• Авторизация


Эпизод 25. Бхагавадгита и политическая программа Кришны 20-07-2018 11:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


   Большинством исследователей индийской литературы Бхагавадгита признаётся выдающимся памятником религиозно-философской мысли древности. Но всегда интересно посмотреть на то, что послужило основанием этой философии. Считается, что диалог между Кришной и Арджуной состоялся в тот момент, когда войска кауравов и пандавов стояли напротив друг друга. Но не странно ли, что в час, когда вот-вот начнутся боевые действия, два представителя одного из войск станут проводить философский диспут, стоит ли начинать битву. О чём могли беседовать Кришна и Арджуна в тот момент? Да о чём угодно, но только не о философии. Другое дело, если эта беседа состоялась за несколько дней или недель до войны, но авторы эпоса перенесли эту дискуссию на самое начало битвы. И уж точно не философия легла в основу Бхагавадгиты. Другое дело политика... Формальным поводом для начала этой беседы послужило нежелание Арджуны сражаться против своих родственников кауравов. Чтобы развеять это сомнение, Кришна приводит различные доводы, используя сложные и многозначные санкскритские термины. Что скрывается за ними? Некоторые из этих терминов имеют свыше десятка значений. Цель Кришны - побудить Арджуну к битве. Беседа, носящая конкретный предметный характер, усилиями нескольких поколений богословов превратилась из политического трактата в сложнейшее философское произведение.


   Перед тем, как отправиться на переговоры в Хастинапур, Кришна встречается с пятью братьями и Драупади. Каждый из пандавов высказывает свою точку зрения, что должен говорить их посол в столице кауравов. В разговоре с Арджуной (сразу после того, как вришниец разжигал ненависть в Бхиме к своим родственникам) он напомнил ему о беседе между ними за несколько дней до этого. Вот эти слова Бхагавана: "Зная его (Юдхиштхиры - Л.П.) душу и мои сугубо сокровенные мысли, ты теперь, о Арджуна, безо всякой на то причины, сомневаешься (во мне), будто не ведая ни о чем. И та высочайшая божественная цель, которая была определена предписанием свыше, также постигнута тобою" (Удьйогапарва, гл. 77, шл. 16 - 21). "Сугубо сокровенные мысли" Кришны - это и есть его план прихода к власти в стране, изложенный в Бхагавадгите.

   Формально беседа Арджуны и Кришны начинается с возражения пандавы учителю, что он не может стрелять в родственников. В действительности беседу инициировал сам Джанардана, поскольку его цель - война, Арджуна же - объект манипуляции.
Бхишмапарва, гл. 24, шл. 4 - 5:

"Арджуна сказал:

  Как буду я в битве слать стрелы в Бхишму и Дрону, о Губитель Мадху, в обоих, поклонения достойных, о истребитель врагов?
   Уж лучше жить милостынею в этом мире, только не убивать старших, благородством великих. Убив же старших, пусть и корыстолюбивых, сам-то я кровью запятнанные буду вкушать здесь блага".
(Пер. В.Г.Эрмана)


  Арджуна осуждает кауравов, но сам понимает, что те средства, которые избрали пандавы для прихода к власти, в случае реализации планов Джанарданы делают их хуже объекта критики. Кришна прибегает к софистике, чтобы убедить засомневавшегося в необходимости военных действий ученика.
Бхишмапарва, гл. 24, шл. 11:

"Преславный Господь сказал:

  Ты горюешь о тех, о ком горевать не нужно, и [притом] ведешь мудрые речи, а меж тем ни об умерших, ни об оставшихся в живых мудрецы не горюют".
(Пер. В.Г.Эрмана)


   Очевидно, мудрецом здесь Кришна считает себя. И он не собирается горевать ни о погибших, ни о живых. А ведь война принесёт горе миллионам людей, оставшихся без сыновей, мужей, братьев. Но ради чего она нужна? Кто получит выгоду от её? Чуть позже Кришна назовёт имя выгодоприобретателя. Цель Кришны - вынудить Арджуну убивать своих родственников.
Бхишмапарва, гл. 24, шл. 47:

"Преславный Господь сказал:

