. Наконец, появляется и гонец. Войдя в шатёр, Дхананджая рассказывает, что цель достигнута и горцы Шивы нападут на уставших после сражения воинов Джаядратхи, которые расположились в тылу кауравов.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote