МОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС
фрагменты
А нельзя ли составить какую-нибудь простенькую «карманную» педагогику - такую, чтобы общение учителя и ученика всегда было плодотворным, успешным, радостным и счастливым.…
Что нужно и чего категорически не следует делать тем, кто взялся УЧИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ…
Без ложной скромности сознаюсь – такое «универсальное» пособие я создаю всю свою сознательную педагогическую жизнь. И конца здесь не предвидится.
Вот лишь несколько фрагментов этого УЧИТЕЛЬСКОГО КОДЕКСА - моего, собственного, выстраданного. И конечно же, не бесспорного…
1. Никогда не упускай возможности похвалить ученика, порадовать его.
2. Старайся заметить и отметить УСПЕХ своего ученика, даже если успех этот ничтожен.
3. Не унижай ребёнка. НЕ оскорбляй презрением, насмешкой и высокомерием. Всегда помни, ЧЕМ может отозваться твоё слово.
4 Делись с детьми тем, что дорого тебе самому. Отзовётся!
6. Никогда не навязывай того, что ученик ещё не готов принять близко к сердцу – книгу, музыку, живопись. Всему своё время.
7. Не упусти момент, когда ученик созрел, чтобы вкусить радость познания. Навязывая знания, принуждая заучивать, ты убиваешь интерес к учёбе, к самому её смыслу.
8. Не навязывай свой авторитет. Дети сами разберутся.
9. Дай каждому ученику проявить талант – пусть он станет заметен всем.
10. Не давай страдать ребёнку от неудач в учёбе. Значит, просто не пришло время.
11. Радуйся, когда ученик стремится опровергнуть твоё мнение – значит, ему с тобой интересно. Он учится добывать истину
12. Не забывай извиниться перед учеником, если осознал, что не прав.
13. Учёба без мотивации – пустое и вредное занятие.
14. Надо прекратить игры в общие списки «обязательной литературы». Таковых не существует. У каждого – свой и в своё время!
15. Не бойся признавать свои ошибки, сознаваться в некомпетентности.
16. Не обольщайся, что в ученической аудитории ты самый умный и знающий. Отсюда многие беды.
17. Не давай уличить себя в лицемерии. Никогда не убеждай в том, чему не веришь сам. Это сразу заметно!
18. . Никогда не срывайся на детях. Они не виноваты, что ты поругался с женой.
19. Нет ничего комичнее, когда учитель убеждён, что он всегда прав –
лишь потому, что он учитель.
20. Ничего нет лучше педагогики сотрудничества – когда ученик и учитель совместно, обогащая и поощряя друг друга, добывают знания. Идут к истине.
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 А_Гусев, Это не понимание,а принятие)Вот только как постоянно в жизни применять,усмирять своё Эго?Скажу точнее - спасибо за приятие моего понимания воспитательного и учебного процессов.
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 А_Гусев,Сформулировать или сформировать такие выводы возможно только при длительной педагогической практике,откинув всякую амбициозность(опыт,возраст,звания,положение).Это не лесть,а уважение и немного восхищения)))Я очень рад, что вы это почувствовали и оценили. Здесь действительно - выводы и заключения, сделанные в результате долгих педагогических поисков и многолетнего педагогического труда в школе и в вузе. Это мой "Катехизис учителя". И самое главное, что каждая фраза выстрадана, опробирована на практике. Я рад, что вы первый в этом разобрались и это высказали. - спасибо:)))
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 Именно как результат длительного труда. Чем короче вывод тем длиннее путь его рождения.И наоборот - всё многословие официальной многопудовой педагогики можно сконцентрировать в нескольких афоризмах. Я вот мечтаю - когда же появятся учебники под девизом - коротко и ясно. Чем короче - тем яснее..
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 А_Гусев,Тогда когда гениев будет в большинстве)))
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 А_Гусев,Тогда когда гениев будет в большинстве)))Какие уж там гении! Когда в большинстве будут просто адекватно и нормально мыслящие люди, умеющие разумно оценивать цели и задачи образования и воспитатния.
