Художник Франсиско де Сурбаран/Христианские мученицы
................................................................................................................
Художник Франсиско де Сурбаран (Francisco de Zurbarаn), гений «золотого века» испанской живописи, имеет репутацию художника мистического и даже в некотором роде «зловещего». Его часто называют «испанским Караваджо» — впрочем, не из-за бурной жизни, состоящей из приключений и преступлений, а из-за того, что довольно долгое время Сурбаран использовал караваджиевские резкие контрасты света и тени. А еще говорят, что никто не сумел выразить особую, горячую и страстную испанскую религиозность с такой полнотой и силой, как это удалось Франсиско де Сурбарану. «Святая Маргарита Антиохийская» (Национальная галерея, Лондон) [690x700]
Святая Маргарита Антиохийская– одна из нескольких картин загадочной серии Сурбарана, изображающей христианских мучениц. Загадочно в этих полотнах, прежде всего, их назначение. Номинально они изображают святых, по факту же – привлекательных жительниц Севильи в современных одеждах
Руфина и Касильда, Инесса и Барбара, Доротея и Аполлония, Марина и Матильда, Агата и Урсула, Энграция и Маргарита – для всех мучениц Сурбаран выбрал повторяющуюся из раза в раз композицию
...............................................................................................................
Святая Изабелла Португальская [692x700] Святая Руфина Севильская [700x690] Святая Агата [685x700]
Фигуры занимают всё пространство портретов, почти все они на 2/3 развернуты к зрителю и – что важно – все без исключения самым тщательным образом разодеты. Святая Барбара [700x696] Святая Доротея [688x700]
Доротея, Аполлония и другие – просто в роскошные накидки и платья, дочка мавританского правителя Касильда – в царское облачение, ну а святая Маргарита – всего лишь в пастушеский костюм, однако чрезвычайно гармоничный и красивый. Святая Лусия [700x683] [700x525] [700x525] [700x525]
Не абсурдно ли подобное сосредоточение на внешности в ущерб непосредственно христианским подвигам святых? Ведь их жития содержат массу подробностей – живописных, хотя и кровавых, на которые в искусстве барокко был большой спрос. Святая Касильда [700x672]
Мавританка Касильда носила пищу христианским пленникам, а когда отец застукал её с хлебом в подоле, могла бы быть казнена, но хлеб превратился в розы. Святая Марина [695x700]
Аполлония Александрийская отказалась поклоняться языческим богам, за что ей сначала вырвали клещами зубы, а потом сожгли на костре. Святая Аполлония [633x700]
Обо всех этих холодящих душу подробностях Сурбаран сообщает лишь вскользь – розами в подоле Касильды, щипцами в руках Аполлонии. Святая Инесса [700x688] Святая Энграция [700x623]
Но сами девы никак не производят впечатления святых и тем более мучениц – во всяком случае, не таких, как их представляет церковный канон. Святая Урсула [700x666]
Как и во всех картинах серии, его главный интерес представляет не что иное как тщательное, виртуозное исполнение одежды. Святая Матильда [700x681]
Писатель Теофиль Готье признавал, что святые Сурбарана – «это самые романтические существа, которых только можно себе представить»
............................................................................................................... Религия Личность История Портрет Женский образ