• Авторизация


Эпизод 2. Посольство Юдхиштхиры 31-08-2018 10:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1. Миф как он есть
   Войска кауравов и пандавов стояли на поле Куру готовые к битве. Внезапно Юдхиштхира снял с себя доспехи, отложил в сторону оружие, сошёл с колесницы и, почтительно сложив ладони, отправился пешком в лагерь противника. За ним последовали все пандавы и Кришна. Братья задавали ему вопросы, зачем он идёт к кауравам, но Юдхиштхира ничего не отвечал и продолжал идти. Васудева с усмешкой ответил им, что их старший брат хочет воздать почести старейшим кауравам: "...кто, почести согласно учению воздав, сражаться будет с теми, кто выше его, тот непременно одержит победу в битве - таково суждение мое" (Бхишмапарва, гл. 41, шл. 15 -19).

   Подойдя к Бхишме, Юдхиштхира попросил старейшего из куру простить его и даровать ему своё благословение.
Бхишмапарва, гл. 41, шл. 33 - 37:

   "Бхишма сказал:
   Если бы в битве ты не пришел ко мне так, о властитель земли, я проклял бы тебя, о великий царь, на погибель твою, о Бхарата! Я доволен, сын мой, сражайся, обрети победу, о сын Панду, и что еще другое желаешь, то обрети в бою! И выбери дар, о сын Притхи, что хотел бы ты получить от нас. Раз уж так случилось, о великий царь, не потерпишь ты поражения. Человек - раб расчета, расчет же - ничей не раб, такова истина, о великий царь; расчетом связан я с Кауравами. Потому речи, достойные евнуха, веду с тобою, о радость куру. Полонен я расчетом, о Кауравья! если битвы не касаться, чего ты желаешь?".


   Юдхиштхира просил деда давать ему советы, а сам он может сражаться за кауравов. Пандава задал Бхишме вопрос: как победить его? Полководец кауравов ответил, что нет такого человека, который мог бы его победить в сражении и ещё не пришёл его смертный час, поэтому пусть пандавы придут к нему в другой раз.

   Затем Юдхиштхира подошёл к Дроне с просьбой, чтобы он помог ему одержать победу, "дабы сражаться мне от греха очищенным". Учитель сказал ему, что сражаться он будет за кауравов, а "уповать же - на твою победу". На вопрос пандавы, как победить его в битве, Дрона ответил, что Юдхиштхира не сможет одержать победу, пока жив Дрона. Пандава просил учителя открыть способ, как он может убить его. Дрона ответил, что он сложит оружие, когда услышит "нерадостную очень весть из уст человека, достойного доверия". Учитель сказал, что победа будет за тем, чьим советником является Хари: "Где праведность, там Кришна, где Кришна, там победа!" (Бхишмапарва, гл. 41, шл. 54 - 55).

   Затем Юдхиштхира поочередно подошёл к Крипе и Шалье. Между ними произошли подобные разговоры. Он просил их помощи в будущей войне, чтобы пандавы могли одержать победу. И все четыре произносят одинаковые слова: "Раз уж так случилось, о великий царь, не потерпишь ты поражения. Человек - раб расчета, расчет же - ничей не раб, такова истина, о великий царь; расчетом связан я с Кауравами. Потому речи, достойные евнуха, веду с тобою, о радость куру. Полонен я расчетом, о Кауравья! если битвы не касаться, чего ты желаешь?". Крипа обещал, что каждое утро от сна "восстав, буду желать тебе победу".

   Встретившись с Шальёй, Юдхиштхира обратился к нему с просьбой сломить "отвагу сына возницы в битве", то есть Карны. Царь мадров сказал, что исполнит его желание и обещал ему победу. Когда Юдхиштхира в окружении братьев ушёл от Шальи, Кришна обратился к Карне: "Слышал я, о Карна, что из ненависти к Бхишме ты не будешь сражаться. Переходи к нам, о сын Радхи, пока не будет убит Бхишма. А когда убьют Бхишму, о сын Радхи, ты опять, коль равно смотришь на это, придешь на помощь сыну Дхритараштры" (Бхишмапарва, гл. 41, шл. 83 - 86).

   Карна отказался.
Бхишмапарва, гл. 41, шл. 87:

   "Карна сказал:
Ничего неугодного сыну Дхритараштры я не сделаю, о Кешава! Знай, что я, о благе Дурьйодханы радеющий, жизнь отдам за него".

