• Авторизация


Шестеричный мир. Пространство, время и их воздействие на уклад жизни 17-12-2017 11:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


   Мироощущение традиционного индуса представляет пространство, поделённое на шесть измерений: верх, низ, назад, вперёд, налево, направо. Человек, находящийся в центре, воспринимает пространство вокруг себя в форме шара, разделённого на шесть секторов. Хотя обозревать сразу все направления ему не удаётся, но умозрительно он их ощущает.

   Основой времяисчисления для древнего индуса служил отрезок из шести лет, называемый югой. Всего таких юг было четыре: Критаюга, Третаюга, Двапараюга, Калиюга. Полный цикл составлял 24 года. В позднем индуизме характеристики этих юг стали отличаться одна от другой, а их продолжительность уже носила откровенно спекулятивный характер и составляла числа, не имевшие никакого отношения к конкретной человеческой жизни. Год тоже делился на шесть периодов: весна, лето, пора дождей, осень, зима, прохладный сезон. Эти периоды продолжались примерно по 60 дней. Год начинался с дня весеннего равноденствия.


   Весь уклад жизни традиционного индуса во многом определялся этими пространственно-временными ориентирами. Во всех сферах жизни наблюдается стремление к регламентации и кодификации. При этом поразительно большой смысл в этих предписаниях придавался числу шесть. В философии существовало шесть ортодоксальных систем (даршан): санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта. Индийская медицина аюрведа насчитывала шесть вкусов: сладкий, кислый, солёный, острый, горький, вяжущий. Органы восприятия включали в себя шесть великих элементов: пять органов чувств и ум или мыслительную способность. Если индусы хотели подчеркнуть достоинства женщин, то говорили, что шесть её членов совершенны: груди, бёдра, глаза. Иногда их перечень был иным, но количество их оставалось неизменным: нос, глаза, уши, ногти, грудь, шея. По представлениям индуизма у тела было шесть главных частей: две руки, две ноги, голова и талия. Корова давала шесть главных "плодов": мочу, звон колокольчика, молоко, кислое молоко, творог и масло. Шесть качеств украшали человека: власть, знание, уважение, успех, отрешённость, порядочность. Эпитет Вишну Шадбинду означал "Дающий шесть капель (снимающий головную боль". Эпитет Дурги Шадбхуджа ("Шестирукая") являлся гневным проявлением супруги Шивы. Сын Шивы Сканда носил эпитет Шанмукха ("Имеющий шесть лиц"). Ещё одним его эпитетом был Шанматура ("Имеющий шесть матерей"). У божества должно быть шесть качеств: сверъестественная сила, доблесть, бесстрастность, знание, удача, хорошая слава. После смерти человека между 170 и 180 днями проводилась особая погребальная церемония, называемая Шанмасьи ("шестимесячная погребальная церемония").

  Во внешней политике существовало шесть методов её проведения: мир, война, выжидательное положение, наступление, двойственная политика, искание защиты. В военном деле армия состояла из шести родов войск: колесницы, слоны, конница, пехота, повозки, верблюды. Войско раджи акшаухини насчитывало шесть тысяч человек. Тот человек, кто покушался на жизнь другого (atatayin), заслуживал смерти даже если им был брахман, ведь он замышлял совершить шесть отвратительных действий: 1) кто поджигает дом твой, 2)кто даёт тебе яд, 3)кто приближается к тебе с оружием в руках, 4)тот, кто грабит у тебя богатство твоё, 5)кто лишает тебя владения полем, 6)кто обесчещивает жену твою. Как и в случае с югами, в позднем индуизме численность акшаухини стала носить чисто фантастический характер. Даже два эти примера свидетельствуют о том, что реальность прошлого уже ушла в небытие, схоластический ум стремился к чудесам, не удовлетворяясь обычной жизнью.

  По представлениям индуизма царю принадлежит шестая часть как заслуг, так и грехов его подданных. Также царь имел право на шестую часть урожая земледельцев.

  Шести сезонам года соответствовали шесть бедствий: чрезмерные ливни, засуха, саранча, крысы, птицы, иноземное вторжение. Священные тексты индуизма Веды дополняли шесть вспомогательных частей: фонетика, обрядовый ритуал, грамматика, этимология. метрика, астрономия. У человека есть шесть грехов или шесть внутренних врагов: страсть, гнев, жадность, гордость, безумство, высокомерие.

Вот что говорит Махабхарата:" Шесть пороков следует избегать человеку, желающему достичь благо­получия: сонливость, вялость, страх, гнев, леность и проволочку (в де­лах). Следующих шесть должен человек оставлять, как в море разбитую лодку: наставника, не способного объяснять (священное писание), жреца, не изучавшего (веды), царя, не способного защищать (своих подданных), и жену, говорящую неприятности, пастуха, желающего оставаться в де­ревне, и брадобрея, предпочитающего жить в лесу. Но, с другой стороны, шесть добродетелей никогда не следует оставлять человеку, это: правди­вость, щедрость, прилежание, независтливость, прощение и стойкость. Кто достигает господства над шестью (дурными наклонностями), постоянно пребывающими в душе человека, тот с обузданными чувствами никогда не приобщается к греху и никогда не испытывает лишений. Следующие шесть живут за счет шести других, и седьмого не дано: воры существуют за счет нерадивых, врачеватели — за счет больпых, красавицы — за счет сластолюбивых, жрецы — за счет приносящих жертвы, цари — за счет тех, кто постоянно спорит, и, наконец, ученые — за счет простаков". (Удьйогапарва, гл 33, шл. 66 - 72")

  При совершении различных ритуалов огню возможны шесть достижений: умиротворение, оказание влияния, "ошеломление" (оглушение, обездвиживание), порождение раздора или ненависти, принуждение к бегству, убийство. Каждый брахман должен был исполнять шесть обязанностей: заучивание вед, обучение ведам, принесение жертв, отправление жертвоприношений для других, раздача даров, приём даров. Все индуисты должны выполнять свои шесть обязанностей: ритуальное омовение, повторение мантр в три периода суток (рассвет, полдень, закат), почитание высших существ чтением вед, ежедневное подношение воды богам, предкам и мудрецам, ритуальное подношение огню пищи, поклонение богам у домашнего алтаря или в храме. Йоги соблюдали шесть очистительных процедур: рвоту, слабительное, промывание носа, очищение глаз смотрением на свечу, очищение брюшной полости с помощью упражнений брюшным прессом, очищение лёгких специальным дыхательным упражнением.

  В этом шестиричном мире установители его считали, что они нашли некую формулу совершенства. Пространству и времени, поделённым на шесть частей, по их мнению, должны соответствовать явления природы, свойства сознания, качества человека и его наклонности, которых не должно быть больше шести. Человек должен дышать, думать, осязать, видеть в одном ритме с природой, он должен подчинить весь внутренний мир обнаруженным "законам" времени и пространства. Но правильно ли это деление пространства, времени и всего уклада жизни на шесть частей? В этом чувствуется некоторая искусственность, стремление вписать человека в свой шестиричный мир. Мудрецы древней Индии все сферы жизни общества подвергли огранке в поисках магического шестигранного кристалла истины. Этими предписаниями они словно хотели сказать: всё уже открыто и понято, формула совершенства найдена, нужно просто следовать канонам древности. Индийская попытка определить окружающий мир через стремление во всех явлениях природы видеть шестиричную матрицу несколько похожа на китайскую попытку расшифровать этот мир с помощью гаданий по книге "И-цзин", где чередование шести прерывистых и непрерывных линий составляет систему 64 гексаграмм. Символом шестиричного мира является шриватса. Её внешний вид уже говорит о том, что она работает в условиях закрытости от внешнего мира. Вот почему следование этой традиции возможно только для консервативного общества и заканчивается это догматизмом.
4cd3dc64397ccc4ea4a720f62a8cb923 (377x377, 175Kb)


Постскриптум

Иногда на Земле обнаруживаются некоторые артефакты в пользу того, что границы шестеричного мира были намного больше. В афганской деревушке недалеко от города Кабула сохранилось 5 каменных фигур: одна нормального роста, другая 6 метров, третья 18, четвёртая 38 метров и последняя 54 метра. Здесь тоже представлена эта же шестеричная модель мира, но в несколько искажённом виде. Если высота шесть, восемнадцать и пятьдесят четыре метра ей соответствуют, то высота в тридцать восемь метров несколько искажена, а высота в двенадцать отсутствует.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (59): вперёд»
babeta-liza 17-12-2017-14:57 удалить
Интересно! Благодарю!
Соккар 17-12-2017-15:02 удалить
babeta-liza, пожалуйста. Рад, что понравилось.
Да, а ведь действительно - рисунок полностью замкнут на себя в отличие от креста или свастики.
Может быть, шестеричность - это изначальное, местное (от дравидов? К нам час из 60-и минут от шумеров пришел), а "четверку" принесли арьи?
Соккар 17-12-2017-16:22 удалить
Бригита_О_Брайн, мне вот тоже так кажется... И крест, и свастика - открыты для внешнего мира. То есть они обладают высокой степени свободы, а вот шриватса и шестиконечная звезда (она тоже популярна в Индии) - это замкнутые на себя символы. .
Hope_always 17-12-2017-16:32 удалить
Спасибо, Соккар, за интересные сведения!Очень мудрое учение.
Соккар 17-12-2017-16:40 удалить
Hope_always, это учение хорошо только для изолированной от внешнего влияния страны, но оно же способствует тому, что в обществе накапливаются противоречия и проблемы, для устранения которых нет решения.
renics 17-12-2017-18:33 удалить
(Мироощущение традиционного индуса представляет пространство, поделённое на шесть измерений: верх, низ, назад, вперёд, налево, направо.) Эти всё ваши измерения входят в наше трёхмерное пространство (длина, высота и ширина) в котором мы и находимся, всё же остальное (верх, низ, назад, вперёд, налево, направо) это производное от трёхмерного пространства, но к этому трёхмерному пространству ещё стараются добавить ещё и фактор времени получив уже четырёхмерное пространство. Но в силу того, что до сих пор нет никаких теорий, доказывающих является ли время в нашей природе физической величиной или это только наше субъективное ощущение. Об этом есть только наработки у профессора Козырева Метафизика изменений и теория пространства-времени: http://www.markus.spb.ru/avtoritet/koz4.shtm и у других в разных источниках (С.Н. Зигуненко, Э.Р. Мулдашев и др.), в которых описаны свойства физического времени, но все они не отвечают на этот вопрос. В интернете ест научный форум где обсуждаются проблемы и явления как со временем, так и со сверхсветовыми скоростями и парадоксами и явлениями, возникающими и связанные с ускорениями физического тела при достижении ими сверх световых скоростей. Очень интересные там предположения, только давно туда не заходил и забыл адрес.
[показать]
Бесконечный шоколад. В чем подвох? Есть ответы на вопрос?
Соккар 17-12-2017-18:55 удалить
renics, я уже как-то говорил, что меня интересует не время физических процессов и химических реакций, а субъективное восприятие времени внутри моего сознания, то время, которое имеет отношение к культуре. Почему индусы использовали этот шестиричный код? Допустим, так они исчислили длину года и поделили его на шесть. Но что их вынудило пойти на то, чтобы все стороны жизни подвести (урезать или растянуть, почти как "прокрустово ложе":-))) под цифру шесть? Как будто они сказли, что число шесть "правильное", гармоничное, а вот остальные числа такими не являются. Странно, конечно. Подозреваю, что есть ещё какие-то шестиричные величины, не попавшие мне на глаза.

Для примера. У славян такой календарной единицей было число "сорок" - это что-то вроде современного месяца. Отсчет шел от дня весеннего равноденствия: первые сорок дней, потом еще сорок дней. А дальше 10-12 дней до дня летнего солнцестояния, потом снова два периоды по сорок дней и т.д. Это самый древний календарь, он сохранил значение числа "сорок" до наших дней. Отсюда, сорок сороков - это день весеннего солнцестояния или С(о)рок сороков. Слово "сОроки" писалось с ударением на первом "о". При этом слово "с(о)рок" - это определенный период времени. Здесь есть какая-то связь со словом "рок", на Украине это слово означает "год". Вообще тут думать и думать. Мне интересна эта тема, я к ней собираюсь ещё вернуться.

Что касается плитки шоколада. то мне попадалась эта картинка. Но я не сильно задумывался над ней. Какой-то оптический эффект...
Соккар 18-12-2017-10:05 удалить
Таточка-Танюша, да, пожалуйста. Рад, что понравилось.
Соккар 18-12-2017-10:28 удалить
renics, ошибка в восприятии.
Теоретически мы понимаем, что "лишней" доли шоколада не должно быть. Так где же ошибка? Плитка разделяется на пять частей. Поскольку площадь плитки зависит от ширины и длины плитки, то мы замечаем, что ширина неподвижной самой крупной части постоянна. Значит, проблема в длине. А ещё в косом резе, площади и скорости процесса. Если бы скорость была медленнее, то мы бы заметили, что длина маленькой доли плитки острого угла составляет примерно одну треть или чуть больше от всей доли. Далее, длина доли плитки тупого угла второй по величине части плитки тоже составляет около одной трети от всей длины маленькой доли в момент деления плитки на пять частей. После деления мы концентрируем внимания на косом резе и смотрим только за ним. И в последние доли секунды мы замечаем, что в придвигаем тупом угле происходят изменения: увеличивается длина и площадь. Аналогичные операции мы наблюдаем в двух следующих меньших по размеру частях плитки. Ну и ничего не происходит в оставшихся прямоугольных частях плитки.

Так что ошибка происходит из-за скорости процесса, косых углов и неспособности восприятия сохранить в кратковременной памяти сохранить длину косых долей плитки. Видимо, есть предел запоминания по времени.
Ответ на комментарий Соккар # Не то чтобы понравилось, но интересно на подумать...
Соккар 18-12-2017-11:04 удалить
Ответ на комментарий Таточка-Танюша # Таточка-Танюша, вы можете обратить внимание на рубрику "Моя проза жизни", там как раз много моих собственных размышлений о времени: прошедшем, настоящем, прошлом, забвении, эстафете времени... Тема в последнее время для меня прелюбопытнейшая. Даже сам не ожидал насколько это интересно.
Ответ на комментарий Соккар # С удовольствием почитаю, так читать мне в радость...
Соккар 18-12-2017-11:09 удалить
Ответ на комментарий Таточка-Танюша # Таточка-Танюша, там везде идёт речь о субъективном восприятии времени или иначе, как человек воспринимает время своим сознанием. Оно, конечно, отличается от времени, фиксируемом часами, времени физических процессов и химических реакций...
Ответ на комментарий Соккар # это меня и заинтересовало и давно ...
Соккар 18-12-2017-11:39 удалить
Ответ на комментарий Таточка-Танюша # Таточка-Танюша, на самом деле, субъективное время - это самая интересная часть нашего бытия. Хотя само понятие "субъективное" воспринимается в отличие от понятия "объективное", как малодостоверное, частное, личное и т.д. А ведь на самом деле субъект - это действующее лицо. И кому как не действующему лицу интересны процессы внутри его самого, но которые приборами (в отличие от "объективного" времени) никак не воспринимаются. Именно субъективное время порождает творческий процесс...
Ответ на комментарий Соккар # Творчество — это: деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее ... процесс создания субъективных ценностей. Пожалуй, что так.
Соккар 18-12-2017-11:47 удалить
Ответ на комментарий Таточка-Танюша # Таточка-Танюша, что касается меня, то я обнаружил, что многие мысли у меня появляются в процессе диалога, поэтому своего собеседника я считаю участником творческого процесса. Для того, чтобы выйти на новое качество, нужно изменить свой привычный образ мысли, а для этого нужен взгляд со стороны, который несколько поколеблет собственный привычный ход мысли. Так было у нас с Топоровым А.И. - моим соавтором в написании "Истории, записанной на лепестках лотоса".
Ответ на комментарий Таточка-Танюша # хорошая практика... такая и мне нравится.... разговор вживую, а писать мне сложно, так как пишу одним пальцем... руки немеют ...
Соккар 18-12-2017-12:03 удалить
Ответ на комментарий Таточка-Танюша # Таточка-Танюша, я пишу всеми десятью, поэтому мне в этом плане легко. При творчестве вдвоём нужно просто после слов собеседника посмотреть на какое-то время на мир, процесс или обсуждаемую проблему его глазами, а затем попытаться найти новую точку зрения с учётом его аргументов. Вот так мы и беседовали с Александром Ивановичем. На самом деле от такого общения выигрывают оба собеседника.
Ответ на комментарий Таточка-Танюша # согласна
Соккар 18-12-2017-12:07 удалить
Ответ на комментарий Таточка-Танюша # Спасибо. Очень приятно.
Шести сезонам года соответствовали шесть бедствий: чрезмерные ливни, засуха, саранча, крысы, птицы, иноземное вторжение.

