Эпизод 21. Шок Юдхиштхиры и ликующий Кришна
15-05-2018 10:41
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
1. Миф как он есть
Юдхиштхира сообщил братьям, что в его поддержку выступили цари панчалов, матьсьев, чеди, магадхов и вришниев. Он попросил их высказаться, кто из военачальников достоин быть главнокомандующим всего войска. Сахадева предложил назначить предводителем всех войск Вирату, Накула - Друпаду, Арджуна - Дхриштадьюмну, Бхима - Шикхандина. Обращаясь к Бхиме, Юдхиштхира сказал, что пусть выскажет своё мнение Кришна, ибо "Именно он есть корень победы нашей или поражения, о родимый мой! В нем - наши жизни, наше царство, преуспеяние наше и невзгоды, наше счастье и несчастье! Он - тот, кто устанавливает и созидает мир, на нем зиждется осуществление наших чаяний!". Кришна сказал, что все эти цари достойны быть предводителями войска, но так и не назвал его имя. Войско выдвинулось к Курукшетре и расположилось лагерем.
Мысль о надвигающейся войне не давала покоя Юдхиштхире. Он обратился к Кришне с вопросом, как могло случиться такое, ведь Джанардана слышал всё, что говорили в собрании цари, а также, что сказали Кунти и Видура. И Кришна ответил.
Удьйогапарва, гл 151, шл. 1 - 5, 6 - 15:
"Вайшампаяна сказал:
Вспоминая слова, сказанные Васудевой, Юдхиштхира снова вопросил того отпрыска их рода Вришни: "Как мог нечестивый (Дурьйодхана) сказать это?...".
Услышав эти слова царя справедливости, согласные с законом и и мирской пользой, Кришна тогда голосом глубоким, как рокот облаков или грохот барабанов, промолвил в ответ: "Те благие, сообразные с законом и пользой слова, которые я сказал (в собрании кауравов), не нашли отклика у царевича из рода Куру, у которого обман заменяет собою мудрость! Тупоумный, он нисколько не слушается советов ни Бхишмы, ни Видуры, ни данных мною. Он пренебрегает всяким. Он не хочет добиваться справедливости, он не желает славы. Тот нечестивец, полагаясь на Карну, считает, что все им уже выиграно. Ведь Суйодхана приказал даже заточить меня в темницу. Но он, злонравный, пренебрегающий велениями (старших), не достиг осуществления того желания. Ни Бхишма, ни Дрона не сказали тогда ничего путного. Все они следовали Дурьйодхане, кроме Видуры, о неувядаемый (в славе)! Шакуни, сын Субалы, Карна и Духшасана - все одинаково глупые - преподали ему, глупому и мстительному, неподобающие советы в отношении тебя. Что толку говорить мне тут обо всем, что сказали кауравы! Короче, тот злоумышленник не расположен к тебе благосклонно! Даже во всех царях этих, что представляют войска твои, нет столько греховности той и злости, сколько заключено лишь в одном Дурьйодхане. А что до нас, то мы вовсе не желаем (заключать) мир с кауравами, жертвуя своим достоянием! Поэтому война - это единственное, что может воспоследовать теперь!".
Услышав те слова, сказанные Васудевой, цари все, не говоря ничего, глядели в лицо царю (Юдхиштхире), о потомок Бхараты! А Юдхиштхира, понимая намерения тех царей, отдал вместе с Бхимой, Арджуной и близнецами приказание готовиться к битве. И когда приказание было объявлено, среди войска Пандавы поднялся великий шум и возликовали воины".
Юдхиштхира сказал Бхиме и Арджуне, что неотвратимо надвигается убийство родственников пандавов: "Как же можно начинать сражение против тех, кто вовсе не заслуживает быть убитыми? Какая же может быть победа для нас оттого, что мы убьем наших престарелых наставников?".
