• Авторизация


Эпизод 21. Шок Юдхиштхиры и ликующий Кришна 15-05-2018 10:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1. Миф как он есть
   Юдхиштхира сообщил братьям, что в его поддержку выступили цари панчалов, матьсьев, чеди, магадхов и вришниев. Он попросил их высказаться, кто из военачальников достоин быть главнокомандующим всего войска. Сахадева предложил назначить предводителем всех войск Вирату, Накула - Друпаду, Арджуна - Дхриштадьюмну, Бхима - Шикхандина. Обращаясь к Бхиме, Юдхиштхира сказал, что пусть выскажет своё мнение Кришна, ибо "Именно он есть корень победы нашей или поражения, о родимый мой! В нем - наши жизни, наше царство, преуспеяние наше и невзгоды, наше счастье и несчастье! Он - тот, кто устанавливает и созидает мир, на нем зиждется осуществление наших чаяний!". Кришна сказал, что все эти цари достойны быть предводителями войска, но так и не назвал его имя. Войско выдвинулось к Курукшетре и расположилось лагерем.

   Мысль о надвигающейся войне не давала покоя Юдхиштхире. Он обратился к Кришне с вопросом, как могло случиться такое, ведь Джанардана слышал всё, что говорили в собрании цари, а также, что сказали Кунти и Видура. И Кришна ответил.


Удьйогапарва, гл 151, шл. 1 - 5, 6 - 15:

   "Вайшампаяна сказал:
   Вспоминая слова, сказанные Васудевой, Юдхиштхира снова вопросил того отпрыска их рода Вришни: "Как мог нечестивый (Дурьйодхана) сказать это?...".
   Услышав эти слова царя справедливости, согласные с законом и и мирской пользой, Кришна тогда голосом глубоким, как рокот облаков или грохот барабанов, промолвил в ответ: "Те благие, сообразные с законом и пользой слова, которые я сказал (в собрании кауравов), не нашли отклика у царевича из рода Куру, у которого обман заменяет собою мудрость! Тупоумный, он нисколько не слушается советов ни Бхишмы, ни Видуры, ни данных мною. Он пренебрегает всяким. Он не хочет добиваться справедливости, он не желает славы. Тот нечестивец, полагаясь на Карну, считает, что все им уже выиграно. Ведь Суйодхана приказал даже заточить меня в темницу. Но он, злонравный, пренебрегающий велениями (старших), не достиг осуществления того желания. Ни Бхишма, ни Дрона не сказали тогда ничего путного. Все они следовали Дурьйодхане, кроме Видуры, о неувядаемый (в славе)! Шакуни, сын Субалы, Карна и Духшасана - все одинаково глупые - преподали ему, глупому и мстительному, неподобающие советы в отношении тебя. Что толку говорить мне тут обо всем, что сказали кауравы! Короче, тот злоумышленник не расположен к тебе благосклонно! Даже во всех царях этих, что представляют войска твои, нет столько греховности той и злости, сколько заключено лишь в одном Дурьйодхане. А что до нас, то мы вовсе не желаем (заключать) мир с кауравами, жертвуя своим достоянием! Поэтому война - это единственное, что может воспоследовать теперь!".

   Услышав те слова, сказанные Васудевой, цари все, не говоря ничего, глядели в лицо царю (Юдхиштхире), о потомок Бхараты! А Юдхиштхира, понимая намерения тех царей, отдал вместе с Бхимой, Арджуной и близнецами приказание готовиться к битве. И когда приказание было объявлено, среди войска Пандавы поднялся великий шум и возликовали воины".

   Юдхиштхира сказал Бхиме и Арджуне, что неотвратимо надвигается убийство родственников пандавов: "Как же можно начинать сражение против тех, кто вовсе не заслуживает быть убитыми? Какая же может быть победа для нас оттого, что мы убьем наших престарелых наставников?".

Удьйогапарва, гл. 151, шл. 23 - 27:

   "Вайшампаяна сказла:
   Услышав это от царя справедливости, Савьясачин, усмиритель врагов, повторил (Юдхиштхире) те слова, которые были сказаны Васудевой. (И он прибавил ещё): "Ты, о царь, конечно уразумел полностью все слова Кунти и Видуры, которые пересказал тебе сын Деваки! Ведь оба они не скажут ничего несправедливого - таково твердое убеждение мое! Кроме того, о Каунтея, не подобает тебе отступать назад, не вступая в битву!". Выслушав эти слова Савьясачин, Васудева тоже промолвил с улыбкой, обращаясь к Партхе: "Это именно так, (как ты сказал)!.

   Юдхиштхира утвердил военачальниками царей своих союзников, а главнокомандующим поставил Дхриштадьюмну.
Удьйогапарва, гл. 154, шл. 10 - 14:

   "Вайшампаяна сказал:
   Пригласив тогда Друпаду, Вирату и того быка из рода Шини, Дхриштадьюмну, царевича Панчалы, и царя Дхриштакету, Шикхандина, тоже царевича Панчалы, и Сахадеву, правителя Магадхи, - этих семерых героев, могучих лучников, прославляющих битву, Юдхиштхира посвятил их, согласно правилам, в предводители (семи акшаухини) своих войск. А верховным военачальником над всеми он назначил Дхриштадьюмну, который произошел из пылающего (жертвенного) огня ради сокрушения Дроны. А предводителем всех этих военачальников благородных, вместе взятых, он назначил Дхананджаю с хлопкоподобными волосами. Руководителем же Арджуны и водителем его коней сделался прекрасный и многомудрый Джанардана, младший брат Санкаршаны".

