• Авторизация


Эпизод 4. Последний бой Бхишмы 12-10-2018 13:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


   1. Миф как он есть
   Прошло девять дней битвы, но победы не могла добиться ни одна из сторон конфликта. После захода солнца Юдхиштхира собрал совет пандавов, вришнийцев и сринджаев. Он сказал, что невозможно победить Бхишму в битве и лучше ему удалиться в лес. Кришна ответил, что он готов убить Бхишму, но лучше пусть это сделает Арджуна. Юдхиштхира сказал, что сын Шантану заключил с ним уговор: сражаться он будет за Дурьйодхану, но поможет советом пандавам. После этих слов Дхармараджа предложил пойти к Бхишме и спросить у него совета, ведь он "нас взрастил, детей, отца лишенных". Кришна согласился.

   Оставив оружие и доспехи, пандавы и Васудева отправились к шатру Бхишмы. Войдя в жилище сына Шантану, Юдхиштхира сказал ему: " Как нам победить, о знаток закона, как нам обрести царство, как избежать истребления народа, скажи мне, о властелин! И да откроешь ты нам средство для убиения твоего, и как нам, о царь, противостоять тебе в бою!" (Бхишмапарва, гл. 103, шл. 53 - 67).


   Обращаясь к пандавам, Бхишма ответил: "Никогда, о сын Кунти, пока я остаюсь в живых на поле брани, не видеть вам успеха, истинно говорю тебе! Но когда я буду побежден в битве, вы непременно одержите победу над Кауравами. Скорее сразите меня, если желаете победы в бою. Я разрешаю вам, о сыны Притхи, разите сколько вам угодно!" (Бхишмапарва, гл 103, шл. 53 - 67).

   Юдхиштхира попросил деда рассказать о таком средстве, с помощью которого можно победить его. Сын Шантану ответил, что в войске пандавов есть Шикхандин, который раньше был женщиной, а теперь обрёл мужское тело. Если его поставить перед Арджуной, сказал Бхишма, то "ни за что не захочу я биться, [даже] будучи с оружием в руках. В это время, приблизившись, пусть немедля Завоеватель богатств, сын Панду, поразит меня насмерть стрелами отовсюду" (Бхишмапарва, гл. 103, шл. 70 - 82).

.   Пандавы вернулись в свой лагерь. Мучимый стыдом, Арджуна сказал: "В детстве, о великомудрый Васудева, я, мальчик, бывало, весь запылившийся, играя, взбирался ему, великому духом, на колени и марал его, о старший брат Гады. Батюшкой я называл его, отца нашего отца, великого духом Панду. "Не батюшка я тебе, я - батюшка отцу твоему, о Бхарата", - говорил он мне в детстве. Как же я могу убить его? Ладно, пусть истребят мое войско, я не буду сражаться с великим, победа ли ждет меня или гибель" (Бхишмапарва, гл. 103, шл. 83 - 89).

   Кришна сказал, что он обязан убить Бхишму: "И выслушай слово мое о том. что сказал некогда Шакре великомудрый Брихаспати: "Даже старшего, о Шакра, даже достоинствами наделенного, если со злым намерением он как убийца приходит, надо убить!" (Бхишмапарва. гл. 103. шл. 90 - 96).

   На следующее утро начался бой. Шикхандин шёл впереди, по бокам его колесницы шли Бхимасена и Арджуна, с тыла были сыновья Драупади и Абхиманью, далее сзади Дхриштадьюмна и Юдхиштхира с близнецами. Кауравы тоже поставили впереди Бхишму, его поддерживали сыновья Дхритараштры, Дрона, Крипа, Критаварман и остальные.

   Дхритараштра сказал Санджае, что он не может поверить, чтобы Шикхандин мог приблизиться к Бхишме. Сута продолжил свой рассказ. В ходе боя Бхишма убил 10 тыс. слонов, столько же коней вместе с седоками, 200 тыс. пехотинцев. Духшасана вытупил против Арджуны и пятью стрелами поразил его в лоб. "И с теми стрелами, торчащими во лбу, воссиял превосходнейший из Пандавов необыкновенно, о великий царь, как вознесшиеся [в небо] вершины [горы] Меру" (Бхишмапарва, гл. 106, шл. 22 - 45). Дхриштадьюмна выступил против Бхишмы. "И необычайной была схватка из-за Бхишмы, что произошла между ними в великой битве, как [единоборство] Вритры и великого Индры" (Бхишмапарва, гл. 107, шл. 32 - 41).

   Дрона обратился с речью к сыну: "Не время [теперь] служивым людям беречь свои жизни!" (Бхишмапарва. гл. 108, шл. 25 - 35). Он приказал ему выступить против наследника Панчалы, а сам решил сражаться с Юдхиштхирой. В это же время десять царей (Бхагадатта, Крипа, Шалья, Критаварман и др.) выступили в бой против Бхимы и поразили его все вместе 84 стрелами, а ответ он поразил их 112 стрелами!