Удьйогапарва, гл. 151, шл. 23 - 27:
"Вайшампаяна сказла:
Услышав это от царя справедливости, Савьясачин, усмиритель врагов, повторил (Юдхиштхире) те слова, которые были сказаны Васудевой. (И он прибавил ещё): "Ты, о царь, конечно уразумел полностью все слова Кунти и Видуры, которые пересказал тебе сын Деваки! Ведь оба они не скажут ничего несправедливого - таково твердое убеждение мое! Кроме того, о Каунтея, не подобает тебе отступать назад, не вступая в битву!". Выслушав эти слова Савьясачин, Васудева тоже промолвил с улыбкой, обращаясь к Партхе: "Это именно так, (как ты сказал)!.
Юдхиштхира утвердил военачальниками царей своих союзников, а главнокомандующим поставил Дхриштадьюмну.
Удьйогапарва, гл. 154, шл. 10 - 14:
"Вайшампаяна сказал:
Пригласив тогда Друпаду, Вирату и того быка из рода Шини, Дхриштадьюмну, царевича Панчалы, и царя Дхриштакету, Шикхандина, тоже царевича Панчалы, и Сахадеву, правителя Магадхи, - этих семерых героев, могучих лучников, прославляющих битву, Юдхиштхира посвятил их, согласно правилам, в предводители (семи акшаухини) своих войск. А верховным военачальником над всеми он назначил Дхриштадьюмну, который произошел из пылающего (жертвенного) огня ради сокрушения Дроны. А предводителем всех этих военачальников благородных, вместе взятых, он назначил Дхананджаю с хлопкоподобными волосами. Руководителем же Арджуны и водителем его коней сделался прекрасный и многомудрый Джанардана, младший брат Санкаршаны".
2. Где в мифе история
Потрясённый результатом переговоров Кришны в Хастинапуре, Юдхиштхира снова и снова спрашивал его, как были сорваны переговоры. Очевидно, у него имелись веские основания рассчитывать на мирный исход миссии своего посланника. Дхармараджа был уверен в том, что кауравы не откажут ему во владении пятью дервенями. На чём основывалась эта уверенность? Если вспомнить совещания пандавов с Кришной перед поездкой последнего в Хастинапур, то более всего поражает мирная речь Бхимы на ней. Казалось, гневный, не контролирующий собственные эмоции Бхима заряжён на воинские действия, но он произносит мирную речь, явно согласованную заранее с Юдхиштхирой. Удивительно! Да и остальные братья просили Кришну, чтобы он передал кауравам, что пандавам достаточно только пять деревень. Столь скромное пожелание братьев родилось не на пустом месте. Всю жизнь они провели беспокойно и на закате её им захотелось пожить мирно. Можно предположить, что Юдхиштхира установил личную связь с Хастинапуром и за несколько дней до совещания с Кришной кауравы дали ему понять, что он может рассчитывать только на пять деревень. Вот эту весть он и довёл до сведения братьев, прекрасно понимая, что на большее у них нет никаких прав. Юдхиштхира просит Кришну передать кауравам официально эту просьбу и после возвращения его из Хастинапура он не понимает, как могло случиться, что в этой просьбе им было отказано. А случилось следующее: Кришна обманул Юдхиштхиру и ничего не сказал в Хастинапуре о пяти деревнях. В столице кауравов он обманул и Дурьйодхану, когда потребовал от него половину царства кауравов отдать пандавам.
Если привести сравнительную картину, что говорил Кришна в Хастинапуре перед кауравами, и что он говорит Юдхиштхире в Упаплавье, то различие поражает. В Хастинапуре Кришна предложил связатьДурьйодхану и выдать его пандавам. В Упаплавье же он говорит другое: "Ведь Суйодхана приказал даже заточить меня в темницу". В Хастинапуре, по версии авторов эпоса, Бхишма, Дрона, Гандхари, Дхритараштра поддержали требования Кришны (в реальности же они были на стороне Дурьйодханы!). Теперь же Кришна говорит Юдхиштхире, что в речах Бхишмы и Дроны ничего существенного не было: "Ни Бхишма, ни Дрона не сказали тогда ничего путного. Все они следовали Дурьйодхане, кроме Видуры, о неувядаемый (в славе)!". В зале собраний кауравов советники Дурьйодханы вообще не держали речей. Теперь же Кришна говорит Юдхиштхире, что Карна, Шакуни и Духшасана дали Дурьйодхане "неподобающие советы в отношении" Дхармараджи. Лгать становится всё труднее, приходится вспоминать, что было сказано раньше, чтобы не свидетельствовать против себя. Кришна идёт проторённым путём: в срыве переговоров и начале войны он объявляет виноватыми Шакуни, Карну, Духшасану и Дурьйодхану, они все глупые, мстительные, злокозненные, греховные. Он уже не может сдержать раздражение, цель достигнута, война начинается, а его всё ещё достают глупыми вопросами, почему мир не был достигнут. Разве мир это то, к чему он стремился в течение всей своей жизни? Кришна уже готов презирать Юдхиштхиру за его наивность и нерешительность. Война - это единственное, что необходимо Кришне. Ему нужна власть над всей страной.
Отношения союзников в коалиции пандавов любопытные. Казалось бы, авторитет Кришны незыблем, это многократно подчёркивается авторами эпоса. Но цари, слушающие речи Васудевы, смотрят на Юдхиштхиру и ждут именно его распоряжений, формально они воспринимают пандаву руководителем коалиции. Яркие речи посла их не убеждают. И команда готовиться к битве исходит не столько даже от Юдхиштхиры, как от Арджуны, Бхимы и близнецов. Сомнения всё ещё продолжают жить в его сознании. Юдхиштхира прекрасно осознаёт, что претензии пандавов на власть несостоятельны: "Как же можно начинать сражение против тех, кто вовсе не заслуживает быть убитыми?". Правота на стороне кауравов и воевать Юдхиштхире совсем не хочется. И надо отдать ему должное, его мировоззрение сильно изменилось по сравнению с молодостью. Ведь именно он в юные годы отдал приказ поджечь склад с оружием в Варанавате, когда сгорело семь человек вместе с Пурочаной, а теперь на склоне лет он не хочет воевать с кауравами и стать причиной смерти многих близких и знакомых ему людей...
Но ведь есть Арджуна... Кришна потратил много усилий на его психологическую обработку, а теперь перед нами уже не столько брат Юдхиштхиры, как "второе естество" Кришны. Он говорит, что Видура и Кунти считают войну неизбежной: "Оба они не скажут ничего несправедливого". Догадываясь о сомнениях Юдхиштхиры, Арджуна хочет авторитетом матери и Видуры подкрепить настойчивость Кришны. Да ведь и нет пути назад - воины уже приготовились к битве. Нерешительный Юдхиштхира не может остановить войну, события развиваются не так, как ему бы хотелось.
А на лице Кришны улыбка... Но что смешного в том, что начинается война? Как можно радоваться её началу? Юдхиштхира потрясён... Что в ней? Ликование? Презрение к Юдхиштхире и морали? В ликующей улыбке Кришны есть нечто сладострастное от мысли, что тайные планы реализуются, что события развиваются по задуманному сценарию. Раньше эти планы нужно было скрывать, а теперь они вырываются наружу.
Обряд назначения военачальников коалиции отчасти формальность, цари народов и их сыновья возглавляют акшаухини. А вот выбор главнокомандующего для Юдхиштхиры не столь очевиден. Формально им становится Дхриштадьюмна, приёмный сын Друпады и "брат" Драупади. Его кандидатуру предложил, кстати, Арджуна. Надо думать, что без согласования с Кришной он этого не сделал бы. Над ним ещё находится Аржуна, а выше его сам Кришна! Фактически это означает, что руководить военной кампанией будет Кришна не от своего имени, а своего "второго естества". Пусть союзники пандавов считают, что все команды исходят от Дхриштадьюмны, он же должен получать команды от Арджуны, а им будет управлять Кришна. Таким образом, формально воюя за интересы Юдхиштхиры, союзники пандавов на самом деле реализуют замыслы Кришны. За неудачи будут отвечать Дхриштадьюмна и Арджуна, а успехами гордиться Кришна.
3. Версия исторических событий
Переговоры и посольства явились последним этапом на пути к войне. Многословные и запутанные, они в эпосе не проясняют подлинные события, а только запутывают понимание сюжета. Представим другую картину, уберём все неясности, недомолвки, искажения и опишем ход переговоров в их реалистическом виде.
1. В Упаплавье состоялось совещание пандавов, их союзников и Кришны, где принято решение послать к кауравам домашнего жреца Друпады с требованием выделить пандавам долю отцовского наследия. Кришна предлагает "убедить отдать Юдхиштхире половину царства" (гл. 1, шл. 18 - 24).
2. Жрец Друпады в Хастинапуре передаёт кауравам требование коалиции пандавов о выделение отцовского имущества: "И доля отцовского имущества для каждого из них должна быть равной" (гл. 20, шл. 1 - 11).
3.Дхритараштра отправляет Санджаю с посольством к пандавам с мирным посланием: "Дхритараштра желает мира с пандавами" (гл. 22, шл. 35 - 39).
4. В Упаплавье в присутствии Кришны Юдхиштхира говорит Санджае, что мир возможен, если кауравы отдадут ему долю отцовского царства: "Пусть царство в Индрапрастхе будет моим!" (гл. 26, шл. 23 - 28). В другом варианте он требует от Дурьйодханы: "Либо ты отдашь мне (назад) мой Шакрапур, либо ты, о герой, первейший среди потомков Бхараты, сразишься (в битве со мною)!" (гл. 30, шл. 41 - 47).
Неофициально в разговоре с глазу на глаз с Санджаей и без Кришны Юдхиштхира говорит о пяти деревнях: "Отдай нам хотя бы одну область своего царства, ибо мы хотим мира. Пусть местожительством нашим будут Кушастхала, Врикастхала, Асанди, Варанавата и еще какое-нибудь (селение) вместо пятого. Дай пятерым братьям лишь только пять деревень, о Суйодхана!" (гл. 31, шл. 12 - 23). В дальнейшем станет известно, что при условии получения пандавами пяти деревень, они отказываются от всех претензий на царство и согласны признать над собой власть Дхритараштры.
5. Ночные встречи Дхритараштры с Видурой и Санатсуджатой. Видура говорит, что причина конфликтов претензии брахманов, которые не могут получать дары от пандавов, потому что Юдхиштхира не является царём: "Сын Панду (Юдхиштхира) отпадает от закона кшатриев. Поэтому поставь его, о царь, в такое положение, чтобы он мог выполнять обязательный долг царей" (гл. 40, шл. 23 - 27).
Санатсуджата говорит, что боги Гималаев не причастны к конфликту.
6. В Хастинапуре Санджая оглашает официальное требование коалиции пандавов перед царями: если кауравы не отдадут Юдхиштхире "его (доли) царства", то будет война (гл. 47, шл. 2 - 8).
В речи Санджаи не прозвучало упоминание о пяти деревнях, но из слов Дурьйодханы об этом известно: "Юдхиштхира, потеряв (всякую надежду получить) хотя бы город, просит только пять деревень" (гл. 54, шл. 23 - 32).
7. В Упаплавье неожиданно Кришна сталкивается с тем, что пандавы настроены мирно, их пожелание - только пять деревень. Драупади говорит Кришне, что это "послание было втайне передано Санджае царем Юдхиштхирой" (гл. 80, шл. 1 - 9). Кришна уговаривает братьев не отказываться от царства и говорит, что отправится в Хастинапур. Он обещает Юдхиштхире выполнить его просьбу и даёт клятву Драупади, что жена пандавов увидит слёзы жён кауравов: "Клятвенно обещаю тебе, о Кришна, останови свои слезы. Скоро ты увидишь врагов мужей твоих убитыми" (гл. 80, шл. 42 - 49). При этом он не стесняется сказать Юдхиштхире, что поедет в Хастинапур, чтобы сеять раздор и оскорблять Дурьйодхану: "Я также буду поносить его среди горожан и поселян, перед старыми и малолетними, при стечении представителей всех четырех каст" (гл. 71, шл. 21 - 30).
8. В Хастинапуре Кришна говорит Дхритараштре и собранию, что кауравы должны отдать "пандавам их часть отцовского царства" (гл. 93, шл. 50 - 56). Чуть позже он потребует от Дурьйодханы отдать "партхам половину (царства)" (гл. 122, шл. 57 - 61).
