• Авторизация


Эпизод 3. Первые дни войны 27-09-2018 13:57 к комментариям - к полной версии - понравилось!


   Воинские книги Махабхараты резко отличаются от первых книг эпоса, хотя и в них тоже есть главы, описывающие боевые действия. Однако характер битвы на поле Куру совершенно уж необычный: герои осыпают своих противников сотнями и тысячами стрел, а сами при этом длительное время остаются невредимыми. Иногда один воин поражает другого десятком стрел в грудь, но он не погибает. Встречаются и такие случаи, когда три стрелы попадают в лоб, и автор сказания находит это прекрасным. Характер описания становится совсем уж сказочным, когда ракшасы и наги летают по воздуху, используют колдовство, демонстрируют невидимость. Чаще всего сражение состоит из поединков, но иногда один воин сражается против десятка, сотни или даже тысячи воинов. И совсем у фантастическим выглядит то, что один герой убивает десятки тысяч воинов. Все эти грандиозные события мало сочетаются со здравым смыслом, однако ведь победы в конечном итоге достигает одна из сторон. И где тут реальность? Она, конечно, присутствует, но спрятана удивительным образом. Попробуем понять смысл этих военных действий.


   Чтобы не быть голословным, посмотрим на некоторые примеры из "Бхишмапарвы". Вот "сам царь Юдхиштхира напал на царя мадров" (Бхишмапарва, гл. 43, шл. 26 - 28). Стоп! Но ведь только что он посещал лагерь кауравов, где встречался с Шальёй и просил его оказать ему помощь, когда Арджуна будет сражаться с Карной. Какой же ему смысл убивать своего будущего "помощника"? Одно исключает другое! Если он просил Шалью оказать ему помощь, то не должен сражаться с ним, а если сражается, то он не должен был просить о помощи. Ведь если бы он убил Шалью, то последний не мог оказать ему помощь, а если бы Шалья убил его, то некому было бы помогать. А если всё же Юдхиштхира просил оказать помощь до битвы, а затем напал на Шалью, то последний был вправе забыть о своём обещании. Но ведь Шалья потом предал Карну. значит всё было не так, как описано в эпосе. Где-то в этой цепочке была ошибка. И далее в тексте мы будем наблюдать или противоречия, или фантазии авторов эпоса.

   Вот Абхиманью напал на Бхишму и "снес колесничему Дурмукхе голову с плеч" (Бхишмапарва, гл. 45, шл. 7 - 16). Но ведь в согласованных с кауравами правилах боя не следовало "разить никоим образом ни колесничих, ни лошадей, ни оруженосцев" (Бхашимапарва, гл. 1, шл. 26 - 34). И первым это правило нарушил 16-и летний юноша. Невероятным представляется, что в бой на прадеда бросается мальчишка правнук. А ведь это же будущий наследник. И кто стал бы им рисковать?

   Описание "подвигов" Бхимы носит совсем уж былинный характер, мечом он сокрушает слонов, а затем и коней. Но ведь на них есть люди, и пока Волчебрюхий убивает животного, ничто не мешает всадникам убить самого пандаву. Бхиму поражает Калинга 9-ю стрелами в грудь, а он садится на колесницу, преследует союзника кауравов и убивает его. Раненный 9-ю стрелами! В другом месте он соскакивает с колесницы и палицей разгоняет слоновье войско, затем вырывает бивень у слона и поражает его им в голову (Бхишмапарва, гл. 98, шл. 28 - 30). И такие небылицы встречаются очень часто на страницах эпоса. Бхима ходит по полю битвы с палицей, когда вокруг летают тысячи стрел, "толчком бедра опрокидывая ряды колесниц" (Бхишмапарва, гл. 59, шл. 11 - 19). Удивительно, как этот рой стрел не поражает его? Такой ход битвы вызывает большое сомнение, что нам передают хотя бы намёк на реальность. Тем не менее, реальность в этих фантастических описаниях существует почти в микродозах.

   Каждый день войска противников принимают новый боевой строй: макары, орла, гаруды, острия иглы, круга, ваджры и т.д. Их описания кратки или совсем отсутствуют, трудно понять, что они собой представляют. И кто же выстраивает их? Полководцы, военачальники. Они должны отправлять посыльных, руководить битвой, посылать подкрепления, отправлять раненых в тыл. Им некогда самим посылать стрелы, но авторы утверждают, что все полководцы сами стреляют из лука. Это невозможно! Подобное мог написать только человек, далёкий от воинского дела.