Так вот что имеет в виду Дурьйодхана, когда говорит, что его подданные "не знают бедствий времен года"? Вот мне интересно, если отставить в сторону чудеса типа "я воплощенный бог и храню страну", как он этого добился? Тут надо было досрочно МЧС изобрести. И самолично возглавить.
Чтобы если где засуха, аномальные ливни, саранча или нашествие крыс - мгновенно организовать оказание помощи, раздачу посевного материала взамен пропавшего и т. д. Я другого пути не вижу.
Великий был царь!

Заберу этот материл к себе в "Матчасть", с Вашего разрешения, чтоб не потерять...

PS. Пандавам он завидовал... Вот кто мне скажет, где бы в таких условиях он вообще взял время вспоминать о Пандавах?
Соккар 18-12-2017-15:09 удалить
Бригита_О_Брайн, хорошо, забирайте. Пусть это будет подарком ко Дню рождения!:-)))

Но мне показалось интересным и вот это: "При совершении различных ритуалов огню возможны шесть достижений: умиротворение, , оказание влияния, "ошеломление" (оглушение, обездвиживание), порождение раздора или ненависти, принуждение к бегству, убийство"

Вспомните, сожжение Кхандавы, сожжение смоляного дома, сожжение дворца Кауравьи после изнасилования Улупи...

Кстати, возникло такое соображение, не являются ли наги теми брахманами, которые решили сотрудничать с властью и политикой Дурьйодханы? Тогда с точки зрения ортодоксов они становились подобными змеям и очень опасными...
Вот-вот, меня осенило, что в этом тексте очень много нужного.

Ритуалы огню - да, это тоже. Можно кстати вспомнить момент, когда Юдхиштхира не может оторваться от жертвоприношения, несмотря на то, что возле лагеря бой идет. Что он пытался сделать - принудить кауравов к бегству или сразу убить?
И кстати, какой опять контраст. У одних - отвращение бедствий времен года, у других - ритуалы огню...

Насчет "змей" хорошая мысль. Вполне может быть.
Насчет Улупи, и чья она дочь - помимо Дхритараштры был еще "царь-Кауравья" - Сомадатта, отец Бхуришраваса. Племянник Шантану от старшего брата Бахлики.

Нашла инфу про Бахлику. У Пратипы было трое законных сыновей от царицы Сунанды - Девапи, Бахлика и Шантану. Девапи заразился проказой и ушел в лес отшельничать. Бахлика счел, что не потянет империю, и отрекся в пользу брата, удовольствовавшись меньшим уделом. Всем бы монархам такую совестливость!
Соккар 18-12-2017-15:36 удалить
Молодец, Бригита, ценное замечание. Вообще получается в первой части есть уже целый ряд корректив... Просто при работе второй части (сейчас бы сказали " при расследовании в силу вновь вскрывшихся обстоятельствах...") появляются некоторые уточнения: эпизод убийства Вритры, (кажется там роль Рамы не была столь значительной, вполне вероятно, что он вообще не принимал участия в убийстве Вритры), эпизод как Индра отнял серьги у Карны, вот эта битва с гандхарвами, (о которой вы напомнили жертвоприношением Юдхиштхиры).

Вот сразу по горячим следам... Возможно Юдхиштхира устроил в лесу небольшой пожар и кауравам (Дурьйодхане) пришлось резко отступать и он вышел к гандхарвам, а далее Карна поспешил за царем, а он уже стоял, окруженный гандхарвами. Надо перечитать тот эпизод.

Улупи могла быть дочерью Бахлики или, скорее, Сомадатты. Условно говоря там могло быть куруртное (сознательная ашипка:-)) место, поэтому Улупи и купалась в реке.
renics 18-12-2017-15:42 удалить
Ответ на комментарий Соккар # Восприятие как раз нормальное, недостаток здесь один, что на глаз нельзя измерить точный размер объекта плитки. Ролик сделан специально таким образом, чтобы запутать вас, чтобы возникла иллюзия возникновения дополнительной плитки шоколада. Во время движения кусочки шоколадки постепенно и незаметно меняют свой размер.
Если попробовать воспроизвести этот трюк с настоящей плиткой шоколада, в итоге получится плитка, которая короче ровно на 1/5 длины дольки. Это отлично видно на иллюстрации:
[показать]
Если посмотреть покадрово, то отлично видно, в какой момент начинаются манипуляции. Сразу после разделения шоколадки на куски дольки вдоль косой линии начинают «Прирастать». Точно также прирастает и более узкий кусок. Это замечательно видно, если поставить рядом кусок из первых кадров и из последних:
[показать]
Таким образом, «Волшебная шоколадка» не более чем иллюзия, в которой используется неспособность глаза отследить незначительные изменения размера при движении объекта.
Математика. Математические фокусы. Иллюзии.
Соккар 18-12-2017-15:50 удалить
Ответ на комментарий renics # renics, так я же об этом и написал, только своими словами. Разницу в длине маленьких долей я стал замечать, когда концентрированно смотрел на тупой угол части плитки в момент её разделения и сопровождал его до соприкосновения с неподвижной большей частью плитки шоколада с острым верхним углом. Я видел и рост по длине и по площади. Просто нужна концентрация...

Но согласен, что здесь есть проблема времени, пространства и восприятия явления. Скорость перемещения частей плиток запутывает восприятие.

"на глаз нельзя измерить точный размер объекта плитки" - это я и называю ошибкой восприятия...
Плена там точно не было. Я ни на секунду не верю, что пандавы оставили бы Дурьйодхану в живых, окажись он в их руках. Все их поведение, речи и размышления - против.
Судя по тексту, кем ни были "гандхарвы" - кауравы их разогнали. А дальше начинаются "чудеса".
Но похоже, ранения были. Потому Дурьйодхана после этой истории выглядит так, словно пытался уморить себя голодом, а люди, видя это, домысливают в меру испорченности.


Комментарии (59): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Шестеричный мир. Пространство, время и их воздействие на уклад жизни | Соккар - Дневник Соккар | Лента друзей Соккар / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»