[600x428]
УЛЫБНИСЬ, ГДЕ НАДО!
Когда мне попадются косноязычно, коряво и безграмотно написанные посты, я перестаю их читать: раздражает. Ну не умеет человек внятно составить фразу на родном языке. Со всяким бывает. И винить здесь не за что.
А если этот «всякий» - учитель русского языка?! Ведь он то уметь должен – профессия у него такая. А если не просто учитель, а министерский УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЕЙ – «Инструктор» по русскому языку»( помните у Токаревой: «Моя мама инструктор по Диккенсу»),- тот самый, кто в своих методичках, инструкциях, «рекомендациях», «сборниках заданий» объясняет рядовым словесникам, как надо детей учить «великому и могучему». И какие при этом давать задания. И как их формулировать.
Вот он и «формулирует», являя порой чудеса «культуры речи". Беру наугад – один из централизованных экзаменов.
-Углубись в прочитанное. Улыбнись, где надо.
(инструкция по юмору!?)
-Предположи, почему Лермонтов решил, что Гоголь им пренебрегал. Выпиши для этого обстоятельства, которые характеризуют поведение Гоголя..
Обстоятельства пренебрежения? Обстоятельства поведения бедного Гоголя? Или это - про члены предложения?
- Охарактеризуй атмосферу встречи Гоголя с Лермонтовым. Обрати внимание на отрицательные частицы и приставки.
Это про то, как они на «атмосферу» влияют? Тонко! Кто бы подумал...
-Выдели несколько сравнений из текста.
А для чего эта «химия»? Зачем их выделять? Взять бы и объяснить – почему, благодаря удачному сравнению, текст обретает образность, красоту, привлекает читателя.
Ну, скажите – как может девятиклассник «переварить такую вот тарабарщину:
- Какие предложения по цели содержащихся в них сообщений использует автор в двух последних абзацах? Обоснуй свой ответ! (словечко какое изящное!..
И вообще – о чём это?
-Заполни таблицу словами, как постепенно создаётся образ берёзы-свечи ( прилагается текст).
Да-а, «свеча в тексте» – образ хоть куда! Столько ассоциаций! Прямо таки стилистическая головоломка. А за ней – психологическая: «Напиши, с чем, с каким настроением\состоянием души соотносится у тебя слово свеча!
Какой повод для игры воображения!
А э т о: «Составсь предложение, в котором одно из предложенных слов будет писаться раздельно с не.
Тоже мило...
...И снова – предположи( по тексту): Какой силой наполняет душу русского человека тоненькая березка?
А если не очень тоненькая? И если не русского, а латыша, например?
Из всех этих и им подобных стилистических изысков неплохо бы составить очередное "методическое руководство" - «Как учителям-русистам не следует выражаться по-русски».
Свой собственный сборник для студентов-журналистов я пополняю регулярно. Неплохое пособие по стилистике получается. С единственным заданием: избавь текст от алогизмов, "ляпов," штампов и косноязычия .
Иными словами – напиши по-русски!