   Реальность можно увидеть в словах Санджаи Дхритараштре о причинах поражения кауравов: "они презрели обряды" (Бхишмапарва, гл. 61, шл. 14 - 22). Идея о том, что власть Дхритараштры была светской в своей основе, находит своё подтверждение. Дурьйодхана, обращаясь к Дроне, говорит о том, что надеется победить пандавов, "мужества и отваги лишённых" (Бхишмапарва, гл. 65, шл. 17 - 21). Если вспомнить, что последний год перед битвой пандавы провели при дворе царя Вираты, исполняя обязанности игрока в кости, повара, евнуха, конюха и пастуха, то они никак не могли быть хорошими воинами, ведь для этого нужны регулярные тренировки, чем, кстати, занимался Дурьйодхана. Но в реальности дело обстоит ещё хуже, они все были евнухами, а их подвиги были таковыми только для наивных читателей или слушателей эпоса.

   Почти на каждой странице эпоса, излагающей боевые действия, можно видеть бесконечный полёт фантазии авторов этих сказаний. Вот Сатьяки в одиночку победил в бою 10 тысяч колесниц, посланных против него Дурьйодханой. Навстречу ему выступил Бхиришравас, но на помощь вришнийцу пришли 10 его сыновей. Тут впервые мы узнаём о таком количестве сыновей у советника Кришны. И вот один каурава убил всех потомков Сатьяки, а его самого вынудил отступать. Как это понять? Он только что в одиночку уничтожил 10 тысяч воинов и вынужден бежать от одного. И даже не попытался отомстить за смерть своих детей. Вслед за тем уже один Арджуна "сразил двадцать пять тысяч великих воителей" (Бхишмапарва, гл. 70, шл. 30 - 33). Кажется, фантазии авторов вообще нет пределов.

   Сын Арджуны от Улупи Ираван, поражённый дротиками в грудь, спину и бока, вытащил их из своего тела и поразил ими шесть братьев Шакуни! Против Иравана выступил ракшас Аламбуса, сын Ришьяшринги, и убил его. Чуть ранее мы вдруг узнаём, что этот ракшас - "заклятый враг Арджуны" (Бхишмапарва, гл. 97, шл. 8 - 20). Как и с чего это вдруг у Арджуны появился заклятый враг? Присмотримся к этом персонажу более внимательно. Обратимся к главе "Лики Рамы". В ней было высказана идея о том, что Вибхандака, Рама Джамадагни и Вишвамитра - это один персонаж. Ришьяшринга же - это сын Вибхандаки, а сын Ришьяшринги, следовательно, - это внук Рамы Джамадагни! Таким образом внук Рамы Джамадагни сражается на стороне кауравов, и он хочет отомстить Арджуне за ограбление Кхандавы! Вот по этой причине Аламбуса и является заклятым врагом Арджуны.

  Вдруг неожиданно по краткой реплике Санджаи становится известно, что он сам присутствует на поле битвы. В момент, когда войско кауравов стало отступать, он вместе с Бхишмой призвал сражаться. Вот это сюрприз! С одной стороны Санджая всё время находится рядом с Дхритараштрой. а с другой он - участник битвы! И где тут правда?

   После гибели Иравана Арджуна обратился к Кришне со словами сожаления: "Скверные дела творятся корысти ради, о лучший из героев. Будь прокляты богатства, ради которых подобное истребление родных творится! Лучше умереть без богатства, чем обрести его через убиение родичей. Что мы обретем, о Кришна, если убьем собравшихся [здесь] родных? По вине Дурьйодханы и Шакуни, сына Субалы, а также из-за дурных советов Карны идут к гибели кшатрии! Теперь я понимаю, о Губитель Мадху, как хорошо поступил царь, о мощнорукий, когда просил у Суйодханы только полцарства или же пять деревень, но и того не выполнил, злодей!" (Бхишмапарва. гл. 92, шл. 1 - 13).

   А ведь в реальности в этих словах Арджуны видно обвинение Кришны в разжигании войны. Именно он в "Бхагавадгите" подталкивал Арджуну к убийству родных, именно он умолчал о пяти деревнях в собрании кауравов. Последующие слова с упрёком Дурьйодханы, Шакуни и Карны - это редакторская оценка событий в эпосе, повторяющаяся в каждой книге много раз.

   После окончания 8-го дня битвы Дурьйодхана собрал в шатре своих советников Карну. Шакуни и Духшасану, чтобы выяснить в чём причина того, что победа над пандавами не достигнута. Карна сказал, что он одержит победу, если Бхишма сложит с себя обязанности главнокомандующего. С этим предложением Дурьйодхана решил отправиться к Бхишме. Но тут вдруг выясняется, что полномочия Дурьйодханы несколько ограничены, так как он обещает Карне, что вернётся к нему, "когда я уговорю [уйти] из боя Бхишму". А ведь действительно, главнокомандующим сына Шантану назначил Дхритараштра и логично было бы, что он и должен снять его.

   Дурьйодхана встретился с Бхишмой, но после беседы с ним сын Шантану отказался уйти в отставку. Он обещал победить всех панчалов и их союзников, "кроме одного Шикхандина"! Битва продолжилась. Дурьйодхана приказывает Духшасане послать для охраны Бхишмы "тридцать два полка"! Масштаб, конечно, поражает, как они его будут охранять, если Бхишма сам стреляет из лука? Арджуна просит Дхриштадьюмну поставить Шикхандина против Бхишмы. Но ведь он ещё не знает об этом условии сына Шантану. Только следующей ночью в шатре у Бхишмы, по версии авторов эпоса, пандавы услышат об этом. Когда Юхшитхира перед битвой пришёл в лагерь кауравов и просил Бхишму указать ему способ, как убить его, последний ответил, что нет такого врага, который "мог бы победить меня в сражении". И вдруг выясняется, что Арджуна хочет поставить против Бхишмы Шикхандина. Но что может сделать один Шикхандин против "тридцать два полка" кауравов?

   И снова во второй раз сошлись на поле боя Шалья и Юдхиштхира. Пандава поразил царя мадров десятью стрелами, Накула и Сахадева тремя стрелами каждый. В ответ на это Шалья поразил Юдхиштхиру 60 стрелами и близнецов двумя каждого. Автор эпоса подобно бухгалтеру ведёт учёт стрел, пущенных воинами. Но как он успевает подсчитывать количество стрел? И так ведь на каждой странице, описывающей ход битвы на поле Куру.

   Кришна упрекает Арджуну в жалости к Бхишме. Возмущённый, Джанардана с одним бичом устремляется на сына Шантану, желая убить его голыми руками. Но Арджуна остановил его, схватив руками сзади. Эта сцена вряд ли вообще могла быть. Уж если охотник Джара убил Кришну одной стрелой в ногу, несмотря на его божественность, то ничто не мешало это сделать любому каураве.

   Все эти примеры волшебного хода битвы удивляют только неистощимой фантазией их авторов и не имеют никакого отношения к реальности. Складывается впечатление, что подлинное описание военных действий было начисто переписано жрецами. Не один раз в эпосе битву уподобляют жертвоприношению. Подобный образ мог родиться только в голове жреца, но не воина. А вот художественное описание битвы должно было прикрыть факты, которые свидетельствовали только о подлости, благодаря которой пандавами была одержана победа над кауравами.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (52): вперёд»
Huhrigina 27-09-2018-15:55 удалить
Да, в словах Арджуны обращенных к Кришне содержится обвинение.
Соккар 27-09-2018-17:31 удалить
Видимо, увидев чем обернулась война, Арджуна стал понимать, что он совершил ошибку, не поддержав Юдхиштхиру перед посольством Кришны. А ведь у него тогда была встреча с Кришной (Бхагавадгита), где последний прямо сказал, что "Я - Кала", то есть Смерть, хотя обычно все переводят как Время.
И такие небылицы встречаются очень часто на страницах эпоса.

Ну такие небылицы вообще-то встречаются на страницах любого эпоса. Издержки жанра :)

Вот Абхиманью напал на Бхишму и "снес колесничему Дурмукхе голову с плеч" Но ведь в согласованных с кауравами правилах боя не следовало "разить никоим образом ни колесничих, ни лошадей, ни оруженосцев". И первым это правило нарушил 16-и летний юноша.