9. Бхишма, Дрона, Дхритараштра обращаются к Дурьйодхане и поддерживают Кришну. Но это только формально по тексту эпоса. Чуть позже становится понятно, что они отвечают на речь Кришны, а не обращаются к Дурьйодхане. Ведь речь Кришны была обращена к Дхритараштре (царю) и Бхишме (главе собрания). Они согласны отдать пять деревень при условии, что пандавы признают власть над собой Дхритараштры. Ответ старейших кауравов Кришне абсолютно логичен, а вот обращение их к Дурьйодхане не понятно, ведь речь сына Дхритараштры прозвучит чуть позже. Это ясно из слов самого Кришны, которые он сказал Юдхиштхире в Упаплавье, что он якобы передал просьбу Юдхиштхиры о пяти деревнях кауравам и реакции Дхритараштры и Бхимы: "Пусть же они отдадут тебе царство. И пусть они не будут обладать властью! И пусть все будет так, как сказал царь (Дхритараштра), сын Ганги (Бхишма) и Видура. Пусть все царство будет твоим. Предоставь только пять деревень (для пандавов)" (гл. 148, шл. 14 - 19). Эти слова должны были прозвучать в собрании от имени Юдхиштхиры в речи Кришны, но он их там не произнёс, а вот Юдхиштхире в Упаплавье он сказал, что передал его просьбу о пяти деревнях. В этом месте Кришна допустил оговорку "по Фрейду", когда сказал Юдхиштхире, что Дхритараштра, Бхишма и Видура согласны на условия Юдхиштхиры: обладание пятью деревнями и согласие подчиняться Дхритараштре.
10. На прозвучавшее в собрании в Хастинапуре официальное требование Кришны отдать "партхам половину (царства)" Дурьйодхана отвечает отказом, власть в стране принадлежит только Дхритараштре: "Пока существует царь Дхритараштра, о Джанардана, мы и они тоже, отложив оружие, должны будем жить в зависимости от него" (гл. 125, шл. 19 - 26).
11. Скандал в собрании. Большая часть царей во главе с Дурьйодханой выходит из зала переговоров. Кришна в собрании "обратился ко всем, (находившимся там), во главе с Бхишмой и Дроной" связать Дурьйодхану и выдать его пандавам. Дурьйодхана, Карна, Шакуни, Духшасана узнают об этом и обсуждают предложение Кришны. Сатьяки по губам ("внешним признакам") узнаёт об этом и, намеренно провоцируя или же спасая Кришну, сообщает, о чём говорят Дурьйодхана с друзьями, оставшимся в собрании. Дхритараштра останавливает всех. Кришна пугает присутствующих в зале "вселенской формой" и уходит из зала в окружении Сатьяки и Критавармана.
12. Кришна хочет склонить Карну к предательству и предлагает ему власть махараджи кауравов. Карна отказывается. Кунти пытается ввести Карну в заблуждение, что он её сын, и предлагает Карне перейти на сторону пандавов. Карна отказывается.
13. В Упаплавье Кришна рассказывает Юдхиштхире о результатах переговоров. Он обвиняет Дурьйодхану в срыве переговоров. Вместе с тем он вдруг признался, что унижал Дурьйодхану, пугал Карну и Шакуни, пытался "разъединить всех царей при помощи слов и тайных козней" (гл. 148, шл. 7 - 13). После всего этого он якобы предложил дар - согласие пандавов на пять деревень. И это было ложью! В зале собрания Кришна ничего не сказал о пяти деревнях.
14. Войска собираются в Упаплавье, а Юдхиштхира никак не может отойти от шока итогов переговоров в Хастинапуре. Кришна говорит, что Дуьйодхана приказал заточить его в тюрьму (что было ложью). В конце своей речи он говорит, что теперь только война решит спор.
15. Юдхиштхира всё ещё не готов воевать: "Как же можно начинать сражение против тех, кто вовсе не заслуживает быть убитыми!" (гл. 151, шл. 16 - 22).
16. Арджуна выступает в поддержку Кришны. Довольный Кришна смеётся: война становится реальностью В глубине души он ликует: какие всё-таки глупцы эти пандавы, их так легко обмануть.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote