• Авторизация


ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ.37. ОБМЕН ОПЫТОМ: ПОСЛЕВКУСИЕ 05-03-2017 10:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


       

 

Обмен опытом -  непременный и популярнейший атрибут советской школы.

 Уроки литературы  Ш. Амонашвили, Е.Ильина, благодаря телевидению, гремели на всю страну.

  Ими нельзя было не  не восхищаться.

 Но у многих словесников после таких уроков-спектаклей оставалось весьма неприятное «послевкусие». И горестное признание самому себе – Я бы так не смог!

 Тот, кто сокрушался, был прав. Да, ему хотелось бы блеснуть и артистизмом, и полемическим задором, и умением  увлечь детей, и смелостью трактовок…

 Но как можно блеснуть тем, чего у тебя нет.  А если – нет, зачем бередить душу! Намекать тебе на твою несостоятельность.

 Да, на открытых уроках математики можно было перенять новые приёмы решения задач, здесь же  СКОПИРОВАТЬ  что-либо было невозможно. Ведь одарённый словесник – личность уникальная. А уиикальность подражанию не поддаётся. Главный его метод – он сам!

 Я вот смотрю сегодня на открытые уроки Дмитрия Быкова – ведь и они дразнят словесников своей недоступностью. И непостижимостью.

Откуда. у  желающих творить нечто подобное возьмётся эта фантастическая  совершенно ошеломляющая и… подавляющая тебя – эрудиция!?

И эта дерзость  изобретений, которой он делится, прочитывая совершенно «эксклюзивно»,  по-быковски  «Обломова»,  «Войнгу и мир», Гоголя, Чехова,  Александра Грина,  Мапяковского,  Есенина,  Гумилёва, Зощенко и…………..

 Где  взять всё это, рождённое талантом от Бога? Талантом – во всём прочитанном находить свои смыслы, загадки и увлекать ими огромные аудитории.

Этот дар – д о г а д к и!

И откуда возьмутся эти  чуткие и одарённые ученики, умеющие  размышлять над самыми сложными вопросами Дмитрия Львовича и давать свои, оригинальные, пусть, не всегда верные, ответы.

 Размышляя над уроками Дмитрия Быкова, я  сделал крамольный вывод: литературу в школе следует преподавать либо так, как это делает он, либо – никак…

  Если – никак,- есть надежда, что в будущем человек всё-таки станет ЧИТАТЕЛЕМ

 И есть уверенность, что никто не обесценит для него шедевр, не превратит его в принудительное чтение – по списку «обязательной литературы».