2. Где в мифе история
   Потрясённый результатом переговоров Кришны в Хастинапуре, Юдхиштхира снова и снова спрашивал его, как были сорваны переговоры. Очевидно, у него имелись веские основания рассчитывать на мирный исход миссии своего посланника. Дхармараджа был уверен в том, что кауравы не откажут ему во владении пятью дервенями. На чём основывалась эта уверенность? Если вспомнить совещания пандавов с Кришной перед поездкой последнего в Хастинапур, то более всего поражает мирная речь Бхимы на ней. Казалось, гневный, не контролирующий собственные эмоции Бхима заряжён на воинские действия, но он произносит мирную речь, явно согласованную заранее с Юдхиштхирой. Удивительно! Да и остальные братья просили Кришну, чтобы он передал кауравам, что пандавам достаточно только пять деревень. Столь скромное пожелание братьев родилось не на пустом месте. Всю жизнь они провели беспокойно и на закате её им захотелось пожить мирно. Можно предположить, что Юдхиштхира установил личную связь с Хастинапуром и за несколько дней до совещания с Кришной кауравы дали ему понять, что он может рассчитывать только на пять деревень. Вот эту весть он и довёл до сведения братьев, прекрасно понимая, что на большее у них нет никаких прав. Юдхиштхира просит Кришну передать кауравам официально эту просьбу и после возвращения его из Хастинапура он не понимает, как могло случиться, что в этой просьбе им было отказано. А случилось следующее: Кришна обманул Юдхиштхиру и ничего не сказал в Хастинапуре о пяти деревнях. В столице кауравов он обманул и Дурьйодхану, когда потребовал от него половину царства кауравов отдать пандавам.

  Если привести сравнительную картину, что говорил Кришна в Хастинапуре перед кауравами, и что он говорит Юдхиштхире в Упаплавье, то различие поражает. В Хастинапуре Кришна предложил связатьДурьйодхану и выдать его пандавам. В Упаплавье же он говорит другое: "Ведь Суйодхана приказал даже заточить меня в темницу". В Хастинапуре, по версии авторов эпоса, Бхишма, Дрона, Гандхари, Дхритараштра поддержали требования Кришны (в реальности же они были на стороне Дурьйодханы!). Теперь же Кришна говорит Юдхиштхире, что в речах Бхишмы и Дроны ничего существенного не было: "Ни Бхишма, ни Дрона не сказали тогда ничего путного. Все они следовали Дурьйодхане, кроме Видуры, о неувядаемый (в славе)!". В зале собраний кауравов советники Дурьйодханы вообще не держали речей. Теперь же Кришна говорит Юдхиштхире, что Карна, Шакуни и Духшасана дали Дурьйодхане "неподобающие советы в отношении" Дхармараджи. Лгать становится всё труднее, приходится вспоминать, что было сказано раньше, чтобы не свидетельствовать против себя. Кришна идёт проторённым путём: в срыве переговоров и начале войны он объявляет виноватыми Шакуни, Карну, Духшасану и Дурьйодхану, они все глупые, мстительные, злокозненные, греховные. Он уже не может сдержать раздражение, цель достигнута, война начинается, а его всё ещё достают глупыми вопросами, почему мир не был достигнут. Разве мир это то, к чему он стремился в течение всей своей жизни? Кришна уже готов презирать Юдхиштхиру за его наивность и нерешительность. Война - это единственное, что необходимо Кришне. Ему нужна власть над всей страной.

  Отношения союзников в коалиции пандавов любопытные. Казалось бы, авторитет Кришны незыблем, это многократно подчёркивается авторами эпоса. Но цари, слушающие речи Васудевы, смотрят на Юдхиштхиру и ждут именно его распоряжений, формально они воспринимают пандаву руководителем коалиции. Яркие речи посла их не убеждают. И команда готовиться к битве исходит не столько даже от Юдхиштхиры, как от Арджуны, Бхимы и близнецов. Сомнения всё ещё продолжают жить в его сознании. Юдхиштхира прекрасно осознаёт, что претензии пандавов на власть несостоятельны: "Как же можно начинать сражение против тех, кто вовсе не заслуживает быть убитыми?". Правота на стороне кауравов и воевать Юдхиштхире совсем не хочется. И надо отдать ему должное, его мировоззрение сильно изменилось по сравнению с молодостью. Ведь именно он в юные годы отдал приказ поджечь склад с оружием в Варанавате, когда сгорело семь человек вместе с Пурочаной, а теперь на склоне лет он не хочет воевать с кауравами и стать причиной смерти многих близких и знакомых ему людей...

   Но ведь есть Арджуна... Кришна потратил много усилий на его психологическую обработку, а теперь перед нами уже не столько брат Юдхиштхиры, как "второе естество" Кришны. Он говорит, что Видура и Кунти считают войну неизбежной: "Оба они не скажут ничего несправедливого". Догадываясь о сомнениях Юдхиштхиры, Арджуна хочет авторитетом матери и Видуры подкрепить настойчивость Кришны. Да ведь и нет пути назад - воины уже приготовились к битве. Нерешительный Юдхиштхира не может остановить войну, события развиваются не так, как ему бы хотелось.

   А на лице Кришны улыбка... Но что смешного в том, что начинается война? Как можно радоваться её началу? Юдхиштхира потрясён... Что в ней? Ликование? Презрение к Юдхиштхире и морали? В ликующей улыбке Кришны есть нечто сладострастное от мысли, что тайные планы реализуются, что события развиваются по задуманному сценарию. Раньше эти планы нужно было скрывать, а теперь они вырываются наружу.

   Обряд назначения военачальников коалиции отчасти формальность, цари народов и их сыновья возглавляют акшаухини. А вот выбор главнокомандующего для Юдхиштхиры не столь очевиден. Формально им становится Дхриштадьюмна, приёмный сын Друпады и "брат" Драупади. Его кандидатуру предложил, кстати, Арджуна. Надо думать, что без согласования с Кришной он этого не сделал бы. Над ним ещё находится Аржуна, а выше его сам Кришна! Фактически это означает, что руководить военной кампанией будет Кришна не от своего имени, а своего "второго естества". Пусть союзники пандавов считают, что все команды исходят от Дхриштадьюмны, он же должен получать команды от Арджуны, а им будет управлять Кришна. Таким образом, формально воюя за интересы Юдхиштхиры, союзники пандавов на самом деле реализуют замыслы Кришны. За неудачи будут отвечать Дхриштадьюмна и Арджуна, а успехами гордиться Кришна.

3. Версия исторических событий
  Переговоры и посольства явились последним этапом на пути к войне. Многословные и запутанные, они в эпосе не проясняют подлинные события, а только запутывают понимание сюжета. Представим другую картину, уберём все неясности, недомолвки, искажения и опишем ход переговоров в их реалистическом виде.

1. В Упаплавье состоялось совещание пандавов, их союзников и Кришны, где принято решение послать к кауравам домашнего жреца Друпады с требованием выделить пандавам долю отцовского наследия. Кришна предлагает "убедить отдать Юдхиштхире половину царства" (гл. 1, шл. 18 - 24).

2. Жрец Друпады в Хастинапуре передаёт кауравам требование коалиции пандавов о выделение отцовского имущества: "И доля отцовского имущества для каждого из них должна быть равной" (гл. 20, шл. 1 - 11).

3.Дхритараштра отправляет Санджаю с посольством к пандавам с мирным посланием: "Дхритараштра желает мира с пандавами" (гл. 22, шл. 35 - 39).

4. В Упаплавье в присутствии Кришны Юдхиштхира говорит Санджае, что мир возможен, если кауравы отдадут ему долю отцовского царства: "Пусть царство в Индрапрастхе будет моим!" (гл. 26, шл. 23 - 28). В другом варианте он требует от Дурьйодханы: "Либо ты отдашь мне (назад) мой Шакрапур, либо ты, о герой, первейший среди потомков Бхараты, сразишься (в битве со мною)!" (гл. 30, шл. 41 - 47).
   Неофициально в разговоре с глазу на глаз с Санджаей и без Кришны Юдхиштхира говорит о пяти деревнях: "Отдай нам хотя бы одну область своего царства, ибо мы хотим мира. Пусть местожительством нашим будут Кушастхала, Врикастхала, Асанди, Варанавата и еще какое-нибудь (селение) вместо пятого. Дай пятерым братьям лишь только пять деревень, о Суйодхана!" (гл. 31, шл. 12 - 23). В дальнейшем станет известно, что при условии получения пандавами пяти деревень, они отказываются от всех претензий на царство и согласны признать над собой власть Дхритараштры.

5. Ночные встречи Дхритараштры с Видурой и Санатсуджатой. Видура говорит, что причина конфликтов претензии брахманов, которые не могут получать дары от пандавов, потому что Юдхиштхира не является царём: "Сын Панду (Юдхиштхира) отпадает от закона кшатриев. Поэтому поставь его, о царь, в такое положение, чтобы он мог выполнять обязательный долг царей" (гл. 40, шл. 23 - 27).

Санатсуджата говорит, что боги Гималаев не причастны к конфликту.

6. В Хастинапуре Санджая оглашает официальное требование коалиции пандавов перед царями: если кауравы не отдадут Юдхиштхире "его (доли) царства", то будет война (гл. 47, шл. 2 - 8).
В речи Санджаи не прозвучало упоминание о пяти деревнях, но из слов Дурьйодханы об этом известно: "Юдхиштхира, потеряв (всякую надежду получить) хотя бы город, просит только пять деревень" (гл. 54, шл. 23 - 32).

7. В Упаплавье неожиданно Кришна сталкивается с тем, что пандавы настроены мирно, их пожелание - только пять деревень. Драупади говорит Кришне, что это "послание было втайне передано Санджае царем Юдхиштхирой" (гл. 80, шл. 1 - 9). Кришна уговаривает братьев не отказываться от царства и говорит, что отправится в Хастинапур. Он обещает Юдхиштхире выполнить его просьбу и даёт клятву Драупади, что жена пандавов увидит слёзы жён кауравов: "Клятвенно обещаю тебе, о Кришна, останови свои слезы. Скоро ты увидишь врагов мужей твоих убитыми" (гл. 80, шл. 42 - 49). При этом он не стесняется сказать Юдхиштхире, что поедет в Хастинапур, чтобы сеять раздор и оскорблять Дурьйодхану: "Я также буду поносить его среди горожан и поселян, перед старыми и малолетними, при стечении представителей всех четырех каст" (гл. 71, шл. 21 - 30).

8. В Хастинапуре Кришна говорит Дхритараштре и собранию, что кауравы должны отдать "пандавам их часть отцовского царства" (гл. 93, шл. 50 - 56). Чуть позже он потребует от Дурьйодханы отдать "партхам половину (царства)" (гл. 122, шл. 57 - 61).

9. Бхишма, Дрона, Дхритараштра обращаются к Дурьйодхане и поддерживают Кришну. Но это только формально по тексту эпоса. Чуть позже становится понятно, что они отвечают на речь Кришны, а не обращаются к Дурьйодхане. Ведь речь Кришны была обращена к Дхритараштре (царю) и Бхишме (главе собрания). Они согласны отдать пять деревень при условии, что пандавы признают власть над собой Дхритараштры. Ответ старейших кауравов Кришне абсолютно логичен, а вот обращение их к Дурьйодхане не понятно, ведь речь сына Дхритараштры прозвучит чуть позже. Это ясно из слов самого Кришны, которые он сказал Юдхиштхире в Упаплавье, что он якобы передал просьбу Юдхиштхиры о пяти деревнях кауравам и реакции Дхритараштры и Бхимы: "Пусть же они отдадут тебе царство. И пусть они не будут обладать властью! И пусть все будет так, как сказал царь (Дхритараштра), сын Ганги (Бхишма) и Видура. Пусть все царство будет твоим. Предоставь только пять деревень (для пандавов)" (гл. 148, шл. 14 - 19). Эти слова должны были прозвучать в собрании от имени Юдхиштхиры в речи Кришны, но он их там не произнёс, а вот Юдхиштхире в Упаплавье он сказал, что передал его просьбу о пяти деревнях. В этом месте Кришна допустил оговорку "по Фрейду", когда сказал Юдхиштхире, что Дхритараштра, Бхишма и Видура согласны на условия Юдхиштхиры: обладание пятью деревнями и согласие подчиняться Дхритараштре.

10. На прозвучавшее в собрании в Хастинапуре официальное требование Кришны отдать "партхам половину (царства)" Дурьйодхана отвечает отказом, власть в стране принадлежит только Дхритараштре: "Пока существует царь Дхритараштра, о Джанардана, мы и они тоже, отложив оружие, должны будем жить в зависимости от него" (гл. 125, шл. 19 - 26).

11. Скандал в собрании. Большая часть царей во главе с Дурьйодханой выходит из зала переговоров. Кришна в собрании "обратился ко всем, (находившимся там), во главе с Бхишмой и Дроной" связать Дурьйодхану и выдать его пандавам. Дурьйодхана, Карна, Шакуни, Духшасана узнают об этом и обсуждают предложение Кришны. Сатьяки по губам ("внешним признакам") узнаёт об этом и, намеренно провоцируя или же спасая Кришну, сообщает, о чём говорят Дурьйодхана с друзьями, оставшимся в собрании. Дхритараштра останавливает всех. Кришна пугает присутствующих в зале "вселенской формой" и уходит из зала в окружении Сатьяки и Критавармана.

12. Кришна хочет склонить Карну к предательству и предлагает ему власть махараджи кауравов. Карна отказывается. Кунти пытается ввести Карну в заблуждение, что он её сын, и предлагает Карне перейти на сторону пандавов. Карна отказывается.

13. В Упаплавье Кришна рассказывает Юдхиштхире о результатах переговоров. Он обвиняет Дурьйодхану в срыве переговоров. Вместе с тем он вдруг признался, что унижал Дурьйодхану, пугал Карну и Шакуни, пытался "разъединить всех царей при помощи слов и тайных козней" (гл. 148, шл. 7 - 13). После всего этого он якобы предложил дар - согласие пандавов на пять деревень. И это было ложью! В зале собрания Кришна ничего не сказал о пяти деревнях.

14. Войска собираются в Упаплавье, а Юдхиштхира никак не может отойти от шока итогов переговоров в Хастинапуре. Кришна говорит, что Дуьйодхана приказал заточить его в тюрьму (что было ложью). В конце своей речи он говорит, что теперь только война решит спор.

15. Юдхиштхира всё ещё не готов воевать: "Как же можно начинать сражение против тех, кто вовсе не заслуживает быть убитыми!" (гл. 151, шл. 16 - 22).

16. Арджуна выступает в поддержку Кришны. Довольный Кришна смеётся: война становится реальностью В глубине души он ликует: какие всё-таки глупцы эти пандавы, их так легко обмануть.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (45): вперёд»
На счёт пяти деревень, я тут вспомнил фразу Дурьодханы из 57 главы, которая "Нам не следует, о высокочтимый, отдавать пандавам даже самую толику земли, которую можно пронзить острым концом иголки!" В смысле, что она не похожа была на готовность отдать пять деревень... Вы, вроде бы, разбирали этот эпизод, надо посмотреть, что там ещё, конечно. Хотя Кришна, конечно, вне всякой конкуренции со своими интригами и бесконечной ложью, такой, что уже сам начинает путаться в показаниях. Мерзко-то как. И да, меня эти неуместные улыбки и смех Кришны напрочь выносили всю дорогу, просто уму непостижимо! Ему же вообще на всех плевать, главное, чтобыничего не отступало от его плана, а всё прочее побоку. Как только эту говорящую гниду можно чтить как бога? Нда.
Соккар 15-05-2018-12:34 удалить
Такая фраза там была: "Нам не следует, о высокочтимый, отдавать пандавам даже самую толику земли, которую можно пронзить острым концом иголки!"
Но она была сказана не во время переговоров с Кришной, а во время совещания кауравов после возвращения Санджаи. Обсуждать кауравы могли, что угодно, а вот во время переговоров была озвучена их официальная позиция. Да и как уж были извращены слова кауравов, говорить не приходится. Вполне вероятно эти слова прозвучали в контексте того, что пандавам нельзя отдавать в самостоятельное правление даже столь малый участок земли, поскольку они склонны к нарушениям договорённостей. А вот под присмотром Дхритараштры им можно доверить пять деревень, а не городов.

Что касается Кришны... Это ещё не все подлости, творимые им. Сколько ещё их будет после, и во время войны, и после неё. Удивляет то, что такого подонка не то, чтобы признали богом (хотя и это тоже), а то, что придумали миф о том, что он изложил высочайшую философию в Бхагавадгите.

Вы не могли бы написать в личку телефон издателя, с которым вы знакомы. Скоро уже книжная ярмарка, я там обязательно буду. От моего дома 15 минут ходьбы до Малой Садовой....

Такая фраза там была: "Нам не следует, о высокочтимый, отдавать пандавам даже самую толику земли, которую можно пронзить острым концом иголки!"
Но она была сказана не во время переговоров с Кришной, а во время совещания кауравов после возвращения Санджаи. Обсуждать кауравы могли, что угодно, а вот во время переговоров была озвучена их официальная позиция. Да и как уж были извращены слова кауравов, говорить не приходится. Вполне вероятно эти слова прозвучали в контексте того, что пандавам нельзя отдавать в самостоятельное правление даже столь малый участок земли, поскольку они склонны к нарушениям договорённостей. А вот под присмотром Дхритараштры им можно доверить пять деревень, а не городов.

Ну да, я помню, что сие случилось до сиятельного приезда Кришны. Но я вполне понимаю Дурьодхану: пандавы успели натворить достаточно такого, чтобы любой нормальный правитель не желал им давать власть в руки. Впрочем, в том, что слова могли и извратить, тоже сомневаться не приходится совершенно. Я, в принципе, могу представить такую ситуацию, что вначале Дурьодхана не хотел даже самую маленькую часть земли отдавать по понятным причинам, но после обдумал и обговорил всёс другими кауравами, что действительно, возможно, под правлением Дхритараштры можно дать им шанс и попробовать всю эту историю с пятью деревнями. И если бы не Кришна...

Что касается Кришны... Это ещё не все подлости, творимые им. Сколько ещё их будет после, и во время войны, и после неё. Удивляет то, что такого подонка не то, чтобы признали богом (хотя и это тоже), а то, что придумали миф о том, что он изложил высочайшую философию в Бхагавадгите.

На Курукшетре их было достаточное количество, там вообще волосы на голове шевеляться, о да. Но он всю дорогу занимается инфернальным, прости господи, мудачеством. И это - Всевышний! Скорее уж наоборот, какая-то противоположная ему сила... в такое я готов поверить.

Вы не могли бы написать в личку телефон издателя, с которым вы знакомы. Скоро уже книжная ярмарка, я там обязательно буду. От моего дома 15 минут ходьбы до Малой Садовой....

Она не издатель, она рядовой редактор и только давала советы :) Я ей сегодня напишу, поскольку у меня есть только мобильный телефон, и спрошу, можно ли дать её контакты. Насколько я знаю,она там вроде бы даже планирует работать. В общем,я сегодня спрошу, и, если что, вам напишу ))
Соккар 15-05-2018-13:17 удалить
Выгораживая Кришну, авторы эпоса клеветали на Дурьйодхану. Во время переговоров именно Кришна предложил связать Дурьйодхану и выдать его пандавам. В это время Дурьйодхана с друзьями был на улице, ему сообщили. Они стали обсуждать это, за ними издали наблюдал Сатьяки и по "внешним признакам" (прочёл по губам?) узнал, о чём они говорят. Затем он вбежал в зал и сказал, что Дурьйодхана хочет арестовать Кришну. И как это выглядит? Только что Дхритараштра, Бхима и Дрона сами слышали подобное предложение от Кришны ...и промолчали. А тут вдруг все ополчились на Дурьйодхану. В общем со лжецами и подлецами лучше вообще не иметь дела и не вести переговоры.

Если такой подлец, как Кришна, поступает столь коварно со врагами, то наступит время и он будет таким же подлым и с союзниками, и с друзьями. Я думаю, редакторы эпоса долго ломали голову, как из подлеца сделать бога. Все его подлости постарались превратить в чудеса и в непознаваемую и неизрекаемую природу Абсолюта. А по сути дела, это не теология, а хулиганство, как из бандита сделать доброго Робина Гуда... А верующие найдутся... Кришнаиты - им имя...

Хорошо, я буду ждать.
Hope_always 15-05-2018-13:35 удалить
Во все времена те, кто разжигает войны, бесчестны и жестоки.
Спасибо, Соккар, за ваше исследование!
Соккар 15-05-2018-13:41 удалить
Hope_always, к власти стремятся люди чаще всего бесчестные, поэтому они и не учатся. Я думаю, на исходе лет некоторые из них догадываются, что прожили жизнь напрасно, но ничего уже изменить не могут.
Huhrigina 15-05-2018-14:38 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Соккар,
Приветствую.
Я гляжу, у вас прямо зуб на кришнаитов, они вас как то лично обидели, или это так просто?
Я вот почему спрашиваю, когда то раньше, пару лет назад, я натолкнулась на "Историю, записанную на лепестках лотоса", но не смогла читать -- меня оттолкнул чрезвычайно Прабхупадистый слог. Мне показалось, что я читаю какой-то апокриф какого-нибудь его "блудного" последователя. Помнится, что я сильно затосковала и не смогла "проломиться" дальше.
А выводы, очень похожие на высказанные здесь, мне довелось читать в пост комментариях к ролевой игре по Махабхарате, состоявшейся тоже давольно давно. Кажется тогда же , когда появились в сети и "Записки на лепестках". Наверное, одна и та же мысль пришла одновременно в такие разные головы. Обычно так и бывает.
В вкратце эта мысль была высказана так:
"Если убрать из Махабхараты всё волшебство, то это повесть о том, как торжествует зло"
Отдаю, однако, вам должное -- в вашем случае эта мысль превратилась в боевую единицу!
Впрочем, даже если всё волшебство в Махабхарате оставить и не убирать, то картина будет выглядеть не лучше -- повесть о том, как торжествует зло, и всё тут!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Соккар 15-05-2018-14:50 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # Huhrigina,
"Я гляжу, у вас прямо зуб на кришнаитов, они вас как то лично обидели, или это так просто?"
Это нормальная реакция нормального человека:-)))
Первый раз слышу в жизни, что стиль "Истории..." похож на стиль Прабхупады. Это не так, впрочем, вы можете думать, как вам угодно. Я не буду с вами спорить.

