Эпизод 2. Посольство Юдхиштхиры
31-08-2018 10:25
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
1. Миф как он есть
Войска кауравов и пандавов стояли на поле Куру готовые к битве. Внезапно Юдхиштхира снял с себя доспехи, отложил в сторону оружие, сошёл с колесницы и, почтительно сложив ладони, отправился пешком в лагерь противника. За ним последовали все пандавы и Кришна. Братья задавали ему вопросы, зачем он идёт к кауравам, но Юдхиштхира ничего не отвечал и продолжал идти. Васудева с усмешкой ответил им, что их старший брат хочет воздать почести старейшим кауравам: "...кто, почести согласно учению воздав, сражаться будет с теми, кто выше его, тот непременно одержит победу в битве - таково суждение мое" (Бхишмапарва, гл. 41, шл. 15 -19).
Подойдя к Бхишме, Юдхиштхира попросил старейшего из куру простить его и даровать ему своё благословение.
Бхишмапарва, гл. 41, шл. 33 - 37:
"Бхишма сказал:
Если бы в битве ты не пришел ко мне так, о властитель земли, я проклял бы тебя, о великий царь, на погибель твою, о Бхарата! Я доволен, сын мой, сражайся, обрети победу, о сын Панду, и что еще другое желаешь, то обрети в бою! И выбери дар, о сын Притхи, что хотел бы ты получить от нас. Раз уж так случилось, о великий царь, не потерпишь ты поражения. Человек - раб расчета, расчет же - ничей не раб, такова истина, о великий царь; расчетом связан я с Кауравами. Потому речи, достойные евнуха, веду с тобою, о радость куру. Полонен я расчетом, о Кауравья! если битвы не касаться, чего ты желаешь?".
Юдхиштхира просил деда давать ему советы, а сам он может сражаться за кауравов. Пандава задал Бхишме вопрос: как победить его? Полководец кауравов ответил, что нет такого человека, который мог бы его победить в сражении и ещё не пришёл его смертный час, поэтому пусть пандавы придут к нему в другой раз.
Затем Юдхиштхира подошёл к Дроне с просьбой, чтобы он помог ему одержать победу, "дабы сражаться мне от греха очищенным". Учитель сказал ему, что сражаться он будет за кауравов, а "уповать же - на твою победу". На вопрос пандавы, как победить его в битве, Дрона ответил, что Юдхиштхира не сможет одержать победу, пока жив Дрона. Пандава просил учителя открыть способ, как он может убить его. Дрона ответил, что он сложит оружие, когда услышит "нерадостную очень весть из уст человека, достойного доверия". Учитель сказал, что победа будет за тем, чьим советником является Хари: "Где праведность, там Кришна, где Кришна, там победа!" (Бхишмапарва, гл. 41, шл. 54 - 55).
Затем Юдхиштхира поочередно подошёл к Крипе и Шалье. Между ними произошли подобные разговоры. Он просил их помощи в будущей войне, чтобы пандавы могли одержать победу. И все четыре произносят одинаковые слова: "Раз уж так случилось, о великий царь, не потерпишь ты поражения. Человек - раб расчета, расчет же - ничей не раб, такова истина, о великий царь; расчетом связан я с Кауравами. Потому речи, достойные евнуха, веду с тобою, о радость куру. Полонен я расчетом, о Кауравья! если битвы не касаться, чего ты желаешь?". Крипа обещал, что каждое утро от сна "восстав, буду желать тебе победу".
Встретившись с Шальёй, Юдхиштхира обратился к нему с просьбой сломить "отвагу сына возницы в битве", то есть Карны. Царь мадров сказал, что исполнит его желание и обещал ему победу. Когда Юдхиштхира в окружении братьев ушёл от Шальи, Кришна обратился к Карне: "Слышал я, о Карна, что из ненависти к Бхишме ты не будешь сражаться. Переходи к нам, о сын Радхи, пока не будет убит Бхишма. А когда убьют Бхишму, о сын Радхи, ты опять, коль равно смотришь на это, придешь на помощь сыну Дхритараштры" (Бхишмапарва, гл. 41, шл. 83 - 86).
Карна отказался.
Бхишмапарва, гл. 41, шл. 87:
"Карна сказал:
Ничего неугодного сыну Дхритараштры я не сделаю, о Кешава! Знай, что я, о благе Дурьйодханы радеющий, жизнь отдам за него".
Уходя от войска кауравов, Юдхиштхира неожиданно обратился к воинам кауравам с призывом переходить на его сторону. Из всего войска на его слова откликнулся один Юютсу и покинул стан кауравов.
