[445x600]
ПОКОЙ ИЛИ БУРЯ?
После наших дискуссий о преподавании литературы я решил посмотреть, как же это происходит в нынешней школе. Интернет тут же выдал подробный «сценарий» открытого урока одной очень передовой учительницы - разбор стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» в 5 классе.
Пятиклассником я тоже, помнится, заучивал наизусть «Парус». И тоже повторял слова своей учительницы о том, какой этот парус мятежный, протестующий против покоя, равнодушия. Как в нём «звучит желание жить, бороться, действовать, думать не только о своём благополучии, но и о борьбе за счастье для всех…» В общем всё, как сегодня, на этом «передовом» уроке…
…Потом я сам давал «Парус», но уже не пятиклассникам, а студентам. Потому что уверен: заучить наизусть его легко, а вот понять…это и взрослому не всегда по силам. Скажу больше – «Парус» и для меня самого до сих пор – тайна, которую я пытаюсь разгадать, но пока… не умею. Всё в нём кажется зыбким, противоречивым, размытым и расплывчатым. А лучше сказать одним словом – загадочным.
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Как это? Разве можно одновременно не стремиться к счастью и… не бежать от него, то есть всё-таки – желать счастья.?
И как совместить: «играют волны – ветер свищет», «мачта гнётся и скрыпит»» и… «струя светлей лазури», «луч солнца золотой»? Одновременно – и шторм и затишье!?
Как-то на уроке по этому поводу я услышал любопытный ответ – вопрос задал школьник.
Учительница не растерялась и пояснила: -Видишь ли, Лермонтов изображает парус при разных погодах – сначала – в бурю, а потом – в штиль…
Ладно. В разую – так в разную…
Идём дальше.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
Что это?! – отрицание покоя? Или наоборот – жажда покоя? Тогда, причём здесь - мятежный ? И какой бури ищет ПАРУС? Той, в которой как будто есть покой? Но ведь тогда это уже не буря. Как же совместить покой и мятежность?..
О чём же всё-таки ПАРУС?
Об одиночестве. Или о покинутости, нерешительности, безысходности, потерянности?
Белеет себе в тумане моря и, заметьте, никуда не движется. Никуда не стремится. Ни в «страну далёкую», ни «в край родной»…
И где разглядела эта заслуженная учительница «желание действовать, стремиться к борьбе за счастье для всех»!?
Такие вот тайны заложены в этом гениальном, загадочном и очень не детском стихотворении. Разгадывать их на своих занятиях со студентами для меня - истинное удовольствие.
Исходное сообщение Irena_Dominique13 вот не люблю я анализировать-разбирать стихотворения... а уроки эти открытые просто не переношуЭто не анализ - это впечатление. Эмоции, если хотите...
Исходное сообщение -NEZNAKOMKA-Увы! часто и для очень многих нуждается! Я тоже у удовольствием учил наизусть в пятом классе, об этом пишу. Но человеку ( не каждому) свойственно развиватья, умнеть, приобретать эстетический опыт. И детское "наизусть" наконец-то предстаёт шедевром. И ты начинаешь понимать - почему это шедевр... Мне очень жаль, что ты перестала реагировать на то, о чём я так ясно говорю. О чем, собственно, никто и никогда не говорил. На что - вообще не обращали внимания... Это - мой ПАРУС, и я его выстрадал.
Исходное сообщение -NEZNAKOMKA- Я понимаю, ты хочешь подискутировать о другом...У меня, к сожалению, нет оппонентов для подобной дискуссии. Спасибо, Мариночка, что откликнулась.
Исходное сообщение -NEZNAKOMKA-Спасибо тебе, Марина. Для меня очень значительны и важны твои слова. В последнее время я стал серьёзно размышлять о том, что раньше казалось очевидным и "пройденным". Теперь всё как бы перечитываю заново. И всё становится новым - моим. Ведь проблема не в "Парусе", а в том, что он может остаться в сознании человека детским стихотворением. В то время как это глубоко философская вещь - загадочная, совершенно импрессионистическая...
