В стихах Лоренцо Великолепного, герцога Медичи, правителя Флоренции эпохи Возрождения, звучит призыв к наслаждению жизнью: «Пусть каждый поет, играет и танцует! Пусть сердце горит негой! Долой усталость! Долой печаль! Кто хочет быть веселым - веселись сегодня. Завтра - поздно»

Иероним Босх (c. 1450–1516)
Сад земных наслаждений (правая панель триптиха, деталь)
c.1500—1510, Дерево, масло. 389,005 × 220 см
Музей Прадо, Мадрид

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail (top right)

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Полемизируя с итальянскими гуманистами, Босх показывает, что за все краткие радости жизни люди заплатят вечным муками в Аду. На исходе XV века в Нидерландах всерьез верят, что после 1054 года, когда произошел раскол христианской Церкви на Восточную и Западную, никто уже больше в Рай не попадал

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel
Detail musical instruments (left)
Пугающе-достоверная и, вместе с тем, иррациональная, построенная на сознательно нарушенных законах линейной перспективы, картина Ада представлена на правой створке триптиха. Босх утверждает: после смерти никому не будет пощады и прощения грехов. Пожар на заднем плане доски грозит распространиться и все уничтожить. Всполохи пламени окрашивают воду в багряный цвет, делая ее похожей на кровь.

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel
Detail musical instruments (left)
Правая створка («Музыкальный Ад») получила своё название из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом — монстром с рыбьей мордой.
![]()
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel -
Detail Bird-headed monster or The Prince of Hell-close-up head (lower right)

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
![]()
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail musical instruments (left)

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel
Detail musical instruments (left)
Интересный факт (мое примечание) - Иероним Босх (1450—1516) до сих пор был известен только как художник, а Vox Vulgaris впервые рассматривает его как композитора. Пятьсот лет спустя после смерти автора впервые исполняется „Рай радостей земных“, музыкальная пьеса, основанная на нотном фрагменте, который этот необычайнейший средневековый художник разместил на мужской заднице, изображённой на триптихе под тем же самым названием.

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке — кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон.
![]()
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail (top right)
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail Feet of the Tree Man

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail Feet of the Tree Man
На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, — это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда.

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
![]()
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail- Rabbit
Если в изображении Рая (левая панель триптиха - мое примеч.) Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в Аду - все перевернуто. Самые безобидные существа превращены в монстров, обычные вещи, разрастаясь до чудовищных размеров, становятся орудием пытки, один музыкант распят на струнах арфы, другой - привязан к грифу лютни.

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера - вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
The Garden of Earthly Delights,
inner right wing, detail.

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail Monster riding a creature left

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Змеи обовьют тех, кто нецеломудренно обнимал женщин, а стол, за которым азартные игроки играли в кости и карты, превратится в западню.
[показать] Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights, detail
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
Внизу слева гневливец пригвожден монстром к доске, чуть выше завистника терзают две собаки,- гордыня смотрится в зеркало на заду черта, чревоугодник извергает содержимое желудка, а алчный испражняется монетами. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» - и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. А грех лени, видимо, символизирует грешник справа внизу с бумагой на коленях, которому гомункулус в рыцарском шлеме протягивает перо и чернильницу.
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel
Detail musical instruments (left)

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail flutist (center)
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail flutist (center)

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail flutist (center)

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail flutist (center)
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights
right panel
Detail cerberus (lower right)

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
![]()
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail Inside the Tree Man
![]()
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel
Detail disk of tree man

Bosch, Hieronymus - The Garden of Earthly Delights,
right panel
Detail Bagpipe left (disk of tree man)

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights
right panel
Detail disk of tree man

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights
right panel
Detail disk of tree man

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel
Detail disk of tree man
Литературным источником босховского Ада музыкантов считается сочинение «Видение Тундала» (см. ссылку внизу), изданное в Хертогенбосе в 1484 г., подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail man ice-skating on large ice skate (mid-right)

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail man ice-skating on large ice skate (mid-right)
На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Эти образы навеяны старинной нидерландской поговоркой, смысл которой схож с нашим выражением «по тонкому льду». Чуть выше изображены люди, как мошкара слетающиеся на свет фонаря; на противоположной стороне «обречённый вечной погибели» висит в «ушке» дверного ключа.

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail man ice-skating on large ice skate (mid-right)

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail man ice-skating on large ice skate (mid-right)
Дьявольский механизм — вычлененный из тела орган слуха — составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
![]()
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail man in drum (lower left)

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel
Detail knife right (mid-right)

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights, right panel
Detail knife right (mid-right)
Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. В «железные ботинки» зажимали ноги - степень сжатия зависела от суровости приговора; в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights, right panel
Detail knife right (mid-right)

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel
Detail Butterfly monster (mid-right)
Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо — слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights, right panel

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - man riding on dotted fish and bird creature

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel
man riding on dotted fish and bird creature
Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму, вокруг которой представлены кары за всевозможные грехи.Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства.
For our third and final look at Bosch's monsters this October, we dive into his single most iconic piece,
the "Hell" panel of his three-panel
The Garden of Earthly Delights, which,
For our third and final look at Bosch's monsters this October, we dive into his single most iconic piece,
the "Hell" panel of his three-panel
The Garden of Earthly Delights, which,

For our third and final look at Bosch's monsters this October, we dive into his single most iconic piece,
the "Hell" panel of his three-panel
The Garden of Earthly Delights, which,
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.
![]()
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail Green person (mid-right)

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail Beetle

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail Key

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights, right panel
Detail Monkey, man with blue clothes and Butterfly monster
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid
Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel - Detail
c.1500—1510 oil, panel
Prado, Madrid

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights
right panel
Detail disk of tree man

Bosch, Hieronymus
The Garden of Earthly Delights,
right panel
Detail disk of tree man (путин ты? шалю)

Иероним Босх (c. 1450–1516)
Сад земных наслаждений (правая панель триптиха, деталь)
c.1500—1510, Дерево, масло. 389,005 × 220 см
Музей Прадо, Мадрид
Серия сообщений "Шедевр в деталях":
Часть 1 - Шедевр в деталях | Ян ван Эйк (Jan van Eyck, circa 1390–1441) - Гентский алтарь, 1432
Часть 2 - Шедевр в деталях | Карло Кривелли (Carlo Crivelli, 1435–1495) - Annunciation with St. Emidius.
...
Часть 35 - Шедевр в деталях | Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli, 1445-1510, Florence) - Мадонна Магнификат
Часть 36 - Шедевр в деталях | Иероним Босх (Hieronymus Bosch, c. 1450–1516) - Сад земных наслаждений (триптих, центральная панель) \1\
Часть 37 - Шедевр в деталях | Иероним Босх (Hieronymus Bosch, c. 1450–1516) - Сад земных наслаждений (триптих, правая панель) \2\