Если люди увлекаются злом, что считают его за добро (а в этом суть кришнаитов), то разве не нормально, что у меня вырос зуб на кришнаитов. Если вам близки герои, которые уважаемы кришнаитами, то никто не мешает вам читать этих авторов. Мои симпатии всегда были на стороне кауравов. Если я вам сейчас скажу, что именно Кришна организовал ночное нападение на спящих, вы мне не поверите. Однако это так. И после этого относиться с уважением к людям, которые восхищаются Кришной, я уже не могу. И за что мне уважать кришнаитов? За то, что они слепы и не хотят видеть достаточно очевидные вещи?
Huhrigina 15-05-2018-15:10 удалить
Соккар,
уважаемый Соккар,
Я вам верю насчёт ночного нападения.
Я и сама высказывала подобные соображения когда-то на дайри.
Да и смерть Абхиманию, согласно эпосу, выглядит подозрительно.
Ещё Маккивалли писал, что союзников следует опасаться больше, чем врагов. Союзники имеют обыкновение резать друг друга сразу же после победы, о чём свидетельствует История, к сожалению.
Я всего лишь сказала о своём впечатлении, что ваш слог сближает вас с Прабхупадой. Хотя вы вроде как с ним и враги, а слог у вас сходный.
Вот ведь как бывает!
Разъеняют убеждения, но сближает слог, так что читатели мысленно относят их к одной и той же категории.
Не надо так кипятиться, я всего лишь сказала, что впервые столкнувшись с "Историей на лепестках" приняла её за сочинение какого то "блудного" последователя Прабхупады.
Соккар 15-05-2018-15:33 удалить
Вообще-то правильным было бы, чтобы вы не комментировали мой ответ на конкретный комментарий Блудный_Маршал, а высказали свои замечания по тексту эпизода. У нас с ним схожие реакции на Кришну и кришнаитов, у вас иная. Но это ваше право.

Что касается стиля. Могу повторить ещё раз: вы ошибаетесь. Но на ошибку каждый тоже имеет право. Я не читал Прабхупаду. Более того, не забывайте, это всё-таки перевод с английского. Прабхупада вообще не критикует, а восхваляет. Если вы обратили внимание, у меня есть и критика, и логика. Ни первого, ни второго у Прабхупады нет. У него есть ученики и он обращает других в свою веру. Я этим не занимаюсь. Вот у вас есть своё мнение, оно противоположно моему, я не стараюсь убедить вас в том, что вы не правы или прав я. Я предлагаю свою версию событий, кому-то она может показаться убедительной. Мне приятно, но ещё лучше было бы получать содержательную критику, а не голословные утверждения вроде вашего, что мой стиль напоминает стиль Прабхупады. Вообще, если помните, есть такое выражение: человек - это стиль. Я никому не подражал. Если вы сомневаетесь, посмотрите рубрику "Мифологическая библиотека", разве статьи из этой рубрики похожи по стилю на стиль Прабхупады...

"Не надо так кипятиться, я всего лишь сказала, что впервые столкнувшись с "Историей на лепестках" приняла её за сочинение какого то "блудного" последователя Прабхупады"

Значит, вы не поняли "Историю..."...
Исходное сообщение Блудный_Маршал
На счёт пяти деревень, я тут вспомнил фразу Дурьодханы из 57 главы, которая "Нам не следует, о высокочтимый, отдавать пандавам даже самую толику земли, которую можно пронзить острым концом иголки!"


Тут я думаю, дело просто в том, что человек он был, судя по всему, весьма эмоциональный :) Хотя южане часто такие.
Можно вспомнить реакцию Дурьйодханы на всплытие Пандавов в Панчала с клеветой, что их хотели убить. Взрыв ярости. Убью тварей к чертям!
Но когда они возвращаются, он уже успокоился, они мирно получили свою территорию ссылки и никто их придушить, как они заслуживали, не пытался. Дурьйодхана даже не настаивал на приговоре за поджог в Варанавате, хотя по закону вполне мог.

И что еще интересно. Кришна баламутит обстановку в Хастинапуре, призывая низложить и арестовать Дурьйодхану с его приближенными, а потом вдруг оказывается, что это Дурьйодхана, мол, злодей, Кришну хотел арестовать!
Перекладывание своих грехов на противника откровенное, очень заметное даже по правленному тексту.

