• Авторизация


ЗАГАДОЧНЫЙ ПАРУС 13-03-2011 16:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[445x600]

                                         ПОКОЙ ИЛИ БУРЯ?


После наших дискуссий о преподавании литературы я решил посмотреть, как же это происходит в нынешней школе. Интернет тут же выдал подробный «сценарий» открытого урока одной очень передовой учительницы - разбор стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» в 5 классе.
Пятиклассником я тоже, помнится, заучивал наизусть «Парус». И тоже повторял слова своей учительницы о том, какой этот парус мятежный, протестующий против покоя, равнодушия. Как в нём «звучит желание жить, бороться, действовать, думать не только о своём благополучии, но и о борьбе за счастье для всех…» В общем всё, как сегодня, на этом «передовом» уроке…
…Потом я сам давал «Парус», но уже не пятиклассникам, а студентам. Потому что уверен: заучить наизусть его легко, а вот понять…это и взрослому не всегда по силам. Скажу больше – «Парус» и для меня самого до сих пор – тайна, которую я пытаюсь разгадать, но пока… не умею. Всё в нём кажется зыбким, противоречивым, размытым и расплывчатым. А лучше сказать одним словом – загадочным.
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Как это? Разве можно одновременно не стремиться к счастью и… не бежать от него, то есть всё-таки – желать счастья.?
И как совместить: «играют волны – ветер свищет», «мачта гнётся и скрыпит»» и… «струя светлей лазури», «луч солнца золотой»? Одновременно – и шторм и затишье!?
Как-то на уроке по этому поводу я услышал любопытный ответ – вопрос задал школьник.
Учительница не растерялась и пояснила: -Видишь ли, Лермонтов изображает парус при разных погодах – сначала – в бурю, а потом – в штиль…
Ладно. В разую – так в разную…
Идём дальше.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.
Что это?! – отрицание покоя? Или наоборот – жажда покоя? Тогда, причём здесь - мятежный ? И какой бури ищет ПАРУС? Той, в которой как будто есть покой? Но ведь тогда это уже не буря. Как же совместить покой и мятежность?..
О чём же всё-таки ПАРУС?
Об одиночестве. Или о покинутости, нерешительности, безысходности, потерянности?
Белеет себе в тумане моря и, заметьте, никуда не движется. Никуда не стремится. Ни в «страну далёкую», ни «в край родной»…
И где разглядела эта заслуженная учительница «желание действовать, стремиться к борьбе за счастье для всех»!?
Такие вот тайны заложены в этом гениальном, загадочном и очень не детском стихотворении. Разгадывать их на своих занятиях со студентами для меня - истинное удовольствие.
 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (30): вперёд»
вот не люблю я анализировать-разбирать стихотворения... а уроки эти открытые просто не переношу
-NEZNAKOMKA- 13-03-2011-16:43 удалить
«Парус» - создание семнадцатилетнего поэта, Душа в этом возрасте в самом деле ищущая, мятежная, страждущая...Не думаю, что стихотворение долго рождалось, тщательно взвешивался смысл каждой строки...Интересно, если бы Лермонтов мог предвидеть, что вокруг стихотворения такие споры, ему бы это понравилось? На востоке есть интересная пословица, смысл ее в том, что когда просят принести шляпу, не нужно нести ее вместе с головой...
А_Гусев 13-03-2011-16:55 удалить
Исходное сообщение Irena_Dominique13 вот не люблю я анализировать-разбирать стихотворения... а уроки эти открытые просто не переношу
Это не анализ - это впечатление. Эмоции, если хотите...
А_Гусев 13-03-2011-17:01 удалить
Ответ на комментарий -NEZNAKOMKA- # [QUOTE]Исходное сообщение -NEZNAKOMKA- Разве с этим кто-нибудь спорит? Моя цель - доказать и показать, какой это шедевр. Недооцененный школой. Вернее - искажённый и изуродованный ею. И ещё... пятиклассникам такое недоступно... Спасибо!
-NEZNAKOMKA- 13-03-2011-17:37 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # Саш, разве шедевр, нуждается в доказательствах... И ещё...В пятом классе, я с большим удовольствием учила наизусть "Парус"...Это такое красивое стихотворение...
-NEZNAKOMKA- 13-03-2011-17:39 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # Я понимаю, ты хочешь подискутировать о другом...