Ну дык воспитанник Кришны же! И кстати - по боевой дхарме кшатрий также не должен убивать женщин, но Арджуна в Кхандаве об этом явно не слыхал. Яблоко от яблони.

Скверные дела творятся корысти ради, о лучший из героев.

А вот в эту фразу и ей подобные я бы потыкала носом любителей рассуждать, что "Пандавы спасали родину от дурного правления". Так и вспоминается время, когда я в Ленинке работала, отдел "Русское Зарубежье", он же бывший Спецхран: целые полки были забиты стонами по светлому святому герою Власову...
Кстати, при подавлении Варшавского восстания эсэсовцы и власовцы местами прорывались, сажая на танки женщин и детей и прикрываясь ими - привет через века, доблестный Арджуна!
Соккар 28-09-2018-14:04 удалить
Вот почему и пришлось перелопатить 130 страниц текста с описанием боевых действий в стиле фэнтези. Меня немного удивила находка с Аламбусой, сыном Ришьяшринги. В "Лесной" есть сюжет, как гетера соблазняла Ришьяшрингу. Отец (Вибхандака) потом объяснил сыну, что это ракшаси приняла образ женщины. Видимо, Аламбуса и есть сын этой женщины. А ракшаси она стала благодаря редакторам эпоса.

Кришна много говорил, что он помогает пандавам бескорыстно, но на самом деле они - просто инструмент в его руках.

Кстати, в словах Дурьйодханы о пандавах, "мужества и отваги лишённых" можно увидеть, какой вклад в ход битвы они вносили. Думаю, что это тоже часть подлинной реальности.
Huhrigina 28-09-2018-18:40 удалить
В связи с обилием героических несуразиц в эпосах вообще, и в Махабхарате в частности моё любимое стихотворение:

Бармаглот (Перевод Д. Орловской)

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.

О бойся Бармаглота, сын!
Он так свирлеп и дик,
А в глуще рымит исполин -
Злопастный Брандашмыг.

Hо взял он меч, и взял он щит,
Высоких полон дум.
В глущобу путь его лежит
Под дерево Тумтум.

Он стал под дерево и ждет,
И вдруг граахнул гром -
Летит ужасный Бармаглот
И пылкает огнем!

Раз-два, раз-два! Горит трава,
Взы-взы - стрижает меч,
Ува! Ува! И голова
Барабардает с плеч.

О светозарный мальчик мой!
Ты победил в бою!
О храброславленный герой,
Хвалу тебе пою!

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Huhrigina 28-09-2018-18:47 удалить
И вот ещё один из вариантов, уже в переводе В. и Л. Успенских
.....
Взяв свой чумеч, он шел на шум,
Искал врага кровавологи
И подле дерева Тумтум
Остановился на дороге.

Стоит грозумчив и гневок, -
Вдруг огнеглазый и рычащий,
Дымясь восторгом, Джаббервокк
Летит к нему глумучей чащей.

Но вкривь-вкось чумеч кривой
Чикчикает над Джаббервокком,
И вот с отрубленной главой
Герой несется торжескоком.

"Как? Он убил его? Смотри!
Хитральчик мой, сынок лучавый!
О, харара! О, харара!
Какой денек героеславый"...

Оказывается, столько прикольных переводов. Мне больше всего "сынок лучавый" понравился))))).

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар 28-09-2018-18:53 удалить
Да, забавное стихотворение. В этих героических главах реальность словно растворилась. Но читать их приходится, раз уж взят курс на поиск реальности...

Редакторы сильно изменили первоначальный текст, но попробуем. Дальше будет чуть проще: убийство Бхишмы.
Ответ на комментарий Huhrigina # У меня еще ода Вершинина ассоциируется с подвигами Арджуны. :)
Эта: https://www.liveinternet.ru/users/6260346/post425106569/
Huhrigina 29-09-2018-01:33 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Я помню Вершинина)))!
Такое чувство, что Вьяса вообще оттоптался на всём и вся...
Мне приходилось читать, что разговор Арджуны с Уттаром в колеснице -- это пародия на Бхагават Гиту

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Huhrigina 29-09-2018-09:59 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # "Дымясь восторгом" это тоже по Махабхаратовски!
Huhrigina 29-09-2018-10:13 удалить
ТАРБОРМОШКИ (пер. А. Щербакова)

Розгрень. Юрзкие хомейки
Просвертели весь травас.
Айяяют брыскунчейки
Под скорячий рыжичас

"Сын мой, бойся Тарбормота!
Он когтист, клыкаст и лют.
Не ходи через болото:
Там ведь Цапчики живут!'