   Только на деяние имеешь ты право, [но] никогда - на его плоды. Не ставь себе целью обретение плодов деяний, и да не будет у тебя склонности к бездействию".
(Пер. В.Г.Эрмана)



 О чём тут идёт речь? Учитель внушает ученику, что он только исполнитель и не должен задумываться о последствиях своих поступков. А ведь в данном случае "плоды деяний" - это смерть других людей. Повинуйся и исполняй - так говорит Кришна Арджуна. В последующих главах раз за разом Кришна превозносит то созерцание, то действие, то любовь (преданность) с одной единственной целью вынудить Арджуну убивать. И не важно какими словами будет пытаться оправдать убийство учитель, главное для него - добиться желанной цели. Сложные и неоднозначные санскритские термины, которыми он манипулирует, (варны, гуны, атман, брахман, йога, тапас, праны, вишварупа, бхакта, манас) - это усилия многих поколений сторонников Кришны чёрное выдать за белое, конкретным реальным понятиям придать абстрактный философский смысл. И, конечно же, в каждой главе в словах Кришны есть возвеличивание себя.

Бхагавадгита, гл. 7, шл. 7:

"Я - превыше всего, Дхананджая,
и ничто Меня не превосходит".
(Пер. В.С.Семенцова)



  Всем, преданным Кришне и почитающим его, Джанардана отпускает грехи, освобождает от совести. Условие очень простое - любить, жертвовать, восхвалять, исполнять желания Кришны. Как просто стать святым!

Бхагавадгита, гл. 9, шл. 30:

Даже если ужаснейший грешник
Меня чтит безраздельной любовью,
то он именуется "садху",
ибо он рассудил безупречно"
(Пер. В.С.Семенцова)


  Своему бхакте (преданному Кришне) учитель заявляет, что он думает только о его благе (гл. 10, шл. 1, пер. В.С.Семенцова). Джанардана прекрасно знает, что влюблённые в высшей степени наивны и доверчивы, поэтому не способны заметить, что такая опека ученика всего лишь приманка для умудрённого опытом циника. И Арджуна легко покупается: "Ты - существ царь, их осуществление, бог богов Ты, мира Владыка" (гл. 10, шл, 15, пер. В.С.Семенцова).

  Отвечая на вопрос Арджуны, в каких формах он существует, Кришна стремится убедить его, что не только его союзники, но и боги, и асуры, и даже сын Дашаратхи (?) действуют по его замыслам. На самом деле это всё поздние брахманские преувеличения. Человек, охваченный манией величия, не обладает критическим мышлением. Эти слов вызвали бы смех у Дурьйодханы и Карны.

   В следующей главе Кришна являет свою вселенскую форму ("вишварупу). Этот образ внушает ужас Арджуне.
Бхагавадгита, гл. 11, шл. 32 - 34:

"Благой Господь сказал:
Время Я - мира извечный губитель.
Весь этот люд Я решил уничтожить:
В битву ты вступишь иль битву покинешь, воинам этим пощады не будет.

Так поднимайся! Добудь себе славу!
Царством, врагов перебив, наслаждайся!
Их ведь заранее всех поразил Я:
будь лишь оружием Моим, славный лучник!

Дрону, и Бхишму, и Карну, сын Притхи,
и Джаядратху - бойцов превосходных -
ты не колеблясь убей, Мной убитых!
С ними сразись! Ты их всех одолеешь".
(Пер. В.С.Семенцова)


   Кришна прямо говорит, что он несёт смерть людям, "благой господь" не стесняется говорить об этом заикающемуся ученику. Все кауравы уже внесены им в ликвидационный список, и даже если Арджуна откажется исполнить запланированное им, то учитель найдёт другого исполнителя для своих замыслов. Не один раз он говорил, что сообщит некую тайну пандаве. И вот теперь она раскрыта: кауравов следует убить для того, чтобы ...Арджуна наслаждался царством. И это высшая Цель? А слава, какая тут слава?... Стыд и позор! Все воины кауравов убиты подлым образом. В действительности даже в этот момент Кришна не искренен. Власть - это только приманка для Арджуны. Если эта беседа произошла до поездки Кришны в Хастинапур, то Бхагаван говорит в ней, что Арджуна должен убить Бхшму, Дрону и Карну. А уезжая из Хастинапура он уже пытается соблазнить властью ...Карну. Насколько же он беспринципен!

   Трепещущий Арджуна, "заикаясь" признаёт, что Кришне нет равных, и просит вернуть себе обычный облик. А учитель снова повёл речь о любви. Он обещает избавить ученика от гибели. Но чего стоят эти обещания? Он и сам себя не спасёт от смерти. Бхакта - любящий Кришну - превосходит раба, так как раб исполняет желания господина от страха быть наказанным, а преданный Кришне сделает то же, но добровольно, по любви.

   Постепенно Кришна переходит к описанию Брахмана. Конечно же, подобный переход не случаен, но нужно соблюдать осторожность. Это - высшая цель после разгрома кауравов.
Бхишмапарва, гл. 36, шл. 1 - 4:
"Преславный Господь сказал:

   Еще я поведаю тебе высшее знание, лучшее из всех знаний, которое узнав, мудрецы все вознеслись отселе к высшему совершенству.
  Прибегшие к этому знанию, достигшие общей со мной природы, они уже не рождаются при творении и не страждут при растворении мира,
  Великий Брахман - мое лоно, в него я вкладываю зародыш, становление всех существ из него происходит, о Бхарата.
  Какие бы во всех лонах, о сын Кунти, ни являлись воплощения, их лоно - великий Брахман, я же - отец, влагающий семя".
(Пер. В.Г. Эрмана)


  В структуру организации, возглавляемой Кашьяпой (а раньше самим Брахмой), Кришна ставит своих людей, чтобы они потом действовали в его интересах, формально принадлежа к Солнечной династии. Деятельность Кришны напоминает жизнь гриба-паразита или кукушки (гнездового паразита), подкладывающей свои яйца в гнёзда других птиц. Чуть выше описывая Высшего Брахмана, он говорит, что члены брахманской организации присутствуют везде, всё общества пронизано шпионами.
Бхагавадгита, гл. 13, шл 13:
"Руки, ноги Его - повсюду,
всюду смотрят глаза Его, лица,
всюду слушают чуткие уши;
мир собою покрыв, стоит Он".
(Пер. В.С. Семенцова)


   Задача Кришны не проста - внедрить в брахманскую организацию своих людей. Члены этой организации руководствуются разными мотивами: одни поступают из корыстных побуждений, другие - из благородных, третьи - из желания действовать. Так можно понять его рассуждения о гунах. Вот почему Кришна говорит, что нужно сохранять хладнокровие. Так поступает истинный бхакта, его преданный ученик - "превзошедший гуны". Адепт бхакти-йоги не подвержен влиянию чувств, состраданию, морали, чести. Идеальный убийца не имеет нервов, стыда, совести! Наконец, в гл. 15 Бхагавадгиты Кришна откроет Арджуне "высочайшую тайну":
Бхишмапарва, гл. 37, шл. 1 - 4:
"Преславный Господь сказал:

   С корнями вверх, с ветвями вниз смоковницу, чьи листья - стихи, называют нетленной. Кто ведает это, [тот воистину]
- Веду ведающий.
   Вниз и вверх простерты ветви ее с побегами-предметами, от нитей-качеств растущие, и вниз протягиваются корни, деянием связывающие в мире людей.
   Не постигнуть здесь образ ее - ни конца, ни начала, ни постоянства. Срубив смоковницу эту, глубоко укоренившуюся, непривязанности мечом крепким,
   Страну затем ту следует искать, куда уйдя, не возвращаются боле, - и поистине к тому первозданному Мужу я прибегаю, от коего извечный этот ход вещей проистекает".
(Пер. В.Г.Эрмана)


   Род Брахмы подобен ашваттхе (смоковнице), Кришна и есть "первозданный Муж" (Пуруша). Необходимо уничтожить род Брахмы, только так можно приблизиться к высшей цели: "то Мой, Партха, приют высочайший" (гл. 15, шл. 6, пер. В.С.Семенцова). Цель Кришны - власть над всей страной, а философское обрамление - это поздние усилия обманутых потусторонней жизнью учеников, адептов Кришны.

   Пятнадцатая глава Бхагавадгиты заканчивается утверждениями, что Арджуне раскрыта высочайшая тайна. Но зачем скрывать от людей некий философский идеал? Большинству он не нужен, тем же, кто стремится к нему, он будет малопонятен и они потратят большую часть своей жизни на решение философских головоломок. А вот если речь идёт об истреблении рода Брахмы, то об этом лучше молчать, а раскрыть эту цель можно только в крайнем случае для устранения сомнения в уме важного последователя в переломный момент событий. Ближайшая цель - уничтожение кауравов, затем наступит очередь панчалов, а самым последним звеном этого плана будет истребление рода Брахмы.

   И в заключение Кришна снова напоминает Арджуне, что сообщил ему сокровеннейшую тайну. Следовательно, её нельзя говорить тем, кто не посвящён в эту тайну...
Бхагавадгита, гл. 18, шл. 63 - 67:
" Партха! Ныне ты знаешь то знанье,
что таинственней тайн сокрытых;
так обдумай его всесторонне,
а затем поступай, как желаешь!

Ныне - слушай Высшее Слово!
Вот Моя запредельная тайна!
Я тебе передам это благо,
ибо ты - Мой избранник любимый.

Бхакт Мой! Будь лишь во Мне всем сердцем!
Жертвуй Мне! Только Мне поклоняйся!
Так ко Мне ты придешь, Мой любимый,
Я тебе обещаю неложно.

Невзирая на прочие дхармы,
лишь ко Мне иди за спасеньем!
Не скорби: Я тебя избавлю
от грехов твоих, всех без остатка.

Это слово Мое ты не скажешь
никогда никому - кто не бхакт Мой,
но лишь тем, кто Меня не злословят,
лишь подвижникам, лишь послушным".
(Пер. В.С. Семенцова)


   Абсолютная преданность Кришне является по сути дела индульгенцией для адепта этого учения. "Запредельная тайна" Кришны на самом деле диктуется необходимостью конспирации. Полная покорность ученика - это условия для точного исполнения его приказов. Всё очень прагматично. И "награда" столь же проста - отпущение грехов. В переводе Эрмана эта шлока звучит ещё более выразительно: "все законы отринув, ко мне одному ради защиты прибегни, я тебя от всех грехов избавлю, не печалься" (Бхишмапарва, гл. 40, шл. 66). И Арджуна клянётся исполнять всё, что прикажет Кришна... Преданному Бхагавана разрешены все преступления и отпущены любые грехи. Цель (власть) оправдывает все средства!
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (22):
Hope_always 20-07-2018-12:46 удалить
Ничего не изменилось за многие века. Всё так же оправдывают войны и убийства себе подобных надуманными предлогами и обещают отпустить грехи, мотивируя ложными целями(((
И полон предчувствием смутным
Мечтал я, при свете огня,
Что будет Он добрым и мудрым,
Что Он пожалеет меня!

Когда ж он померк, этот длинный
День страхов, надежд и скорбей -
Мой бог, сотворенный из глины,
Сказал мне:
- Иди и убей!..

И канули годы.
И снова -
Все так же, но только грубей,
Мой бог, сотворенный из слова,
Твердил мне:
- Иди и убей!

И шел я дорогою праха,
Мне в платье впивался репей,
И Бог, сотворенный из страха,
Шептал мне:
- Иди и убей!

(с) А. Галич
Соккар 20-07-2018-13:57 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Бригита_О_Брайн, очень похоже...
Я подробно не касался "йоги" джняны, кармы и бхакти. Но смысл этих увещеваний Кришны, обращённых к Арджуне, примерно следующий: наши усилия (так нужно переводить термин "йога") основаны на доводах разума, действиях, дружбы. В русском варианте - ты мне друг или не друг! Пора действовать, не время стенать! У меня всё под контролем, всё рассчитано, везде свои люди... Естественно, санскритские термины позволяют увидеть много других смыслов, но изначально был один: ставка на Арджуну и воздействие на Юдхиштхиру через него и Драупади.
Соккар 20-07-2018-13:59 удалить
Ответ на комментарий Hope_always # Hope_always, для оправдания убийства все средства хороши - такова логика убийц. А искупление грехов - это давняя выдумка жрецов, позволяющая манипулировать верующими. Заплати и иди снова грешить!:-)))
TAISA_ANDRYEYEVA 21-07-2018-02:52 удалить
Благодарю Вам!!!
Получается,что искупи грех и иди дальше греши до следующего искупления грехов и т.д.!!!
Душевного спокойствия и уюта Вам!!!
Huhrigina 21-07-2018-11:51 удалить
Ещёодна Бхагават Гита как она есть))))
Мне тоже казалось, что в какой-то момент Кришна пытался заменить Арджуну Карной.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Huhrigina 21-07-2018-12:52 удалить
Полагаю, к солнечной династии относились арии же, только пришедшие на земли современной Индии раньше, чем потомки кауравов.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответ на комментарий Huhrigina # Равана - принц Солнечной династии, внук Брахмы. И при этом - негр. В смысле - дравид. В Рамаяне это подчеркивается :)
Huhrigina 22-07-2018-10:32 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн #
Исходное сообщение Бригита_О_Брайн
Равана - принц Солнечной династии, внук Брахмы. И при этом - негр. В смысле - дравид. В Рамаяне это подчеркивается :)

Почему бы и не дравид.
Арии первой волны могли прийти на территорию современной Индии давно и частично смешаться с населением.
Кроме того, сказания часто наделяют демонов черной кожей, когтями и клыками, золотыми волосами и глазами (существуют способы осветления волос с помощью коровьей мочи), несколькими головами и т. д.
Например, арабы, жившие долгое время в Китае, выглядели как Ккитайцы, оставаясь при этом арабами. Цыгане, живущие в Африке, совершенно чёрные. Но при этом цыгане. А еврею, жившие в Индии и приехавшие потом в Израэль, с виду -- индусы ( сари там всякие, гирлянды). Их там так и называют.

(Добавил ссылку к себе в дневник)


это не абсолютное утверждение у меня, предположение.
Соккар 01-08-2018-22:23 удалить
Huhrigina, демонизация персонажей - относительно поздний период мифологии. Меня интересует первоначальный смысл мифов, а он для меня прежде всего исторический. Равана - внук Брахмы, арием он не может быть. Это слишком очевидно. Вот Смирнов даже Кришну едва не превратил в ария, дескать, у него глаза подобны голубому лотосу...
Соккар 01-08-2018-22:25 удалить
Ответ на комментарий TAISA_ANDRYEYEVA # TAISA_ANDRYEYEVA, все преступники во все времена будут пытаться искать оправдание злу. При этом жертвы чаще всего объявляются демонами...
Huhrigina 03-08-2018-19:53 удалить
Мне просто не понятно, почему сам Брахма не может быть ариям?
вполне возможно, что арии шли в современную Индию разными волнами, в разное время и проходили через разные территории, испытывая влияния разных культур.
Предки Брахмыпришли раньше и успели создать государство. Куру, пачалы и Гандхары пришли позже. Куру могли носить признаки кочевой культуры с характерной для неё развитой песенной поэзией.
Соккар 03-08-2018-20:00 удалить
Тогда очень странно выглядит жизнь Брахмы и его семьи в Гималаях, в то время как Куру и его потомки живут на равнине. Да и вообще в окружении кауравов практически нет брахманов, я не знаю ни одного имени их жрецов.

То, что арии возможно пришли и морским путем в Индию очень вероятно. Так же, как и северным, сухопутным... А вот потомки Ману приплыли благодаря "матсье" - рыбе.
Ответ на комментарий Huhrigina # Относительно волн - генетически отслеживаются две. Первая - данавы, пришедшие, видимо, морем. Вторая - скифы-криви (куру) - кочевым манером через Афганистан и Гималаи. Эти две ветви очень многочисленно представлены в Индии.
Более древние субклады R1a есть, но встречаются в следовых количествах и в наши дни принадлежат по большей части лесным дикарям.
Huhrigina 03-08-2018-23:21 удалить
Я ничего не понимаю в этих самых группах,
Но по мне, так Брахма и всё его семейство запросто могли быть потомками древних ариев, то есть пришедших в Индостан задолго, задолго до описываемых событий. Они принесли с собой культуру тех народов, среди которых жили, во многом перенять культуру местного населения и частично смешаться с ним.
Для Брахмы и его окружения очень важна магия. она там важна для всех вообще то, но эта важность проявляется по разному.
К событиям Махабхараты, первые арии уже очень сильно разбавились.
А может диверсия была направлена в первую очередь против них и именно они подверглись наиболее полному истреблению.
Это пока только мысли вслух.
02-06-2021-21:10 удалить
Несколько раз пересматривала и перечитывала, пыталась найти способ примириться со словами Кришны перед битвой -ведь они убедили действовать Арджуну! Но -ничего, кроме недоумения...