А_Гусев 13-03-2011-17:46 удалить
Ответ на комментарий -NEZNAKOMKA- #
Исходное сообщение -NEZNAKOMKA-
Увы! часто и для очень многих нуждается! Я тоже у удовольствием учил наизусть в пятом классе, об этом пишу. Но человеку ( не каждому) свойственно развиватья, умнеть, приобретать эстетический опыт. И детское "наизусть" наконец-то предстаёт шедевром. И ты начинаешь понимать - почему это шедевр... Мне очень жаль, что ты перестала реагировать на то, о чём я так ясно говорю. О чем, собственно, никто и никогда не говорил. На что - вообще не обращали внимания... Это - мой ПАРУС, и я его выстрадал.
А_Гусев 13-03-2011-17:50 удалить
Ответ на комментарий -NEZNAKOMKA- #
Исходное сообщение -NEZNAKOMKA- Я понимаю, ты хочешь подискутировать о другом...
У меня, к сожалению, нет оппонентов для подобной дискуссии. Спасибо, Мариночка, что откликнулась.
-NEZNAKOMKA- 13-03-2011-18:57 удалить
Ответ на комментарий А_Гусев # Нет, я реагирую на твои посты Душой и Сердцем, мне понятны твои печали и твоя тоска...Жить и наблюдать за тем, как попирают то, чему посвятил Жизнь, очень сложно...Хочется кричать...Коверкают сам смысл и значение художественной литературы и русского языка...Молодое поколение с пренебрежением относится к классическим произведениям, не потому, что им не понятно написанное, а потому, что какая - то "тетя Мотя" так трактует в школе смысл, как его видит своими "куриными мозгами". Но ты все равно счастливый...У тебя есть ученики, которых ты научил думать. Ты и для меня сделал очень много...Тоже научил думать...
А_Гусев 13-03-2011-19:05 удалить
Ответ на комментарий -NEZNAKOMKA- #
Исходное сообщение -NEZNAKOMKA-
Спасибо тебе, Марина. Для меня очень значительны и важны твои слова. В последнее время я стал серьёзно размышлять о том, что раньше казалось очевидным и "пройденным". Теперь всё как бы перечитываю заново. И всё становится новым - моим. Ведь проблема не в "Парусе", а в том, что он может остаться в сознании человека детским стихотворением. В то время как это глубоко философская вещь - загадочная, совершенно импрессионистическая...
Ответ на комментарий А_Гусев #
Исходное сообщение А_Гусев У меня, к сожалению, нет оппонентов для подобной дискуссии.
).. к трудам андроникова обращались уже?)
А_Гусев 13-03-2011-19:13 удалить
Ответ на комментарий Такахаши_Омояра #
Исходное сообщение Такахаши_Омояра
Исходное сообщение А_Гусев У меня, к сожалению, нет оппонентов для подобной дискуссии.
).. к трудам андроникова обращались уже?)
Ираклия я обожал... Но его давно нет. И темы у нас разные. Мне очень нравится его манера докапываться до сути. Сам стиль поиска. Иногда по отдельной строке...
Ответ на комментарий А_Гусев # а на уроке стихотворение нужно "разбирать" по методике... (((
А_Гусев 14-03-2011-00:10 удалить
Ответ на комментарий Irena_Dominique13 #
Исходное сообщение Irena_Dominique13 а на уроке стихотворение нужно "разбирать" по методике... (((
Методики пишут дураки и для дураков. А стихотворение нужно не "разбирать" и не "анализировать", а презентовать его так, чтобы было интересно. Нужно о нём беседовать, дискутировать... Об этом я и веду речь. " Методика" в этом посте как раз высмеивается...
ekaterin_ka 14-03-2011-08:58 удалить
А мне у Лермонтова стихотворения кажутся какими-то позерскими и излишне пафосными. Напоминают каких-то подростков: "Ах, жизнь не удалась - пойду повешусь!" Или: "Я столько страдал в свои восемнадцать, что жизнь мне больше не мила". Эмо-стихи какие-то. Сразу говорю, что я их не много читала, но сколько не пробовала, все одно - чувствуется фальшь. И этот парус мне представляется уставшим от самого себя человеком. От своих страстей, от боли, которую причиняет другим и, убегающим от себя. Тем, кто боится по-настоящему любить и убегает от других из-за каких-то внутренних противоречий. И, да, "Парус" мне нравится.
