• Авторизация


САТ (СЛОВО О НАСТОЯЩЕМ). 5 11-12-2008 23:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[537x550]

В намеченном контексте несколько иными оттенками начинают отливать широко известные слова П. А. Флоренского из "Иконостаса", которые всё же позволю себе здесь воспроизвести:

 

       "Если, например, в сновидении, облетевшем все учебники психологии, спящий пережил чуть ли не год или более французской революции, присутствовал при самом ее зарождении и, кажется, участвовал в ней, а затем, после долгих и сложных приключений, с преследованиями и погонями, террора, казни Короля и т. д. был наконец, вместе с жирондистами, схвачен, брошен в тюрьму, допрашиваем, предстоял революционному трибуналу, был им осужден и приговорен к смертной казни, затем привезен на телеге к месту казни, возведен на эшафот, голова его была уложена на плаху и холодное острие гильотины уже ударило его по шее, причем он в ужасе проснулся, — то неужели придет на мысль усмотреть в последнем событии — прикосновении ножа гильотины к шее — нечто отдельное от всех прочих событий? и неужели все развитие действия — от самой весны революции и включительно до возведения видевшего этот сон на эшафот — не устремляется сплошным потоком событий именно к этому завершительному холодному прикосновению к шее, — к тому, что мы назвали событием х? — Конечно, такое предположение совершенно невероятно. А между тем видевший все описываемое проснулся от того, что спинка железной кровати, откинувшись, с силой ударила его по обнаженной шее. Если у нас не возникает сомнений во внутренней связности и цельности сновидения от начала революции (а) до прикосновения ножа (х), то тем менее может быть сомнений, что ощущение во сне холодного ножа (х) и удар холодным железом кровати по шее, когда голова лежала на подушке (Ω), есть одно и то же явление, но воспринятое двумя различными сознаниями. И, повторяю, тут не было бы ничего особенного, если бы удар железом (Ω) разбудил спящего и вместе с тем во время, вообще недолгого, просыпания облекся в символический образ хотя бы того же самого удара гильотинным ножом, а этот образ, амплифицируясь ассоциациями, хотя бы на ту же тему французской революции, развернулся в более или менее длинное сновидение. Но все дело в том, что сновидение это, как и бесчисленные прочие того же рода, протекает как раз наоборот против того, как мы могли бы ждать, помышляя о кантовском времени. Мы говорим: внешняя причина (Ω) сновидения, которое составляет одно целое, есть удар железом по шее, и этот удар символизируется непосредственно в образе прикоснувшегося гильотинного ножа (х). Следовательно, духовная причина всего сновидения есть это событие х. Следовательно, в дневном сознании, по схеме дневной причинности, оно и по времени должно предшествовать событию а, духовно происходящему из события х. Иначе говоря, событие х во времени видимого мира должно быть завязкою сновидческой драмы, а событие а — ее развязкою. Тут же, во времени мира невидимого, происходит навыворот, и причина x появляется не прежде своего следствия а, и вообще не прежде всего ряда следствий своих b, c, d,..., r, s, t, а после всех них, завершая весь ряд и определяя его не как причина действующая, а как причина конечная — τέλος.

       Таким образом, в сновидении время бежит, и ускоренно бежит, навстречу настоящему, против движения времени бодрственного сознания. Оно вывернуто через себя, и, значит, вместе с ним вывернуты и все его конкретные образы. А это значит, что мы перешли в область мнимого пространства. Тогда то же самое явление, которое воспринимается отсюда — из области действительного пространства — как действительное, оттуда — из области мнимого пространства — само зрится мнимым, т. е., прежде всего, протекающим в телеологическом времени, как цель, как предмет стремлений. И напротив, то, что есть цель при созерцании отсюда и, по нашей недооценке целей, представляется нам хотя и заветным, но лишенным энергии, — идеалом, — оттуда же, при другом сознании, постигается как живая энергия, формующая действительность, как творческая форма жизни. Таково вообще внутреннее время органической жизни, направляемое в своем течении от следствий к причинам-целям. Но это время обычно тускло доходит до сознания".

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
Life-after-Death 12-12-2008-04:17 удалить
Гениально. Но... Выходит, во сне мы более прозорливы и лучше понимаем положение вещей, чем наяву. И даже это понимание дневное сознание коверкает так, чтобы подладить его под свое тупое восприятие мира "наизнанку". Мы видим не то время, какое надо, ставим события не в том порядке и реальность вообще не такова, как кажется. А опирается вся эта перестановка с ног на голову только на постулат о творческой энергии и формирующей роли Божественных замыслов, который хочется утвердить автору. Интересно, не об этом ли на картине о. Павел говорит с о. Сергием? То-то у его собеседника такой недовольный вид))
Конечно, Флоренский, как всегда, блистательно передёргивает, "завирается", но как же его любо слушать! Пускай перевирает, лишь бы не смолкал. Возможно, Булгаков на нестеровской картине в чём-то таком его уличил, вот и думает: разоблачить не разоблачить? А о. Павел продолжает неспешные, тихогласные, журчаще-змеящиеся речи свои... Пример, о котором идёт речь, конечно, очень яркий, что и говорить. Но на его основании делать вывод об обратном течении времени в ЛЮБОМ сновидении -- это уж чересчур. Во-первых, сны бывают разные, это и нам самим прекрасно известно, и всегда было известно: взять хоть Гомера с его двумя вратами для сновидений. ОТ себя добавлю, что в эту схему никак не укладываются сновидения, которые я назову "циклическими". Могу назвать по крайней мере два их варианта: 1) бесконечные блуждания и поездки, когда нужно куда-то добраться, и всё никак не получается, меняются люди, средства транспорта, улицы и даже города, а ты так и не можешь добраться до цели; 2) одно и то же "послание" сон облекает в несколько разных сюжетных и образных форм, повторяющихся подряд в течение одной ночи. Вот это уж никак не встраивается в прямолинейную преспективу -- ни в прямую, ни в обратную. А Флоренскому, разумеется, нужна христианская телеология, это Вы совершенно точно подметили. Но как же он, собака, хитроумно выстраивает свои "системы, построенные на блестящих натяжках", как выразился Веня Ерофеев!
ОЧень интересно картина Нестерова начинает выглядеть под аккомпанемент казачьей "Степь-дорожки".


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник САТ (СЛОВО О НАСТОЯЩЕМ). 5 | Андрей_Коваль - Дневник Андрей_Коваль | Лента друзей Андрей_Коваль / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»