• Авторизация


Эпизод 7. Клятва саншаптаков и гибель Бхагадатты 23-11-2018 14:08 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1. Миф как он есть

   Битва на поле Куру продолжалась. Дрона, "сокрушив ряды вражеских войск, быстро пронесся сквозь них". Снова в поединке сошлись Сахадева и Шакуни, Бхима сражался с Вивиншати, Накула с Шальёй, Дхриштакету с Крипой, Сатьяки с Критаварманом, Друпада с Бхагадаттой.

   Абхиманью выступил против Пауравы. "Вскочив внезапно на дышло колесницы Пауравы, (Абхиманью) издал громкий рык. Взойдя потом на колесницу, он схватил Паураву за волосы. Пинком ноги он убил мимоходом его возницу и срубил мечом его знамя" (Дронапарва, гл. 13, шл. 53 - 61). Но на помощь стороннику кауравов пришёл Джаядратха. Абхиманью отпустил Паураву и, соскочив с колесницы, обнажил свой меч. Поединок между ними продолжался до тех пор, пока меч Джаядратхи не сломался, и тогда царь Синдху вскочил на колесницу. Бой между ними продолжился на колесницах. Оставив затем Джаядратху, Абхиманью вступил в бой с Шальёй. Царь мадров бросил в него дротик, но его на лету поймал сын Субхадры и бросил его в Шалью. Достигнув колесницы, дротик убил возницу Шальи. "И тогда Вирата и Друпада, Дхриштакету и Юдхиштхира, Сатьяки, кекайи и Бхима, Дхриштадьюмна и Шикхандин, оба близнеца (Накула и Сахадева) и (пятеро) сыновей Драупади - все закричали: "Превосходно, превосходно!" (Дронапарва, гл. 13, шл. 72 - 89).


   Шалья взял палицу и бросился с ней на сына Субхадры. Но своего племянника удержал Бхимасена и выступил против царя мадров. Долго продолжался бой между ними, пока они внезапно взаимно не ударили друг друга одновременно и оба упали на землю. Критаварман поднял потерявшего сознание Шалью на свою колесницу и вывез с поля боя. Бхима, "шатаясь словно пьяный", поднялся сам.

   Поразив многих воинов, Дрона предстал перед Юдхиштхирой. Среди войска пандавов уже раздались крики "Царь схвачен!", но тут на колеснице быстро примчался Арджуна и "обрушился на отряд Дроны". Зашло солнце и воины ушли с поля боя.

   В лагере кауравов Дрона сказал Дурьйодхане, что пленить Юдхиштхиру не удастся до тех пор, пока кто-то из воинов не отвлечёт Арджуну. Повелитель тригартов вместе со своими братьями дали клятву, что они не вернутся с поля боя, если не убьют Дхананджаю. Для защиты Юдхиштхиры Арджуна выделил Сатьяджита, сына Друпады, а сам принял вызов саншаптаков.

   Войско тригартов, давших клятву сражаться насмерть, составляло 10 тыс. колесниц. Все вместе они выпустили стрелы. "Способный с быстротой проявлять свою доблесть, Арджуна десятью и пятью стрелами рассек те тысячи стрел еще до того, как они смогли достичь его. Затем каждый из них, о царь, пронзил Партху пятью стрелами, а он, великий в своей отваге, пронзил в ответ каждого из противников двумя стрелами!" (Дронапарва, гл. 17, шл. 8 - 16).

   Сын Кунти принялся истреблять тригартов сетью своих стрел. Он применил оружие тваштри, "способное убивать совокупно большие скопища врагов. И сражу же появились там, каждый в отдельности, тысячи образов (самого Арджуны и Васудевы). Приведенные в замешательство теми совершенно отличными образами, схожими с их собственными, (воины те), принимая друг друга за Арджуну, стали убивать самих себя" (Дронапарва, гл. 18, шл. 7 - 15). Арджуна принялся убивать саншаптаков сотнями и тысячами.

   Желая схватить Юдхиштхиру, Дрона построил войско в виде Гаруды. Пандавы ответили тем, что построили войско в виде полукруга. Глазами строя кауравов были Критаварман и Крипа, а в хвосте находился Карна "со своими сыновьями, родственниками и друзьями в окружении могучего войска". Дрона убил Сатьяджита, и Юдхиштхира бросился в бегство, а за ним бежало всё войско. Спустя небольшое время войско пандавов вернулось к битве.