А_Гусев 14-03-2011-11:59 удалить
Ответ на комментарий ekaterin_ka # [QUOTE]Исходное сообщение ekaterin_ka А мне у Лермонтова стихотворения кажутся какими-то позерскими и Ты права. У Лермонтова действительно немало вычурных, подражательных и, как ты говоришь, позёрских стихов. Написаны они были лет в 14-16. И он сам их терпеть не мог.Почти весь первый том - именно такие безделушки, подражания, безвкусица. Подлинный Лермонтов начался с "Ангела". А потом один за другим последовали шедевры. Нет смысла их перечислять. Особенно благодарен тебе за отзыв о "Парусе". Приятно сознавать, что у тебя есть единомышленник. Ведь и я пришёл к такому выводу. Ты первая, кто высказался по существу поста - для меня это очень важно. Кстати, "Парус" тоже написал мальчишка - 1832 год...
ekaterin_ka 14-03-2011-12:55 удалить
Спасибо! Теперь стало ясно, что к чему.
А_Гусев 14-03-2011-16:28 удалить
Ответ на комментарий ekaterin_ka #
Исходное сообщение ekaterin_ka Спасибо! Теперь стало ясно, что к чему.
Заходи, я очень рад тебе:)
14-03-2011-23:39 удалить
Помню "Парус" со школы! Учила с радостью, но уж оооооочень он складный. До сих пор могу встать на стул и рассказать На самом деле, если мне сейчас не начать думать "по-новому", приходят мысли с детства. Да, я тогда думала, что Лермонтов его описывает в разную погоду! Может это и так, а может... и не может Интересно... подумаю... Было бы хорошо давать это стихотворение как в 5-ом классе, так и в старшей школе. А потом сравнить свои мысли. Ничего не поменялось, значит еще не перешел на другой уровень... Жди и учись Вот как-то так... А вообще сейчас много мыслей в голову полезло, надо подумать
А_Гусев 14-03-2011-23:50 удалить
Ответ на комментарий # [QUOTE]Исходное сообщение Aleksandra_Dulepova Подумай и скажи всё-таки что-то по сути всех выдвинутых проблем! Это самое главное.
Selety 15-03-2011-14:19 удалить
Хм, не помню в пятом классе как мы его разбирали с учителем, анализировали, даже не учила его наверно. Но почему-то в 10-ом классе, помню хорошо. Учительница давала нам возможность порассуждать над этим стихотворением, да, действительно загадочным, и с первого раза, наверно, не понятным. Прочла "Парус" снова. Мне сейчас, очень близко это стихотворение, по моему мнению желание уйти от обыденности, самостоятельность пусть даже выраженная в одиночестве волн, и буря, которая так необходима... Да, пожалуй мне трудно описать что я чувствую. Хочеться так же как парус "просить бури". Прочла коментарии, самое подходящее описание:
И этот парус мне представляется уставшим от самого себя человеком. От своих страстей, от боли, которую причиняет другим и, убегающим от себя. Тем, кто боится по-настоящему любить и убегает от других из-за каких-то внутренних противоречий.
(с) ekaterin_ka
А_Гусев 16-03-2011-11:35 удалить
Ответ на комментарий Selety # [QUOTE]Исходное сообщение Selety Меня очень порадовало твоё "сочинение." И мне близки твои ощущения от "Паруса". Я уже это сказал в ответе на тот комментарий, на который ты ссылаешься. А теперь то же самое хочу повторить тебе.. Да, это и мой парус. А теперь - и твой. У меня ещё мелькает в воображении такой образ... Парус - это такое смятенное состояние души, когда одновременно в ней- и буря, и луч солнца золотой, и желание обрести покой, и жажда счастья, и боязнь, что оно предстанет банальностью, обыденностью... Это какое-то особое, мозаически-импрессионистическое состояние души. Такие вот ощущения...