Или еще может быть вариант: Кришна обсуждал возможность переворота и ареста Дурьйодханы с кем-то... Видурой? Юютсу?
Тут является Сатьяки и сообщает: Дурьйодхана все знает, я подслушал, как он со своими обсуждал твою интригу с арестом. Кришна, мигом сориентировавшись, выскакивает в собрание с воплями, что его хотят арестовать, посягают на посла, и тому подобное. Играл, похоже, артистично и убедительно, раз даже Дхритараштра чуть не поверил.
TAISA_ANDRYEYEVA 15-05-2018-16:07 удалить
За пост благодарю Вам!!!
Хороших майских Вам деньков!!!
Соккар 15-05-2018-16:13 удалить
"И что еще интересно. Кришна баламутит обстановку в Хастинапуре, призывая низложить и арестовать Дурьйодхану с его приближенными".

Вот эта версия (что Кришна обсуждает возможность переворота со своими), мне не приходила в голову. А вот кто у него "свои"? Юютсу - да, Видура - да. Но ведь есть ещё и Критаварман, есть и Крипа... Последний в какой-то момент перешёл на сторону Кришны (его в одной из книг пощадил Сатьяки, а мог убить). С Критаварманом было какое-то войско, была охрана и у Кришны. Чем-то этот момент был похож на убийство Шишупалы. Там ведь царь Чеди предлагает поединок на улице и выходит с этой целью из собрания.

Когда свёл все переговоры в одном эпизоде, очень понравилась реплика Видуры: "Сын Панду (Юдхиштхира) отпадает от закона кшатриев. Поэтому поставь его, о царь, в такое положение, чтобы он мог выполнять обязательный долг царей" (гл. 40, шл. 23 - 27).
Получается, зря Юдхиштхиру именуют царём. По статусу - он никто, что-то вроде отбывшего срок каторжанина. Даже Видура признаётся, что он не царь.
Соккар 15-05-2018-16:15 удалить
Ответ на комментарий TAISA_ANDRYEYEVA # TAISA_ANDRYEYEVA, спасибо. У нас погода разгулялась, летняя практически.
TAISA_ANDRYEYEVA 15-05-2018-16:16 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Замечательно,рада за Вас!!
Соккар 15-05-2018-16:19 удалить
Ответ на комментарий TAISA_ANDRYEYEVA # TAISA_ANDRYEYEVA, спасибо.
Не знаю, как для Лондона, а для Питера хорошая погода почти как добавка к зарплате: радует, душу греет и тело тоже:-))
Исходное сообщение Соккар
Вот эта версия (что Кришна обсуждает возможность переворота со своими), мне не приходила в голову. А вот кто у него "свои"? Юютсу - да, Видура - да. Но ведь есть ещё и Критаварман, есть и Крипа... Последний в какой-то момент перешёл на сторону Кришны (его в одной из книг пощадил Сатьяки, а мог убить). С Критаварманом было какое-то войско, была охрана и у Кришны.

Здрасьте! Я же у Вас эту мысль и почерпнула. Где-то Вы уже обмолвились тут о том, что об аресте Дурьйодханы Кришна говорил отнюдь не со всеми присутствовавшими в собрании, и тогда же Вы назвали в качестве предполагаемых фигурантов Юютсу, Видуру и Крипу :) Не приснилось же мне? :)))

Вот, нашла:
Когда Дурьйодхана вошёл в собрание, ему никто не сказал о предложении Кришны выдать его пандавам. И тем не менее, он знает о таком предложении. К кому же Кришна обратился с предложением схватить, связать и выдать Дурьйодхану пандавам? Вряд ли это были Дхритараштра, Дрона и Бхишма. А в зале были ещё и Крипа, Юютсу и брахманы с Нарадой. И кто сообщил Дурьйодхане о предложении Кришны? Не была ли это Гандхари? На эти вопросы трудно ответить, потому что в тексте об этом ни слова.

Вот из этих Ваших слов возникла моя мысль.
Соккар 15-05-2018-16:48 удалить
О!!!
Забыл уже... Мысль уж слишком дерзкая даже для Кришны. Но если он привык к тому, что убивать своих противников нужно в те мгновения, когда они меньше всего ждут, то для него это норма. У него вообще мысль заряжена на убийство как средство решения любого конфликта, что резко контрастирует с позицией Карны, который будет искать мирное решение почти в любой ситуации. Уже в следующем эпизоде Дуьйодхана и Карна, догадавшись о том, что Кришна в Упаплавье выставит кауравов виновными, дадут ещё один последний шанс Юдхиштхире вернуться к мирному варианту решения. И сколько там будет ярости, ругани и злобы прежде всего со стороны Арджуны!
Huhrigina 15-05-2018-22:48 удалить
Ответ на комментарий Бригита_О_Брайн # Тогда, выходит, Карна не "провожал", а "выпроваживал" Кришну.
Соккар 15-05-2018-23:13 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # Huhrigina, отъезд Кришны связан со срывом переговоров, а вот провожал его Карна. В тексте говорится, что Кришна посадил его к себе на колесницу и далее у них произошёл разговор с глазу на глаз. Но после скандала в собрании Карна вряд ли бы поехал его провожать. А вот по просьбе Дхритараштры - да. Кришна добился цели, сорвал переговоры, его не надо было выпроваживать. А вот переманить Карну очень хотелось, он предложил ему власть махараджи кауравов.
Huhrigina 16-05-2018-08:16 удалить
Ответ на комментарий Соккар # "Посадил его к себе на колесницу"
Я никогда толком не могла понять что это значит. "Взял к себе на колесницу", и ребёнка то старше трёх уже так легко не возьмёшь.
Думаю, что если Кришна так баламутил всех и вся, то его лучше было бы не просто "проводить", но и "отконвоировать".
Соккар 16-05-2018-11:22 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # Фраза лукавая, несколько неискренняя. Я думаю, это стиль авторов эпоса. Таким образом они придают Кришне божественный авторитет. В тексте можно найти много таких указаний: "прорицания" Карны о том, что случится с кауравами во время прощания с Кришной, смешные сравнения голоса Кришны - "голосом глубоким как рокот облаков..." Вообще Карна говорит с Кришной смиренным, почти обреченным голосом... Я думаю, в реальности всё было наоборот. После провокации Кришны во время переговоров, той наглости и бецеремонности ни о каком уважении Кришны со стороны Карны речи не могло быть в принципе. Но разве могли авторы эпоса об этом сказать? Их симпатии целиком на стороне брахманов, Вьясы, Кришны, пандавов.... Даже Кашьяпа не особенно пользуется их уважением.

Поэтому я и думаю, что Карна провожал Кришну по просьбе Дхритараштры, так как многие цари были возмущены его поведением, нарушавшим поведение посла в другую страну. И вот эти цари могли просто устроить засаду на него. А Дхритараштра дал гарантии безопасности послу.
многие цари были возмущены его поведением, нарушавшим поведение посла в другую страну. И вот эти цари могли просто устроить засаду на него. А Дхритараштра дал гарантии безопасности послу.

Вот кстати да. Посол был фигурой неприкосновенной ("царь, убивший посла, низвергается в ад вместе с советниками"), но до определенного предела. И если его уличали в том, что он общается со шпионами или еще какую ведет подрывную деятельность, он эту неприкосновенность терял. То есть убивать его в любом случа было не положено, но вот отрезать ему что-нибудь нужное уже не возбранялось. Так что Кришна в данной ситуации реально мог серьезно опасаться... за те же "пиндики" хотя бы :)
Соккар 16-05-2018-11:47 удалить
И опять же... Карна мог осуществлять контроль, с кем Кришна встречался, проезжая по территории царства кауравов. "Больше смерти я боюсь обмана" - в этих словах Карны я не сомневаюсь, следовательно, за таким диверсантом в ранге посла стоило присматривать в оба глаза. Вся тактика Кришны заключается в том, что он старается действовать чужими руками, через своих слуг, шестерок, марионеток, подкупленных царей, союзников. Я думаю, он очень старательно заметал следы своего участия в событиях. Видно, что цари союзников коалиции считают своим вождем Юдхиштхиру, они ждут его команды, его распоряжений. И, по-моему. Кришна в значительной мере утратил свой контроль над Юдхиштхирой к этому времени (не забудем, пандаве уже 55 лет!), вот и приходится действовать через Арджуну. И, кажется, Бхима тоже к этому времени под бОльшим влиянием Юдхиштхиры, чем Кришны. Это будет видно из "Посольства Улуки". Воинские книги - это совсем другая литература, в ней слишком много вымысла и "подвигов" пандавов, которые они не совершали. И да, Юдхиштхира - не царь, у него нет своей территории, нет акшаухини, его братья не являются полкововодцами. А "подвиги" пандавов - эпические преувеличения.
Huhrigina 16-05-2018-16:18 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Думаю, кауравы также не доверяли Кришне и опасались продолжения козней. И не зря. Кришна и по дороге мог много Чего натворить. Вот например, начать вербовать Карну. Кстати, а куда подевались всякие там Сатьяки и прочая? Только что "громы громыхали", а теперь вот Карна с Кришной мирно сидят в тележке и беседуют о знамениях.
Соккар 16-05-2018-17:51 удалить
Ответ на комментарий Huhrigina # Сатьяки хорошо понимает своё место. Он - доверенное лицо Кришны и его верный пёс, будет его надёжным исполнителем до последнего дня жизни. Хитрый, жестокий и такой же коварный, как Кришна. Хотя формально Кришна с Карной беседуют якобы без свидетелей, однако Санджая доложил Дхритараштре о результатах беседы. Считается, что Вьяса дал ему ясновидение на время битвы, но сейчас-то битвы нет. Это говорит как раз в пользу того, что Санджая - начальник разведки Дхритараштры, его "глаза", а Карна - "уши" Дурьйодханы (заместитель Санджаи). Это всё, конечно, только версия и в тексте об этом ни слова, но можно догадаться об этом по различным намёкам. Вот Сатьяки - тоже сута Кришны, а они (суты) самые осведомлённые люди после царя, то есть начальники охраны и главы разведок.
Вот Сатьяки - тоже сута Кришны, а они (суты) самые осведомлённые люди после царя, то есть начальники охраны и главы разведок.

Невозможно не вспомнить этимологию европейского воинского звания - "маршал" (нем. Marschall < др.-в.-нем. marahscalc «конюх») :)))
Сута - это не просто :)
Соккар 16-05-2018-18:14 удалить
Тогда маршальский жезл - это кнут, погоняло:-))) Во всяком случае из этих предметов, видимо, и "вырос" маршальский жезл.

Суты всегда рядом со своим хозяином, царём. Они - доверенные лица их. Причём имена сут мы знаем только для самых выдающихся персонажей. Ну, авторы польстили Кришне, даже имена лошадей сохранили. Они, видимо, для них более важные персоны, чем внуки и внучки Дхритараштры:-))


Комментарии (45): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эпизод 21. Шок Юдхиштхиры и ликующий Кришна | Соккар - Дневник Соккар | Лента друзей Соккар / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»