   Увидев неподалёку от себя Юдхиштхиру, Бхишма сказал себе, что он больше не будет убивать людей и обратился с речью к пандаве, что ему ненавистно собственное тело и пусть Арджуна убьёт его. Юдхиштхира приказал войскам двигаться на Бхишму. "И, приняв такое решение на десятый день, Пандавы, миру Брахмы себя предав, двинулись, гневом ослепленные, выставив впереди Шикхандина и Завоевателя богатств, сына Панду; и все силы они прилагали для того, чтобы повергнуть Бхишму" (Бхишмапарва, гл. 111, шл. 21 - 32).

   В поединке между Дхриштадьюмной и Дроной панчалиец бросил в каураву палицу, но последний отразил её 50 стрелами. Сын Друпады бросил в учителя дротик, но тот рассек его 9 стрелами. Так происходила эта битва.

   Бхишма продолжал убивать сомаков. "Колесница была его огненным алтарем, лук - языком пламени, меч, дрот и палица - топливом, рои стрел - жертвенным огнем, когда испепелял он кшатриев на поле битвы" (Бхишмапарва, гл. 112, шл. 58 - 72). 14 000 чедийцев, кашийцев и карушей нашли свою смерть от стрел Бхишмы.

   Шикхандин приблизился к Бхишме и начал его обстреливать, но каурава не посылал в него стрелы, а стремился поразить Арджуну. Ливни стрел Шикхандина не причиняли вреда Бхишме. "Десять тысяч [воинов] сыновей Притхи сразил Бхишма, вражеских героев губитель... И, пять тысяч колесничных бойцов сразив, четырнадцать тысяч мужей, также тысячу слонов и еще десять тысяч коней силою [той] науки уничтожил в великой битве дед, отец твой, о владыка народов" (Бхишмапарва, гл. 113, шл. 16 - 30).

   Арджуна тучей стрел покрыл Бхишму, но тот "тучами [своих] стрел рассеял многократно" (Бхишмапарва, гл. 113, шл. 34 - 46). Пандавы окружили Бхишму со всех сторон. Семеро кауравов во главе с Дроной покрыли стрелами пандавов. У Бхишмы был сломан лук, он взял другой, но и его рассек Арджуна. Сын Шантану бросил дрот, но и его пятью стрелами на пять частей рассёк пандава. "И пал он, разъяренным Увенчанным рассеченный, ка низвергшаяся из собравшихся туч и рассыпавшаяся стократная молния" (Бхишмапарва, гл. 114, шл. 23 - 29). И стал размышлять сын Шантану: "Я мог бы с одним луком [моим] сразить всех Пандавов, если бы не был покровителем их [Кришна], Вседостигающий Полководец великомощный. По двум причинам не стану я сражаться с Пандавами: из-за неуязвимости [рода] Панду и из-за женской природы Шикхандина. Когда-то, когда отец мой женился на Кали, довольный [мною], даровал он мне выбор [времени] смерти по собственной воле и неуязвимость в бою. Теперь, я мыслю, пришло, кажется, время для смерти моей" (Бхишмапарва. гл. 114, шл. 30 - 40).

   Боги на небесах приветствовали это решение, цветочный дождь пал на Бхишму. Но никто не услышал их, кроме Бхишмы и Санджаи. "И великое смущение овладело Тридцатью, о владыка народов, из-за того, что падет с колесницы всем миром любезный Бхишма" (Бхишмапарва, гл. 114, шл. 30 - 40). Шикхандин и Арджуна окатили каураву сотнями стрел "во все части тела, во все уязвимые места" (Бхишмапарва, гл. 114, шл. 41 - 45).

   Обращаясь к Духшасане, Бхишма сказал, что стрелы, поражающие его, это не стрелы Шикхандина, а стрелы Арджуны. Он метнул в Арджуну дрот, но его рассек Шикхандин, взял шит и меч, но Арджуна "разбил его щит на 100 частей" Бхишмапарва. гл. 114, шл. 46 - 68). Кауравы отступили, Бхишма остался один. "Рои стрел поразили его стократно и тысячекратно, и не было [тогда] на теле у него [даже] на палец места не пронзенного. Так отец твой, о повелитель, остроконечными стрелами Пхальгуны весь иссеченный в бою, пал незадолго до заката с колесницы головою к востоку на глазах у твоих сыновей" (Бхишмапарва, гл. 114, шл. 78 - 82).

   Мудрецы в образе гусей обошли вокруг Бхишмы и произнесли: "Духом велик Бхишма, а уходит, когда солнце на южном пути!" (Бхишмапарва, гл. 114, шл. 92 - 199). Но им ответил Бхишма: "Пока солнце повернуло к югу. я не уйду ни за что, так я решил. В ту былую обитель мою я уйду, когда к северу повернет солнце, о гуси, истинно говорю вам! Ожидая к северу поворота [солнца], буду я удерживать жизнь мою, ибо дарована мне власть [самому] определить, когда отказаться от жизни. Потому я буду удерживать жизнь, во время пути [солнца] на север я хочу умереть". (Бхишмапарва. гл. 114, шл 92 - 100).

   2. Где в мифе история
   Победа Арджуны в битве с Бхишмой с одной стороны удивительна, а с другой стороны вызывает много вопросов. Удивительна она тем, что Арджуна одерживает победу только благодаря подсказке самого Бхишмы, который советует пандаве воспользоваться Шикхандином как щитом. Странность подобного совета выражается в том. что сын Шантану считает, что Шикхандин родился женщиной и поэтому он не будет стрелять в него. Но зачем он тогда даёт такой совет, который окажется для него роковым? А ведь Бхишма сам хотел одержать победу над падавами, не зря же он подвергал сомнению попытки Карны стать главнокомандующим. Этим советом Юдхиштхире он обманул Дурьйодхану, которому обещал одержать победу ровно сутки назад, а себя погубил. Никакого смысла давать такой совет пандавам сыну Шантану не было. Подобный поступок противоестественен и нелогичен. Что стоит за этим?

   Ход битвы в течение десятого дня поражает воображение множеством воинских подробностей, количеством стрел и финалом, в котором Бхишма, весь утыканный стрелами, не погибает, но удерживает свою жизнь в течение нескольких месяцев. Фантастика! Возникает большое сомнение, что события происходили именно так, как их описали авторы эпоса. Столь сказочный ход сражения должен скрыть некоторую реальность, которая была очень неприятной для создателей эпоса. Посмотрим пристально на все детали сражения, начиная с вечера девятого дня.

   Итак, после заката солнца Юдхиштхира вспоминает об уговоре с Бхишмой, якобы он поможет советом пандавам. Братья вместе с Кришной направляются в шатер к сыну Шантану. Удивительно, каким образом им удаётся пройти незамеченными - эпос не даёт ответа на этот вопрос. А ведь воинский лагерь охраняют караульные и вполне вероятно, что часовой стоит у шатра Бхишмы. Странным выглядит сама цель экспедиции: спросить у главнокомандующего кауравов как его победить. И удивительным выглядит ответ: полководец кауравов даёт своим врагам такой совет, какой им нужен. Получив такой совет от своего будущего врага на поле битвы, Арджуна выйдет на бой, прикрываясь Шикхандином. Потрясающе! Бхишма сам даёт пандавам средство своей гибели. Зачем? Что это за поединок? Ответа нет, но продолжим дальше.

   Вернувшись в свой лагерь, мучимый стыдом Арджуна вспоминает как в детстве он взбирался на колени Бхишме, называл его батюшкой, марал ему колени. Почему же стыд не мучил его в шатре? Кришна успокаивает ученика и приводит слова учителя богов Брихаспати, сказанные некогда Индре, что убивать можно даже достойного человека, если он приходит как убийца. Поразительный совет! Но ведь Бхишма не убийца, а воин и дед пандавов. А вот в шатёр входит Арджуна, а не Бхишма! Брихаспати - редкостный мерзавец, он изнасиловал беременную жену своего брата, а потом ещё проклял нерождённое дитя. Чему хорошему мог учить такой человек богов? Только подлости! Совет Кришны в данном случае - это стремление негодяя успокоить совесть Арджуны.

  Тактика пандавов выглядит фантастической. Поставив впереди Шикхандина, по бокам его были Бхимасена и Арджуна, сзади Юдхиштхира с близнецами, они двинулись на кауравов. Такое впечатление, что пандавы - самые великие воины в стане их войска и рискуют каждый миг битвы... А в реальности выживут только они, что явно противоречит этим описаниям. Духшасана попадает пятью стрелами в лоб Арджуне, отчего он становится невероятно красивым, как гора Меру. Пять стрел в лоб - и живой! В воинских книгах чудеса на каждой странице. Если стрелы попадают в лоб и не убивают, то куда они должны попасть, чтобы убить человека? Вот Кришна, например, умер от стрелы в пятку, а тут пять стрел в лоб - и живой!

  Десять воинов выступают против Бхимы и поражают его все вместе 84 стрелами, а один Бхима пустил в них 112 стрел! Странно не только, что один Бхима послал больше стрел в десять человек, чем они, но и то, что Санджая, рассказывающий, что он видит на поле боя Дхритараштре, успевает посчитать количество стрел, пущенных каждым воином в отдельности. Всё это слишком уж невероятно.

  Кажется, что логика оставила всех сразу. Ровно сутки назад Бхишма пообещал Дурьйодхане победу, а теперь вдруг он заявляет, что не хочет воевать и пусть его убьёт Арджуна. И сразу вслед за этим он посылает одну стрелу в войско кауравов за другой. Похоже, авторы эпоса уже забыли об его обещании Дурьйодхане, о нежелании воевать и просто путаются в показаниях.