GluCherry 18-03-2011-15:08 удалить
Ответ на Ваш вопрос, Профессор, на мой взгляд, прозвучал еще у В.О. Ключевского (академик, русский историк 1841-1911). И для меня он звучит наиболее убедительно и однозначно. Так вот, Ключевский говорит о том, что Лермонтов - поэт по преимуществу лирический; его творчество воспроизводило почти исключительно жизнь сердца и касалось трудноуловимых ее мотивов. Господствующее место среди мотивов этой жизни занимает личное счастье. Вопрос об этом счастье, о том, в чем оно состоит и как достигается, всегда составлял важную и тревожную задачу для человеческого сердца. Поэтому, наверное, так волнуют стихотворения поэта даже детские души, которые, казалось бы, не готовы еще понять и принять их великий смысл. Но ведь души человеческие мудры от рождения и реагируют на Истину, не доискиваясь смыслов! Любая душа, даже детская – а, может быть, детская в наибольшей степени! – ищет счастья. Поэзия Лермонтова подходит к этому вопросу с обратной его стороны, с изнанки, если можно так выразиться: он пытался указать, в чем не следует искать счастья и как можно без него обойтись... Во все времена поиски счастья так или иначе приводили к вопросу о смысле жизни. В свою очередь, смысл жизни разворачивает душу человека в сторону Бога. Лермонтов жил и творил в той России и в те времена, когда понятие «христианские ценности» не подвергались такой обструкции, как ныне. Всё еще не было так запутано лукавыми мудрствованиями. И вопрос о неизбежных страданиях человека, допускаемых Богом, имел вразумительный и понятный ответ – человек страдает для того, чтобы совершенствовать свою душу. Душа – вот вечная ценность, а страдания временны и с помощью Божией преодолимы. Впрочем, и ныне христианин растворяет горечь страдания отрадною мыслью о подвиге терпения и сдерживает радость чувством благодарности за незаслуженную милость. Эта радость сквозь слезы и есть христианская грусть, заменяющая личное счастье... Впрочем, речь здесь о христианской грусти не по нравственному христианскому вероучению, которое учит не грустить, а надеяться и любить - здесь подразумевается грусть, какою она является в домашней практике христианской жизни, терпимой христианским нравоучением... Поэтическая грусть Лермонтова была художественным отголоском этой практической русско-христианской грусти, хотя и не близким к своему источнику... Стихотворение «Парус» одно из ранних творений поэта. И здесь настроение христианской грусти звучит очень пронзительно. Нет в нем призыва к мятежу, к борьбе. А есть стремление поэта в конкретном явлении жизни и природы – парусник на волнах моря - искать своё собственное отражение, которое помогло бы ему понять самого себя. Как смотрятся в зеркало, чтобы уловить отражение своего собственного лица. И здесь грусть поэта - как выражение не общего смысла жизни, а только характера личного существования, настроения единичного духа. Вот, кстати, еще одно его стихотворения – написано за год до «Паруса». Называется «Волны и люди». И здесь, хоть и говорит поэт о ЛЮДЯХ, но душой чувствуешь, что это – прежде всего о самом себе. О своём настроении, о холоде в своей душе. И о своей грусти… Волны катятся одна за другою С плеском и шумом глухим; Люди проходят ничтожной толпою Также один за другим. Волнам их воля и холод дороже Знойных полудня лучей; Люди хотят иметь души... и что же? - Души в них волн холодней! Ведь можно было бы интерпретировать мотив этого стихотворения как заботу о вселенском несовершенстве человеческих душ, как призыв изменить всех и вся. Но подобное заключение можно позволить только в отрыве от всего остального творчества поэта, не принимая во внимание ни личных качеств поэта, ни его характера, ни обстоятельств его жизни, наконец. Если же не выдергивать отдельные произведения из контекста всего творчества поэта, то и в «Парусе» , и в «Волнах», да и во всех своих творениях Лермонтов - поэт не миросозерцания, а настроения, певец личной грусти, а не мировой скорби... Впрочем, трудно с Вами не согласиться, профессор – пятиклассникам это понять сложно, ибо для объяснения нужен как минимум ПОНИМАЮЩИЙ учитель. А вот учителей таких, увы, в школе днём с огнём не сыскать. Хотя, с другой стороны… Пусть хотя бы просто заучивают прекрасные слова, образы и ритмы. Хотя бы так питают свои души. Вырастут, Бог даст – вспомнится, аукнется, поймётся… Было бы брошено семя, а время придёт – будет из чего прорасти. Хуже, когда прорастать не из чего… Когда в душе - пустота…
А_Гусев 18-03-2011-15:22 удалить
Ответ на комментарий GluCherry # [QUOTE]Исходное сообщение GluCherry ... Я читал всё это у Ключевского. И что? Разве тот образ, что гениальный мальчишка Лермонтов создал, быть может, по наитию Божьему, не пронзает ДУШУ? Не является отображением столь противоречивых и зыбких томлений ДУШИ, которая не может найти для себя покоя и застыла неподвижно в "тумане моря голубом"?