   В бой вступили Сатьяки против Критавармана, Юдхиштхира против Шальи, Друпада против Бахлики, Шикхандин против Викарны, пять братьев-кекайев против Карны, Бхима против повелителя млеччхов, восседавшего на слоне. Одной стрелой Бхима поразил слона в голову, а когда он падал, "отсек ему голову стрелою с серповидным острием еще до того, как он грянул оземь" (Дронапарва, гл. 25, шл. 10 - 18).

   Много неприятностей войску пандавов нанёс царь Прагджьйотиши Бхагадатта. Против него на колеснице выступил Бхима, но слон Бхагадатты напугал его коней, "когда тот устремился на него, окатив их водою, исторгнутой из хобота, и они тогда вынесли Партху (из поля боя)" (гл. 25, шл. 42 - 49).

   В это время Арджуна решал, пойти ли ему сражаться с Бхагадаттой или продолжать битву с 14 тыс. воинов-саншаптаков. "И желая один уничтожить в битве тысячи воинов, сражающихся на колесницах, сын Васавы (Арджуны - Л.П.) вдруг повернул назад" (Дронапарва, гл. 26, шл. 9 - 15). Убив большую часть саншаптаков, сын Кунти побудил Кришну ехать севернее, туда, где наступал Бхагадатта, но тригарты преследовали его. Тогда Кришна снова повернул колесницу против саншаптаков и Арджуна продолжил их истребление, а затем ринулся против царя Прагджьйотиши. "Тогда десять тысяч лучников, отважных и неистовых, приняв решение сражаться до полной победы или поражения, повернули против (Арджуны)" (Дронапарва, гл. 27, шл. 17 - 23). Сын Кунти продолжил сражение. Против него выступил Бхагадатта. Оба они окутали друг друга ливнем стрел. Царь Прагджьйотиши "освятил мантрами стрекало, обратив его в оружие вайшнава, и метнул в грудь Пандавы" (Дронапарва, гл. 28, шл. 9 - 16). Но Кришна перехватил его своей грудью и сказал Арджуне, что это оружие губительно даже для Индры и Шивы. И только затем Васудева позволил сыну Кунти убить царя Прагджьйотиши: "Убей же теперь, о Партха, врага своего, неодолимого в бою, - Бхагадатту, того ненавистника богов, точно так. как я убил прежде ради блага (миров) (асуру) Нараку!" (Дронапарва, гл. 28, шл. 27 - 35).

   Арджуна поразил в лоб слона стрелой, и она "вошла в тело вплоть до самого оперения". Вслед за тем он поразил в грудь царя Прагджьйотиши. Против сына Кунти выступили гандхары, но сын Кунти отправил в царство смерти 500 воинов, а затем одной стрелой поразил двух братьев Шакуни, стоящих на одной колеснице.

   Войско кауравов разделилось на два потока. Сута Дхритараштры Санджая сообщает: "Я, однако, последовал за Дроной" (Дронапарва, гл. 29, шл. 29 - 35).

   Бхима один сражался с Бахликой, Карной, Дроной, Ашваттхаманом и Дурьйодханой (Дронапарва, гл. 31). Спустя какое-то время уже один Карна вёл бой против Арджуны, Дхриштадьюмны, Бхимы и Сатьяки. На глазах сыновей Дхритараштры и Карны Арджуной были убиты "три его (Карны - Л.П.) единоутробных брата", а Бхима, соскочив с колесницы, убил мечом 15 сторонников Карны. На помощь Вайкартане пришли Дурьйодхана, Дрона и Джаядратха. И тут солнце зашло за гору заката.

2. Где в мифе история.

   Читая текст воинских книг эпоса не устаёшь удивляться многим картинам боя: один воин сражается с тысячами других, совершает один подвиг за другим, применяет волшебное оружие. Всё это очень похоже на сказку. И так происходит почти на каждой странице эпоса. Реальную картину событий из этих описаний трудно установить. Складывается впечатление, что брахманы слушали воспоминания многих участников событий с обеих сторон, но составляли текст так, как им было выгодно. По их замыслу Сахадева должен был убить Шакуни, Юдхиштхира - Шалью, Дхриштадьюмна - Дрону, поэтому они раз за разом сводят их в поединке. Но если всё уже предопределено, то что мешает пандавам убить своих противников уже в первом бою? Очевидно, всё не так уж предопределено.

