• Авторизация


ПУШКИНИАНА. ВЕЧНЫЙ ДОЛЖНИК. 03-04-2009 11:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

               ...  БЕЗ ДЕНЕГ И СВОБОДЫ НЕТ [показать]

 

          Книгопродавец

Наш век – торгаш; в сей век железный

Без денег и свободы нет...

... Не продаётся вдохновенье,

Но можно рукопись продать.           

                  Поэт

Вы совершенно правы. Вот вам моя рпукопись Условимся.

 

Читая переписку Пушкина с книгопродавцами и издателями его произведений П.А. Плетнёвым или М.П. Погодиным, его друзьями и «благодетелями»,  я убедился: литературный труд Александра Сергеевича оплачивался  по тем временам  высоко: за одну только первую главу «Онегина» в 1827 году - выручено 8000 рублей, за небольшой сборник стихотворений  -  8040. Однако и эти суммы никоим образом не двали Пушкину возможности на достойное для него существование. Заработок, как теперь говорят, был «намного ниже прожиточного минимума». Можно, конечно, съязвить по поводу «минимума»  - в чём он для Пушкина выражался.. И можно, конечно, посетовать на мотовство, многочисленные карточные проигрыши (  Пушкину явно не везло в картах), кутежи, «проказы».

... С детской непосредственностью он мог, к примеру, обратиться из Михайловского к П.Ф. Вяземскому с такой вот  деликатной просьбой.

 ...»Письмо тебе вручит очень милая и добрая девушка., которую один из твоих друзей неосторожно обрюхатил. Полагаюсь на твоё человеколюбие и дружбу. Приюти её в Москве и дай ей денег, сколько ей понадобится, а потом отправь в Болдино ( в мою вотчину, где водятся курицы, петухи и медведи)... При сем с отеческой нежностью прошу тебя позаботиться о будущем малютке, если то будет мальчик. Отсылать его в воспитательный дом мне не хочетс, а нельзя ли его покамест отдать в какую нибудь деревню – хоть в Остафьево. Милый мой, мне совестно, ей- Ббогу, но тут уж не до совести...» (1826).

Допекали карточные проигрыши...

«Вчерашний день был для меня замечателен. Приехав в Боровичи в 12 часов утра, застал я проезжего... Он метал банк гусарскому офицеру. Перед тем я обедал При расплаие не хватило мне 5 рублей. Карта за картой проиграл 1600. Я расплатился довольно сердито, взял взаймы 200 рублей и уехал очень не доволен собой»( Из письма Плетнёву, 15 октября 1827 г.)

  Да, всё так...

Это были его страсти,его увлечения, его напасти, если хотите, его жизнь и в конечном  итоге – его творчество с его СВОБОДОЙ,  на которую катастрофически не хватало средств.

 «Пришли денег, сколько можно более. Здесь ломбард закрыт, и я на мели....» ( Пушкин –Плетнёву, 1830).

 «Сделайте божескую милость, помогите. К воскресенью мне деньги нужны непременно, а на вас вся моя надежда» ( Пушкин – Погодину, 1830).

«Могу  ли к вам заехать и когда и будут ли деньги? У Бога, конечно, всего много, но он взаймы не даёт, а дарит кому захочет, так я более на вас надеюсь, чем на него( прости Господи моё прегрешение»).

  ( Пушкин – Погодину, 1830).

«Из 60 000 моих долгов половина – долги чести

 (т.е.- карточные- А_Г. ). Чтобы расплатиться с ними, я вижу себя вынужденным занимать у ростовщиков, что усугубит мои затруднения или же поставит меня в необходимость вновь прибегнуть к великодушию государя.

 Итак, я умоляю  Его Величество оказать мне милость полную и совершенную: во-первых, уплатить эти 30 000 рублей и, во-вторых,  соизволить разрешить мне смотреть на эту сумму как на заём и приказав следовательно, приостановить выплату мне жалованья."

 Незадолго до этого Пушкин горячо благодарил Государя, который «милостиво» дал ему должность камер-юнкера, назначив жалованье 5 000  рублей.