Исходное сообщение А_Гусев У меня, к сожалению, нет оппонентов для подобной дискуссии.).. к трудам андроникова обращались уже?)
Исходное сообщение Такахаши_ОмояраИраклия я обожал... Но его давно нет. И темы у нас разные. Мне очень нравится его манера докапываться до сути. Сам стиль поиска. Иногда по отдельной строке...Исходное сообщение А_Гусев У меня, к сожалению, нет оппонентов для подобной дискуссии.).. к трудам андроникова обращались уже?)
Исходное сообщение Irena_Dominique13 а на уроке стихотворение нужно "разбирать" по методике... (((Методики пишут дураки и для дураков. А стихотворение нужно не "разбирать" и не "анализировать", а презентовать его так, чтобы было интересно. Нужно о нём беседовать, дискутировать... Об этом я и веду речь. " Методика" в этом посте как раз высмеивается...
Исходное сообщение ekaterin_ka Спасибо! Теперь стало ясно, что к чему.Заходи, я очень рад тебе:)
И этот парус мне представляется уставшим от самого себя человеком. От своих страстей, от боли, которую причиняет другим и, убегающим от себя. Тем, кто боится по-настоящему любить и убегает от других из-за каких-то внутренних противоречий.(с) ekaterin_ka
Исходное сообщение А_Гусев [QUOTE]Исходное сообщение GluCherry Разве тот образ, что гениальный мальчишка Лермонтов создал, быть может, по наитию Божьему, не пронзает ДУШУ? Не является отображением столь противоречивых и зыбких томлений ДУШИ, которая не может найти для себя покоя и застыла неподвижно в "тумане моря голубом"?Пронзает душу, да. И является отбражением... - бесспорно. Я не об этом. Учить или не учить в пятом классе - вот в чем вопрос. И если учить, то когда и как. Я так поняла вопрос, по крайней мере. Простите, если непонятно изложила. Учить - однозначно. Вот и подтверждение:
Исходное сообщение Aleksandra_Dulepova Помню "Парус" со школы! Учила с радостью, но уж оооооочень он складный. До сих пор могу встать на стул и рассказать На самом деле, если мне сейчас не начать думать "по-новому", приходят мысли с детства. Да, я тогда думала, что Лермонтов его описывает в разную погоду! Может это и так, а может... и не может Интересно... подумаю... Было бы хорошо давать это стихотворение как в 5-ом классе, так и в старшей школе. А потом сравнить свои мысли. Ничего не поменялось, значит еще не перешел на другой уровень... Жди и учись Вот как-то так...
Исходное сообщение GluCherry [QUOTE]Исходное сообщение А_Гусев [QUOTE]Исходное сообщение GluCherry Разве тот образ, что гениальный мальчишка Лермонтов создал, быть может, по наитию Божьему, не пронзает ДУШУ? Не является отображением столь противоречивых и зыбких томлений ДУШИ, которая не может найти для себя покоя и застыла неподвижно в "тумане моря голубом"?Пронзает душу, да. И является отбражением... - бесспорно. Я не об этом. Учить или не учить в пятом классе - вот в чем вопрос. И если учить, то когда и как. Я так поняла вопрос, по крайней мере. ******************** Да, вопрос, вернее, вопросы, конечно, в другом. И я попытался ответить на них в одном из своих ответов на читательский комментарий. Показал своё видение такого явления, как лермонтовский - "Парус". В каком классе? Это не вопрос. Можно и с четвёртого класса начать. Стихотворение настолько просто и мелодично по звучанию, что само по себе запоминается. И смысл отходит на задний план. К смыслу возвратишься, когда повзрослеешь. Так было и со мной. Так будет и с Сашей Дулеповой (кстати, моя студентка) - она пообещала написать о своём сегодняшнем видении ПАРУСА. Своим увидит этот ПАРУС и человек пожилой. Такова магия этого маленького шедевра... Саша Дулепова ( кстати, моя студентка) OTE]