Быстрый меч берет он в руки
Стрембежит в лесной овраг,
И в овраге у корняги
Ждет, когда нагрянет враг.

Тяглодумчиво стоящий
Ожидает он и вот,
Бурворча, бредет сквозь чащу
Пламеглазый Тарбормот.

Он как крикнет! Меч как жикнет
Голова летит долой!
С ней под мышку он вприпрыжку
Возвращается домой.

"Победитель Тарбормота!
Дай тебя я лобзниму!
Урробраво! Привеслава!
Говорит отец ему..."
Huhrigina 29-09-2018-10:25 удалить
ВЕРЛИОКА (пер. Т. Щепкиной-Куперник)

Было супно. Кругтелся, винтясь по земле,
Склипких козей царапистый рой.
Тихо мисиков стайка грустела во мгле.
Зеленавки хрющали порой.

- "Милый сын, Верлиоки беги, как огня,
Бойся хватких когтей и зубов!
Бойся птицы Юб-Юб и послушай меня:
Hеукротно свиреп Драколов".

Вынул меч он бурлатный тогда из ножен,
Hо дождаться врага все не мог:
И в глубейшую думу свою погружен,
Под ветвями Тум-Тума прилег.

И пока предавался он думам своим,
Верлиока вдруг из лесу - шасть!
Из смотрил его - жар, из дышил его - дым,
И пыхтя, раздыряется пасть.

Раз и два! Раз и два!.. Окровилась трава...
Он пронзил Верлиоку мечом.
Тот лежит неживой... А с его головой
Скоропясь, полетел он скачем.

- "Сын, ты зло погубил, Верлиоку убил!
Обмними меня - подвиг свершен.
Мой Блестянчик, хвала!.. Урла-лап! Кур-ла-ла!.."
Зауракал на радости он...

Было супно. Кругтелся, винтясь по земле,
Склипких козей царапистый рой.
Тихо мисиков стайка грустела во мгле.
Зеленавки хрющали порой.

"Мой Блестянчик"-- ну разве не прелесть!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар 29-09-2018-11:19 удалить
Да, забавное словотворчество в стихах. Явная пародия на героическую поэзию.
"Склипких козей царапистый рой":-)))
Huhrigina 29-09-2018-11:29 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Всех козий победю! Весь их зарапистый рой!
Соккар 29-09-2018-11:30 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # Я перечитал эту беседу, мне кажется не так уж это очевидно. Там сеанс саморазоблачения, на мой взгляд.
"Так как я, сражаясь, никогда не совершал отвратительного поступка, поэтому меня знают среди богов и людей как Бибхатсу (Испытывающий отвращение)" - Виратапарва, гл. 39, шл. 11 - 20.
Так он вообще не совершает благородных поступков в битве. Сожжение Кхандавы - убийство ни в чём неповинных людей и животных, сожжение смоляного дома - убийство нишадов и Пурочаны, убийство ниватакавачей - сплошные тайны, прикрывающие ночное нападение (за это Индра возложил на него корону и он стал Киритином), убийство Бхишмы - даже по официальной версии он прикрывается Шикхандином, а уж в реальности... (появилась новая версия подлости пандавов, пока обдумываю).
Huhrigina 29-09-2018-11:31 удалить
Григорий Остер
"Вредные советы"

Если не купили вам пирожное
И в кино не взяли вечером,
Надо на родителей обидиться
И уйти без шапки в ночь холодную.
Но не просто так ходить по улицам,
А в дремучий темный лес отправиться.
Там вам сразу волк голодный встретится,
И, конечно, быстро вас он скушает.
Вот тогда узнают папа с мамою,
Закричат, заплачут и забегают.
И помчатся покупать пирожное
И в кино возьмут вас вечером.
Соккар 29-09-2018-11:31 удалить
Согласен, смешно. Этот стиль несколько напоминает словотворчество детей.
Соккар 29-09-2018-11:35 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # У Карны с Бхишмой сложные отношения, но в прощальной сцене Карна проявляет благородство и просит прощение. Что-то пошло не так...Очень жаль, что у них был конфликт.
Huhrigina 29-09-2018-12:23 удалить
Вот уже столько тысяч лет и кричат, и плачут и бегают.
убийство Бхишмы - даже по официальной версии он прикрывается Шикхандином, а уж в реальности... (появилась новая версия подлости пандавов, пока обдумываю).

А в реальности - пират Морган, монашки и штурм Маракайбо?
Вроде бы это там они шли на штурм города, прикрываясь притащенными из соседнего монастыря католическими монахинями?

Кстати, что еще роднит Арджуну с Морганом - они оба "собиратели богатств", отнюдь не считающие богатством совесть.
Соккар 29-09-2018-18:24 удалить
Версия, что во время убийства Бхишмы, были использованы женщины-заложницы (Шикхандин), у нас была с Топоровым. Но тут появилась новая версия, я её ещё не до конца понял. Сейчас читаю как раз последние страницы "Бхишмапарвы" и складывается новая версия.
Huhrigina 06-10-2018-11:58 удалить
Иногда думаю, что если Видура и Панду действительно были сыновьями Бхишмы, то быть может все его рассуждения о том, с кем он может и не может воевать -- это просто напросто иносказание того, что он не в состоянии враждовать с собственным потомством.
Что если Амба была на самом деле женой Бхишмы и матерью Видури и Панду ( Панду, как мне кажется это всё же название болезни, а личное имя Панду како-то совсем другое).
То есть Шикхандин/Шикхандини это ведь в прошлом воплощении Амба, то естьиными словами, производное от Амбы. Её потомство.
То естьв беседе с Дуорйодханой, отвечая на его вопрос, Бхишма прямо говорит, что не сможет сражаться с потомками Амбы, то есть с Партхами. Потому что они его внуки. И Дурйодхана с ним соглашается, что да, действительно не может. Кто бы смог бы?
Таким образами , на Курукшетре Арджуна действительно, убивает деда. Не просто патриарха и старшего в роду, а в буквальном смысле, деда.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар 06-10-2018-12:24 удалить
Мне кажется, что, если Панду ещё можно рассматривать как сына Бхишмы, то Видура не просматривается в этой роли. Никаких намёков! Тогда как для Панду такие намёки есть... Поэтому для Арджуны Бхишма дед. Но очень всё неоределённо.

С Амбой не меньше проблем, чем с Бхишмой. Как и с любой женщиной в Махабхарате:-)))
У неё сложные отношения с Бхишмой. Жена ли она ему, сестра ли, просто первая девушка в жизни? Вопросов много, ответы только предположительные. Как раз в следующем эпизоде "Последний бой Бхишмы" я буду писать об этом.

История поединка Арджуны с Бхишмой вымышлена более чем на 99%:-))) До сих пор в голове не всё сложилось. "Таким образами , на Курукшетре Арджуна действительно, убивает деда". В литературном смысле как это представлено в эпосе, скорее, что да, а в реальном - опять вопросы. Может быть, попробуем не сразу отвечать на них, а только после "Шантипарвы". Сам метод убийства даже в литературном смысле говорит о коварстве, но в реальности он ещё подлее. Для этого и использован весь арсенал литературных средств.
Huhrigina 06-10-2018-21:55 удалить
Ответ на комментарий Соккар # У меня стойкое чувство, что Бхишма погибает не в сражении вообще. Сражения на тот момент ещё нет.
Наталкивает на эту мысль странная реакция царя Дхритараштры на известие о смерти Бхишмы. Если идёт война и стороны сражаются, то совершенно очевидно, что будут убитые. Почему же среди убитых не должно оказаться Бхишмы? Почему погибать должны все кроме него? Потому что по версии эпоса, Бхишма неубиваем?
В последствии меня ставила в тупик эмоциональное неправдоподобие реакции на известия о смерти Ашватхамана со стороны Дроны, и Дурйодхан, когда он узнает о гибели Карны.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Huhrigina 06-10-2018-22:05 удалить
А насчет Амбы, полагаю тут никакой романтики особо не было. Она просто напросто жена Бхишмы. Обыкновенная жена и никаких чудес.
Куда она подевалась? Полагаю просто умера. Вероятно Бхишма рано стал вдовцом. Вполне возможно, больше не женился.
А Видура, вполне возможно, родственник Амбы, которого Бхишма привез вместе с невестой. У меня такое чувство, что в те времена, вместе со знатной невестой в дом мужа должна была отправляться небольшая свита из её родных и близких. Возможно, Видура был тогда совсем мелким. И в таком случае, видура для Бхишмы как бы подопечный.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар 06-10-2018-22:09 удалить
"У меня стойкое чувство, что Бхишма погибает не в сражении вообще."

Отлично! У меня будут и доказательства этому:-))) Но придётся потратить много времени и строк, чтобы показать, что характер битвы искажён в крайней степени. Потому что оппоненты всегда приведут 100500 доказательств как долго и упорно шёл поединок мужественного Арджуны, прикрывающегося существом неопределённого пола, в которое не хочет стрелять Бхишма. Просто удивляет этот вал нелепостей в ходе этого "поединка". А ещё ведь и странная реакция соболезнования после убийства Бхишмы со стороны всё того же Арджуны. Кажется, для авторов ложь столь же естественна, как для нормальных людей дыхание.
Соккар 06-10-2018-22:16 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # Huhrigina, "А насчет Амбы, полагаю тут никакой романтики особо не было. Она просто напросто жена Бхишмы. Обыкновенная жена и никаких чудес"

Это хорошая версия. Только нужно искать доказательства. Вот не является ли её появление в семье Друпады второй частью жизни Амбы?

Между Видурой и Амбой нет никаких связей. Ну хотя бы намёк какой-никакой...

"У меня такое чувство, что в те времена, вместе со знатной невестой в дом мужа должна была отправляться небольшая свита из её родных и близких"

У меня тоже такое чувство. Вот только от Видуры следы ведут к Кришне, Кунтибходже и т.д. Он просто раболепствует перед Кришной. Но это его не спасло в финале, в 15 книге от гнева другого Кришны (Двайпаяны). А с другой стороны это логично, Вьяса расправлялся со всеми людьми Кришны, "спящими агентами".
Huhrigina 06-10-2018-22:26 удалить
Насчёт всяких там Шикхандинов/Шикхандини...
Во времена Махабхараты среди людей были щедротраспространены не только воинские песни, но и рассказики страшилки о чудесах магии и прочих ужасах.

В одно чёрном-чёрном городе
Жил чёрный-чёрный царь.
У царя родилась чёрная-чёрная дочь.
А он хотел сына!
Тогда эта чёрная-чёрная девочка
Пошла чёрный-чёрный лес.
И туда пришёл чёрый чёрный брахман/Якша/колдун/йог/кто-нибудь
И превратил её в чёрного-чёрного мальчика...
Ну и так далее...
ВОбщем, создавая Махабхарату, Вьяса даже ничего не выдумывал. Ему было достаточно того материала, который уже был. Его нужно было только умело скомпилировать.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар 06-10-2018-23:28 удалить
Конечно, легенды ходили разные, но брахманы их переделали в то, что им выгодно. Везде чувствуется их рука. Часть легенд сохранилась от оставшихся в живых кауравов.
Huhrigina 07-10-2018-01:14 удалить
Собственно, что происходит между Бхишмой и Шикхандином на поле Куру согласно версии эпоса?
Если кратко?
За Бхишмой является дух его покойной невесты и утаскивает на тот свет!
Господи, да ведь тоже наираспространённейший страшилочный сюжет.
Покойные женихи и невесты являются за своими сужеными почем зря у всех народов. Подобным историям просто несть числа!
Эти сюжеты проникают даже в литературу (поэма Жуковского "Светлана", поэма Пушкина "Русалка", европейский готический рассказ и роман, японские рассказы о духах и т. д. продолжать можно очень долго)
А ведь к этим страшилкам всегда относились очень серьёзно. существовала даже целая индустрия защиты от домогательств покойных возлюбленных.

(Добавил ссылку к себе в дневник)



Комментарии (52): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эпизод 3. Первые дни войны | Соккар - Дневник Соккар | Лента друзей Соккар / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»