  На других участках поля продолжается тот же парад чудес. Дхриштадьюмна бросает в Дрону палицу, но отец Ашваттхамана разбивает её 50 стрелами, а брошенный дротик рассекает 9 стрелами. О чём это говорит? Палица - оружие ближнего боя, как и меч. Если бросить их в воина, то толку мало, он легко может уклониться, да и сам бросающий остаётся в этом случае безоружным. Бросить их можно на 10 - 20 метров, а попасть в них можно в лучшем случае одной стрелой, но не пятьюдесятью!!! Такое мог написать только человек, совсем не знакомый с воинским делом.

  Авторы эпоса сравнивают колесницу Бхишмы с жертвенным алтарём, лук - с языками пламени, а меч, дротик и палицу - с топливом. Такие сравнения характерны для брахмана, а не воина. И не удивительно, что реальность битвы не находит своего отражения в эпосе, её заменяют чудеса и поэтические образы. От стрел одного Бхишмы гибнет 14 000 воинов! А чуть раньше количество жертв ещё возрастает. Но даже если считать, что это не один Бхишма уничтожил столько воинов, а всё войско кауравов под его командованием, то количество жертв просто чудовищно: 10 тыс. воинов, 5 тыс. конных бойцов, 14 тыс. "мужей" 1 тыс. слонов и 10 тыс. коней! В этом перечне удивляет и сам факт учёта Санджаей, и круглые цифры жертв. Брахман, писавший этот текст, рисовал эти цифры в своём воображении, так выдумки стали ложью.

  Арджуна покрыл Бхишму тучей стрел, каурава ответил тем же. Когда у Бхишмы сломался лук, он взял другой, затем дротик. Но всё это рассек Арджуна на множество частей. Это рассечение на "множество частей" выглядит просто литературным приёмом. Оно невозможно в принципе, особенно если стрела попадает в палицу. Плетью обуха не перешибёшь! Бхишма пал, но тут же принялся размышлять, что мог бы победить всех пандавов, если бы не Кришна и "неуязвимость [рода] Панду". А с какой стати они неуязвимы? Репутацию пандавам создают брахманы. Все эти пртиворечивые мысли Бхишмы на совести авторов эпоса. С их помощью они запутывают истинный ход битвы. И что характерно, больше никто из кауравов ничего не говорит о ходе битвы. А ведь командующие акшаухини должны отдавать приказы о тактических перестроениях, следует ли наступать или отступать и т.д. Всего этого нет. Все воины от рядового пехотинца до главнокомандующего бесконечно пускают стрелы друг в друга.

  Боги на небе сыплют цветами и радуются гибели Бхишмы, но при этом поражены смущением. Что это? Им известен стыд? Что позорного они увидели за смертью Бхишмы? Цветы небожителей должны укрепить слушателей в мысли, что гибель Бхишмы благословляют боги. Но они смущены... Что же такого в этой победе, что ей нельзя гордиться?

   Бхишма говорит Духшасане, что его поразили не стрелы Шикхандина, а Арджуны. И зачем тогда был нужен Шикхандин? Ведь его могли поразить стрелы и других воинов, и "щит" в этом случае для Арджуны был бы разбит на "множество частей" намного раньше... Дротик, щит и меч Бхишмы Арджуна разбил на "сто частей". У лжи должны быть красивые слова. Подобная фактологичность похожа на литературный приём, не имеющий отношения к реальности, словно авторы хотят, чтобы в эту выдуманную реальность верили больше, чем в подлинную. Всё тело Бхишмы усыпано стрелами, а он - живой! Невероятно. На упрёки мудрецов, что он погибает, когда солнце двигается на юг от экватора, Бхишма говорит им, что он будет жить до дня зимнего солнцестояния, когда солнце начнёт своё движение на север. Но как он может сохранить свою жизнь, если всё тело утыкано стрелами: "И не было [тогда] на теле у него [даже] на палец места не пронзенного"? Очевидно, он ранен, но не до такой же степени. Весь ход сражения приводит вдумчивого читателя к одной мысли: поединка между Бхишмой и Арджуной на поле битвы не было! Но тогда как же погиб сын Шантану?

  Смертельное ранение Бхишмы могло произойти только в одном случае, если в шатёр к нему вошёл ночной убийца. Для того, чтобы проникнуть в шатёр Бхишмы, Арджуна воспользовался Шикхандином. Он стал тем щитом, с помощью которого пандава приблизился к сыну Шантану. По всей вероятности Амба родила от Бхишмы Шикхандини вне брака и нашла себе приют в царстве панчалов, вот почему его шпионы следили за девочкой при дворе царя Друпады. Бхишма не видел своей дочери после того, как Амба ушла от него. Пандавы воспользовались этим обстоятельством, и Кришна через своих агентов в лагере кауравов передал Бхишме, что с ним хочет встретиться его дочь. Сын Шантану дал своё согласие и караульные пропустили к нему женщину. (Вот почему пандавы в авторской версии смогли спокойно пройти в шатёр Бхишмы!). Но под видом Шикхандини скрывался Арджуна в женских одеждах. Можно вспомнить, что Кришна сам вызывался убить Бхишму, но всё же говорил Арджуне, что это лучше сделать пандаве. Вместо Шикхандини в шатёр Бхишмы явился Арджуна, одетый в женское платье. После "игры в кости" он стал евнухом, и потом уже в течение целого года жил в гареме Вираты. Привычки, походка женщины были ему хорошо известны. Взволнованный Бхишма в нетерпении ожидал встречи с дочкой. Войдя в шатёр Бхишмы, Арджуна улучил момент и несколько раз всадил нож в тело сына Шантану, а затем бежал из лагеря. Вернувшись в лагерь пандавов, Арджуна испытывает муки совести и вспоминает, как он марал дедушку в детстве, а сейчас замарался в его крови. Кришна успокаивает его речами Брихаспати, что идущий на убийство не должен ни о чём сожалеть, даже если он убивает достойного человека! Мерзавец будет оправдывать любое убийство. Легенда о Шикхандини, поменявшей пол и ставшей Шикхандином, стала средством объяснить этот "подвиг" Арджуны, который прикрывался Шикхандином как щитом.

   Духшасана, первым вбежавший на крики в шатёр Бхишмы, услышал от него, что его пыталась убить не Шикхандини, а Арджуна. Опыт диверсионных операций у пандавов был огромный. Их жертвами стали шесть нишадов, Пурочана, Хидимба, Бака, Кирмира, Джарасандха, Кичака. Двенадцать человек! Все они были убиты в ночное время. Маскарад с переодеванием одежд был использован Бхимой, Арджуной и Кришной как раз во время убийства Джарасандхи, нашедшего свою смерть ночью во дворце.

  Создатели эпоса девочку Шикхандини превратили в мужчину, а евнуха Арджуну сделали героем. Эти изменения потребовались авторам эпоса, чтобы показать, что Бхишма был убит не подлым образом в шатре, а на поле битвы. Но даже в этом случае они не могли обойтись без чудес. Только кого они могут удивить? Людей, не желающих думать самостоятельно, а живущих под влиянием идей Кришны.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (35): вперёд»
Huhrigina 12-10-2018-19:29 удалить
Думаю, умение выдавать себя за женщину было присуще Арджуне задолго до Вираты.
В практику ниндзя входило умение переодеваться женщиной, чтобы подобраться к жертве. Вероятно, Арджуна учился этому смолоду. Ниндзя внимательно изучали биографии и привычки своих жертв, чтобы подобрать к ним неотвратимое оружие.
Если кого то сделать евнухом, похожим на женщину он не станет.
Арджуна, вероятно, с юности отличался деликатным сложением и красивой внешностью, Поэтому то его и выбрали для обучению искусству камуфляжа.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар 12-10-2018-19:37 удалить
Это просто напоминание о факте... В действительности изменения в их организме начались 14 лет назад после суда. В "Виратепарве" же говорилось, что Арджуна носил продавать поношенные одежды женщин гарема Вираты на рынок. Возможно, он выносил эти одежды, одетыми на себя:-)))

Любопытна судьба Амбы. Возможно, у них с Бхишмой была связь сразу в дороге после Каши. А потом она сбежала... Отсюда все переживания Бхишмы и его постоянный контроль за судьбой Шикхандини.
Huhrigina 12-10-2018-22:00 удалить
Ответ на комментарий Соккар # С чего бы Амбе убегать?
Он её похитил? То есть миф не врёт?
Он был ей так противен?
Любила другого?
Ненавидела мужчин? До такой степени?
Может, Бхишма был настолько страшен на вид? Действительно "бхишма", то есть на лицо? И Амбе было совершенно безразлично, что он добрый внутри?
И какой такой контроль за судьбой Шикхандини?
Тоже мне контроль, не мог похитить или выкупить!
Я лично, никакого контроля не вижу.
Когда Кауравы вынесли Панчал, Бхишма мог бы потребовать Шихандини в качестве контрибуции.
Или же Шикхандини и в самом деле была любимой дочерью Друпады и тот не отдал бы её ни за что на свете? А Друпада, соответственно, был мужем Амбы? Любимым, в отличие от Бхишмы?

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар 12-10-2018-22:08 удалить
Стремление Амбы отомстить Бхишме трудно объяснить иначе. Оно становится для неё навязчивой идеей. Я думаю, он её чем-то обидел, не хотел жениться на ней, потому что у него был обет? Но так объясняют авторы... А к ним особого доверия нет. Возможно, он и вёз царевен для братьев, но что-то у них там с Амбой случилось, что она требовала, чтобы он на ней женился. Возможно, она сбежала от него в расстроенных чувствах после его отказа и родила уже в царстве панчалов.
Huhrigina 12-10-2018-22:17 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Напоминание о факте, говорите?
А для меня это очень сомнительно.
Пандавы не похожи на евнухов по эмоциональному настрою. Они не озлоблены на Кауравов.
Они вспоминают о времени проведенном вместе с большой теплотой. Они предпочли бы мир с Кауравами. А Кауравы с ними.
Будь они евнухами, по приговору, то их ненависть была бы достаточным основанием для любой войны. А так Кришне приходится уговаривать и интриговать.
Возможно, мастерство Арджуны было таким , что он мог выдать себя за евнуха. мне приходилось читать, что такое возможно. Но иногда я думаю, что он просто работал в прачечной. А ткани в те времена, вероятно, обладали огромной ценностью.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар 12-10-2018-22:27 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # То, что Арджуна в течение года жил в гареме Вираты, факт несомненный. В ходе битвы Карна будет называть Бхиму безбородым евнухом, потом уже в Шантипарве сам Арджуна назовёт так Юдхиштхиру...