***

Да, деньги так и оставались чудовищным пленом Пушкина, одной из главных его    «несвобод» - на протяжении всей  жизни. И умирая после дуэли, он испытывал не только физические муки, но и  с сознанием вечного должника.

 А.Строганов (представитель Опеки)  представил сумму долгов 92500 рублей.
В приложенном списке кредиторов сумма оказалась 77509, если выкинуть долги аптекарям, лавочникам, издателям, остается 46442 по векселям и заемным письмам...


 
Долги А.С. Пушкина оплатил  Государь  -  Николай I...

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (30): вперёд»
Переложила на наше время поступок Николая1. Никто и в подмётки не годится.
А_Гусев 03-04-2009-13:42 удалить
Вот и я так думаю! Мало того, император позаботился о будущем семьи Пушкина. Простил секунданта Пушкина Данзаса, хотя по законам того времени за дуэль полагалось строжайшее наказание, вплоть до смертной казни. Интересно, как бы он поступил с Пушкиным, если бы тот остался жив? Дантес был разжалован и выслан из России...
Дело в том, что рассуждать о прошлом в сослогательном !! наклонении мне только с шуткой ополучается. Что было, то было, а что было бы...это от лукавого.
А_Гусев 03-04-2009-17:05 удалить
А вот Пушкин любил порассуждать о прошлом в с сослагательном наклонении. И благодаря этим рассуждениям о римской истории в сослагательном наклонении( по поводу, а если бы Лукреция дала пощёчину своему соблазнителю...) - написал поэму "Граф Нулин". ... А что было бы с Гринёвым и всеми его близкими, если бы он не подарил мужичку, своему спасителю во время бурана, - заячий тулуп?
Ему можно. Его мысль от основного сюжета уводит так далеко и гениально, что уж не думаешь, что там было бы, если бы. Вообще-то Пушкин не из долгожителей. Не Дантес, так что-то другое было БЫ. Вот меня лично больше интересуют настоящие мотивы постука царя.
. меня больше всего поражает стойкость природного гения... ==================================== имея долги и такую манеру жить он Не пришел к современной философии псевдо-литераторов да вообще людей "искусства": это я пишу для денег а это для души нет он ясно заявил: "не продается вдохновенье - но можно рукопись продать" современные "мастера" больше частью подавляющей читают только вторую его строку даже будучи в 100 раз более обеспеченными чем он он же не отступал ни разу от первой строки своей великой формулы сказанной на века и тысячелетия... .
А_Гусев 03-04-2009-17:54 удалить
Большое Вам спасибо! Заметили самое главное, то, что я, собственно, и хотел, чтобы читатель заметил.
А_Гусев 03-04-2009-18:10 удалить
Исходное сообщение Людмила_Есипова Ему можно. Его мысль от основного сюжета уводит так далеко и гениально, что уж не думаешь, что там было бы, если бы. Вообще-то Пушкин не из долгожителей. Не Дантес, так что-то другое было БЫ. Вот меня лично больше интересуют настоящие мотивы постука царя.
Если отбросить хрестоматийные "придирки и "выговоры", царь всегда был милостив к Пушкину. Даже "Годунова" в конце концов разрешил напечатать в первозданном виде, что вызвало ликование Пушкина. И Пушкин не раз прославлял деяния императора, верил в него. Например, "К друзьям" и др. стихи, письма, заметки. В данном случае, я думаю, царь не хотел, чтобы пострадала дворянская честь Пушкина, поэта, которого он взял под своё покровительство.
Исходное сообщение А_Гусев Большое Вам спасибо! Заметили самое главное, то, что я, собственно, и хотел, чтобы читатель заметил.
нет это Вам спасибо - Вы болезненно обострили ситуацию... .
А_Гусев 03-04-2009-21:27 удалить
Было бы здорово, если бы вы пояснили, в чём видите смысл этой болезненной ситуации...и каким образом она обострилась... Заранее благодарен!
Исходное сообщение А_Гусев Было бы здорово, если бы вы пояснили, в чём видите смысл этой болезненной ситуации...и каким образом она обострилась... Заранее благодарен!
нет... состязаться с Вами не буду - блеск (как написано)... денег нет ... нет и нет... а "бабушка " на огороде не продается никак...* да карты... нет-нет - у вас все написано - острее некуда это-то меня возбудило писать комментарий... .*_____________________ для тех кто не знает "бабушка на огороде" у Натальи в саду стояла скульптура императрицы которую поэт мечтал кому-нибудь продать и этим лейт-мотим полно много его писем и при всем при том лучезарный гений нуждаясь - не омрачил музы . .
А_Гусев 03-04-2009-21:48 удалить
Я всегда утверждал, а теперь убедился ещё больше: если есть талантливый читатель, то только ради него одного стоит вести такой блог. Ведь дело не в количестве комментариев, а в том, что кто-то тебя понимает. Спасибо Вам от души!
word-man 03-04-2009-22:24 удалить
Хоть я и не монархист, но благородное поведение Николая I вызывает всякое уважение - терпеть при жизни такого "овода", как Александр Сергеевич, и так поступить после его смерти - это дорогого стоит. А когда продукт творчества становится товаром - это, вне всяких сомнений сильно отчуждает настоящее творчество. При нынешнем тотальном давлении товарно-денежных отношений и рынка это очень остро чувствуется; "за деньги" сделать по-настоящему глубокую вещь очень трудно. Повторяю, в связи с этим, в сотый раз, Пушкин - гений!
А_Гусев 04-04-2009-11:18 удалить
Но речь ведь не идёт о том, чтобы за деньги создать произведение ( шедевр или "не очень", в данном случае это -неважно), речь о том, что и за "вдохновение" полагается гонорар, и в этом нет ничего зазорного. И немаловажную роль играет - размер гонорара. Кстати, огромное количество шедевров создано на заказ и за деньги - "Ночной дозоор" Рембрандта, например. А благородство императора, конечно же, не подлежит сомнению. Особенно, если учесть, что дуэли при его правлении были запрещены и карались строжайшим образом. Мало того, выполняя просьбу Пушкина, император не подверг наказанию секнданта поэта - Данзаса. Большое спасибо за толковый комментарий!
Ника1313 04-04-2009-19:31 удалить
word-man, А_Гусев, мне кажется, что ваше мнение о благородстве императора несколько завышено, мягко говоря... обычный жест для создания "общественного мнения". Все-таки - Пушкин!!! Для сравнения - семье Карамзина им выплачивалась пенсия 50 000 рублей в год, тогда как сыновьям Пушкина была определена сумма - по 1500 рублей в год до вступления в службу. Что называется - почувствуйте разницу... А_Гусев, насчет Данзаса вы тоже как-то слишком подчеркиваете. Дуэли не приветствовались, но и не карались строго, к ним власть относилась как к неизбежному злу. Максимум, что грозило участникам - отправка на Кавказ, куда они вполне могли попасть и без всяких дуэлей... Если многие были возмущены слишком мягкими мерами по отношению к Дантесу, то сурово наказывать Данзаса вообще не имело никакого смысла.
А_Гусев 04-04-2009-21:21 удалить
Спасибо за ценные поправки и замечания! Но не надо забывать, кем был для императора придворный летописец Карамзин и кем некогда опальный Пушкин... О причине императорской милости я сказал примерно то же. О Данзасе Пушкин просил царя! И по моим сведеньям, наказания за дуэль были строгими, ведь дуэли были запрещены царём... Впрочем, надо ещё проверить...
Ника1313 04-04-2009-21:46 удалить
Да, но не надо забывать и кем Пушкин был для России! Император это прекрасно понимал. И не мог оставить без внимания ходатайство Опеки. Да и сам отдавал должное его гению. Мне этот его поступок кажется рядовым. Ничего выходящего за рамки обычного бюрократического рассмотрения поданых прошений.
Ника1313 04-04-2009-22:12 удалить
О дуэлях можно почитать здесь И есть очень хорошая книга Я.Гордина "Право на поединок", кажется, я уже раньше на нее ссылалась. В ней рассмотрены известные нашумевшие дуэли и очень подробно рассматривается предыстория пушкинской дуэли. Как раз очень хорошо описаны взаимоотношения Пушкина и его современников с властью.
А_Гусев 04-04-2009-22:38 удалить
Ценность ваших комментариев, которых я жду и, признаться, побаиваюсь, всегда заключается в том, что они, во-первых, всегда по существу, во-вторых, конструктивны и расширяют тему ( не просто расширяют, а намечаютт новые темы), они обогащают Пушкиниану ценнейшими материалами и, наконец, "щёлкают меня по носу", что мне очень нравится и чего обычно недостаёт. Они побуждают к новым поискам и более тщательным проверкам документов - огромное Вам спасибо! Я всегда ощущаю вас своим соавтором и придирчивым редактором одновременно - это просто замечательно!
Ника1313 04-04-2009-22:52 удалить
вы мне льстите... но это приятно...
А_Гусев 04-04-2009-23:07 удалить
Нет, от всей души! А льстить не умею и льстецов не люблю. Я ещё многое не досказал... Ещё раз - спасибо!
word-man 05-04-2009-04:04 удалить
А_Гусев, а вот история с "Ночным дозором" весьма показательно характеризует отношение заказчика и художника, рынка и свободы творчества. Ведь эти олухи из Стрелкового общества (заказчики картины) сначала устроили скандал, отказавшись приобретать великое полотно. Видите ли, Рембрандт кого-то там не так изобразил. Художнику едва удалось её сбыть. Он, вообще, во второй половине жизни страдал от непонимания заказчиков. Естественно, это сильно отражалось на его финансовом положении. А сейчас, если творческий человек не попадает в маркетинговые ожидания дурацкого рынка, так вообще, вероятность признания стремится к нулю. И успокаивает только то, что, всё-таки, нуля не достигает :) А почему убийцу Пушкина ты называешь не Дантес, а Данзас? То есть, если я вдруг попаду во Францию и захочу плюнуть на его могилу, мне что - искать могилу некоего Данзаса? :)
Ника1313 05-04-2009-08:16 удалить
word-man, см. выше - там несколько раз написано: секундант поэта Данзас - его однокашник по Лицею, источником дохода которого было только офицерское жалованье, и любые, даже незначительные, репрессивные меры грозили ему ухудшением и без того тяжелого материального положения.
word-man 05-04-2009-10:18 удалить
Ника1313, понял. Плевание на могилу Данзаса отменяется :)
А_Гусев 05-04-2009-11:07 удалить
Ответ на комментарий word-man # [QUOTE]Исходное сообщение word-man А_Гусев, а вот история с "Ночным дозором" весьма показательно характеризует отношение заказчика и художника, рынка и свободы творчества.... А сейчас, если творческий человек не попадает в маркетинговые ожидания дурацкого рынка, так вообще, вероятность признания стремится к нулю. И успокаивает только то, что, всё-таки, нуля не достигает :) ... И всё-таки, несмотря на скандалы с заказчиками, на зависимость от них, Рембрандт не изменял своим художественным принципам, оставался великим живописцем. Сегодня предательство своего талантуа во имя денег и благополучия - вещь обыденная. Сколько больших актёров, художников, певцов и пр., пр. разменивают свой дар на откровенную халтуру, недостойную их таланта... Спасибо за интересное "приложение" и развитие темы.
Адамыч 07-04-2009-23:37 удалить
"Нуждаясь не омрачил музы" - это великолепно! В какой-то степени несвобода в деньгах еще больше добавляла эмоциональных красок в танец с музой, наполняясь и страстью, и отчаянием, и печалью, и оптимизмом. Гамма эмоций и придают творчеству свободу.
А_Гусев 08-04-2009-09:50 удалить
Да ты поэт, Адамыч!!! Как красиво и эмоионально сказано о тайнах творчества! Спасибо!


Комментарии (30): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПУШКИНИАНА. ВЕЧНЫЙ ДОЛЖНИК. | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»