Исходное сообщение Ищущая Просто отличный КОДЕКС! Надо печатать и раздавать учителям!!! Ну и сама, кок родитель тоже буду использовать )))СПАСИБО, ЧТО ОЦЕНИЛИ! СОБИРАЮ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ. И ТАК ПРИЯТНО ВИДЕТЬ ВАС В ИХ ЧИСЛЕ. УДАЧИ ВАМ, УСПЕХОВ И МИРА В ДУШЕ,
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 А_Гусев, Дураку объясняй,не объясняй-без толку.Нормальному-объясни,умному-покажи,гению-намекни.Вот и вся разница)))Гению намекать не нужно. Он сам генерирует идеи. Проблема с умными. Развитие начнётся лишь тогда, когда побольше людей научится мыслить самостоятельно, открывать простые, но слишком уж забытые истины. Ведь общество наше погрязло в штампах всяких заумностях и теоретизированиях, а ПРАВДА гораздо проще... Она на поверхности. Она в душе человека, который искренне хочет, чтобы мир сделался хоть немного добрее и благоразумнее. Такой человек обязательно сотворит свой "кодекс" разумного воспитания, своего долга перед ребёнком.
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 А_Гусев, Гениальность оно великолепно ,но в большинстве случаев сопряжено с глубоким индивидуализмом,а человечество ещё находится под стадным инстинктом.Да гении генераторы идей,но умные направляют их в нужную сторону. Доброта без зубов ведёт к выраждению.Очень хорошие и правильные слова ты сказал, дружище. Согласен с тобой. Одно хорошо - гениальность нам с тобой не угрожает. И стадный инстинкт тоже.
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 А_Гусев, Гениальность - аномалия и довольно редкая,это скорее плоха для обладателей.Ну а стадный инстинкт можно проверить только в стаде,тем выше уровень интеллекта тем больше свободного пространства он требует для себя.А почему гениальность - это плохо для обладателей? И почему стадный инстинкт можно проверить только в стаде?
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 А_Гусев, Вот к примеру,на долго вас хватит в общении с идиотом,а именно так воспринимают гении обычных людей Я БЫ НЕ СТАЛ ДЕЛИТЬ ЛЮДЕЙ НА ГЕНИЕВ И ИДИОТОВ... Я бы вообще исключил слово гений из нашего лексикона - слишком уж громко и заносчиво. Такими словами не разбрасываются Все мы хотим не только отдавать,но и получать,а что обычный человек может дать гению? Если убрать слово "гений", то обычный человек, например, может дать лично мне очень много. Без помощи студентов, умных, требовательных, любознательных, - я никогда бы не сделал и половины того, что сделал. МЫ ВСЕГДА УЧИМСЯ У НАШИХ УЧЕНИКОВ, А НЕ ТОЛЬКО ИХ "УЧИМ" (досадное заблуждение!) Стадо обычно предусматривает наличие пастуха,который обладает сильной волей и харизмой,дающей ему возможность управлять.При потере управления стадо превращается в неуправляемую толпу.Ну все мы в процессе жизни учимся,берём пример с кого то ну это при ограниченности индивидуумов.В толпе сознание начинает играть шутку"делай как я"чуть потерял контроль индивидуальности и всё...
Исходное сообщение А_Гусев Я уверен,что говоря о гениальности, вы имеете в виду слишкомм упрощённую её трактовку. Разве умные не могут быть генераторами идей?Ещё раз прошу - не стоит разбрасываться словом "гениальность". Никто, кстати не определил, что это такое... Дар Божиий или... или дар природный, дар твоего ума. Рискнуть назвать человека гением весьма ответственно. И всегда неточно. На месте гениальности может оказаться просто талант, одарённость, выдающиеся способности... но до гениальности здесь ещё далеко.
Исходное сообщение РАДОМИР_2006 А_Гусев, Скорее это не дар,а наказание божье,выделить как белую ворону,снабдив мозг дополнительными нейронными связями,всего на несколько процентов увеличив минимум высвободив интеллект предназначенный на несколько столетий позже.Наверное, ты прав. Но без подобных "белых ворон" развитие человечества, его культуры, науки, искусства,- остановилось бы на тысячелетия.