   Подвиги Абхиманью, которого эпос усиленно прославляет, полны чудесных описаний. Когда колесницы противников скачут навстречу друг другу, как можно вскочить на дышло колесницы своего противника Пауравы, сохраняя при этом равновесие, пинком ноги убить возницу и срубить знамя своего врага? В это же время Паурава может выстрелить из лука или бросить копьё. Или пока Абхиманью прилагает все усилия, чтобы сохранить равновесие, он может убить его мечом. Да и 16-летний мальчишка не обладает физической силой и воинской техникой, чтобы совершить такой акробатический трюк, как противостоящие ему опытные воины. Можно привести такой пример: во всех спортивных соревнованиях 16-летний юноша уступит 25 - 40-летним противникам практически во всех спортивных дисциплинах, а особенно это касается борьбы, бокса, фехтования, беге, прыжках и т.д. У него нет никаких шансов на успех в этих состязаниях. Чтобы поймать на лету дротик, нужно тренироваться многие месяцы, да и то это очень затруднительно. В лучшем случае от дротика можно уклониться. А вот дротик, пущенный сыном Субхадры, убивает возницу, а 20 человек смотрят, как сражается подросток против взрослых мужей. Среди зрителей пять кекайев, пять сыновей Драупади и шесть командующих акшаухини! Но это же война, а не театр, кино или цирк. Как могут шесть полководцев любоваться действиями рядового воина? Им ведь надо командовать своими отрядами.

   Вслед за этим Бхима и Шалья устроили поединок на палицах, при этом едва не убив друг друга одновременно. Разве возможен одновременный нокаут в боксе? У чудес нет логики, они пренебрегают законами природы.

   Уже в первый день Дрона едва не пленил Юдхиштхиру, который спасся бегством. Эпос утверждает, что этому помешал Арджуна. Но раз план кауравов был известен пандавам, то помешать его исполнению было не так уж и сложно.

   В лагере кауравов у костра Дрона сказал Дурьйодхане, что он пленит Юдхиштхиру, только если кто-то отвлечёт Арджуну. Царь тригартов Сушарман ответил, что он возьмёт эту миссию на себя. Воины дали клятву, что, если они не убьют сына Кунти, то попадут в те миры, которые предназначены для грешников. Текст клятвы очень примечательный, в ней перечисляются люди, совершающие различные преступления: убийство брахманов, сожительство с женой учителя, пьянство, воровство, поджоги домов, убийство коров, оскорбление людей, а также неверящие в существование богов и в гороскопы - все эти люди грешники. По тяжести преступлений они примерно сопоставимы за исключением последнего примера.

   Вряд ли текст клятвы саншаптаков был именно таким в реальности, для воинов главное в сражении - победа или смерть. А вот для жрецов самыми тяжёлыми преступлениями были убийство брахманов, сожительство с женой учителя, неверие в существование богов. Видимо, одним из редакторов эпоса был брахман-астролог, который включил в этот перечень пункт о гороскопах. Тот, кто не верит в них, не станет верить и в богов. Да и нужно же как-то астрологам зарабатывать себе на жизнь.

   Самым любопытным в этом списке преступлений является пример с поджогом домов. Как мы помним из "Адипарвы" Юдхиштхира приказал Бхиме поджечь оружейный склад, дом, где жил Пурочана и дом, в котором жили пандавы, так называемый "смоляной дом". Следственно, на основании этого списка преступлений, составленном брахманами, пандавы являются преступниками или, в терминах жрецов, грешниками, достойными ада.

   Вернёмся на поле сражения. Мы снова можем видеть отсутствие всякой логики при описании битвы. Десять тысяч стрел, выпущенных тригартами, Арджуна отразил ...пятнадцатью стрелами! Когда же все тригарты послали 50 тыс. стрел, то один Арджуна пронзил каждого из воинов-саншаптаков двумя стрелами. Вот такой герой, один выпустил 20 тыс. стрел. Если в одну минуту он выпускает 10 стрел, то нужно 33 часа, чтобы выпустить все 20 тыс. стрел. Нереально. Можно предположить, что он был не один, а командовал отрядом воинов, тогда в первом случае всё его войско послало только 15 стрел. И где здесь логика? Её нет в обоих случаях.

