Можно ли назвать Мерил Стрип лучшей актрисой за всю историю Голливуда? Пожалуй, если посчитать количество номинаций на самые престижные кинопремии. «Оскар» — 21 номинация и 3 статуэтки — это больше, чем у кого-либо из ныне живущих актеров.
«Оскар» за роль супруги главного героя в драме «Крамер против Крамера»
Добавьте в копилку абсолютный рекорд по числу номинаций и побед «Золотого глобуса» — 31 номинация и 8 наград — и получите самую кассовую ведущую актрису, по версии Книги рекордов Гиннеса.
Но мы любим Мерил Стрип не только за безупречную актерскую технику, мы восхищаемся ее интеллектом, достоинством и редкой способностью оставаться настоящей в любом амплуа и вне его. И если вы ищете вдохновение и пример для подражания, Мерил Стрип — отличный кандидат на эту роль.
Редкая знаменитость может похвастаться кристально чистой биографией, но Мерил Стрип из тех, кто смог остаться верной своим ценностям, несмотря на давление индустрии, соблазны славы и десятилетия под прицелом камер. Шум и страсти Голливуда она отвергла еще на заре своей карьеры, поставив на первый план свою семью и приватность личной жизни.
К сожалению, супруги развелись в 2023 году, но на протяжении 45 лет были преданны друг другу
Будучи человеком, полностью преданной своей семье (45 лет в браке и четверо детей), Мерил Стрип никогда не приписывала себя к лику святых женщин. Понимая важность личного выбора, она уважает и чужие судьбы — разнообразные, непредсказуемые. В актерской работе Мерил Стрип, очевидно, помогает врожденная склонность к сопереживанию и... приемы, основанные на методе Станиславского, который она освоила во время обучения профессии в Йельской школе драмы в 1970-е.
Главной особенностью Мерил Стрип считают ее способность увидеть своих героев во всем разнообразии их внутренней жизни.
Так, например, было с ее героиней в одной из первых, самых заметных, картин с ее участием. В фильме «Крамер против Крамера» Стрип сыграла мать, которая оставляет мужа и сына, — на первый взгляд, холодную и эгоистичную женщину, какой ее изначально видел режиссер.
На съемках актрисе, как говорят, сильно досталось от Дастина Хоффмана, который постоянно нашептывал ей о ее личной драме, чтобы спровоцировать эмоции. В этот год умер любимый мужчина Мерил Стрип
Мерил не позволила превратить свою героиню в типичный стереотип 70-х, в поверхностную карьеристку, сбежавшую от материнства. Она настаивала на том, чтобы ее реплики переписали, отстаивала внутреннюю боль героини перед режиссером, и сделала все, чтобы в кадре появилась не «плохая мать», а человек — растерянный, сломленный, ищущий внутренних опор.
Тот самый знаменитый монолог в суде переработала лично Мерил Стрип. Актриса буквально оживила роль Джоанны Крамер, испытывая глубочайшее сочувствие к ней. И здесь, в этой эмпатии, проявляется одна из наиболее тонких граней ее многогранного таланта.
А если миллениалам кажется, что это они придумали здоровые отношения, облеченные достоинством, увы. Эту историю начал фильм «Крамер против Крамера».
В других картинах Мерил Стрип проявляет себя не менее проникновенно и многослойно.
Еще одно подтверждение уникального таланта актрисы — ее роль в фильме «Выбор Софи», где Мерил Стрип воплощает образ польской иммигрантки Софи Завистовски. Героиня, выжившая в ужасе Холокоста, была вынуждена сделать невыносимый выбор между своими детьми под принуждением нацистского офицера, что оставляет неизгладимую травму на всю ее жизнь.
Актриса мастерски передает внутренний разлад героини, обнажая ее хрупкость и — одновременно — силу. Образ считывается как абсолютно достоверный благодаря способности Мерил Стрип к глубокому эмоциональному погружению. Она пропускает через себя всю боль, вину и отчаяние матери, которой пришлось отправить на верную смерть одного своего ребенка, чтобы спасти другого...
В «Железной леди» — фильме, завоевавшем «Оскара» и «Золотой глобус», — Мерил Стрип вместе с режиссером исследует феномен власти и ее разрушительное влияние на личность.
Актриса совершенно гениально воплотила образ Маргарет Тэтчер, причем ей удалось передать не только внутреннюю жизнь своей героини, но и поразительно точно воспроизвести ее внешне — в ее походке, интонациях, жестах и фразах.
В обожаемом нами «Дьявол носит Prada» Мерил Стрип вновь «очеловечивает» свою героиню — холодную, безупречную, высокомерную (хоть и оправданно), не терпящую слабости.
Образ Миранды Пристли — сурового главреда журнала моды — в исполнении Стрип оживает, наполняется сложностью, состоящей из тонких эмоций. Актриса обнаруживает уязвимость, усталость своей героини, изможденной вечной борьбой, ее страх оказаться ненужной.
Каждая из этих ролей отражает не только эпоху или талантливый сценарий, но и саму Стрип, ее эмпатию, смелость, интеллект. А если хочется открыть для себя многогранность актрисы, посмотрите и другие фильмы, в которых Мерил Стрип проявила максимум своего таланта.
Итак, лучшие фильмы с Мерил Стрип, которые стоит посмотреть, пока ждем сиквел «Дьявол носит Prada»:
честный до мурашек «Крамер против Крамера» (1980), где актриса воплотила образ матери, переживающей развод и внутренний кризис — «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана;
трагичный и пронзительный «Выбор Софи» (1983) о женщине, которой пришлось столкнуться с ужасающим выбором в условиях Холокоста — «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую женскую роль;
блистательный «Дьявол носит Prada» (2006), где актриса воплотила узнаваемый образ властной редакторши модного журнала — «Золотой глобус» за лучшую женскую роль в комедии или мюзикле;
легкий, как греческий бриз, «Mamma Mia!» (2008), в котором актриса примерила роль независимой матери с бурным прошлым — номинация на «Золотой глобус» за лучшую женскую роль в комедии или мюзикле;
глубокий психологический портрет в «Железной леди» (2011), фильме о Маргарет Тэтчер — «Оскар» и «Золотой глобус» за лучшую женскую роль;
напряженная семейная драма «Большая маленькая ложь» (2019), где Мерил Стрип сыграла роль свекрови, мстящей невестке, — номинация на «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана в сериале;
изысканная и бунтарская картина «Женщина французского лейтенанта» (1981), рассказывающая о женщине викторианской Англии, которая борется с социальными нормами — «Золотой глобус» за лучшую женскую роль в драматическом фильме;
остроумная «Адаптация» (2002), о писательнице, вовлеченной в эксцентричную историю — «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана в кино;
вдохновляющая кулинарная история «Джули и Джулия» (2009) о судьбе и достижениях женщины, ставшей шеф-поваром — «Золотой глобус» за лучшую женскую роль в комедии или мюзикле.
В каждой из этих работ встречаем и выдающуюся актерскую игру, и глубочайшие уроки человечности, сострадания и уважения к людям, непохожим на нас самих. И каждый из этих уроков хочется запомнить навсегда, чтобы и самим стать лучше
UPD. Пополняем список рекомендациями из ваших комментариев по мере обновления. В него вошли:
«Охотник на оленей» (1978) — фильм о войне и психологических травмах;
«Влюбленные» (1984 — история о чувствах и встречах в Нью-Йорке;
«Из Африки» (1985) — приключенческая драма о любви;
«Смерть ей к лицу» (1992) — эксцентричная черная комедия о бессмертии и соперничестве;
«Мосты округа Мэдисон» (1995) — фильм повествует о запретной любви, жертвенности, долге и сожалениях, задавая вопрос о цене личного счастья в противовес семейным обязательствам;
«Мой лучший любовник» (2005) — романтическая комедия, где актриса воплотила роль психотерапевта Лизы Мецгер, матери молодого человека, который влюбляется в ее пациентку;
«Сомнение» (2008) — напряженная драма, исследующая темы веры, морали, подозрений и власти в католической церкви 1960-х годов.
«Примадонна» (2016) — трогательная комедия о бездарной, но страстной певице, которая мечтает стать звездой и очень верит в свою мечту.