неизвестный Пушкин
[показать]
ВЕЩЬ-СУДЬБА
У Пушкина, да и не только у него, случай, определяющий судьбу персонажа, нередко бывает связан с каким-то конкретным предметом.. Судьбоносной для человека становится ВЕЩЬ. По её доброй или злой воле осуществляется предначертание рока. Случай нередко поступает на службу рока - по доброй или злой воле вещи, оказавшейся судьбоносной. Именно её избирает случай вершителем судьбы. Вещь-судьба в русской литературе- элемент знаковый.
Представим на миг, что случилось бы с героями «Капитанской дочки», если бы не случай - когда Пётр Гринёв, застигнутый бураном в степи, не одарил своего спасителя, пожаловав ему заячий тулуп.
Ведь жизнь и невесту Гринёва спасает не сила, не доблесть, не хитрость, не кошелёк, а заячий тулупчик. .
И не просто спасает, но и определяет в конечном счёте всю дальнейшую судьбу главных героев.
Как браслет в лермонтовском « Маскараде»...
Не погибла бы Нина. Остались бы счастливы супруги. Не лишился бы рассудка Арбенин. Не оказался бы «навек лишённым спокойствия и чести» князь Звездич, если бы... Нина не потеряла случайно на балу свой второй браслет. Если бы по воле случая не попал он в руки князя. Если бы князь не показал случайно его Арбенину. Если бы Арбенин не заметил (опять случайно!) отсутствие этого злополучного браслета. Если бы не вся эта вереница случайностей, предопределённых роком. Если бы не вещица, состоящая у рока - на службе. Браслет присутствует в каждом акте трагедии. И он – орудие судьбы, «неминучего»
Случайно возникает перед взором Ивана Ивановича ружьё, вывешенное «тощей бабой» на просушку – вместе с другим барахлом. (Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).
Разве не это ружьё сделалось для двух Иванов предопределением, «неминучим», началом конца? Рухнуло всё привычное, благостное. Страсти и страстишки, смешные амбиции, мелкие и крупные пакости, оскорбления, бесконечные позовы (прошения), сутяжничество - становятся повседневностью, смыслом существования. Борьба, непонятно за что, лишила бывших друзей остатков здравого смысла. Ружьё-судьба превратило их в маньяков, одержимых жаждой мести. Перечеркнуло все радости былого. Судьба разделилась на две половины: до ружья и после ружья.
Тройка, семёрка, туз
«Пиковая дама» Пушкина...
Томский заканчивает свой рассказ о трёх картах.
- Случай! - сказал один из гостей.
- Сказка!- заметил Германн.
Но сам этой «сказкой» околдован. И жизнь превращается в одну навязчивую мечту - выведать у старой графини её тайну, обладательницей которой, кстати, она тоже сделалась по воле случая. Германну начинают грезиться «карты, зелёный стол, кипы ассигнаций и груды червонцев».
И сны его теперь о том, как, ставя карту за картой, выигрывает беспрестанно и загребает к себе золото, и кладёт ассигнации в карман. Он томится, ждёт, когда же наконец явится этот случай, явится и станет его судьбой. И случай предстаёт в образе Лизы. Минута, когда он увидел в одном из окон дома графини «черноволосую головку», решила в с ё. Лиза ускорила час, когда он стал наконец обладателем вожделенной тайны. Страстью, воплощенной мечтой делаются для него эти три разноцветные атласные картинки. В них и только в них сейчас – его судьба, жизнь, в с ё! Интересно проследить, как в «огненном воображении» Германна перевоплощаются карты-вещи, обретая внеигровую семантику: «тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семёрка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком». Карта оживает, одушевляется. Вещь обретает человеческий облик.
«Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна!...
Настоящая тройка червонна».
«Всякий пузатый мужчина напоминал ему туза».
«Германн готов «вырвать клад у очарованной фортуны». Он уже мечтает об открытых «игрецких домах Парижа». Но случай ( опять случай!) распоряжается по-своему.
От судьбы не уйти: она подстерегает Германна в обществе богатых игроков «под председательством славного Чекалинского». Процедура штосса чрезвычайно проста. Всё решает случай – способности от игрока (если он не шулер) -не требуются, знания, кроме тех, которыми владеет Германн ( тайна трёх карт! ) - тоже.. И он поступает так, как повелела ему, явившись приведением, умершая графиня...
Итак, штосс. У игроков и банкомёта - одинаковые колоды карт. Игрок выбирает из своей колоды карту и объявляет ставку...
«- Сколько-с ? – спросил, прищуриваясь, банкомёт...
-Сорок семь тысяч, - отвечал Германн».
Как все происходит? Банкомёт в открытую сдвигает верхнюю карту своей колоды на полкарты вправо так, чтобы все участники игры могли видеть только первую и вторую карты. Если карта игрока присутствует в первых двух картах банкомёта и выпала налево, выигрывает игрок, направо – выиграл банкомёт.
«Он ( Чекалинский – А.Г. ) стал метать. Направо легла девятка, налево тройка.
-Выиграла! – сказал Германн, показывая свою карту ( тройку )».
И вот день второй...
«Германн... поставил карту, положив на неё свои сорок семь тысяч и вчерашний выигрыш.
Чекалинский стал метать. Валет выпал направо, семерка налево.
Германн открыл семёрку.
Все ахнули»...
До полного торжества этого человека с профилем Наполеона и душой Мефистофеля – одна, всего лишь одна победная карта! Он знает её – туз!
«Чекалинский стал метать, руки его тряслись. Направо легла дама, налево туз.
-Туз выиграл! – сказал Германн и открыл свою карту.
- Дама ваша убита,- сказал ласково Чекалинский.
Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдёрнуться».
Воля случая! «От судеб защиты нет». Судьба явилась в облике игральной карты - пиковой дамы. А «пиковая дама, - указывает в эпиграфе Пушкин, - означает тайную недоброжелательность»
ТРОЙКА, СЕМЁРКА, ТУЗ!
[550x428]