   Затем Арджуна применяет оружие тваштри, и тригарты принимая друг друга за Арджуну, истребляют самих себя. Что стоит за этой выдумкой? Может быть, лица воинов скрывают маски, а шпионы пандавов в войске кауравов сеют панику и кричат, что видели Арджуну в войске среди союзников Дурьйодханы?

   Дрона применяет новую тактику, он выстраивает своё войско в виде Гаруды. Пандавы отвечают тем, что строят своих воинов в форме полукруга. Настораживает то, что впереди кауравов Критаварман и Крипа, а Карна позади. Тем не менее, он один сражается против пяти братьев-кекайев. И снова мы видим парад чудес в ходе сражений. Бхима одной стрелой убивает слона, попав ему в голову, а затем стрелой с серповидным остриём отсекает её. Но зачем? Когда слон падает, то нет смысла отрубать ему голову. Да и невозможно стрелой отсечь её, ведь в таком случае "серп" стрелы должен быть размером около одного метра.

   Особый героизм в этом бою проявил царь Бхагадатта. Но и здесь не обошлось без вымысла. Слон царя напугал коней Бхимы, "окатив их водою, исторгнутой из хобота". Неужели Бхима напал на царя, когда его слон находился в реке, а он на колеснице подкрался незаметно по берегу? Тогда нет смысла говорить, что события происходят на поле битвы.

   Эпос сообщает, что, убив несколько тысяч саншаптаков, Арджуна поспешил на помощь Юдхиштхире. Но тригарты преследовали его (уж не сбежал ли он от них, как Юдхиштхира от Дроны?). Сын Кунти оказался между Бхагадаттой и саншаптаками, то есть в окружении. И как он мог тогда победить царя?

   Поединок между Бхагадаттой и сыном Кунти изобилует чудесными явлениями. Царь Прагджьйотиши превращает стрекало в оружие вайшнава и применяет его против пандавы. Арджуну спасает Кришна. Скорее всего здесь речь идёт о какой-то военной хитрости, разгаданной Джанарданой. Васудева называет Бхагадатту ненавистником богов и призывает убить его. Ещё одно свидетельство, что цари в составе коалиции кауравов были идеологически близки Дурьйодхане.

   Стрела Арджуны вошла в голову слона Бхагадатты по самое оперение. Явное преувеличение! Вслед за тем пал и сам царь. Арджуна одной стрелой убил сразу двух братьев Шакуни. И это тоже ложь. Когда три стрелы попадают Арджуне в лоб, или когда стрела проходит через грудь, он всё ещё живой, а тут одной стрелой сразу двоих... Авторы эпоса злопамятны, ведь Шакуни был судьёй в ходе "игры в кости". И пандавы должны были удовлетворить свою жажду мести. Войско кауравов разделилось. Санджая сообщает, что он был рядом с Дроной. И только после гибели полководца он поедет с докладом к Дхритараштре. Сута сообщает, что сначала один Бхима сражается против пяти кауравов. а потом точно так же один Карна ведёт бой с четырьмя пандавами и их сторонниками: Арджуной, Бхимой, Дхриштадьюмной и Сатьяки. И это очень странно. Чуть позже мы узнаем, что Кришна специально уводил Арджуну от поединка с Карной на том основании, что у него было копьё Амогха. А ведь оно при нём было и в этом случае... Эпос подчёркивает, что один Арджуна убил трёх его единоутробных братьев, а Бхима мечом - 15 сторонников Карны. Авторы явно стремятся подчеркнуть этот факт. Карна видит их гибель, но ничем не может помочь. Но интересно другое: у Карны есть три единоутробных брата. И это не пандавы! Два из них названы по имени - Шатрунджая и Випата. Имя третьего неизвестно. А это значит, что Карна не является сыном Кунти. Создатели легенды о рождении Карны в "Адипарве" и "Араньякапарве" не читали воинских книг эпоса.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (86): вперёд» последняя»
Но интересно другое: у Карны есть три единоутробных брата. И это не пандавы! Два из них названы по имени - Шатрунджая и Випата. Имя третьего неизвестно. А это значит, что Карна не является сыном Кунти.