GluCherry 18-03-2011-15:50 удалить
Исходное сообщение А_Гусев [QUOTE]Исходное сообщение GluCherry Разве тот образ, что гениальный мальчишка Лермонтов создал, быть может, по наитию Божьему, не пронзает ДУШУ? Не является отображением столь противоречивых и зыбких томлений ДУШИ, которая не может найти для себя покоя и застыла неподвижно в "тумане моря голубом"?
Пронзает душу, да. И является отбражением... - бесспорно. Я не об этом. Учить или не учить в пятом классе - вот в чем вопрос. И если учить, то когда и как. Я так поняла вопрос, по крайней мере. Простите, если непонятно изложила. Учить - однозначно. Вот и подтверждение:
Исходное сообщение Aleksandra_Dulepova Помню "Парус" со школы! Учила с радостью, но уж оооооочень он складный. До сих пор могу встать на стул и рассказать На самом деле, если мне сейчас не начать думать "по-новому", приходят мысли с детства. Да, я тогда думала, что Лермонтов его описывает в разную погоду! Может это и так, а может... и не может Интересно... подумаю... Было бы хорошо давать это стихотворение как в 5-ом классе, так и в старшей школе. А потом сравнить свои мысли. Ничего не поменялось, значит еще не перешел на другой уровень... Жди и учись Вот как-то так...
А_Гусев 18-03-2011-16:14 удалить
Ответ на комментарий GluCherry #
Исходное сообщение GluCherry [QUOTE]Исходное сообщение А_Гусев [QUOTE]Исходное сообщение GluCherry Разве тот образ, что гениальный мальчишка Лермонтов создал, быть может, по наитию Божьему, не пронзает ДУШУ? Не является отображением столь противоречивых и зыбких томлений ДУШИ, которая не может найти для себя покоя и застыла неподвижно в "тумане моря голубом"?
Пронзает душу, да. И является отбражением... - бесспорно. Я не об этом. Учить или не учить в пятом классе - вот в чем вопрос. И если учить, то когда и как. Я так поняла вопрос, по крайней мере. ******************** Да, вопрос, вернее, вопросы, конечно, в другом. И я попытался ответить на них в одном из своих ответов на читательский комментарий. Показал своё видение такого явления, как лермонтовский - "Парус". В каком классе? Это не вопрос. Можно и с четвёртого класса начать. Стихотворение настолько просто и мелодично по звучанию, что само по себе запоминается. И смысл отходит на задний план. К смыслу возвратишься, когда повзрослеешь. Так было и со мной. Так будет и с Сашей Дулеповой (кстати, моя студентка) - она пообещала написать о своём сегодняшнем видении ПАРУСА. Своим увидит этот ПАРУС и человек пожилой. Такова магия этого маленького шедевра... Саша Дулепова ( кстати, моя студентка) OTE]
Душица 25-03-2011-15:55 удалить
По-моему, литераторы склонны все уж слишком сильно и въедливо анализировать. А на самом деле, все великие поэтические произведения анализу вряд ли поддаются. И каждый понимает их по-своему. А то, какое именно содержание вкладывал поэт в свои строки, мы могли бы узнать, только если бы он сам оставил подробную расшифровку своих стихотворений.
А_Гусев 25-03-2011-19:52 удалить
[QUOTE]Исходное сообщение Душица Каждый человек имеет право поделиться своим впечатлением о прочитанном произведении, своим видением и пониманием художественного текста. Для того и читаем И в чём здесь грех - я не понимаю.
Душица 26-03-2011-15:56 удалить
А_Гусев, греха нет... Просто Вы сами пишете, что в стихотворении много тайн и противоречий. И обвиняете учительницу, которая якобы что-то там не поняла и по-своему истолковала. А у всех гениальных произведений может быть масса трактовок. И процесс "разгадывания тайн" по сути ни к чему не приведет - каждый все равно будет понимать так, как он понимает.
А_Гусев 26-03-2011-16:10 удалить
Ответ на комментарий Душица # [QUOTE]Исходное сообщение Душица А_Гусев Я не говорю: учительница не поняла. Просто не захотела заметить. Или заметила ошибочно - "парус при разной погоде"- это абсурд, конечно. А говорю я сейчас ровно о том, что вы сами только что сказали. О праве на собственное видение. Его то как раз многим и не хватает. А "расшифровок", как таковых, со стороны поэтов - вообще не бывает...


Комментарии (30): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЗАГАДОЧНЫЙ ПАРУС | А_Гусев - А_ГУСЕВ. БЛОГ "УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ" | Лента друзей А_Гусев / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»