Прошло 14 лет с момента их кастрации, ненависть у них уже успокоилась и приняла более расчётливые формы. А потом у них уже сменилась психология.
Huhrigina 12-10-2018-23:02 удалить
Меня больше всего поразило, что Арджуна считал Бхишму дедушкой. А Бхишма его внуком.
То есть Арджуна всё же был потомком Бхишмы?
Или Бхишма был готов считать внуком даже неродного ребёнка и относиться к нему хорошо?
Похоже, в Хастинауре отношения были очень красивые.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар 12-10-2018-23:07 удалить
В "Адипарве" тоже есть интересный момент. Когда привозят мертвого Панду, Бхишма оплакивает его, как никто другой. Он находит невесту для Панду. А теперь вот Арджуна называет его по ошибке батющкой, а он говорит. что он дедушка Арджуны. Вот зачем его сделали бездетным и зачем придумали этот обет безбрачия? Возможно, что-то напутали в биографии переписчики и было двое Бхишм. Иначе трудно объяснить его возраст. Рано или поздно эта загадка найдёт своё объяснение...
Huhrigina 13-10-2018-09:21 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Мне кажется, что "евнух" это ругательство. Этот как и сейчас так же, просто слово другое.
А женщин "шлюхами" обычно обзывают. Просто по определению. Если женщина и раздражаешь , то значит "Шлюха" .
Если записать то, как люди иной раз друг с другом разговаривают, застенографировать ( Я не говорю, что так абсолютно везде), то у потомков, которые прочитали бы эти записи, могло бы сложиться впечатление, что все поголовно проживали в борделях
Насчет всяких гаремов, евнухов. Да Яне очень верю в их существование вообще. Совершенно очевидно, что у царей того времени была , дай то бог, одна жена. А если две -- то сестры. Это та же самая полиандрия. Так как основной принцип полиандрии -- множество, воспринимаемое как единство.
Соккар 13-10-2018-10:19 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # "Мне кажется, что "евнух" это ругательство"

Я так не думаю. За это говорит много фактов. Никого в эпосе евнухами не называют, кроме пандавов. Никого ни разу. А пандавов, начиная с Виратапарвы, почти в каждой книге. Этот факт иногда передаётся через намёки, иногда звучит прямо. Просто с евнухов сделали героев, поэтому постарались убрать прямые замечания. Евнух не может быть воином, а в воинских книгах постоянно речь идет о подвигах Арджуны. В трех главах предыдущей части я обратил внимание на этот факт: проживание Арджуны в гареме Вираты, изнасилование Улупи и попытка соблазнения Урваши. Я уже говорил, что Арджуна так называл Юдхиштхиру в Шантипарве, а Карна Бхиму. Просто эта мысль противоречит общепринятой версии, поэтому непривычна. Даже в этой главе Арджуна (евнух) вынужден прикрываться Шикхандином (которого Бхишма считает женщиной) именно по этой причине.
Huhrigina 13-10-2018-10:41 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Воином может быть любой, кто умеет эффективно махать оружием.
Я не имею ввиду "воин" как высокую дисциплину.
Просто Арджуна никогда не сражается там, где он может оказаться на равных с противником и где нет несомненного расчёта на добычу.
То есть Арджуна мародер.
Или бандит.
А может, Арджуна вообще никогда не сражался. Его профессия убивать из-под тишка, предварительно втеревшись в доверие к жертве.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар 13-10-2018-10:56 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # До суда Арджуна участвовал в основном в ночных нападениях исподтишка вместе с Кришной. А вот в воинских книгах я пока критикую его "героические" деяния, но в Дронепарве я предложу версию участия пандавов в войне на поле Куру. Пока происходит осмысливание фактов на внутреннем уровне, ещё не до конца определил себе. То, что они не воевали, это однозначно. Описание их героических деяний не выдерживает критики. Вот с евнухами я тоже не сразу пришёл к этой мысли, постепенно накапливалось...
Ровно сутки назад Бхишма пообещал Дурьйодхане победу, а теперь вдруг он заявляет, что не хочет воевать и пусть его убьёт Арджуна.