Интересно. Значит, мать Карны не погибла при убийстве Вритры Индрой и вышла замуж второй раз. Но за кого?
Возможно, я поторопилась отождествить Адиратху -- "Стоящего-на-колеснице" с Субалой-Вритрой-Индрой. Но кто тогда ее муж? Вдова великого царя и колесничий -- это же лютый мезальянс! Кто в действительности отчим Карны?

Затем Арджуна применяет оружие тваштри, и тригарты принимая друг друга за Арджуну, истребляют самих себя. Что стоит за этой выдумкой?

Предательство? Пятая колонна?
Или действительно отряд Арджуны, влезший в схватку в доспехах тригартов или под их знаменем?
Вспоминается момент из Войны Роз, когда два сторонника Йорков истребили отряды друг друга, потому что один ошибся, приняв герб за вражеский, а другой решил, что его атакует изменник.
Соккар 23-11-2018-16:31 удалить
Пока никакого намёка нигде нет. Но главное, как я раньше и предположил, Карна - не брат пандавов. Сколько всего редакторы навыдумывали в первой и третьей книге!
В Виратапарве упомянут ещё один младший брат Карны - Санграмаджит, на стр. 85 и 85. Его тоже убивает Арджуна в эпизоде похищения скота.

Возможно, мать Карны и выжила. Но если у него есть единоутробные братья, тогда их происхождение хорошо известно всем кауравам. А брахманы из этого сделали тайну...
Но не исключено, что мать бежала после убийства Вритры со всеми детьми, и тогда или они все родные братья Карне по отцу, или, возможно, не все...
Единоутробные - так обычно говорят, когда одна мать и разные отцы. То есть, получается, что вдова, у которой уже был Карна, вышла замуж снова и родила ему братьев от второго мужа.
Если бы речь шла о детях Вритры от других жен, Карне они были бы единокровные.
Соккар 23-11-2018-16:51 удалить
Так и есть. Но так понимают в современном смысле: единокровные (по отцу), единоутробные (по матери) и полнородные. А как понимали тогда брахманы, трудно сказать. Иногда они сообщали сведения неопределённо, не уточняя. Санграмаджита тоже называют младшим братом Карны, не уточняя, кто его отец. А вдруг он брат по отцу, но не по матери?
Соккар 23-11-2018-16:59 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # "Предательство? Пятая колонна?..."

А мне вспоминается история Ясона в путешествии аргонавтов, когда он бросает камень в ряды воинов и они начинают сражаться друг против друга.

Отчётливо видна провокация. Может быть, лазутчики, которых Кришна послал с этой целью в лагерь пандавов распространяли слухи, что видели Арджуну среди кауравов в соседнем отряде.
Насчет того, как брахманы понимали "кровное родство" - и впрямь лишь боги тамошние знают, но насчет единоутробности мне кажется - и тогда и сейчас однозначно. "Из одной утробы" = одна мать. Хотя сколько там отцов, один или больше, и впрямь надвое сказано.
Ответ на комментарий Соккар # Или что соседний отряд продался Кришне! "Измена!"
Соккар 23-11-2018-17:08 удалить
Согласен. У индусов отчётливо выражен акцент на происхождение от матери, очень похожая традиция у евреев в Ветхом Завете. Она сохранилась до сих пор.

Об отце или отцах братьев Карны всё гадательно, но точно, что Карна не сын Кунти. Ведь тогда они могли бы сказать, что вот Арджуна убил своего единоутробного брата Карну. Но не скажут. И это главное для нас. Хотя хотелось бы большего:-)))
Соккар 23-11-2018-17:11 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Тоже может быть. Вариант: "Встал под знамя Арджуны"... Дескать, мы (шпионы) видели знамя Арджуны там, где находился другой отряд кауравов.
Согласен. У индусов отчётливо выражен акцент на происхождение от матери, очень похожая традиция у евреев в Ветхом Завете. Она сохранилась до сих пор.

А по матери он всю свою жизнь - Радхея :)

точно, что Карна не сын Кунти.

Именно, а упоминание того, что братья "единоутробные", свидетельствует, что Радха всех своих сыновей родила сама, а не подобрала старшего на реке, аки Моисея :)
Соккар 23-11-2018-17:26 удалить
Имя по матери Радхея, возможно, часть легенды о рождении Карны от Кунти. Или всё-таки Радха пришла с четырьмя детьми ко двору кауравов и вышла второй раз за суту Адхиратху. Или её выдали за него, чтобы мужчина заботился о детях. Тут гадания одни...
Кстати, припоминаю...
Бхагадатта - это же тесть Дурьйодханы, отец его жены Бханумати?
И сын того самого царя Нараки, которого убил якобы Кришна. А на деле скорее всего - его отец Васудева, а то возраст не стыкуется. В этом случае призыв "Убей его как Нараку!" окрашивается дополнительными красками.
Соккар 23-11-2018-17:47 удалить
Интересная деталь. Это из фильма? В тексте вроде не говорится об этом... Тогда очень любопытно, где находится Прагджьйотиша. Есть два варианта, где-то на Инде, потому что Арджуна совершает свой поход вдоль Инда в 14 книге, а второй вариант - Лотхал, порт в Камбейском заливе.

А Нараку часто вспоминают... По-моему его даже с Карной сравнивают.
TAISA_ANDRYEYEVA 24-11-2018-02:43 удалить
Благодарю!!!
Чудесных выходных Вам,Петр,с отличным самочувствием!!!
Исходное сообщение Соккар
Интересная деталь. Это из фильма? В тексте вроде не говорится об этом...

Нет. В экранизации 2013 года Бханумати вообще не показали, хотя в других она вроде есть... Это какие-то индийские дополнительные версии. В канонической Махабхарате жена Дурьйодханы вообще не названа по имени. Но у индусов еще есть легенды о том, как Дурьйодхана в компании с Карной похищали ее со сваямвары. И кстати! В этих дополнениях описан единственный случай, когда прекрасные дэви кидались на женатых кауравов :) При Бханумати была то ли родственница, то ли молочная сестра, которая, увидев кунака влюбленного джигита, так в него вцепилась, что Карна, как честный кшатрий, вынужден был жениться, хотя у него уже была одна жена :) Но там как раз все по-людски, домой привез, свадьбу сыграл, жизнь вместе прожили, а не так странно, как у Арджуны с Улупи.

Тогда очень любопытно, где находится Прагджьйотиша. Есть два варианта, где-то на Инде, потому что Арджуна совершает свой поход вдоль Инда в 14 книге, а второй вариант - Лотхал, порт в Камбейском заливе.

Видимо, это там и есть.

А Нараку часто вспоминают... По-моему его даже с Карной сравнивают.

В деле с гандхарвами. Про Карну прямо сказано, что в него вселился дух Нараки :)
OKSOMORON 24-11-2018-22:23 удалить
Всегда печально,когда идут войны и люди не могут мирно решить возникшие вопросы. Благодарю,Пётр!
Huhrigina 25-11-2018-00:35 удалить
Ответ на комментарий Соккар # позаботиться о детях мог и дядя, замуж её выдали (если выдали), что бы ей было с кем спать))).

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Huhrigina 25-11-2018-00:48 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Насчёт "утробы" и как это могли понимать брахманы...
Тут извиняюсь, я невольно припоминаю стишок из романа "Графиня де Монсоро", этим стишком роман заканчивается.

Боже всемилостивый,
Прими в своё ЛОНО
Клеюсь, Шомберга,
И Мажирона

Книжку я читала в детстве. Но стишок забыть не могу, он до сих пор волнует мое воображение:
В какое такое ЛОНО собирается Господь принять вышеозначенных дворян, и где это ЛОНО, располагается, если в понимании церковников, Бог это седой старик.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Huhrigina 25-11-2018-01:01 удалить
Ответ на комментарий Соккар # У индусов есть поговорка "если хочешь знать, кто твой отец, спроси у матери"
Полагаю, это мудрость пришла со времён полиандрии.
У Православных тоже отчетливо выраженный акцент на материнство.
Мне пришлось как то присутствовать на крещении взрослого мужчины. И священник сказал, что должна присутствовать при этом мать. Мужчина ответил, что мать умерла, но есть жена и отец. Священник ответил, что кроме матери никто для этого не годится. Но раз её нет, то никого не надо.
Насчет евреев:
У евреев нет отчеств, только матчества. Во время поминальной молитвы, поминать будут Итсхака бен Инесса, но не Итсхака бен Лейбиш.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Huhrigina 25-11-2018-02:31 удалить
Ещё один случай из истории

Саншаптаки (Махабхарата, Дрона парва, Сказание об убиении Саншаптаков, Критическое издание, перевод с санскрита В. И. Касьянова).
Саншаптаки (sancaptakah) -- букв. "поклявшиеся", воины-союзники Кауравов, давшие торжественную клятву сражаться вместе до полной победы или умереть, никогда не отвращаясь от битвы и отвращая других от бегства с поля брани. (Махабхарата, Дрона парва, стр. 534).
Битва на поле Куру (Курукшетре) произошла приблизительно три тысячи лет назад, все Кауравы и их союзники погибли, доблестно сражаясь, ни разу не отступив от кодекса военной чести.Саншаптаки сдержали клятву.
Любопытно, однако, что история повторилась почти один в один 11 августа 1877 года при штурме и защите "Орлиного гнезда" во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
"Бой 11 (23) августа, ставший самым критически для защитников перевала, начался с рассветом; к 10 часам утра русская позиция была охвачена противниками с трех сторон. Атаки турок, отбиваемые огнём, возобновлялись с ожесточенным упорством.В " часа дня черкесы зашли даже в тыл нашего расположения, но были отброшены".
"Оборона Шипки":
https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/oborona-shipki
Как черкесы попали в Турцию:
https://www.metod-kopilka.ru/pereselenie_osetin_v_turciyu-38262.htm
Переселение осетин в Турцию

Из воспоминаний В. А. Гиляровского:
" -- 25 лет я не был здесь и опять уеду отсюда. Так, приезжал посмотреть на знакомые места. С вами первым разговорился и больше ни с кем говорить не буду. Тогда я был в войске Сулейман-паши и вот здесь, -- он указал себе под ноги, -- здесь, на этом самом месте я ел землю.
И он весьма поэтично нарисовал картину удивительную.
Сулейман-паша во что бы то ни стало хотел взять Шипкинский проход и завладеть отвесными скалами Орлиного гнезда. Это было подвигом невозможным!Тогда упорный Сулейман вызвал три тысячи охотников для этой цели и "заклял" их.
Это было ночью. Три тысячи, в том числе и мой собеседник, стояли вокруг кургана.
Сулейман, весь в белом, встав на самом кургана, совершал богослужение и заклинал их.
Картина восхитительная: ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров, а на вершине кургана, перед упавшими ниц героями, белая фигура с воздетыми к небу руками произносит страшные заклинания.
И взял он с охотников клятву, что ни один из них не останется в живых, если не будет на вершине Орлиного гнезда, а кто не будет там да уцелеет, тот будет проклят.
И поклялись все охотники умереть или достигнуть недоступной вершины каменного Орлиного гнезда -- и ели землю.
И пошли они на другой день на штурм, и осталось от трех тысяч около сотни...
-- И вы были на штурме? -- спросил я старика.
-- Я ел землю и был на самом верху, на гребне Орлиного гнезда, и был сброшен оттуда...И как счастливо упал! Я был уже на вершине Орлиного гнезда, когда у защищавшихся не было патронов, не хватало даже камней. На самом гребне скалы меня столкнули трупом. Я, падая, ухватился за него, и мы вместе полетели в стремнину... Ночью я пришёл в себя, вылез из-под трупов и ушёл к морю..."
Выяснилось, что собеседник Гиляровского ранее занимался переселением своих черкесов с Кавказа в Турцию.
"Отправил на парусных судах целый аул, а сам уехал в Стамбул на войну. Через несколько лет он приехал на Кавказ -- те аулы, откуда он увел своих в Турцию, всё ещё стояли в развалинах".

В 1925 году Жорж Эдмон Дюмезиль, французский лингвист, мифолог и филолог-компаративист стал преподавать в Стамбульском университете, где увлекся кавказскими языками -- работал с последними носителями убыхского языка, переселившимися в ХIХ веке в Турцию. Исследовал осетинский эпос.
Соккар 25-11-2018-10:51 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Бригита_О_Брайн, да, получается в Критическое издание много чего не вошло. По логике у Дурьйодханы дожны быть внуки, они есть у Карны, но об этом тоже ни слова. И очень странно, что у Дхритараштры есть гарем, а у Дурьйодханы только одна жена. Даже у пандавов и то не одна Драупади:-)))

Обычно Прагджьйотишу советуют искать где-то на востоке, чуть ли не в Ассаме. Бред, конечно. Когда Шальва воюет с Кришной, то он на своей летающей колеснице (видимо, корабль) посещает Прагджьйотишу. Зачем ему Ассам... А вот если события в районе Двараки, то Лотхал совсем недалеко. Тем более, что геогафически Катхиавар в те времена остров.

Жаль, что о Нараке мало сведений, ничего не понять, что за персонаж.
Соккар 25-11-2018-10:53 удалить
Ответ на комментарий OKSOMORON # OKSOMORON, что делать, мир живёт по Гераклиту: полемос - патер пантен (война - отец всех вещей). Все захватнические войны идут из-за денег, жадность - причина войн.
Соккар 25-11-2018-10:57 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # Huhrigina, ну как же нет отчества,.. А это что:
Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
Быт 21, 2 Быт 25, 26 Быт 29, 35
2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
Быт 38, 30 Быт 46, 12 Руфь 4, 18 1 Пар 2, 5
3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
Руфь 4, 21 1 Пар 2, 11
5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
1 Цар 17, 12 2 Цар 12, 24
6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
Соккар 25-11-2018-10:59 удалить
Ответ на комментарий TAISA_ANDRYEYEVA # TAISA_ANDRYEYEVA, и Вам тоже хорошего уик-энда!
Соккар 25-11-2018-11:26 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # Huhrigina, битва на поле Куру произошла не в 3 102 г. до нашей эры, а примерно в 11 или в 12 столетии. Я больше склоняюсь, что это было в 12 столетии.
OKSOMORON 25-11-2018-21:04 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Я бы добавила ещё жажда власти тоже одна из причин воин.
Huhrigina 25-11-2018-23:47 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Перечитайте мой пост внимательнее.
Huhrigina 26-11-2018-00:34 удалить
Ответ на комментарий Соккар # На мой взгляд, это никакие не отчества, а довольно стрёмное перечисление мужиков, которые каким то чудом рождает друг друга (интересно, из какого места)))!
Полагаю, в первоначальной версии в этом перечне присутствовали имена матерей, или же были только женские имена. Потому что для племенных религий, каковыми все религии, по сути, и являются, исключительно важна роль матери. Потому что мужчина никого родить не может, ни от женщины, ни, извинюсь, ни от какого мужчины.
Но с какого-то момента в истории церковники и "духовные" сказители всех мастей повадились приделывать вагины и ЛОНА различным мужским персонажам.
И вот у нас уже Арам рожает Аминадава))))) (я всегда очень потешалась над этими строками из Ветхого Завета), У Ветхозаветного Бога появляется ЛОНО (ха-ха-ха), греческие боги начинают рожать из бедра (приколисты), Брахма сам по себе плодит детей, Изначальный Пуруша становится одиноким как перст (жаль беднягу), несмотря на то, что в более ранних версиях легенды это была небесная пара, а ещё более ранних версиях, полагаю, вообще Вселенская Мать.
Мужчины начали рожать от женщин (ух ты!)
Многие боги так и вовсе поменяли пол (они могут). Так Сурья изначально вообще то был девушкой. И как он там Кунти ребёнка заделал, и чем там вообще Кунти в юности занималась, это вопрос интересный (здесь вот я пошутила)
Отчество у евреев нет.
Есть матчества.
Huhrigina 26-11-2018-01:12 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Полагаю, у Дхритараштры не было гарема, как и Дурйодханы и всех прочих персонажей. Не было гаремов и всё тут. А многословное и пустопорожнее описание гарема в Карна Парве это поздняя вставка, дань традиции, когда мужчины начали "рожать".
Гаремом (запретным) вообще-то именуется женская половина дворца, а не только то скопище женщин, что там обитает.
Тогда изначально гаремом Дхритараштры могла называться женская часть его семьи, проживающая на женской половине. Жена, невестки, внучки, прислуживающие им женщины и т. д.


Комментарии (86): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эпизод 7. Клятва саншаптаков и гибель Бхагадатты | Соккар - Дневник Соккар | Лента друзей Соккар / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»