 - Ты знаешь, - сказал мне редактор нашей газеты, - А «Мёртвые души», оказывается, великая книга.- Читаю, не  в силах оторваться…  А в школе не мог дождаться, когда эта нудятина закончится.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (29):
Полагаю, вы неправы насчет математики :)). Моя дочка - талантливый педагог, но попав на урок в одну из московских школ, и даже не в физ-мат класс, она была поражена и сказала что ей еще учиться, учиться и учиться прежде чем она сможет так преподавать и так держать класс...
А по поводу "В школе не мог дождаться пока эта нудятина закончится" - наш учитель литературы (а мне очень повезло с преподавателем) как-то сказал однокласснику, заявившему что ему не нравятся "Господа Головлевы": "Миша, Вы не расстраивайтесь. Не нравится - всего навсего означает что вы еще не доросли. Просто перечитывайте ее каждые пять-десять лет, когда нибудь вы обнаружите что это удивительное произведение."
А_Гусев 05-03-2017-11:30 удалить
Ответ на комментарий Яна_Малыхина # Вот и я придерживаюсь такой же тактики: человек должен созреть для КНИГИ, и надо дать ему для этого время - хуже всего "заставлять" любить то, что ему пока не доступно.
А_Гусев 05-03-2017-11:47 удалить
Исходное сообщение Яна_Малыхина Полагаю, вы неправы насчет математики :)). Моя дочка - талантливый педагог, но попав на урок в одну из московских школ, и даже не в физ-мат класс, она была поражена и сказала что ей еще учиться, учиться и учиться прежде чем она сможет так преподавать и так держать класс...
Согласен. Но я имел в виду лишь одно: математическое решение задачи можно скопировать, в то время, как "научиться" у кого-то оригинальному литературному мышлению, "перенять" его - нельзя.
Завидую юным слушателям Быковских лекций. Моя школьная литература, увы, была унылой обязаловкой. Не то бы я ого-го!))
А_Гусев 09-03-2017-20:40 удалить
Ответ на комментарий Марта_Непростая # Да, им можно позавидовать... Я смотрю все его открытые уроки - чудо!
Ответ на комментарий А_Гусев # тоже восхищаюсь. радостно, что есть такие уроки, что они доступны в сети.
А_Гусев 09-03-2017-20:48 удалить
Ответ на комментарий Марта_Непростая #
Исходное сообщение Марта_Непростая тоже восхищаюсь. радостно, что есть такие уроки, что они доступны в сети.
Да, это настоящий подарок для ценителей литературы!
А_Гусев 09-03-2017-20:58 удалить
Ответ на комментарий Марта_Непростая # Как приятно встретить единомышленника - такая редкость...
Ответ на комментарий А_Гусев # В этом, думаю, у нас их много)
А_Гусев 09-03-2017-21:53 удалить
Ответ на комментарий Марта_Непростая # Не уверен... Здесь я их, кроме вас, не встречал:)
Ответ на комментарий А_Гусев # они просто отмалчиваются)
А_Гусев 10-03-2017-09:58 удалить
Ответ на комментарий Марта_Непростая # Зато мы с вами начали разговаривать:)), и это прекрасно- иметь собеседника...
Ответ на комментарий А_Гусев # согласна, прекрасно!)
А_Гусев 10-03-2017-14:08 удалить
Ответ на комментарий Марта_Непростая # пишите - многое, хотя и не всё, из того, что вы публикуете, мне интересно и близко:)
Ответ на комментарий А_Гусев # рада слышать! спасибо)
А_Гусев 10-03-2017-14:32 удалить
Ответ на комментарий Марта_Непростая # Ваши публикации нередко просто трагичны...
Ответ на комментарий А_Гусев # такие публикации помогают не сойти с ума и пережить то, что приходит в жизнь.
А_Гусев 10-03-2017-14:41 удалить
Ответ на комментарий Марта_Непростая # Я понимаю. Сублимация - лучший способ попробовать избавиться от напастей - высказаться и полегчает.
Ответ на комментарий А_Гусев # да, но самый эффективный способ избавления - говорение)
А_Гусев 10-03-2017-15:52 удалить
Ответ на комментарий Марта_Непростая # Вот об этом я и сказал! Конечно, говорение, - если тебя захотят и сумеют услышать...
Ответ на комментарий А_Гусев # За деньги только))
А_Гусев 10-03-2017-16:56 удалить
Ответ на комментарий Марта_Непростая # Вы шутите?!
Ответ на комментарий А_Гусев # Вообще-то нет. Имею ввиду профессионалов по "выслушиванию и пониманию") Разве своих друзей или родных станешь нагружать этим всем...
А_Гусев 10-03-2017-17:23 удалить
Ответ на комментарий Марта_Непростая # Я буду только рад, если вы станете нагружать меня этим. Мне интересно с вами разговаривать и интересно вас слушать:)
Ответ на комментарий А_Гусев # Договорились!)
А_Гусев 10-03-2017-18:10 удалить
Ответ на комментарий Марта_Непростая # КОНЕЧНО!!! Будем обмениваться взаимными комментами:) Как сегодня.
GluCherry 15-03-2017-15:25 удалить
Исходное сообщение Яна_Малыхина А по поводу "В школе не мог дождаться пока эта нудятина закончится" - наш учитель литературы (а мне очень повезло с преподавателем) как-то сказал однокласснику, заявившему что ему не нравятся "Господа Головлевы": "Миша, Вы не расстраивайтесь. Не нравится - всего навсего означает что вы еще не доросли. Просто перечитывайте ее каждые пять-десять лет, когда нибудь вы обнаружите что это удивительное произведение."
Да, правильная позиция. Но всё же учителю надо пробовать "пробудить" ученика. Иногда удаётся. Вот, например, Александру Ивановичу Гусеву - удавалось!
А_Гусев 15-03-2017-16:45 удалить
Ответ на комментарий GluCherry # Иногда удавалось - и далеко не со всеми...


Комментарии (29): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ.37. ОБМЕН ОПЫТОМ: ПОСЛЕВКУСИЕ | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»