2. Где в мифе история
Если подходить к пониманию событий данного эпизода с точки зрения авторов эпоса, то приход Юдхиштхиры в лагерь кауравов выглядит не столько наивным, сколько абсурдным. Он просит своих врагов не только простить его, но и спрашивает совета у них, как их лучше убить! И авторы настаивают, что именно таким образом он проявляет уважение к старейшим кауравам. Но лишить человека жизни - не значит ли это и проявить к нему неуважение. Но вот у авторов эпоса иная логика... Не менее странными выглядят и ответы всех кауравов, к которым обращался Юдхиштхира: они говорят, что желают победы пандавам, но все четверо сражаются за кауравов. Такое впечатление. что логика и разум всем сразу отказали. Но ведь это же нонсенс! Если ты честный человек, то выбор за тобой. И коли ты уж сражаешься за кауравов, то желаешь им победы. Но если в присутствии других людей ты заявляешь, что желаешь победы пандавам. то зачем ты сражаешься за кауравов? Авторы дают ответ, что якобы каждый из сторонников кауравов утверждает: "Человек - раб расчета, расчет же - ничей не раб, такова истина, о великий царь; расчетом связан я с Кауравами. Потому речи, достойные евнуха, веду с тобою, о радость куру. Полонен я расчетом, о Кауравья!". Иначе говоря, все они вышли на поле битвы и готовы отдать свою жизнь за кауравов из корыстных побуждений. Эту странную речь дословно повторяют все четыре каурава, хотя они находятся на расстоянии друг от друга. Она похожа на заклинание, тут чувствуется рука брахмана. Но, предположим, что эти слова всё-таки произнесли сами кауравы. Что удивительного в этой речи? Странный расчёт... Жизнь - самое дорогое, что есть у человека, и они готовы отдать её за дело кауравов. Если они погибнут, то о каком расчёте может идти речь? Как раз это и говорит об отсутствии у них корыстных рачётов. Но, предположим, это не так и кто-то из них руководствуется корыстными расчётами. А разве в лагере пандавов иначе? Если уж воины готовы отдать свои жизни, то, возможно, они надеются на вознаграждение своих родственников. Это очень естественно. Но, когда кауравы говорят о том. что они желают победы Юдхиштхире, почему они не задумываются, что их слова могут услышать другие воины? И, конечно, их возмутят слова Бхишмы и Дроны. И вот тогда будут ли эти воины слушать команды Бхишмы и Дроны, если они желают победы пандавам? А Дурьйодхана? Как он может назначать главнокомандующим сначала Бхишму, затем Дрону, а после смерти Карны Шалью, если все они, кроме Карны, желают победы пандавам? Это невозможно. Дурьйодхана хорошо знал истинные мысли старших из кауравов, им не было смысла желать победы пандавам. Поэтому слова о том, что Бхишма и Дрона расчётом связаны с Дурьйодханой, являются выдумкой брахманов. Очевидно, главная причина войны - идеологические расхождения, а вовсе не корысть. Но, допустим, так и есть, что все кауравы "полонены расчётом", то есть сражаются из корыстных побуждений. тогда как раз им и есть резон желать победы кауравам, потому что только в этом случае они получат вознаграждение, а если выиграют пандавы, то никто из кауравов ничего не получит.
Поскольку все четверо кауравов говорят одинаковые слова, то в этом есть рука редакторов. Ну не могли же они все вчетвером говорить одно и то же, словно слышали друг друга. Да и повторять слова других у героев не принято, есть же уважение к себе прежде всего. А вот все герои говорят так, словно хотят унизить себя, поэтому и сравнивают своё положение с евнухами, что для мужчин нехарактерно. Понятно, что редакторы сильнейшим образом изменили этот текст. Но что они говорили изначально? В чём смысл слова arthasya? В словаре его нету... Сравним, например, со словом tapasya - вести аскетический образ жизни. Иными словами это - Тот, кто живёт как аскет, ведущий образ жизни по принципу "тапаса". Тогда arthasya - это Тот, для кого главенствующий принцип "артха" - польза, дело, смысл, судебная тяжба, процесс. Артхасья - это Тот, для кого смысл жизни заключается в общественной пользе, служении государству. По-русски - это "государевы слуги", для кого закон - это суть жизни. Они служат государству, а государство им платит - в этом их "расчёт" (артха). Во время переговоров в Хастинапуре Бхишма, Дрона и другие представляли интересы государства Дхритараштры. Пандавы же - это ататайины - мятежники. Когда Юдхиштхира является в лагерь кауравов, то Бхишма, Дрона и другие кауравы говорят ему: мы - мы служим государству, закону и никому больше не служим, служением государству мы связаны с кауравами. Какой смысл говорить об этом с евнухами? Мы - слуги государевы! Их служба и есть "дело Дурьйодханы", о котором чуть позже говорит Карна.