Я тут не могу не вспоминать: "Молилась о тебе жена врага..."
По воспоминаниям современников, Ричард и Анна Невилль жили душа в душу, в большой любви. Но за Шекспиром не застряло описать дух Анны, являющийся благословлять Генриха. Едва ли у Вьясы совести было больше.
Соккар 13-10-2018-12:54 удалить
В эпосе проводится мысль, что якобы Бхишма едва ли не умолял пандавов убить его (отсюда, видимо, и идёт тезис о его старости). Для авторов нужно было сложить такой сюжет, который бы оправдал поведение пандавов и прежде всего Арджуны. Вот и придумали этот вариант с посещением шатра Бхишмы и его совета, как его убить. Если он посылал шпионов к Друпаде о судьбе Шикхандини, то зачем потом сам показал путь к своему убийству? Совсем ведь нет логики! Да и неестественно ведь, что полководец вражеской армии показывает врагам, как его убить. А если она его дочь, то очень даже логично, что он интересовался её судьбой и хотел встретиться с ней.

У нас с Топоровым был другой вариант. Бхишма в шатре - это Парашара, и он находился в лагере пандавов, он и давал совет, что нужно использовать заложников женщин (Шикхандини) при атаке на Бхишму. Но я отказался от него, он выглядит несколько искусственным и требует больших натяжек. А потом работа над второй частью "Истории..." многое что изменила.
"Батюшкой я называл его, отца нашего отца, великого духом Панду. "Не батюшка я тебе, я - батюшка отцу твоему, о Бхарата", - говорил он мне в детстве.

Вот опять. Как и в начале. Но тут уж, как мне кажется, и сомневаться не приходится, кто отец Панду.
Меня смутил другой момент.
И, пять тысяч колесничных бойцов сразив, четырнадцать тысяч мужей, также тысячу слонов и еще десять тысяч коней силою [той] науки уничтожил в великой битве дед, отец твой, о владыка народов"

Это уже Санджая говорит Дхритараштре...
Может, Бхишма и впрямь "входил к женам брата"?

"Никогда, о сын Кунти, пока я остаюсь в живых на поле брани, не видеть вам успеха, истинно говорю тебе! Но когда я буду побежден в битве, вы непременно одержите победу над Кауравами. Скорее сразите меня, если желаете победы в бою. Я разрешаю вам, о сыны Притхи, разите сколько вам угодно!"

Кажется, я догадываюсь, что это :)
Ритуальная похвальба воина перед битвой. "Вот он я, подходите и убейте, если сумеете!". И в более поздние времена было модно :)
А вот разговор в шатре у меня проассоциировался скорее с военным советом. Сидят Пандавы у себя, в своем шатре, и обсуждают, как им убить Бхишму. И Кришна им дает ценные советы. Это именно обсуждение между собой.

Дхриштадьюмна выступил против Бхишмы. "И необычайной была схватка из-за Бхишмы, что произошла между ними в великой битве, как [единоборство] Вритры и великого Индры" (Бхишмапарва, гл. 107, шл. 32 - 41).

Если вспомнить обстоятельства гибели Вритры... Пожалуй, Соккар, Вы правы!
Соккар 13-10-2018-16:34 удалить
Я согласен, иногда эпос прямо говорит о некоторых событиях, как о реальных фактах. К ним относятся слова Юдхиштхиры о поджоге оружейного склада и смоляного дома. Думаю, и то, как оплакивал Бхишма Панду и слова Арджуны о том, как он ползал на коленях Бхишмы, как раз такой случай. Хотя филологи могут говорить в таких случаях, что, называя кого-то отцом, герои просто оказывают ему уважение. Кстати, формально Вьяса тоже дед пандавов, но его крайне редко именуют так. Я даже не вспомню сразу, когда это было. А вот Бхишму регулярно называют дедом.

"Дед, отец твой..."
Кто знает, может быть, и такое могло быть. В русских семьях ведь такое встречалось.

"Ритуальная похвальба воина перед битвой."

Я думаю, тут имелось в виду четкое понимание пандавов, что в честной битве у них нет шансов. Об этом и говорит Бхишма. А вот далее в словах "скорее разите меня", имелось в виду, что авторы эпоса пробуют обосновать убийство Бхишмы чуть ли не его благословением. То, что они в шатре обсуждали план убийства Бхишмы, это несомненно. Ясно и то, что вначале Арджуна трусил, тогда Кришна стал говорить, что придется этим заняться ему. И в какой-то момент Арджуна сломался, а вот "мучимый стыдом" он вернулся назад в свой лагерь. Вообще эта история напоминает историю Юдифи, убившую Олоферна.

Да, убийство Вритры происходило по схожему сценарию. Я думаю, здесь не случайно они упомянули эту фразу.
А вот далее в словах "скорее разите меня", имелось в виду, что авторы эпоса пробуют обосновать убийство Бхишмы чуть ли не его благословением.

Это да, я просто прикинула, как такое могло звучать в реале.
"Ну, что встал? Нападай! Долго мне ждать тебя, трус? Сразись со мной!"

Да, убийство Вритры происходило по схожему сценарию. Я думаю, здесь не случайно они упомянули эту фразу.

А еще раз она мелькает при убийстве Карны. Там тоже поминают Карну-Вритру и Индру-Арджуну.
Соккар 13-10-2018-16:58 удалить
Сцены с переодеванием и убийством довольно часто возникают в эпосе. Так убили Кансу, Джарасандху и вот здесь Бхишму. Видимо, когда упоминают об убийстве Вритры, для участников той истории хорошо всё было понятно, о чем идёт речь.

Возможно, называя Арджуну сыном Индры, эпос имел в виду не в буквальном смысле, а что Арджуна убивал, грабил или насиловал как Индра. Чаще всего исподтишка, ночью или в отсутствие хозяина дома. Вот также он изнасиловал Ахалью, когда дома не было Гаутамы. Я смотрел "Раму и Ситу", там так осторожно прошлись на эту тему, чтобы не слишком сильно повредить авторитету Индры. И, кстати, его (Индру) там тоже кастрировали, в Нараянии у Смирнова есть об этом упоминание, а вот в фильме молчат. И у Панду (формального отца) были с этим проблемы, и у Индры (небесного) тоже, и у Арджуны... А индусы любят намёки...
В фильме постеснялись :)
Хотя у нас об этом упомянуто даже в пересказе индийских мифов для детей, если я правильно помню.
Huhrigina 13-10-2018-17:47 удалить
Ответ на комментарий Соккар # "Дед, отец твой..."
Кто знает, может быть, и такое могло быть. В русских семьях ведь такое встречалось.

В полиандрических семьях, вот там точно встречалось сполшь да рядом. И на законных и почётных основаниях.
А русских -- только если дед насильник.
Huhrigina 13-10-2018-17:52 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # Хотя, кто знает...
Соккар 13-10-2018-18:22 удалить
Кстати, после начала показа этого фильма ко мне на страничку Ситы стало заходить 30 - 40 человек! Интересно, если бы показали Махабхарату по телевизору, то народу было бы интересно прочесть подлинную историю.
Соккар 13-10-2018-18:24 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # Huhrigina, я думаю, тут могла быть и просто обмолвка или неточность перевода. Всё-таки один рез - это нерелевантно...
Ответ на комментарий Huhrigina # Здесь, как я полагаю, имеется в виду не снохачество, а левират.
В кришнаитских писаниях говорится, что Вичитравирья умер от туберкулеза. Если он был слаб здоровьем, брат мог помочь ему с потомством по его просьбе.
Ответ на комментарий Соккар # Думаю, да. Версия "Махабхараты" 2013 года невероятно отвращает от "положительного лагеря". Все интриги и злодеяния, приписываемые Кауравам, начинают выглядеть терпимо на фоне мегатонн лицемерия и двойных стандартов, изливаемых со "стороны бобра" :))))
Соккар 13-10-2018-20:11 удалить
Я её вообще смотреть не мог. Меня тошнило от выражения лица Кришны. А кришнаиты исходили от восторга... Странные люди.
Huhrigina 13-10-2018-21:35 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Соккар,
Как знать, может и оговорка, а может, как раз и единственная сохранившаяся обмолвка, проливающая свет на прошлое.
Я думаю, текст усердно подчищался именно по этому принципу. Вымарать все относящееся к семейной жизни.
Для этого и понадобились эти бесконечные вставки про безликих евнухов и безымянных гаремных женщин, бесцельно длящихся по дворцам. Это красивая литературная веньетка , прикрывающая образовавшуюся пустоту.
Соккар 13-10-2018-22:02 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # Huhrigina, один раз - это случай, два - стоит присмотреться, три - может быть, это правило?:-)))
Huhrigina 13-10-2018-22:22 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Снохачество возможно только в моногамной или полигамной семье.

Для чего было женить человека больного туберкулёзом?
(Кришнаиты, кстати, ненавидят женщин)

Но если и вправду левират, то нельзя ли предположить, что "Бхишма" относилось не к обету, а ко внешности похитителя трех невест?
Быть может, он был изувечен в сражении, а быть может это то самое витилиго. Пятнистое лица. По мнению юной и ещё глупенькой Амбы, страшно и ужасно.
Ей обидно, что сестрам красивые мужья, а её пятнистый урод. Оценить его внутренний мир и воинскую доблесть она, по молодости, оказалась неспособна.
И решила "Уйду в лес к волку!":)
Когда Бхишма привёз невест, Читрангада уже был убит. И обе девушки выходят за Вичитравирию.
А он тоже болен, и детей нужно делать Бхишме!
И вот до наших дней дошли анекдоты, как молодые женщины прятались от него, жмурились изо всех сил, подсовывали служанок, смертельно бледнели и т. д.
Huhrigina 13-10-2018-22:26 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # Может царицы ещё и по дворцу носились))))?
Но детей Бхишма ответственно сотворил!!!
Вот только дочь Амбы должна была бы быть на момент Курукшетры ровесницей Дхритараштры.

(Добавил ссылку к себе в дневник)



Комментарии (35): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эпизод 4. Последний бой Бхишмы | Соккар - Дневник Соккар | Лента друзей Соккар / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»