Мы сидели с Андреем в уютном кафе на берегу Даугавы. Встретились на улице. Едва узнали друг друга.
Годы, годы…
Андрей учился у меня всего лишь пару лет. Потом семья переехала в Ригу. А теперь он заканчивал аспирантуру.
Узнав, что я недавно защитился, начал расспрашивать о кандидатских экзаменах, живо интересовался процедурой защиты. И вдруг спросил: - Скажите, а если докажешь, что выдвинутая гипотеза не подтвердилась и более того – дала обратный результат… Это что – провал?
- И что за гипотеза?
Вместо ответа он, сбиваясь и волнуясь, рассказал…
- Когда – то моя мамочка поставила целью своей жизни приобщить меня к сокровищам искусства. Таскала по музеям и выставкам, объясняла, почему надо восхищаться той или иной картиной. Я послушно восхищался.
А на симфонических концертах пытался изображать на своём лице благоговение, умиление – мамаше это нравилось, и вообще она въедливо следила, чтобы от меня не ускользало волшебство великой музыки.
Изо дня в день она допекала меня своими бесконечными «Ах, Моцарт!», «Ах, Бетховен!» , «Ах, Шекспир!», «Ах, Рембрандт!»…
И надо мной уже нависала серьёзная угроза покупки пианино и приглашения для меня репетитора – я трепетал от ужаса. К счастью, сорвалось.
Но пытки мои продолжались…
-Понадобилось немало лет, - продолжал Андрей,- чтобы я избавился от ненависти к искусству.
… В своей диссертации хочу доказать: когда и почему не работает привычная гипотеза – приобщение к искусству благотворно сказывается на эстетическом воспитании ребёнка.
Не сказывается!!! Особенно – если вот так, когда лезут к тебе в душу, без спроса…
- А что же «сказывается»?
- Вот до этого я и хочу докопаться..