Дхарма-адхарма так легко меняются местами, даже в кришнаитских сериалах.. Можно делать, что угодно во имя бога... Какой-то ящик Пандоры. Странно все это..

И вот наконец-то! Сомнения, как рукой, сняло! Если смотреть на все это с вашей точки зрения, все становится на свои места!

Теряет красоту, картина становится малоприятной, но понятной!

Читаю "Историю, записанную на лепестках лотоса", как детектив, покруче, чем у Агаты Кристи!

Очень сложно воспринимать эмоционально, я совсем недавно познакомилась с Махабхаратой..сначала смотрела сериал, потом нашла текст, т.к. никак не могла понять поступки этих людей- либо запредельная жертвенность, либо запредельная глупость, либо неудачный сценарий. Оказалось, фильм и текст очень близки, хоть и расходятся в деталях.
Но понятнее эти люди и "боги" стали только после вашего анализа!
Мне ваши предположения кажутся очень близкими к реальности.
Очень вас благодарю за эти публикации!
С удовольствием бы почитала печатное издание!
Соккар 03-06-2021-09:29 удалить
Ответ на комментарий # Nadezh_da, формально здесь идёт речь о философии, как и в Анугите. На самом деле это политика. Но люди везде ищут мудрость, позволяя интриганам манипулировать собой.
20-11-2023-18:02 удалить
Добрый день!

Долго читала вас, пока, наконец, не решилась написать комментарий. Сначала нашла "Истории" на отдельном сайте, потом перешла сюда, так как здесь явно больше шансов, что вы увидите мой отзыв.

Во-первых, хотелось бы от всей души вас поблагодарить за поднятую тему. Поднятую не глупо и по-детски, как это частенько бывает, например, в фанфикшн, а серьезно и с обоснованием. Мне очень импонирует ваш подход и то, что вы обращаете внимание на детали и нюансы. Да, многие из них, вообще-то, лежат на поверхности, однако отчего-то классические исследователи на это не обращают внимания. А зря!.. Впрочем, не понаслышке зная, как пишутся научные работы, догадываюсь, почему так происходит)

Я познакомилась с "Махабхаратой" ещё в детском возрасте, и уже тогда, читая адаптированный перевод, была шокирована некоторыми сценами и вывертами. И упорно не понимала, почему этот Кришна и пандавы - герои. Это же мозгослом какой-то!

Спустя время на волне интереса к буддизму и индуизму прочла "Бхагават-Гиту"... и убрала подальше. Ибо не выдержала. Там, конечно, имеются интересные философские моменты, но сам посыл - он отвратителен.

Честно говоря, эпос осиливала кусками - слишком уж, гм, "особое" к нему отношение... И да, "игра в кости"! Огромное вам спасибо за версию с судом! При прочтении также пришло это в голову - даже в словарях рылась, т.к. вне этой версии сцена "игры" совершенно нелогична.

Не скажу, что со всеми вашими выводами по "Махабхарате" согласна. В первую очередь, потому что учитываю возможности, которые сейчас принято называть "эзотерикой". Поскольку очень долгое время изучаю самые различные эзотерические направления, заметила, что они в некоторых местах хорошо стыкуются с историческими фактами. А вещи, которые сейчас кажутся невозможными, ранее вполне могли быть реальностью.
Да, если что - я не из "ЛАИ" или кого-то подобного. Там слишком много гона и подгона 😅

По возможности, постараюсь оставить комментарии к некоторым главам вашего труда (кстати, очень надеюсь, что он будет издан).

Здесь же хотелось бы отметить следующее:
Поначалу, читая "Махабхарату" я думала, что Кришна - просто лжец, возмутитель спокойствия, подстрекатель войны и офигенно умный интриган. Но в какой-то момент поняла - а ведь он это все серьезно. Даже с учётом того, что текст подвергся правке - причем, явно неоднократной.

Насколько помню, где-то по тексту проскальзывало, что людей слишком много расплодилось - вот многих и загнали на Курукшетру. Проредить популяцию, так сказать. Кстати, такая тема встречается и в мифах других народов.

Так вот, к чему я. Кришна вполне мог считать (причем, совершенно искренне), что он - избранный, рука Единого. И его миссия жестока и неблагодарна - разжечь конфликт любой ценой и любыми методами. Он действует во благо людей, но никто и никогда ему за это "спасибо" не скажет. Кришна вполне мог представлять себя если не Богом, то и.о. Бога.

Это не отменяет остальных его качеств, как личности, а скорее, дополняет. Поэтому он и говорит Арджуне о себе и своих целях, как о чем-то сокровенном - ведь для него это так и есть. То есть некая богоизбранность, безусловная вера в то, что он делает благое дело.

PS: Прошу прощения за большое количество букв 😅
20-11-2023-18:13 удалить
И да, вдогонку к предыдущему комментарию) Поскольку не зарегистрирована на этом сайте, для выхода из числа просто Анонимов добавлю:

С уважением,
Регина
Соккар 21-11-2023-09:44 удалить
Ответ на комментарий # Здравствуйте, Регина!
Я благодарен Вам. за столь обстоятельный и глубокий комментарий. Попытаюсь ответить на затронутые Вами темы. Вы читали "Историю" на другом сайте, а там оставляли комментарии Вы или другие пользователи сети?

Понять Махабхарату без мелочей и деталей невозможно. Она так устроено, что эти мелочи и детали становятся фактами или с их помощью приходишь к пониманию историчности эпоса. Почему на них не обращают внимание исследователи, это загадка. Вот, например, сожжение смоляного дома, ведь Юдхиштхира прямо приказывает Бхиме поджечь его, а исследователи не обращают на это внимание. Обычно они пишут свои работы согласно некому канону, прочитав одну работу, остальные можно не читать. Все как под копирку.

Мой подход заключается в том, что начинать нужно с самых простейших и очевидных эпизодов, где факты Махабхараты не противоречат событиям. Сожжение смоляного дома - один из немногих таких эпизодов. Бхагавад-гита - один из самых сложных, там политика превращена в философию, она в наибольшей степени подверглась редакторской обработке на протяжении многих столетий уже под влиянием Упанишад.

Игра в кости - один из любимых мной эпизодов. Когда удалось понять истинный смысл событий в ней, стало понятно, что в эпосе есть историческая основа. И поскольку она стала одним из пунктов обвинений кауравов в нечестности, то защита в моем лице отвергла её на судебном заседании:-)

Что касается эзотерики... Я мог считать себя последователем индуизма до 30 лет, а, значит, в какой-то степени эзотериком или мистиком. Но потом стал медленно эволюционировать в сторону логики и здравого смысла. Примерно к 40 годам мое мироощущение устоялось. С ЛАИ я тоже был знаком в конце нулевых годов.

Книга готовится к изданию. Она прошла стадии корректуры, верстки и макета. Надеюсь, до конца года выйдет из печати. Первый том чуть больше 600 стр. под названием "Махабхарата. Ревизия смыслов". Так что я ревизионер:-))

Меня даже не Кришна интересует, с ним всё понятно, он - авантюрист, этакая смесь Макиавелли, Наполеона и Талейрана. Интересно мироощущение кауравов, хотя об этом очень мало в эпосе, Рамы Джамадагни и его связь с Карной, Кашьяпа и другие лица Солнечной династии.

По поводу расплодившихся людей и причины войны. Этот же пример фигурирует и в греческой мифологии. Причина эта надуманная, ей пытаются задним числом объяснить убийства сами зачинщики войны.

Во втором томе есть ещё Анугита, там Кришна в роли интригана выглядит ещё более рельефно. Три эпизода посвящены этой теме.


Комментарии (22): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эпизод 25. Бхагавадгита и политическая программа Кришны | Соккар - Дневник Соккар | Лента друзей Соккар / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»