   Уходя от войска кауравов, Юдхиштхира неожиданно обратился к воинам кауравам с призывом переходить на его сторону. Из всего войска на его слова откликнулся один Юютсу и покинул стан кауравов.

   2. Где в мифе история
  Если подходить к пониманию событий данного эпизода с точки зрения авторов эпоса, то приход Юдхиштхиры в лагерь кауравов выглядит не столько наивным, сколько абсурдным. Он просит своих врагов не только простить его, но и спрашивает совета у них, как их лучше убить! И авторы настаивают, что именно таким образом он проявляет уважение к старейшим кауравам. Но лишить человека жизни - не значит ли это и проявить к нему неуважение. Но вот у авторов эпоса иная логика... Не менее странными выглядят и ответы всех кауравов, к которым обращался Юдхиштхира: они говорят, что желают победы пандавам, но все четверо сражаются за кауравов. Такое впечатление. что логика и разум всем сразу отказали. Но ведь это же нонсенс! Если ты честный человек, то выбор за тобой. И коли ты уж сражаешься за кауравов, то желаешь им победы. Но если в присутствии других людей ты заявляешь, что желаешь победы пандавам. то зачем ты сражаешься за кауравов? Авторы дают ответ, что якобы каждый из сторонников кауравов утверждает: "Человек - раб расчета, расчет же - ничей не раб, такова истина, о великий царь; расчетом связан я с Кауравами. Потому речи, достойные евнуха, веду с тобою, о радость куру. Полонен я расчетом, о Кауравья!". Иначе говоря, все они вышли на поле битвы и готовы отдать свою жизнь за кауравов из корыстных побуждений. Эту странную речь дословно повторяют все четыре каурава, хотя они находятся на расстоянии друг от друга. Она похожа на заклинание, тут чувствуется рука брахмана. Но, предположим, что эти слова всё-таки произнесли сами кауравы. Что удивительного в этой речи? Странный расчёт... Жизнь - самое дорогое, что есть у человека, и они готовы отдать её за дело кауравов. Если они погибнут, то о каком расчёте может идти речь? Как раз это и говорит об отсутствии у них корыстных рачётов. Но, предположим, это не так и кто-то из них руководствуется корыстными расчётами. А разве в лагере пандавов иначе? Если уж воины готовы отдать свои жизни, то, возможно, они надеются на вознаграждение своих родственников. Это очень естественно. Но, когда кауравы говорят о том. что они желают победы Юдхиштхире, почему они не задумываются, что их слова могут услышать другие воины? И, конечно, их возмутят слова Бхишмы и Дроны. И вот тогда будут ли эти воины слушать команды Бхишмы и Дроны, если они желают победы пандавам? А Дурьйодхана? Как он может назначать главнокомандующим сначала Бхишму, затем Дрону, а после смерти Карны Шалью, если все они, кроме Карны, желают победы пандавам? Это невозможно. Дурьйодхана хорошо знал истинные мысли старших из кауравов, им не было смысла желать победы пандавам. Поэтому слова о том, что Бхишма и Дрона расчётом связаны с Дурьйодханой, являются выдумкой брахманов. Очевидно, главная причина войны - идеологические расхождения, а вовсе не корысть. Но, допустим, так и есть, что все кауравы "полонены расчётом", то есть сражаются из корыстных побуждений. тогда как раз им и есть резон желать победы кауравам, потому что только в этом случае они получат вознаграждение, а если выиграют пандавы, то никто из кауравов ничего не получит.


   Поскольку все четверо кауравов говорят одинаковые слова, то в этом есть рука редакторов. Ну не могли же они все вчетвером говорить одно и то же, словно слышали друг друга. Да и повторять слова других у героев не принято, есть же уважение к себе прежде всего. А вот все герои говорят так, словно хотят унизить себя, поэтому и сравнивают своё положение с евнухами, что для мужчин нехарактерно. Понятно, что редакторы сильнейшим образом изменили этот текст. Но что они говорили изначально? В чём смысл слова arthasya? В словаре его нету... Сравним, например, со словом tapasya - вести аскетический образ жизни. Иными словами это - Тот, кто живёт как аскет, ведущий образ жизни по принципу "тапаса". Тогда arthasya - это Тот, для кого главенствующий принцип "артха" - польза, дело, смысл, судебная тяжба, процесс. Артхасья - это Тот, для кого смысл жизни заключается в общественной пользе, служении государству. По-русски - это "государевы слуги", для кого закон - это суть жизни. Они служат государству, а государство им платит - в этом их "расчёт" (артха). Во время переговоров в Хастинапуре Бхишма, Дрона и другие представляли интересы государства Дхритараштры. Пандавы же - это ататайины - мятежники. Когда Юдхиштхира является в лагерь кауравов, то Бхишма, Дрона и другие кауравы говорят ему: мы - мы служим государству, закону и никому больше не служим, служением государству мы связаны с кауравами. Какой смысл говорить об этом с евнухами? Мы - слуги государевы! Их служба и есть "дело Дурьйодханы", о котором чуть позже говорит Карна.


  По версии авторов эпоса Бхишма и Дрона считали дело пандавов справедливым. Но это не так. В реальной, а не вымышленной истории, было сожжение оружейного склада, ограбление Кхандавы, суд, изгнание пандавов в леса, изнасилования, убийства и т.д. Шлейф преступлений тянется за пандавами: убийство Джарасандхи, Кирмиры, Шишупалы... Юдхиштхира поочередно просит прощения у четверых кауравов, но почему молчат остальные пандавы? А ведь по сказанию именно стрелы Арджуны поразят Бхишму! В разговорах Юдхиштхиры с кауравами есть намёк на то, как будут убиты потом Бхишма и Дрона. И в этом случае было бы логично, что именно Арджуна попросил бы прощения у Бхишмы. Но он молчит! Его молчание, как и молчание остальных пандавов. говорит о том, что они не разделяют позиции Юдхиштхиры. Отсутствие их реакции словно намекает, что младших братьев рядом с ним и не было. Итак. логично сделать вывод: диалог Юдхиштхиры с кауравами был, но его характер и смысл совершенно другой.

   С точки зрения авторов эпоса сам приход Юдхиштхиры в лагерь кауравов и его просьба о прощении является актом уважения, который должен оправдать последующие убийства Бхишмы, Дроны и Шальи. Первый из них погиб от стрел Арджуны, второй - от рук Дхриштадьюмны, а вот третий был убит самим Юдхиштхирой. Все они обещают победу пандавам, как и оставшийся живым Крипа, но дальше всех в этом стремлении заходит Шалья, который обещает сломить отвагу Карны. Юдхиштхира ничего не обещает кауравам, а вот Шалью, исполнившего его просьбу, он не благодарит, не награждает его, а убивает своими руками! Разве это не подлость? Стремясь оправдать Юдхиштхиру, авторы эпоса на самом деле его изобличили. Но это не их заслуга, просто они сами запутались в своих выдумках. Удивительно, что на это никто не обращает внимания. Но зачем же тогда пандава приходит в лагерь кауравов? В чём подлинный смысл его переговоров с ними?

   Приход Юдхиштхиры в стан кауравов являлся ответом на посольство Улуки. По решению Дурьйодханы и Карны сын Шакуни рассказал Юдхиштхире в присутствии Кришны и Арджуны всю правду о переговорах в Хастинапуре и о том, как Кришна сорвал их. В ответ посол Дурьйодханы Улука услышал презрительную речь Кришны и агрессивную Арджуны. Обманутый Юдхиштхира испытал шок от такого коварства и решил прийти в лагерь кауравов перед битвой, чтобы оправдаться в их глазах. Утопающий хватается за соломинку! Увидев огромное войско кауравов, "пришел в уныние сын Кунти царь Юдхиштхира" (Бхишмапарва, гл. 21, шл. 1 - 17). Предполагая что в наступающей войне победят кауравы, он этим приходом хотел оправдать себя в послевоенном мире. В ответ он услышал от кауравов: о недостойный евнух, уйди прочь! Какой из тебя царь, если ты вынужден подчиняться лжецу!

  Беседа Кришны и Карны обнажает поразительный цинизм вришнийца и его беспредельную подлость. Сразу после того, как Шалья пообещал помощь Юдхиштхире в битве Арджуны и Карны, Джанардана подходит к другу Дурьйодханы и предлагает Карне перейти на сторону пандавов. В этих словах явно слышна насмешка. Какой разумный человек согласится убивать своих родственников и друзей, чтобы потом снова вернуться в их ряды! Какими бы глазами они смотрели на него? Для такого подлеца, как Кришна, законы чести не писаны. Смешно читать слова якобы сказанные Дроной: " Где праведность, там Кришна, где Кришна, там победа!" Уж скорее их смысл был другой: где подлость, там Кришна! Джанардана считал естественным для себя убийство кауравов и долго обосновывал необходимость убийства родных для Арджуны в "Бхагавадгите". Возможно, у него ещё теплилась надежда, что Карна сделает такой шаг. Но, может быть, он хотел запятнать репутацию Карны среди его ближайшего окружения. Ответ Вайкартаны был простым: честь не продаётся, я сохраню верность Дурьйодхане до конца своих дней.

   Юдхиштхира обратился с призывом к кауравам переходить на сторону пандавов. Возможно, он слышал разговор Кришны и Карны и, получив отказ от старейших кауравов, хотел оправдаться уже в глазах своих союзников о цели посещения лагеря кауравов. Среди многотысячного войска нашёлся только один перебежчик - Юютсу.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (129): вперёд» последняя»
А Вы не знаете, каким словом в оригинале передан этот самый "расчет"? Потому что "парартха", например, и "выгода", и "высшая цель". Так что смысл речи может быть: "Мне жаль тебя, но встать на твою сторону мне не позволяет честь (высшая цель)".

Дрона вообще откровенно высказывается: "Только через мой труп! Если сможешь, победи, сражаясь честно (праведно, по юдха-дхарме), хотя (сарказм) где Кришна, там, несомненно, праведность..."
А речь Кришны к Карне вообще какая-то дикая. "Ну не любишь ты Бхишму - иди повоюй за нас, а как его ушатают - вернешься к своим..." Нечеловеческая логика. Вот уж не первый раз у меня ощущение, что по нему санитары рыдают. Это не просто подлая натура, это уже что-то другое. Социопатия в тяжелой форме?
Соккар 31-08-2018-19:01 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Раб расчета - arthasya, но я не нашёл этого слова в словаре. Но если исходить из значения самого слова "артха", то это не только "польза", "богатство", "деньги", но и "смысл", и далее - дело, заботы, проблемы. судебная тяжба, процесс, предмет иска... Так что здесь вполне мы можем оказаться в ситуации, похожей на "игру в кости".
Соккар 31-08-2018-19:05 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Я думаю, он говорил эти слова с намерением опорочить Карну в глазах людей, стоявших рядом с ним. Возможно, он намекнул ему в этот момент, что вот ведь звал я тебя раньше, а теперь у тебя ещё есть шанс перейти на "правильную сторону истории"... Наглость, конечно, беспредельная, но и трусость просматривалась: Кришна не был уверен в победе, ему хотелось перетащить на свою сторону ещё одного влиятельного человека, который хорошо знал уязвимые места кауравов и Дурьйодханы. Карна был идейным противником, сражался из принципиальных соображений.
Затем Юдхиштхира подошёл к Дроне с просьбой, чтобы он помог ему одержать победу, "дабы сражаться мне от греха очищенным".

Что-то мне все это напоминает...
Архаичные обряды, когда убивая на охоте зверя, извиняются перед его духом.

/artha/ n., m.
1) цель;
Acc. , Dat. , Loc. ради, для
2) причина, повод;
Abl. по причине, из-за
3) преимущество
4) польза, выгода
5) вещь, предмет
6) богатство, достояние; деньги
7) дело
8) желание, стремление
9) потребность
10) смысл, значение; содержание
11) способ
12) запрещение
13) предмет иска

Вот и что же они имели в виду?

Человек - раб расчета, расчет же - ничей не раб, такова истина, о великий царь; расчетом связан я с Кауравами. Потому речи, достойные евнуха, веду с тобою, о радость куру. Полонен я расчетом, о Кауравья!


