Фламенко, или канте (пение) фламенко – практически одно и то же. Этот
«Зажигательная музыка и стук каблуков. Роза в зубах. Взметнулась и обвилась вокруг ног струящаяся юбка. Дробь кастаньет выбивает стоны разбитого сердца, жалобы на измену и крики мести». Цитаты из путеводителей и яркие краски глянцевых страниц – только внешняя, поверхностная сторона невиданного в мире соединения ритма, голоса и движения.
Как удалось создать этот уникальный сплав музыкального сопровождения (токе), пения (канте) и танца (байле), точно не знает никто. Ясно лишь одно: готовила его душа испанца, домной был знойный юг страны – Андалусия, а материалом стало невероятное смешение европейских и восточных культур, оставивших свои следы, боль и кровь на прекрасной земле Испании.
Корни канте фламенко уходят так глубоко, что при взгляде в эту пропасть кружится голова. Еще задолго до наступления нашей эры на территории современной Андалусии сложилось одно из древнейших государств Европы – Тартесс. Маленькое необычное государство с высокообразованным народом, собственной письменностью, самобытной музыкальной культурой. Античные авторы уже тогда с удивлением замечали, что даже законы свои тартессийцы писали в ритмизованной форме, изложив их в «Шести тысячах стихов».
Что вообще удивительно: для испанца песня и сегодня – это органичное продолжение разговора, вполне привычное и очень убедительное. Песня – первое, что может услышать новорожденный, она сопровождает всю жизнь испанца, и песня – последнее, что звучит над его прахом. И на его родине поёт всё, не только ветер и море: в прямом смысле поёт кузнечик, поёт собака, и даже есть песня змеи.
Несомненное влияние на формирование канте фламенко оказало принятие во II–Х вв. испанской католической церковью
[показать]С приходом в VIII веке на Пиренейский полуостров арабских племен берберов и последующего расцвета мавританского государства формируется классическая «андалусская музыка». Словно губка, впитав некоторые формы и жанры испанской музыки, она создает свои, отдавая взамен ритмы, чарующие мелодии пустыни, темы зноя, любви и страсти.
В XV –XVI вв. на древнюю землю Андалусии пришли цыгане. Выходцы из Индии, они неожиданно нашли в Испании родственную музыкальную культуру и легко, органично сжились с ней. Возможно, что соприкосновение «цыганского» и «андалусского» начал высекло ту искру, что привела к окончательному оформлению жанра фламенко.
Кстати, единого мнения о самом термине «канте фламенко» нет. Одна из версий трактует его как «пение андалусских цыган», и сами они до сих пор остаются главными хранителями и лучшими исполнителями этого чуда. Но чтобы оно родилось, потребовалось триста лет отчаянной борьбы пришельцев с местными жителями, которые вели осёдлый образ жизни. Опять десятилетиями на древней земле лилась кровь, звенела сталь, стлался дым пожаров – цыгане упорно стремились сохранить право кочевой свободы. И их преследовали, разоружали, высылали из страны, загоняли в пещеры. А там, у костров, под звон гитар или просто хлопки зрителей танцем и отчаянными песнями они кричали о своем сиротстве, изгнанности, о жизни, похожей на смерть, и – вдруг – о внезапном свете озарившей ее любви.
Гитара, как неотъемлемая часть современного искусства фламенко, еще больше обостряет его импровизационный характер. Даже в наши дни большинство музыкантов (токаоров) не имеют специального музыкального образования и не знают нот, однако, обладают природной музыкальностью и великолепной памятью, позволяющими создавать удивительные импровизации.
Кстати, сам импровизационный характер, свободный метр или специфическая техника исполнения [показать]нередко вообще препятствуют точной нотной записи мелодий фламенко. Поэтому искусство гитариста (как, впрочем, и певца, и танцора) обычно передается только от мастера к его способному ученику.
И тогда рождается удивительная магия музыки фламенко. А когда появляется третий участник действа – байлаор (танцор), то рождается целый мир, завораживающий любого, кто соприкасается с ним.
В Андалусии твердо убеждены, что нет таких чувств, которые не способен передать канте фламенко. Так оно и есть! Особенно когда в неразрывное единство музыки и песни вплетено удивительное искусство байле – танца, берущего начало
Руки, вскинутые над головой в характерном изгибе, подтянутая ввысь спина, особенно гордая, но слегка агрессивная постановка тела. Миг неподвижности… И россыпь дроби – каблуки ног легко и ясно отбивают ритм, заставляя следовать за собой гитару. Вслед за грубоватым голосом кантора – резкий поворот корпуса, удивительно сильный всплеск рук, неожиданно сменившийся
Любопытно, что укоренилось мнение о кастаньетах как непременном атрибуте канте фламенко. Однако чаще всего ритм отбивается ногами, щелканьем пальцев или хлопками ладоней. Используются и кастаньеты, но чаще в самых популярных танцах или обработанных для не слишком взыскательной аудитории. Наиболее чистые формы фламенко их избегают, ибо использование кастаньет решительно ограничивает возможности страстной и выразительной игры рук.
Канте фламенко – великолепное представление, окрашенное сильными эмоциями и переживаниями. Оно оказало влияние на многие танцевальные и музыкальные стили всего мира. Последние десятилетия появились смешанные разновидности фламенко и других стилей –
А познакомиться с ним сегодня в Испании можно в залах и кафе, предназначенных для туристов, на концертах известных танцевальных трупп и исполнителей, гастролирующих по всему миру. В Екатеринбурге тоже есть школы и танцевальные группы, где можно познакомиться с искусством фламенко – ощутить себя свободным, гордым и удивительно красивым человеком – самим собой!
dancenter.ru
forums.fitnesburg.ru/documents/flamenko
Фламенко - очень молодое искусство, история которого насчитывает не более
двух веков. С тех пор, как во фламенко стала использоваться гитара, оно
находится в постоянном развитии. Это вполне закономерно: такая богатая,
насыщенная, самобытная музыкальная культура не может находиться в застойном
состоянии: сказывается ее бесспорное смешанное происхождение.
Фламенко по сути - продукт поглощения, впитывания, слияния различных
культур; а сама идея слияния имеет очень древние корни. Один из классиков
фламенко много лет назад сказал: "Можно петь в сопровождении оркестра, а
можно - в сопровождении свирели, подо все можно петь!" Новое фламенко не родилось в 80-ые, это "другое" фламенко существует уже много десятилетий. Движение - вот, что важно. Движение означает жизнь.
Стили фламенко - Los palos
Во фламенко насчитывается более 60-ти стилей (palos). На этой странице мы публикуем их основные характеристики и примеры.