• Авторизация


ПУШКИНИАНА 06-03-2009 11:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

                                                 

                                                                                   неизвестный Пушкин                                                                                                                                                     
                                                                                                                            

[показать]

          ВЕЩЬ-СУДЬБА                                                                                                         

                                                                

                                                                                                                                                                              

                                                    

[показать]

                                                                                                                  
                                  

 
  
     У Пушкина, да и не только у него, случай, определяющий судьбу персонажа, нередко бывает связан с каким-то конкретным предметом.. Судьбоносной для человека становится ВЕЩЬ. По её доброй или злой воле осуществляется предначертание рока.   Случай нередко поступает на службу рока - по доброй или злой воле вещи, оказавшейся судьбоносной. Именно её избирает случай вершителем судьбы.   Вещь-судьба в русской литературе- элемент знаковый.
   Представим на миг, что случилось бы с героями «Капитанской дочки»,  если бы не случай -  когда Пётр Гринёв, застигнутый бураном в степи, не одарил своего спасителя, пожаловав ему заячий тулуп.
            Ведь жизнь и невесту Гринёва спасает не сила, не доблесть, не хитрость, не кошелёк, а заячий тулупчик. .
 И не просто спасает, но и определяет в конечном счёте всю дальнейшую судьбу главных героев.
                               Как браслет в лермонтовском « Маскараде»...
                            Не погибла бы Нина. Остались бы счастливы супруги. Не лишился бы рассудка Арбенин. Не оказался бы «навек лишённым спокойствия и чести» князь Звездич, если бы... Нина не потеряла случайно на балу свой второй браслет. Если бы по воле случая не попал он в руки князя. Если бы князь не показал случайно его Арбенину. Если бы Арбенин не заметил (опять случайно!) отсутствие этого злополучного браслета. Если бы не вся эта вереница случайностей, предопределённых роком. Если бы не вещица, состоящая у рока - на службе. Браслет присутствует в каждом акте трагедии. И он – орудие судьбы, «неминучего»
                              Случайно возникает перед взором Ивана Ивановича ружьё, вывешенное «тощей бабой» на просушку – вместе с другим барахлом. (Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).
                              Разве не это ружьё сделалось для двух Иванов предопределением, «неминучим», началом конца? Рухнуло всё привычное, благостное. Страсти и страстишки, смешные амбиции, мелкие и крупные пакости, оскорбления, бесконечные позовы (прошения), сутяжничество - становятся повседневностью, смыслом существования. Борьба, непонятно за что, лишила бывших друзей остатков здравого смысла. Ружьё-судьба превратило их в маньяков, одержимых жаждой мести. Перечеркнуло все радости былого. Судьба разделилась на две половины: до ружья и после ружья.
                                       
                                      Тройка, семёрка, туз
 
                              «Пиковая дама» Пушкина...
                              Томский заканчивает свой рассказ о трёх картах.
            - Случай! - сказал один из гостей.
            - Сказка!- заметил    Германн.
                                                                                                          
                  Но сам этой «сказкой» околдован. И жизнь превращается в одну навязчивую мечту - выведать у старой графини её тайну, обладательницей которой, кстати, она тоже сделалась по воле  случая. Германну начинают грезиться «карты, зелёный стол, кипы ассигнаций и груды червонцев».
      И сны его теперь о том, как, ставя карту за картой, выигрывает беспрестанно и загребает к себе золото, и кладёт ассигнации в карман. Он томится, ждёт, когда же наконец явится этот случай, явится и станет его судьбой. И случай предстаёт в образе Лизы. Минута, когда он увидел в одном из окон дома графини «черноволосую головку», решила   в с ё. Лиза ускорила час, когда он стал наконец обладателем вожделенной тайны. Страстью, воплощенной мечтой делаются для него эти  три разноцветные атласные картинки. В них и только в них сейчас – его судьба, жизнь, в с ё! Интересно проследить, как в «огненном воображении» Германна перевоплощаются карты-вещи, обретая внеигровую семантику: «тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семёрка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком». Карта оживает, одушевляется. Вещь обретает человеческий облик.
           «Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна!... 
           Настоящая тройка червонна».
                             «Всякий пузатый мужчина напоминал ему туза».
                           «Германн готов «вырвать клад у очарованной фортуны». Он уже мечтает об открытых «игрецких домах Парижа». Но случай ( опять случай!) распоряжается по-своему.
                          От судьбы не уйти: она подстерегает Германна в обществе богатых игроков «под председательством славного Чекалинского». Процедура штосса чрезвычайно проста.   Всё решает  случай – способности от игрока (если он не шулер) -не требуются, знания, кроме тех, которыми владеет Германн ( тайна трёх карт! ) - тоже.. И он поступает так, как повелела ему, явившись приведением, умершая графиня...
                               Итак, штосс. У игроков и банкомёта - одинаковые колоды карт. Игрок выбирает из своей колоды карту и объявляет ставку...
                               «- Сколько-с ? – спросил, прищуриваясь, банкомёт...
              -Сорок семь тысяч, - отвечал Германн».                          
                          Как все происходит? Банкомёт в открытую сдвигает верхнюю карту своей колоды на полкарты вправо так, чтобы все участники игры могли         видеть только первую и вторую карты. Если карта игрока присутствует в первых     двух картах банкомёта и выпала налево, выигрывает игрок, направо – выиграл     банкомёт.
                           «Он ( Чекалинский – А.Г. ) стал метать. Направо легла девятка, налево тройка.
               -Выиграла! – сказал Германн, показывая свою карту ( тройку )».
                            И вот день второй...                                          
«Германн... поставил карту, положив на неё свои сорок семь тысяч и вчерашний выигрыш.
                            Чекалинский стал метать. Валет выпал направо, семерка налево.
                             Германн открыл семёрку.                                  
                                   Все ахнули»...
                             До полного торжества этого человека с профилем Наполеона и   душой   Мефистофеля – одна, всего лишь одна победная карта! Он знает её – туз!                            
                                   «Чекалинский стал метать, руки его тряслись. Направо легла дама, налево туз.
                -Туз выиграл! – сказал Германн и открыл свою карту.
                - Дама ваша убита,- сказал ласково Чекалинский.
                            Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла  пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдёрнуться».
                           Воля  случая! «От судеб защиты нет».  Судьба явилась в облике игральной карты -  пиковой дамы. А «пиковая дама, - указывает в эпиграфе Пушкин, - означает тайную недоброжелательность»               
                             