"Человек служит цели, цель же никому не служит (и не обязана оправдывать средства - мое прим). С Кауравами связан я одной целью. Но как объяснить это евнуху вроде тебя, я не знаю. Можешь считать меня рабом моей цели, если угодно".
Соккар 31-08-2018-21:47 удалить
Мне нравится. Что касается "от греха очищенным"... Обычно переводчики говорят, что речь идёт о том, что Юдхиштхира переживает, что ему и братьям нужно убивать родственников. Но ведь он как бы заранее просит отпустить ему грех в этом случае, который, возможно, он и не совершит, так как есть вероятность, что кто-то убьёт пандавов. А если речь идёт об уже совершённом грехе... Тут могут быть все их прошлые "подвиги", а может быть и тот факт, что он царь-евнух вынужден был подчиниться Кришне. Иначе говоря: пойми меня правильно, дед, я ничего не могу сделать, если откажусь, меня убьют свои же братья или Кришна. На что дед ответил: ты - раб расчета, ты думал, что, когда тебя назовут царём, ты будешь править так, как ты хочешь. Ты - позор кауравов!

Ну а брахманы подлинный смысл слов изменили до неузнаваемости, и почему-то все кауравы занимаются самобичеванием, когда говорят о себе, как о евнухах... А ведь для мужчины-воина называть себя евнухом - это позор. Карна, преследуя Бхиму, называет его безбородым, но не себя же!

В принципе тактика лжи проста, опрокинуть всё вверх ногами. Если кауравы его называют евнухом, то пусть они сами говорят о себе, как будто они евнухи (люди, не способные на смелость) - вот тактика брахманов.
А кстати да. Явление Юдхиштхиры как раз и может иметь такой смысл: "я хотел это предотвратить, я не могу, простите меня". Недаром к Карне и Дурьйодхане он не пошел, они и так знают подоплеку.
Соккар 31-08-2018-23:01 удалить
В тексте хорошо видно, что главы 23 - 40 (Бхагавадгита) вставные, в главе 21 - страх Юдхиштхиры от вида войск кауравов, а в 41 он идёт к кауравам. Юдхиштхира захотел перестраховаться на случай поражения и пошёл на переговоры. А братья могли быть с ним, но их молчание было выжиданием, Кришна держался поодаль от братьев. А когда кауравы послали этого парламентера подальше, то он случайно услышал слова Кришны, сказанные Карне, и решил подыграть ему и остальным воинам в его войске, отсюда призыв переходить на сторону пандавов и переход Юютсу (возможно, заранее обговоренный). Иначе говоря, со стороны Юдхиштхиры была попытка поставить сразу на кауравов и пандавов. Неудачная...
TAISA_ANDRYEYEVA 01-09-2018-03:12 удалить
Счастливой,приятной осени Вам,Петр!!!
izogradinka 01-09-2018-07:39 удалить
Махабхаратская сказка - она такая сложная...
С началом осени, наш мудрый друг!
Соккар 01-09-2018-10:53 удалить
До дня осеннего равноденствия продолжается лето. Я помолился, как тот мудрый еврей, у всех был понедельник, а у него шаббат:-)))

Женщины учёны от природы, мужчины - от книг, - говорит Махабхарата:-))) Но я подозреваю, что мудрыми мужчины становятся от женщин:-)))
Соккар 01-09-2018-11:06 удалить
Ответ на комментарий TAISA_ANDRYEYEVA # Лето продолжается... Погода совершенно летняя, даже деревья почти не имеют жёлтых листьев.
TAISA_ANDRYEYEVA 02-09-2018-02:13 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Замечательно!!!
Пусть подольше Вас порадует такая погода!!!
Чудесного завтра с прекрасным самочувствием,Петр!!!
Соккар 02-09-2018-12:35 удалить
Ответ на комментарий TAISA_ANDRYEYEVA # Спасибо, TAISA_ANDRYEYEVA, двадцатиградусная температура и выше почти каждый день. Астрономическое лето!
Соккар 02-09-2018-13:01 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Бригита_О_Брайн, у меня появились новые мысли по поводу "Человек - раб расчета, расчет же - ничей не раб, такова истина, о великий царь; расчетом связан я с Кауравами. Потому речи, достойные евнуха, веду с тобою, о радость куру. Полонен я расчетом, о Кауравья!"

Поскольку все четверо кауравов говорят одинаковые слова, то в этом есть рука редакторов. Ну не могли же они все вчетвером говорить одно и то же, словно слышали друг друга. Да и повторять слова других у героев не принято, есть же уважение к себе прежде всего. А вот все герои говорят так, словно хотят унизить себя, поэтому и сравнивают своё положение с евнухами, что для мужчин нехарактерно. Понятно, что редакторы сильнейшим образом изменили этот текст. Но что они говорили изначально? В чём смысл слова arthasya? В словаре его нету... Сравним, например, со словом tapasya - вести аскетический образ жизни. Иными словами это - Тот, кто живёт как аскет, ведущий образ жизни по принципу "тапаса". Тогда arthasya - это Тот, для кого главенствующий принцип "артха" - польза, дело, смысл, судебная тяжба, процесс. Артхасья - это Тот, для кого смысл жизни заключается в общественной пользе, служении государству. По-русски - это "государевы слуги", для кого закон - это суть жизни. Они служат государству, а государство им платит - в этом их "расчёт" (артха).

Во время переговоров в Хастинапуре Бхишма, Дрона и другие представляли интересы государства Дхритараштры. Пандавы же - это ататайины - мятежники. Смысл его слов следующий: мы (Бхишма, Дрона и др. ) - слуги государевы, мы служим государству, закону и никому больше не служим, служением государству мы связаны с кауравами. Какой смысл говорить об этом с евнухами? Мы - слуги государевы!
Ответ на комментарий Соккар # Браво, Соккар!
Я даже унесу это себе в дневник, если не возражаете. Мне кажется, Вы нашли сейчас верный ответ.
Соккар 02-09-2018-13:11 удалить
Как бы продолжение "... с евнухами", которые уже однажды нарушили закон, сожгли оружейный склад, убили семь невинных человек, бежали, изнасиловали жену стражника Хидимбу и за это были наказаны, но так ничего и не поняли. Как можно простить таких людей?

Конечно, пусть сохранится и у вас!
Вот именно. У Кауравов был воз законных причин казнить их еще когда они вернулись из Панчала с Драупади.
Кстати, их брак уже сам по себе - повод для оскопления и казни.

"Если кто имеет сношение с сестрой отца или матери, с женой брата матери, с женой учителя, со снохой, с собственной дочерью или сестрой, то ему отрубаются половые органы и он подлежит смертной казни... Если кто-либо позволяет себе сношения с женою государя, то во всех случаях (виновник) должен быть сварен в котле". (с) Так в Артхашастре Каутильи гласит тринадцатая глава «Наказания за нарушение установленного порядка».

Как видим, при желании можно элементарно НЕ ПРИЗНАТЬ этот брак и отправить всех, кроме Юдхиштхиры, к палачу за греховный трах с женой старшего брата (снохой). Это если бы Дурьйодхана ДЕЙСТВИТЕЛЬНО желал их убить - вагон и маленькая тележка законных поводов!

Вот я удивляюсь - как они вернуться не побоялись? Видать, хорошо знали родню...
Соккар 02-09-2018-14:00 удалить
Вы правы. Вот выяснить бы до конца, чья родственница Улупи... И тут я снова возвращаюсь к имени Карны - Милосердный, Сострадательный.

Я думаю и с Панду мы тоже разберёмся. Пусть не сразу, нужно не просто предположение, а точное уверенное знание. И доказательства. А любое знание начинается с сомнения в представленной точке зрения, предположениях, вариантах, а потом отсечении лишних вариантов и доказательствах для одного решения.
Насчет Улупи...
У меня в уме пока что соотносится - "змеиный царь Кауравья" - "дракон Криви" - Вритра. Так что я на сей момент придерживаюсь мнения, что Улупи - сестра Карны и Шакуни.

И вот внезапная мысль об этом пятерном браке...
А ведь это же был натуральный шантаж! Вот являются они с женой, одной на пятерых - и самим этим появлением с размаха ставят Дхритараштру перед выбором. Потому что ситуация-то какая: либо он признает брак, либо он обязан отреагировать и приговорить четверых из пяти по тяжелой статье. "Ладно, вы законно женаты" - решает Дхритараштра, не желая совершать то, что называют "брать на душу грех", калеча глупых мальчишек, пошедших на поводу у взрослых интриганов (как он считает). Лучше в деревню, к змеям, в глушь, в Кхандаву...

Мне приходит в голову, что Дхритараштра и Дурьйодхана были милосердны и сострадательны не менее Карны. Потому он к ним так и прикипел. Сходство характеров и взглядов.
Соккар 02-09-2018-14:35 удалить
Ну да, пришли "племянники", делят одну жену на пятерых... Это такой вызов для кауравов, вот Дхритараштра и отослал их подальше от упрёков, сплетен и слухов подальше в Кхандаву. Вот мысль... Возможно, это тоже была служба на границе только на южных пределах царства кауравов. А они сделали набег на южных соседей, собственно город Рамы Джамадагни. И тогда вырисовываются интересные отношения кауравов с Рамой. Кстати, и царство Анга была где-то к югу... И вот где-то в этот момент Рама встречается с Карной. И он узнаёт от Рамы об истории ограбления Кахнадвы, а ведь раньше они также обворовали и сожгли Варанавату. И с этого момента началась охота Карны и Дурьйодханы на пандавов и далее Хастинапур и суд. Ну тут уже пошла художественная сторона, предположения.

С Улупи интересно... Если она дочь змеиного царя, то это наводит на мысль о родстве с Вритрой.
Вот мысль... Возможно, это тоже была служба на границе только на южных пределах царства кауравов.

Мне при перечитывании "завоевания мира" внезапно пришло в голову: ба, да это ж просто объезд владений с обновлением вассальной присяги!
Они же там в основном с этими царями чаи гоняют, а если и бои, то какие-то символические. А потом внезапно обмолвка Кришны: "те завоеванные цари были поставлены перед тобою, чтобы не оказать тебе небрежения". Хастинапурскими войсками они "воевали" и под имперским флагом. Отсюда и "завоевание" Анги (уже входящей в состав Хастинапурской державы) и "покорившийся" Карна. А что ему? Это ж не война. К нему представитель центра заехал, спросил: "Присягу подтверждаешь?" - "Ясное дело - подтверждаю, езжай, Бхима, дальше!".

И потому же они так старательно вымарывали дигвиджаю Карны - он-то по-настоящему воевал (ведь чтобы короновать Дурьйодхану при двух ораджасуенных монархах, надо было реально, а не символически, к царству еще треть прирастить).
Соккар 02-09-2018-15:24 удалить
Вполне вероятно, что так и есть. Знакомстов с пределами царства кауравов было выдано за завоевания четырех сторон света. А потом (накануне раджасуи - объявления независимости) и выдали это знакомство за боевые походы.
Huhrigina 02-09-2018-23:55 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Привет всем.
Бриггита.
Насчет завоевания мира вы, я думаю, абсолютно правы.
Им ведь никто реально не сопротивлялся.
Так легко Пандавам всё досталось.
И поединки похожи на ритуальные.
И за такую фигню их прославляют.
Но самое неприятное, что написано про это так много, но читать об этом не интересно
А вот про Карну и хотелось бы почитать побольше, да вот нету.

Насчет евнухов или безбородых.
Вот если для представителей монголоидной расы не иметь бороды -- дело обычное, то для других...
Вот например ,у русских слабо выраженная растительность на лице считалась признаком физического нездоровья, да и просто вырождения.
Конечно, такие понятия у русских были зафиксированы уже в нашу эпоху, но кто знает, может быть они пришли из далекого прошлого, от общих предков.
То есть, в Махабхарате "безбородый" вполне могло означать "выродок", или "сволочь", а это уже не физическая характеристика, это личная характеристика.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Huhrigina 03-09-2018-00:35 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Соккар,
Насчет Панду,
Просто и его жизнь и смерть -- типичная биография тяжёлого сердечника. Клиническая картина.
Болезненная бледность, неспособность иметь близость с женщиной и ,стало быть, иметь детей, жизнь в лесу, то есть в санаторной зоне.
Все эти медитации -- то есть практики, позволяющие абстрагироваться от любых стрессов и переживаний.
Эти его странные истории браков, то есть жёны при нем состояли на положении сиделок.
Даже то что его "сыновей" воспитывали другие -- всякие там брахманы.
У самого Панду, возможно, просто не было сил на общение с ними.
Ведь никому другому из героев Махабхараты не "покупали" жену.
И смерть во время совокупления -- тоже характерна.
И само предупреждение: будешь с женщиной -- умрёшь, которое звучит как проклятие. Но по-моему было просто медицинским диагнозом, который подтвердился.
А то, что потом болезнь Панду обозначили как следствие проклятия брахмана... так ведь , по логике составителей, все от брахманов -- прошла весна, настало лето, спасибо брахманам за это.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Huhrigina 03-09-2018-01:24 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Бриггта,
Здесь пятерной брак Пандавов не подпадает под данную статью, так как под "снохой" подразумевалась жена сына.
Да и сам Каутилья жил на тысячу лет позже, кажется. Да и был по сути не шибко хорошим человеком. чем то вроде Вьясы.
Тут становится обидно за Маккиавелли . Его, правдивого и наблюдательного человека клеймят циником, а Каутилью прославляют как святого. Хотя вот кто настоящий циник.
Полагаю, во времена Махабхараты этот пятерной брак, как видно, никого не удивлл и за него не казнили. Если бы хотели казнить, то казнили бы. Но не казнили, приняли и доверили важную миссию.
Где тут какие-то притеснения? Карна расширял границы, от Пандавов ждали того же.
Думаю, захоти Дурйодхана ДЕЙСТВИТЕЛЬНО от них избавиться -- нашёл бы много способов.
По всей видимости, сваямвара проходила как-то так: На сватовство отправляли самого красивого и клёвого из братьев, одев его в лучшие семейные шмотки. Его задачей было понравиться девушке, а прочие братья шли как приложения.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Здесь пятерной брак Пандавов не подпадает под данную статью, так как под "снохой" подразумевалась жена сына.

Ясно, ошиблась.

Да и сам Каутилья жил на тысячу лет позже, кажется. Да и был по сути не шибко хорошим человеком. чем то вроде Вьясы.

Да, дошедший до нас вариант Артхи более поздний. О ней говорят даже, что она написана "на основе Махабхараты", но думаю, тут несколько иначе - у них с Махой общий предок в виде устной традиции.

Если бы хотели казнить, то казнили бы. Но не казнили, приняли и доверили важную миссию.Думаю, захоти Дурйодхана ДЕЙСТВИТЕЛЬНО от них избавиться -- нашёл бы много способов.

Да, хватило бы уже одного поджога арсенала (казнь сожжением на костре). Не говоря уже о шашнях с враждебным Панчалом.
Соккар 03-09-2018-15:16 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # Я не думаю, что у Панду были проблемы с сердцем, больное сердце не мешает иметь детей. А вот факт изгнания его в леса имел место. Я не верю в добровольный уход Панду в лес. Что означает фраза "Панду, победивший свою усталость, сопутствуемый Кунти и Мадри, отправился жить в лес"? Она явно носит искусственный, "выправленный" характер. Молодой человек около 25 лет ни с того, ни с сего от чего-то устал, а потом победил эту усталость и ушёл жить в лес. Ведь явная чушь, прикрывающая какую-то трагедию в жизни Панду. А в лесу этот "победивший усталость" Панду вдруг, оказывается, не может стать отцом. С чего это вдруг? Может быть, когда он уходил в лес, уже тогда не мог быть отцом. Проклятие брахмана выдумано задним числом, чтобы объяснить проблему в этой сфере. И тогда остаётся только один вариант: он "согрешил" ещё в мирской жизни и за это был наказан. А тут ещё проще, Кунти и сваямвара...
Ответ на комментарий Соккар # Кунти и сваямвара... Мелковатый повод.
Там же что происходит, по моим расчетам?
Панду с большой вероятностью оскоплен, его младший брат Деваврата (Бхишма-младший) приносит (добровольно ли?) пожизненный обет целомудрия. Ветвь Гангадатты буквально рубится под корень, напрочь. И это на фоне красной нитью через эпос идущего стремления Кауравов не применять к родне крутых мер, пока возможно.
Тут повод нужен такой, что просто и осталось что руками всплеснуть и сказать: "Это ужасно!" Сопоставимый с сепаратистской раджасуей Юдхи.
Если линию рубит сам Гангадатта, приговаривая обоих сыновей к бездетности - это с точки зрения индуса вообще адский кошмар.
Кунти на повод для такого не тянет, а вот тайное царское помазание Панду - да.
Соккар 03-09-2018-17:10 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Тоже может быть. Тогда "походы" Панду чем-то напоминают завоевание "четырех сторон мира" пандавов. Вполне вероятно, что брахманы, делавшие ставку на Панду, принимали в этом активное участие. То, что Шура специально отдал свою дочь якобы бездетному царю Кунтибходжи, было частью этого плана. А сыновья у Кунтибходжи были, точно так же, как и у Друпады. Использован один и тот же приём для того, чтоб внедрить своих людей в царские династии кауравов и панчалов.


Комментарии (129): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эпизод 2. Посольство Юдхиштхиры | Соккар - Дневник Соккар | Лента друзей Соккар / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»