По версии авторов эпоса Бхишма и Дрона считали дело пандавов справедливым. Но это не так. В реальной, а не вымышленной истории, было сожжение оружейного склада, ограбление Кхандавы, суд, изгнание пандавов в леса, изнасилования, убийства и т.д. Шлейф преступлений тянется за пандавами: убийство Джарасандхи, Кирмиры, Шишупалы... Юдхиштхира поочередно просит прощения у четверых кауравов, но почему молчат остальные пандавы? А ведь по сказанию именно стрелы Арджуны поразят Бхишму! В разговорах Юдхиштхиры с кауравами есть намёк на то, как будут убиты потом Бхишма и Дрона. И в этом случае было бы логично, что именно Арджуна попросил бы прощения у Бхишмы. Но он молчит! Его молчание, как и молчание остальных пандавов. говорит о том, что они не разделяют позиции Юдхиштхиры. Отсутствие их реакции словно намекает, что младших братьев рядом с ним и не было. Итак. логично сделать вывод: диалог Юдхиштхиры с кауравами был, но его характер и смысл совершенно другой.
С точки зрения авторов эпоса сам приход Юдхиштхиры в лагерь кауравов и его просьба о прощении является актом уважения, который должен оправдать последующие убийства Бхишмы, Дроны и Шальи. Первый из них погиб от стрел Арджуны, второй - от рук Дхриштадьюмны, а вот третий был убит самим Юдхиштхирой. Все они обещают победу пандавам, как и оставшийся живым Крипа, но дальше всех в этом стремлении заходит Шалья, который обещает сломить отвагу Карны. Юдхиштхира ничего не обещает кауравам, а вот Шалью, исполнившего его просьбу, он не благодарит, не награждает его, а убивает своими руками! Разве это не подлость? Стремясь оправдать Юдхиштхиру, авторы эпоса на самом деле его изобличили. Но это не их заслуга, просто они сами запутались в своих выдумках. Удивительно, что на это никто не обращает внимания. Но зачем же тогда пандава приходит в лагерь кауравов? В чём подлинный смысл его переговоров с ними?
Приход Юдхиштхиры в стан кауравов являлся ответом на посольство Улуки. По решению Дурьйодханы и Карны сын Шакуни рассказал Юдхиштхире в присутствии Кришны и Арджуны всю правду о переговорах в Хастинапуре и о том, как Кришна сорвал их. В ответ посол Дурьйодханы Улука услышал презрительную речь Кришны и агрессивную Арджуны. Обманутый Юдхиштхира испытал шок от такого коварства и решил прийти в лагерь кауравов перед битвой, чтобы оправдаться в их глазах. Утопающий хватается за соломинку! Увидев огромное войско кауравов, "пришел в уныние сын Кунти царь Юдхиштхира" (Бхишмапарва, гл. 21, шл. 1 - 17). Предполагая что в наступающей войне победят кауравы, он этим приходом хотел оправдать себя в послевоенном мире. В ответ он услышал от кауравов: о недостойный евнух, уйди прочь! Какой из тебя царь, если ты вынужден подчиняться лжецу!
Беседа Кришны и Карны обнажает поразительный цинизм вришнийца и его беспредельную подлость. Сразу после того, как Шалья пообещал помощь Юдхиштхире в битве Арджуны и Карны, Джанардана подходит к другу Дурьйодханы и предлагает Карне перейти на сторону пандавов. В этих словах явно слышна насмешка. Какой разумный человек согласится убивать своих родственников и друзей, чтобы потом снова вернуться в их ряды! Какими бы глазами они смотрели на него? Для такого подлеца, как Кришна, законы чести не писаны. Смешно читать слова якобы сказанные Дроной: " Где праведность, там Кришна, где Кришна, там победа!" Уж скорее их смысл был другой: где подлость, там Кришна! Джанардана считал естественным для себя убийство кауравов и долго обосновывал необходимость убийства родных для Арджуны в "Бхагавадгите". Возможно, у него ещё теплилась надежда, что Карна сделает такой шаг. Но, может быть, он хотел запятнать репутацию Карны среди его ближайшего окружения. Ответ Вайкартаны был простым: честь не продаётся, я сохраню верность Дурьйодхане до конца своих дней.
Юдхиштхира обратился с призывом к кауравам переходить на сторону пандавов. Возможно, он слышал разговор Кришны и Карны и, получив отказ от старейших кауравов, хотел оправдаться уже в глазах своих союзников о цели посещения лагеря кауравов. Среди многотысячного войска нашёлся только один перебежчик - Юютсу.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote