• Авторизация


Эпизод 8. Подлость Юдхиштхиры и "подвиги" Абхиманью 03-12-2018 10:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


   1. Миф как он есть
   Утром следующего дня Дурьйодхана обратился с упрёками к Дроне, что он не исполнил своего обещания пленить Юдхиштхиру. Полководец обещал царю сделать это, но поставил условие, чтобы отвлекли Арджуну с Васудевой. Дрона построил войско в "круглый боевой строй" (cakra-vyuga - "боевой строй в виде колеса": "Я построю войско таким боевым строем, который будет непроницаемым даже для богов" (Дронапарва, гл. 32, шл. 5 - 14).

   Войско пандавов двинулось на кауравов, но Дрона отражал все попытки своих противников подступиться к нему. Тогда Юдхиштхира обратился к Абхиманью: "О сын мой, действуй таким образом, чтобы Арджуна, возвратившийся (от саншаптаков), не мог порицать нас! Мы не знаем, как прорвать круглый боевой строй! Только ты, или Арджуна, или Кришна, или же Прадьюмна могут прорвать тот круглый срой!... Быстро взяв оружие, сокруши боевой строй Дроны, ибо Дхананджая, о сын мой, вернувшись из сражения, станет порицать нас всех!" (Дронапарва, гл. 34, шл. 10 - 17).

   Абхиманью принял это предложение. И Юдхиштхира дал ему задание; "Прорви с боем этот строй, о превосходнейший, и сделай проход для нас. Мы же последуем за тобой путем, каким движешься ты, о сын мой! В битве ты равен самому Дхананджае. Как только ты проникнешь в строй (врага), о сын мой, мы последуем за тобой, охраняя тебя со всех сторон" (Дронапарва, гл. 34, шл. 20 -21).


   Старшего брата поддержал Бхимасена. Юноша отправился в путь, но по дороге уже возница предупредил его о трудности этой задачи. Абхиманью со смехом отверг его сомнения и вступил в бой с кауравами, которые пытались защитить свой боевой строй.
Дронапарва. гл. 35, шл. 13 - 19:
   "Санджая сказал:
   "...И в то время как происходило то вселяющее ужас сражение, сын Арджуны, прорвав на глазах самого Дроны тот боевой строй, проник в него. Но когда он проник в середину стана врагов и начал уничтожать их, большие отряды слонов, конницы, колесниц и пехотинцев с поднятым оружием окружили того могучего воина".

   Абхиманью убил много кауравов, но всё-таки его окружили со всех сторон Дрона, Ашваттхаман, Крипа, Карна, Критаварман, Шакуни, Шалья, Бхури, Бхуришравас, Шала и другие воины. Сын Арджуны убил младшего брата Шальи и "отсек ему голову вместе с шеей, руки и ноги, сразил коней и возницу, рассек лук его, зонт и знамя, тройной бамбуковый шест, приспособление из дощечек дерева шами (для добывания огня), оба колеса колесничные, ярмо и дышло, колчаны и днище колесницы, древко знамени, обоих воинов, охраняющих колеса колесницы, и все боевые принадлежности колесницы" (Дронапарва, гл. 37, шл. 2 - 8).

   Разгневанный Духшасана сказал, что он убьёт Абхиманью: "Услышав о том, что сын Субхадры сражен мною, оба Кришны, отличающиеся чрезмерным самомнением, несомненно, отправятся в мир усопших из этого мира живущих!" (Дронапарва, гл. 38, шл. 22 - 30). Он вступил в бой с сыном Субхадры, но через какое-то время возница вывез раненого Духшасану с поля боя. Войско пандавов вступило в бой, "желая прорвать боевой строй Дроны" (Дронапарва. гл. 39, шл. 9 - 18).

   Против Абхиманью вышел сражаться Карна, но сын Субхадры рассек его знамя и лук. Тогда на помощь ему пришёл младший брат Карны. "Тогда партхи и их последователи издали громкие звуки и ударили в музыкальные инструменты и одобрили сына Субхадры (за его героизм)" (Дронапарва, гл. 39, шл. 26 - 31). Спустя какое-то время после начала их поединка Абхиманью снёс голову и ему. Карна "спасся бегством (с поля брани) на быстрых конях. И ряды войск (кауравов) были тогда прорваны" (Дронапарва, гл. 40, шл. 1 - 8). Все остальные воины и среди них Юдхиштхира, Бхима, Сатьяки, Дхриштадьюмна, Вирата, Друпада и другие воины ринулись в бой. Но их всех остановил один царь Синдху. Санджая сообщает Дхритараштре, что он это сделал благодаря дару Шивы за свои аскетические подвиги. "И каждого среди твоих врагов, кто стремился прорвать боевой строй, установленный Дроной, правитель Синдху сдерживал благодаря дару, полученному от бога" (Дронапарва, гл. 42, шл. 13 - 19).

   Проникнув в ряды кауравов, Абхиманью продолжал их истреблять в одиночку. Сын Субхадры применил оружие гандхарвов, "он (кружил) в той битве подобно пылающей головешке и показывался, о царь, то в одном лице, то в сотне, то в тысяче образов" (Дронапарва, гл. 44, шл. 17 - 23). Пандава встретился с Лакшманой, сыном Дурьйодханы, и сказал ему, что убьёт его на глазах всех родных. После этого он стрелой снёс ему голову.

   Шесть воинов кауравов Дрона, Крипа, Карна, Ашваттхаман, Брихадбала и Критаварман окружили Абхиманью. "Пронзив их острыми стрелами и отвратив их от себя, сын Арджуны со стремительным порывом и яростью обрушился на огромное войско правителя Синдху. Но тут калинги и нишады и доблестный сын Кратхи (отрезали) ему путь, окружив его своим отрядом слонов" (Дронапарва, гл. 45, шл. 19 - 26). Абхиманью вступил в бой с сыном Кратхи. "Обе его руки вместе с луком, стрелами и браслетами, его голову, украшенную диадемой, его зонт и знамя, возницу и коней (рассекши стрелами), поверг он (на землю" (Дронапарва, гл. 45, шл. 19 - 26).

   Стоя на колеснице с трёхлетними конями, сын Субхадры дважды из лука пронзил ухо Карны и убил шестерых его советников, а затем двух возниц Шальи. Но тут Карна рассек лук Абхиманью, Критаварман убил его коней, Крипа сразил обоих возниц, а Дрона отсек рукоять меча в его руке. Схватив колесо колесницы, Абхиманью бросился с ним на Дрону, но кауравы разрубили его на части. Тогда он схватил палицу, убил ей коней и обоих возниц Ашваттхамана, затем он смял сына Субалы Калакею и убил семьдесят семь его гандхарских последователей" (Дронапарва, гл. 48, шл. 1 - 7). После этого он убил десять воинов на колесницах и семь кекаев, сторонников кауравов. "И убив затем десять слонов, он сокрушил своею палицею колесницу сына Духшасаны вместе с его конями" (Дронапарва, гл. 48, шл. 8 - 14). Между Абхиманью и сыном Духшасаны начался поединок на палицах и каурава убил сына Арджуны.

   Поле битвы представляло ужасную картину. Везде были погибшие воины и животные, разбитые колесницы, кровь людей, коней и слонов. На закате дня кауравы вернулись в свой лагерь. Уставшие воины расположились на отдых.

   В лагере пандавов Юдхиштхира скорбел о гибели сына Субхадры. Все пандавы думали, что они скажут Арджуне, когда он с Кришной вернётся к шатрам на ночной покой. Узнав о смерти Ахиманью, Арджуна воскликнул: "...Я слышал, что Дроной был установлен круглый боевой строй. И никто среди вас, кроме сына Субхадры, не смог прорвать его в сражении. Однако он не был мною обучен тому, как выйти из того строя, (проникну в него). Не был ли мальчик принужден вами проникнуть в тот вражеский строй?" (Дронапарва, гл. 50, шл. 17 - 24).

   Арджуна продолжал горевать, что ему пришлось уехать и он не мог защитить сына. Кришна принялся упрекать сына Кунти, что он не должен так скорбеть. Юдхиштхира сказал, что войско пандавов оказалось в затруднительном положении после того, как Арджуна уехал сражаться с саншаптаками. "И мучимые Дроной, мы не могли даже взглянуть на его строй, а уж тем более - прорвать его в битве" (Дронапарва, гл. 51, шл. 1 - 8). Всё войско пандавов последовало за Абхиманью, но царь Синдху остановил его. Выслушав Юдхиштхиру, Арджуна поклялся убить Джаядратху уже завтра до заката солнца. "Тот негодяй является причиной в убийстве ребенка. Завтра же я убью Джаядратху!" (Дронапарва, гл. 51, шл. 16 - 22).

   2. Где в мифе история

   Дурьйодхана поставил перед Дроной задачу не просто разгромить войско пандавов, а пленить Юдхиштхиру. С этой целью полководец применил новую тактику, войско кауравов он построил в "круглый боевой строй". Этот строй, по словам Дроны, непроницаем даже для богов! То есть, преодолеть его не смогут даже боги. Что это может означать? Неужели юный Абхиманью может исполнить задачу, невозможную богам? И вот Юдхиштхира ставит перед 16-летним подростком задачу проникнуть в этот строй и прорвать его. И задача эта окажется для него непосильной, хотя он и положит ради неё свою жизнь. Неужели Юдхиштхира не мог догадаться об этом?

   Судя по тому, как развиваются потом события, речь идёт о том, что войско пандавов окружено кауравами. Попытки прорваться, предпринятые ранее пандавами, не удались ("Однако всех их, как только они приблизились вместе, доблестный сын Бхарадваджи бесстрашно сдержал могучим потоком своих стрел" - Дронапарва, гл. 34, шл. 1 - 9). В прорыв шли цари вместе со свитами (!). Вырваться из окружения хотят даже люди, не имеющие оружия. Всё было бесполезно. Тогда Юдхиштхира обратился к Абхиманью и предложил ему прорвать окружение. Дхармараджа льстит подростку, что с этой задачей может справиться только он. По замыслу Юдхиштхиры он должен проникнуть в строй войска кауравов, то есть сыграть роль штурмового звена. Вслед за ним, обещает Юдхиштхира, пойдут и остальные воины пандавов. Бхима поддержал брата. Очевидно, они действуют сообща. Но почему же сам Бхимасена не возглавил этот отряд? Эпос так превозносит его воинские подвиги... И вдруг первым на прорыв окружения Юдхиштхира посылает неопытного мальчишку. Да ведь Дхармараджа и не полководец, формально им является Дхриштадьюмна. А тут вдруг он принимает такое решение. Несомненно, Юдхиштхира догадывается, что эта попытка прорыва может закончиться трагически и он просто решает пожертвовать своим племянником, конкурентом на власть. Формально ведь Абхиманью - сын Арджуны, а за ним стоит Кришна. Очевидная подлость Дхармараджи, но теперь уже не по отношению к кауравам, а к своему племяннику и брату. Борьба за власть не признаёт кровных уз.

   Эпос описывает события так, словно Абхиманью осуществляет этот прорыв в одиночку. Это, конечно же, не так. Один человек не может победить целое войско. Подвиги Абхиманью явно преувеличены. Вот он убивает младшего брата Шальи и далее идёт перечень, что он разрушил своими стрелами: отсек руки и ноги, убил коней и возницу, рассек лук, зонт, знамя, бамбуковый шест, полёса колесницы, ярмо, дышло, колчаны, древко знамени и т.д. Зачем? В этом истреблении предметов нет никакого смысла. Но для красочности описания годится даже то, что лишено смысла.

   В стане кауравов Духшасана восклицает, что смерть сына Субхадры будет тяжёлым ударом для Арджуны и Кришны. Кажется, ему тоже известно, что Абхиманью - сын двух отцов.

   Убив младшего брата Шальи, сын Арджуны продолжил свой путь, но тут перед ним оказался Карна. Эпос сообщает, что Вайкартана отступил, а сын Субхадры убил затем и младшего брата Карны. Оба эти брата Шальи и Карны не названы по имени и очень сомнительно, что в реальности они были убиты. Возможно, здесь действует следующая схема: если Арджуна по легенде убивает Карну, а Юдхиштхира - Шалью, то сын Арджуны ведь тоже герой, так пусть он убьёт младших братьев Шальи и Карны. Мелочно, но для брахманов это очень характерно и подчёркивает их мстительность. Авторы эпоса преувеличивают подвиги сына Арджуны и стараются всячески уязвить других героев из стана кауравов. Кстати, это уже второй "младший брат" Карны, первый был убит днём ранее Арджуной. Вот сын и повторил подвиг отца. С таким же успехом могло быть и три, и четыре младших брата.

   События, развивающиеся далее, говорят, что прорыв Абхиманью был не столько его заслугой, сколько реализацией плана кауравов. Карна не "спасся бегством (с поля брани) на быстрых конях", как об этом говорит Санджая, а отступил, чтобы заманить в ловушку штурмовой отряд сына Субхадры как можно далее. И как только остальные воины пандавов ринулись за ним, на их пути стал царь Джаядратха с войском. Его отряд остановил прорыв основного войска пандавов. Абхиманью с группой прорыва оказался в ловушке. Сын Субхадры продолжал двигаться дальше и применил оружие гандхарвов, то есть в панике он бросался в разные стороны, надеясь вырваться из окружения уже сам ("он (кружил) в той битве подобно пылающей головешке и показывался, о царь, то в одном лице, то в сотне, то в тысяче образов"). Но тщетно, со всех сторон его отряд окружили кауравы.

  Эпос сообщает, что Абхиманью убил сына Дурьйодханы Лакшману. После младших братьев Шальи и Карны это уже не удивляет, ведь самого Дурьйодхану должен был убить Бхима. Даже сын Арджуны должен смыть кровью оскорбление, нанесённое Драупади. Мстительность и злопамятство авторов эпоса удивляют. В реальности вряд ли Дурьйодхана стал бы рисковать единственным сыном. И это, конечно же, тоже удивительно, ведь у него был гарем. Ах да, пандавы и здесь выше его, у каждого из них по двое сыновей, а у царя всего лишь один ребёнок.

   Наконец, кауравы прекратили отступление и дружно обратили оружие против отряда Абхиманью. И что же наш герой? Он вдруг понял, что его послали на верную смерть. В отчаянии он поворачивает и бросается против воинов Джаядратхи, который был у него за спиной. Но ему не дают покоя воины кауравов уже позади сына Субхадры.

   Абхиманью вступил в бой с сыном Кратхи и убивает его. Авторы эпоса снова перечисляют его бессмысленные успехи: он отсекает обе руки сторонника кауравов, зонт, знамя, убивает возницу, коней, отсекает голову противнику. Зачем? Даже если человеку отрубили одну руку, он уже не воин, а смертельно раненый человек. Зачем потом посылать стрелы в зонт, знамя? Глупо ведь. Перед авторами эпоса стоит задача показать насколько великий воин юный сын Субхадры.

   В колесницу Абхиманью запряжены трёхлетние кони. О чём это говорит? 16-летнему подростку доверили колесницу с молодыми, пугливыми, малообученными конями, ведь их используют в упряжи начиная с трёх лет.

   Бессмысленные подвиги Абхиманью продолжаются. Дважды он стрелами пронзил уши Карны. Авторы эпоса явно намекают, что одно из значений имени Карна - это ухо. А им так нравится символизм! Это нужно понимать, как юмор брахманов: пусть он и не убьёт Карну, но ведь символически сразил его дважды! Опять попытка унизить друга Дурьйодханы. Вслед за тем сын Субхадры убивает шесть советников Вайкартаны. Вот такой герой, а Карна ничем ответить не может... Но ведь и шесть советников у советника Дурьйодханы, разве это возможно? Потом погибают и двое возниц Шальи. После "младших братьев" это уже не удивляет. Мелочность брахманов поражает, сын Арджуны, по их мнению, может ранить лучшего воина среди кауравов и ему за это ничего не будет. В реальности если бы он сражался с Карной один на один, то не прожил бы и минуты. Оставшись без лука, который рассек Карна, Абхиманью хватает колесо колесницы и бросается с ним на противников. Кауравы разбивают колесо стрелами. Но зачем посылать стрелы в колесо, если их можно послать в пандаву? Логики нет! Но "подвиги" 16-летнего подростка ещё не завершились. Он хватается за палицу и ей убивает возницу и коней Ашваттхамана. А ведь сын Дроны прекрасный лучник, и он не может сразить пешего Абхиманью с палицей? Какая ерунда! Затем сын Субхадры убивает 77 воинов-гандхаров из окружения Шакуни. Полная чушь! Палица - оружие ближнего боя, а у кауравов при себе луки. Ничем не рискуя, они могут убить его на расстоянии. А уж количество гандхаров говорит о том, что это невозможно сделать, если ты окружён воинами со стрелами. Затем сын Арджуны палицей убивает 10 воинов на колесницах и 7 кекаев. Как это, он пешком гоняется за колесницами? Ну глупость же. И 10 слонов гибнут от удара палицы Абхиманью. Тут даже не хочется комментировать. Чудовищная ложь! После этих "подвигов" начинается поединок с сыном Духшасаны, где Абхиманью погибает. Подросток, убивающий слонов палицей, гибнет от рук человека.

   В лагере пандавов после заката солнца Юдхиштхира изображал скорбь на своём лице, а сам с опасением ожидал встречи с Арджуной. Он хорошо представлял себе, что Арджуна и Кришна не оставят смерть Абхиманью неотмщеённой. И Арджуна задаёт вопрос, не принудили ли его сына идти в бой. Юдхиштхира ответил, что мучимые Дроной "все мы тогда обратились к сыну Субхадры". Он не сказал, что инициатором этого обращения были не "все мы", а сам Юдхиштхира. Это была уловка, ханжа спасал свою жизнь. Трудно сказать, что было там в реальности. Возможно, он говорил, что не знал, где находится Абхиманью или что сын Субхадры сам присоединился к штурмующему отряду. Жрецы - авторы эпоса - всеми силами сглаживали противоречия между пандавами. Бхима промолчал, а ведь он обещал поддержать Абхиманью.

   С точки зрения логики Арджуна должен был мстить сыну Духшасаны, от палицы которого погиб его сын. Но вот гнев отца обрушился почему-то на Джаядратху, который к смерти его непричастен. Это говорит о том, что главным для всех пандавов было стремление выйти из окружения. Ведь именно Джаядратха воспрепятствовал этому. В этом смысле гнев Арджуны оправдан. И вот вопрос, где же был сам Бибхатсу в течение целого дня? Формально он в одиночку сражался с саншаптаками. Но не было ли это просто поводом для чего-то другого? Всё-таки в этой битве много загадок и чудес.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (75): вперёд» последняя»
Huhrigina 03-12-2018-11:37 удалить
Печальная история Абхиманию лишний раз доказывает, что редко какой мужчина сможет одинаково относиться и к сыну и к племяннику.
Тема дяди, погубившего племянника под видом "важного задания", весьма характерна для эпосов и фольклора многих народов.
Интересно, а откуда информация про "гарем" Дурйодханы? Такое у вас прямо ЭПИЧЕСКОЕ стремление огаремить всех мужчин Бхараты! Снимаю, как говорится, шляпу.
Ох, история про убиение 77 воинов гандхаров невольно, именно невольно, вызывает на память старый советский анекдот про то, "как погибли 26 бакинских комиссаров и 300 спартанцев".
Анекдот несколько циничный, приводить его здесь не стану.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар 03-12-2018-11:50 удалить
Про гарем Дурьйодханы я уже писал. После разгрома кауравов Саджая и Юютсу спешат в город и вот по дороге они встречают плачущих женщин из гарема царя.

То, что Юдхиштхира подтолкнул Абхимань, хорошо чувствуется, когда он уговаривает его пойти в прорыв. Много раз он называет имя Арджуны. В реальности он, видимо, говорил ему, что твой отец будет гордиться тобой. Или даже сам Арджуна говорил, чтобы ты пошёл в первых рядах. Ну и характерно, что Бхима поддержал старшего брата. А ведь мог бы и сам пойти. Ведь герой же...
"Я построю войско таким боевым строем, который будет непроницаемым даже для богов" (Дронапарва, гл. 32, шл. 5 - 14).


Вот долго думала, что такое этот "круглый строй". В фильме вообще невообразимую чушь показали. Пришла к выводу, что "чакра-вьюха" это то, что в современной армейской лексике называют "котлом". Вход в чакра-вьюху - взлом "котла" снаружи для освобождения тех, кто оказался внутри. Выход из чакра-вьюхи - то, что не сумел сделать Паулюс под Сталинградом.

Надо перечитать заново, очень плохо помню эту книгу. Но помню, что сделав этот вывод, долго гадала, кто же там снаружи, а кто внутри. Надо еще думать, но у меня было ощущение, что Юдхи как раз снаружи. А кто тогда в "котле"? А получается, что там... Арджуна с Кришной!
Потому они и "отправятся в мир усопших" когда Абхиманью постигнет неудача. Не в смысле "помрут от злости", а попросту погибнут, не сумев выйти из окружения. Поэтому Арджуна так злобствует именно на Джаядратху - синдхский полководец взял его в "котел" и чуть было не пришиб!
А Юдхиштхира "накачивает" племянника перед боем - иди, спасай отца!
Но в чем тут его расчет? Очень похоже, что Юдхи попросту решил избавиться от этой напасти: и от Кришны, и от братца-предателя, и от этого, который чей-то из них сын, пусть у Ямы разбираются, чей именно.
Соккар 03-12-2018-13:04 удалить
Мне кажется, что внутри котла всё-таки Юдхиштхира, потому что они идут в прорыв со свитой, то есть все, кто находится в лагере кауравов. А чуть далее будет известно, что там были и Драупади, и жена Абхиманью Уттара. А вот где тогда находился Арджуна. Формально он геройствовал с саншаптаками. Уже в следующую ночь с одной стороны говорится, что никто из войска пандавов не спал, а с другой всё-таки Арджуна уснул, но видел сон, где он встречался сШивой. И вот, возможно, это был не сона, а они с Кришной реально встречались с Шивой и договорились, что он ударит со своим "спецназом". Думать и думать...
Но ваш взгляд тоже интересен. Надо будет подумать над этим.

Очень много пустых и бесконечных описаний "геройств", за которыми только выдумки брахманов, как подать всю историю с точки зрения успехов одних пандавов. А об остальных воинах вообще умалчивают.
Да ведь Дхармараджа и не полководец, формально им является Дхриштадьюмна. А тут вдруг он принимает такое решение.

Если Дхриштадьюмна тоже в котле и с ним нет связи, у Юдхи в кои-то веки развязаны руки.

Оба эти брата Шальи и Карны не названы по имени и очень сомнительно, что в реальности они были убиты.

Очень сомневаюсь, что в реальности они существовали :) Самих убить не могут и сочиняют безымянных младших братьев. Мифических :) Хоть так оторваться...

В реальности вряд ли Дурьйодхана стал бы рисковать единственным сыном.

Ну, вот тут не надо недооценивать менталитет кшатриев. Совершеннолетний сын царя не может не выйти на поле боя.

Палица - оружие ближнего боя, а у кауравов при себе луки. Ничем не рискуя, они могут убить его на расстоянии.

Так нельзя. У них кодекс чести. Кшатрадхарма. По описанию у меня впечатление, что мальчишку попросту окружили и принудили к правильному поединку с воином его поколения, как и было положено по кодексу. При этом старшие стояли за секундантов и пресекали ему попытки схватиться за что-то, кроме оговоренного оружия (булавы) -- колесо или что там еще. Потому и выстрел в колесо, а не в него самого. Просто чтобы выбить из рук. Те десятки ратхинов, которых Абхиманью якобы убил в ходе принуждения его к соблюдению воинской дхармы - эротические мечты брахманов, которые это сочиняли. Вот уж издержки кастовости - жрецы берутся писать о кшатриях, крайне смутно представляя, как происходят сражения.
А особо умиляет финал: великого героя, пачками укладывающего взрослых бойцов, внезапно приканчивает пацан его возраста. Но в Махе таких замахов на рубль, а ударов на копейку - не перечесть.
Ответ на комментарий Соккар # Тут еще нельзя забывать, что если в котле оказались Кришна (!) и Арджуна (!), то брахманы скорее лопнут, чем в этом сознаются :) И уж точно они не пощадят такую мелочь, как репутация Юдхи, чтобы скрыть такой конфуз. Менять действующих лиц местами и ставить все с ног на голову им не впервой.
Касаемо сна - что если имеется в виду ситуация, когда Арджуну разбудили среди ночи ради тайного гонца от "Шивы" с какой-то вестью?
Соккар 03-12-2018-13:38 удалить
Конечно, точную картину боя трудно установить. Но подвиги Абхиманью точно преувеличены. Если принять за основу ваш вариант, что он дрался на поединке поочередно, то почему не указаны виды оружия у кауравов после того, как он он остался без колесницы. Единственное исключение - это его бой с сыном Духшасаны. Возможно, там и был поединок, но в остальных случаях - голимая выдумка. Он бегает с палицей за колесницами, убивает десяток слонов, а уж брахманы могли написать так, как было (по вашему варианту), они в этом случае ничем не рисковали.

Сначала пандавы атакуют все, и среди них Дхриштадьюмна, и сами братья, и Ахиманью. Когда эе пандавы идут в прорыв вслед за Абхиманью, там перечисляются те же самые персонажи. То есть Дхриштадьюмна был рядом с Юдхиштхирой.

Тоже думаю, что неназванные младшие братья Шальи и Карны, убитые Абхиманью, выдуманы авторами.

Возможно, у Дурьйодханы было много детей, но авторы сознательно оставили в тексте одно имя Лакшманы, чтобы умалить царя, ведь наличие многих сыновей только увеличивало авторитет царя.
Соккар 03-12-2018-13:47 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Бригита_О_Брайн, в отношении сна согласен. Без Шивы там точно не обошлось. Но в отношении где находились Арджуна с Кришной... Проще предположить, что где-то была лазейка (возможно, Кришне было выгодно не разглашать её местонахождение), и они после заката могли проникнуть к осаждённым (по моему варианту), а по вашему тогда трудно объяснить, почему именно они возвратились в лагерь.

Странно, что первая попытка прорыва пандавам не удалась, а там были все, включая Абхимань, за исключением Кришны и Арджуны. А вот во второй раз успеха добился один Абхиманью. Возможно, он атаковал в другом месте.

Да, есть невязка, что речь в тексте идёт о том, что Абхиманью стремится "проникнуть в круглый боевой строй", но, может быть, просто не точный или неудачный перевод. Ведь переводчикам не пришло в голову, что речь идёт об окружении.
Если принять за основу ваш вариант, что он дрался на поединке поочередно, то почему не указаны виды оружия у кауравов после того, как он он остался без колесницы. Единственное исключение - это его бой с сыном Духшасаны.

Я думаю, что дуэль с сыном Духшасаны как раз была единственной. Оружие - булава.
Позднее Драупади клянет кауравов за то, что Абхиманью, "окруженный врагами оказался во власти сына Духшасаны".
Ответ на комментарий Соккар # Да, головоломка та еще!
Буду думать. Очень трудно понять, кто там где.
Хотя Арджуна уточняет, что учил сына, как взламывать "котел" снаружи, но не научил, как прорываться, если ты внутри. Еще вот этот момент навел меня на мысль, что Абхиманью вломился-таки в "котел" извне (точнее - его впустили), а выйти не смог.
vit4109 03-12-2018-13:51 удалить
Замечательной новой недели!
Соккар 03-12-2018-13:53 удалить
Бригита_О_Брайн, эта корректировка хорошая. Возможно, на тот момент уже все воины из отряда Абхиманью (может быть, он там и командиром не был по молодости) уже убиты, а ему предложили поединок с близким ему по возрасту на палицах. Тогда всё верно. И эта ситуация несколько похожа тогда на последний бой Дурьйодханы. А он поверил, ведь кауравы же дали последний шанс Абхиманью.
Соккар 03-12-2018-13:59 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Бригита_О_Брайн, окружение точно было. И оно не разорвано! Возможно, Кришна с Арджуной незаметно вышли из него и ударили по Джаядратхе сзади. Но это тема следующего эпизода...

Думаю, что не точный перевод. И вот ещё... Если бы Абхиманью стремился прорвать котёл снаружи (как Манштейн), то тогда зачем Кришна с Арджуной ночью появляются в лагере... Ведь тогда получается, они, находясь в окружении, выходят из него ночью - и проблема решена. А если они заходят незаметно ночью и уверены в том, что никто не догадывается об этом, то их целью является сверка планов, причины не выхода из окружения.

В общем надо придерживаться той версии, где меньше противоречий.
Соккар 03-12-2018-13:59 удалить
Ответ на комментарий vit4109 # vit4109, спасибо. И вам тоже хороших дней и отличного настроения!
Ответ на комментарий Соккар # Да, обговаривая поединок они упоминают Абхиманью. Плюс при этом присутствует Баларама. Поэтому Дурьйодхана поверил и покинул тиртху, где находился по праву убежища святого места. Возможно, он и ожидал подвоха, но не такого, как удар ниже пояса на глазах у учителя и двух с половиной тысяч войска. Откуда ему было знать, что Кришна уже списал панчалов и они проживут еще меньше, чем сам Дурьйодхана?
Илляна 03-12-2018-14:09 удалить
Индусы знают, что и как было. Есть классическая танцевальная пьеса "Абиманью", там как раз показано, что в ловушку его заманил дядя. и убили его в спину.
Соккар 03-12-2018-14:13 удалить
Да, там Кришна ещё прямо говорит, что Абхиманью убит по вине Дурьйодханы, окружённый многими. Очень похоже, что у него был один поединок с Абхиманью, а остальные его "подвиги" выдуманы.

Я не верю, что Баларама был учителем Дурьйодханы в сражении с палицами. Это, на мой взгляд, выдумка авторов эпоса. Сам факт его присутствия на поединке с Бхимой иногда порождает мысль, не был ли он участником поединка на палицах с Дурьйодханой. Уж больно сомнительным кажется поединок Дурьйодханы с евнухом. Ведь Бхишма говорил, что он не будет сражаться с женщинами, кто выглядит как женщина и т.д. Тут речь шла и об евнухах.
Да, Дурьйодхана не ожидал подлости на глазах такого количества свидетелей.

Мы с Топоровым много спорили об этом поединке, он был уверен, что его не было вообще. Не мог себе представить, что Кришна сделает такую ставку - победитель получит власть.
belorusochka-ja 03-12-2018-14:14 удалить
Как мне трудно разобраться во всем написанном,наверно потому,что не знаю о чем идет речь.
Ответ на комментарий Соккар # Да, тогда можно предположить, что Абхиманью при попытке проложить дорогу из котла был отрезан от основных сил пандавов, заключенных в том же котле, и не смог отступить и вернуться. И тогда слова Арджуны про "не научил выходить из чакра-вьюхи" относятся именно к этому моменту. И получается действительно логичней, чем у меня.
Но тогда я логику Юдхи не просекаю. Если он снаружи, то все понятно: формальная попытка спасти окруженных, не вышло, извините. А так ему надо думать о том, как прорваться, а не как избавиться от неудобного племянника. Тут не до власти, быть бы живу.
Соккар 03-12-2018-14:16 удалить
Ответ на комментарий Илляна # Илляна, индусы часто придерживаются канонической версии. А дядя - это кто? Потому что дядей можно посчитать и Дурьйодхану... Он же тоже "брат" пандавов.
Соккар 03-12-2018-14:17 удалить
belorusochka-ja, да не только вам, даже специалисты в этом вопросе далеко не всё понимают. Три тысячи лет люди разбираются:-)))
Соккар 03-12-2018-14:30 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Бригита_О_Брайн, по первой части.

Вот я об этом и писал. Абхиманью сражается против всех кауравов, а его от пандавов отсек Джаядратха, он, поняв, что за ним никто не следует, бросается назад и оказывается против многих воинов, а сзади уже все остальные кауравы с Карной.

По второй. Тут, видимо, было два в одном. Прорвётся Абхиманью (и пандавы следом) - отлично. Погибнет - тоже результат, будем ждать Арджуну с Кришной. Последний что-то придумает.
Ответ на комментарий belorusochka-ja # Галочка, а ты сильно и не пытайся разбираться. Вот я всё прочитываю и комменты в том числе. Мне просто жутко интересно все и мнение людей в том числе. А ты бери за информацию себе... а если нужно будет, то и начнешь впитывать тогда. belorusochka-ja, Привет, дорогая.
Спасибо, было интересно почитать.
Я не верю, что Баларама был учителем Дурьйодханы в сражении с палицами. Это, на мой взгляд, выдумка авторов эпоса.

В Шримад Бхагаватам есть прелестная подробность :)
Согласно этой версии Дурьйодхана приезжает с визитом к царю Дашаратхе (да, отцу Рамы!) и там и знакомится с Баларамой, который тоже по какому-то делу у царя Айодхьи в этот момент. То есть - на момент событий Дашаратха жив, а Рама выходит моложе и Дурьйодханы, и Кришны, либо примерно одного возраста с ними. Вот вам и додревнее воплощение :) А вы сделали абсолютно верный вывод, что они современники.

Уж больно сомнительным кажется поединок Дурьйодханы с евнухом. Ведь Бхишма говорил, что он не будет сражаться с женщинами, кто выглядит как женщина и т.д. Тут речь шла и об евнухах.

Дурьйодхане деваться некуда. Напоминание об Абхиманью выглядит прозрачным намеком - у тебя нет другого выхода. Так что, судя по всему, Дурьйодхана соглашается по принципу "на миру и смерть красна". Ежу понятно, что живым он никому не нужен, в монастырь (то бишь в лесную аскезу, как случалось с низложенными царями) его никто не отпустит. А что сделают? Он же по факту пленник, и как долго их сдержит святость тиртхи? По кшатрийскому кодексу помазанного царя нельзя ни истязать, ни предавать позорной казни, но где кодекс, а где пандавы? Возможно, альтернатива была куда гаже, чем поединок с евнухом. В поединке хоть умереть можно по-людски. По-кшатрийски. Перед смертью он говорит, что "не стал слугой победителей". Может, ему рабством пригрозили.

Мы с Топоровым много спорили об этом поединке, он был уверен, что его не было вообще. Не мог себе представить, что Кришна сделает такую ставку - победитель получит власть.

Тут есть тонкий момент. Пандавам кровь из носу надо как-то легитимизироваться. О том, что они узурпаторы, приехавшие на вражеских штыках, даже глухие знают. Что остается? Самый приемлемый для ситуации вариант - Божий Суд. У воинов он осуществляется поединком. Правый - побеждает. Крайне стойкая традиция, дожившая аж до 19-го века (в образе дуэли). Красивый спектакль "герой повергает злодея в честном бою, знаменуя торжество дхармы" отчасти сошел бы за знак признания пандавов богами. Возможно, Кришна рассчитывал, что вымотанный морально и физически Дурьйодхана не продержится долго против Бхимы, но на всякий случай подстраховался и Бхиму проинструктировал: "Если почувствуешь, что не тянешь, вали его любым способом, плевать, переживем".
Как по мне, именно эта пародия на Божий Суд явственно говорит о том, насколько в этот момент пандавы и Кришна ощущали свою власть и безнаказанность.
По итогу, правда, вместо впечатляющего спектакля "Торжество дхармы" получилось очередное окунание пандавов в грязищу, но думаю, Кришна не расстроился. Он действовал по принципу: "Получится - отлично, не получится - не много печали".
Соккар 03-12-2018-15:15 удалить
То, что Баларама встречался с Дурьйодханой у Дашаратхи, я не знал. А вот в "Лесной" есть сюжет, что Бхима встречался с Хануманом во время путешествия пандавов в Гималаи. Но Хануман там уже старик, мудрец, учащий, что есть дхарма. А Рама Дашаратха вряд ли дожил до шестидесяти лет.

Возможно, если бы Дурьйодхана и победил в поединке на палицах, то его тут же бы вызвал на бой другой брат или кто-то из их сторонников. Гадать не будем, посмотрим чуть позже. К этому времени расклад сил будет более понятным.

Кришна старался вершить свои злодеяния через других людей, в крайнем случае шёл на это сам и уж никогда не признавался в содеянном. Хотя в тексте постоянно говорят о его "подвигах", но это, видимо, и есть те самые злодеяния.
Соккар 03-12-2018-15:17 удалить
Ответ на комментарий Таточка-Танюша # Таточка-Танюша, спасибо за визит. Я стараюсь упростить изложение, но это очень трудно сделать. В самом тексте, может быть, один процент похожего на правду, а не самой правды:-)))
Илляна 03-12-2018-16:48 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Имя не помню, смотрела пьесу в 1987 году. Но то, что это дядя его заманил в ловушку - просматривалось четко. и было ему даже не 16, а 14 лет. хотя по тем временам практически взрослый.
Соккар 03-12-2018-18:38 удалить
Ответ на комментарий Илляна # Илляна, это, видимо, какая-то южная версия сказания. Такого имени нет в канонической версии эпоса. Спасибо за справку.


Комментарии (75): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эпизод 8. Подлость Юдхиштхиры и "подвиги" Абхиманью | Соккар - Дневник Соккар | Лента друзей Соккар / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»