     ТРОЙКА, СЕМЁРКА, ТУЗ!

[550x428]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (23):
Ника1313 06-03-2009-12:27 удалить
Мне кажется, что вы опять несколько сгущаете краски, придавая такое значение вещам... Случай-вещь лишь выявляет, выносит на поверхность глубоко спрятанное. Не будь ружья, браслета все равно отношения этих людей ничем хорошим не кончились бы. Если б Арбенин верил жене, никакой трагедии бы не случилось. Ну а если не верит, то не браслет, так что-либо другое пусть позже все равно спровоцирует скандал-конфликт-трагедию. И Гринева спасает не столько тулуп, сколько способность к сочувствию, к отзывчивости, благодарности обоих героев. Да, встреча в буран была случайной, но окажись Гринев бесчувственным надменным поленом, ему бы и в голову не пришло мужика благодарить... И если Троекуров был способен так поступить со своим старинным приятелем Дубровским, то рано или поздно это вылезло бы все равно. Что ж это за дружба такая, когда друг друга простить не могут?
А_Гусев 06-03-2009-12:40 удалить
Да, сгущаю. Это тема моего давнего исследования. Даже книга у меня есть "Литературный герой в мире вещей". Там разделы: вещь-портрет; вещь-характер; вещь-судьба. Меня интересует то, с какой неизменной последовательностью авторы выбирают конкретную вещь во всех этих ипостасях. Не более того. А вы, разумеется, правы. Спасибо за умный комментарий. Но для меня это уже другая тема.
Shuurey 06-03-2009-18:37 удалить
"Храни меня,мой талисман,храни меня во дни гонений..." А мне Германа жаль -он ведь просто пытался соответствовать тому обществу,куда попал.А денег столько не было. Кстати говоря,не сильно далеко мы от них ушли -знаний больше,а дикость та же.
А_Гусев 06-03-2009-18:55 удалить
А Германна, я думаю, и должно быть жаль.... Кстати, Германн - это фамилия, а не имя. Пушкин не указывает его имени. СПАСИБО!
shantaklera 06-03-2009-20:22 удалить
Очень у Вас все интересно... А я вот пишу работу..довольно любопытную....Называется оно так "Гений и злодейство в пьесе Николая Коляды "Моцарт и Сальери"...Драматург свой вариант (если это так можно выразиться) Пушкина и его маленькой трагедии...О провинциальном гении и бездарном киносценаристе...
А_Гусев 06-03-2009-20:33 удалить
У меня тоже есть материал о гении и злодействе ( по "Моцарту и Сальери" Пушкина). Бесспорно одно: Сальери отравил Моцарта из зависти - очередной миф Пушкина, подхваченный им из слухов того времени и "признания" Сальери, сделанного в психиатрической больнице. Сегодня этот миф окончательно опровергнут. Спасибо за комментарий!
shantaklera 06-03-2009-21:01 удалить
А_Гусев, Да-да, я тоже такое читала.. Сейчас вообще идет волна "демифологизации" и "десакрализации" мифов - начиная от пушкинского и заканчивая ленинским. Спасибо Вам!!!
А_Гусев 06-03-2009-21:03 удалить
Просто становятся доступными многие документы. Я опираюсь только на них.
судьба такая сложная штука))) порой слезы наворачиваются от того, что какая-то нелепая случайность омрачает всю картину... меня часто после прочтения некоторых произведений, где судьба сыграла злую шутку посещают размышления "а вот если бы не это...", "вот если бы он(она) не сделал(сделала)/поступила(а)/сказал(а) не так, то было бы..." но от судьбы, как известно, не убежишь...
А_Гусев, спасибо вам за интересный пост!!!! как всегда читала с большим удовольствием!!!!!!!!! простите за пустой коммент выше, просто не могла не вставить свое слово!!! уж очень меня завораживает тема судьбы, случайностей...
Ника1313 07-03-2009-15:10 удалить
Исходное сообщение А_Гусев Да, сгущаю. Это тема моего давнего исследования. Даже книга у меня есть "Литературный герой в мире вещей". Там разделы: вещь-портрет; вещь-характер; вещь-судьба. Меня интересует то, с какой неизменной последовательностью авторы выбирают конкретную вещь во всех этих ипостасях. Не более того.
А может, авторы, и Пушкин тоже, и хотят подвести читателя к мысли, что корень зла не в случайной вещи, а в отношении героев к этим случайностям - то есть в них самих?
А_Гусев 07-03-2009-16:17 удалить
Булочкина, История да и жизнь наша, к сожалению, не знает сослагательного наклонения...
А_Гусев 07-03-2009-16:19 удалить
Булочкина, У вас очень важный для меня коммент. - я вижу, что тема эта никогда не перестанет волновать людей. Спасибо большое!
А_Гусев 07-03-2009-16:27 удалить
Ника1313, й О других авторах не берусь рассуждать. Много места займёт. Но Пушкин - точно нет ( моё мнение). Слишком уж он упорно и постоянно отдаёт предпочтение случаю. Или перечтите "Фаталист" Лермонтова. Никакое отношение героя, никакие его качества не спасают его от случайной гибели. Случай подстерёг его в самый неожиданный момент. Вообще-то очень интересная тема. ВЕЩЬ-СУДЬБА... СПАСИБО ВАМ ЗА НОВЫЕ ИДЕИ!
Ника1313 07-03-2009-17:01 удалить
Я не случайно говорила именно о Вещи. А случай - он и есть случай, никогда не угадаешь в каком месте кирпич с крыши полетит или пьяный шофер на встречную полосу вылетит...
А_Гусев 07-03-2009-17:19 удалить
Ника1313, ВЕЩЬ - метафора, литературный приём. Случай у Пушкина - тоже литератратурный приём. Часто - стержень сюжета Тоже - своего рода метафора. Вещь-случай. Не пойму, о чём мы спорим- о литературе ведь, а не о пьяном шофёре.
Ника1313 07-03-2009-18:15 удалить
Так литература - она же о жизни. С ее помощью мы и учимся понимать ее. Я к тому, что случай случаю - рознь. Да и потом любая случайность - следствие закономерности, только лишь более высокого порядка. Вся наша жизнь состоит из случайностей, просто одни мы замечаем, а мимо других проходим, не обратив внимания. Что для одного человека трагедия - у другого вызовет лишь недоумение. Даже то, что Пушкин погиб на дуэли - это ведь не случайность, хотя Жуковский обвинял Бенкендорфа в том, что не пустили поэта за границу - дескать там бы он с Дантесом не встретился. Как будто эта дуэль у него была первая... Лермонтов вызов на дуэль сам спровоцировал... И Печорин его такой же. С таким характером он рано или поздно все равно влез бы в совершенно неприемлемые для другого обстоятельства. И я не считаю, что мы спорим... Мне кажется всех писателей интересовал сам факт столкновения личности с непредвиденным случаем. Они намеренно сталкивали своих героев с этими случайностями, чтоб раскрыть глубину переживания и сами же увлекались построением сюжета, внося в него одну случайность за другой.
А_Гусев 07-03-2009-18:43 удалить
Ника1313, Вот именно обо всём этом я неустанно твержу... А литература, большая литература - она... очень часто выше жизни и над жизнью. Великий писатель видит то, что нам часто ни увидеть, ни понять не дано... "Литература - учебник жизни" Чернышевского мне кажется устаревшим и плоским.
Душица 13-03-2009-20:13 удалить
Очень интересный обзор!
totarela 15-03-2009-13:07 удалить
Спасибо! Очень интересно!!! [240x320]
А_Гусев 15-03-2009-14:53 удалить
Рад, что прочитали, может быть, даже до конца.
08-08-2009-01:03 удалить
Посмотрите, пожалуйста три серии "Моцарта и Сальери" из цикла "ad libitum или в свободном полёте". На них можно выйти через сайт www.kazinik.ru


Комментарии (23): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПУШКИНИАНА | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»