[292x217]
Прочитал книгу "Сто лет одиночества", решил поделиться.
Габриэль Гарсиа Маркес
О нём снова заговорил весь мир. Издатели снова бьются за его рукопись. После 10-летнего молчания он снова поднял планку на привычную, маркесовскую высоту. Впрочем, пока мы только верим сообщениям о том, что новая книга Габриеля Гарсия Маркеса, посвящённая шлюхам, — шедевр. В Москву она придёт месяца через два, сейчас творение классика читает только испаноязычная аудитория. В очередном романе великого колумбийца чуть более 100 страниц. И герою книги, одинокому журналисту, дожившему до глубокой старости, достаточно этого, чтобы вспомнить всех своих 514 женщин, с которыми он хоть раз переспал. Такая вот интригующая фабула.
Известным миру Маркес стал в 1967 году, когда выпустил роман «Сто лет одиночества». В мастера слова он воплотился из обычного внештатного журналиста, представителя кубинского агентства новостей. О том, что сегодня Маркес — самый великий из действующих писателей, говорит хотя бы такой факт: 3 года назад на аукционе в Барселоне за бешеную цену в $1 миллион были проданы гранки «Ста лет одиночества» с более чем тысячей правок автора.
Каким потрясением для читателей было издание этого романа в СССР — в эпоху книжного дефицита он дразнил миллионы людей в самой читающей стране мира. Заядлый книголюб-общественник, я решил организовать вечер, посвящённый новоиспечённому Нобелевскому лауреату в Центральном доме архитектора. Мероприятие намечалось на 10 ноября 1982 года, народ валом валил на тусовку в честь зарубежного гостя. Но тут ко мне подошли двое, взяли меня под локоток и по дороге в кабинет директора стали отчитывать на ухо: «Вы с ума сошли? В такой день собирать митинги?!» Тут я понял, что умер Брежнев...
Маркесом приезжал в СССР, и у него брали интервью. Летом 1987 года, в самый разгар перестройки, знаменитого гостя принял Михаил Горбачёв. О визите на первой полосе писала «Правда». Маркес был очень доволен — с той поры две знаковых персоны ХХ века подружились. Поздравляли друг друга, перезванивались, а в апреле прошлого года, буквально за несколько часов до начала войны в Ираке, писатель-публицист попросил Горбачёва об интервью. Бывший Президент СССР ответил на 8 принятых вопросов Маркеса, касающихся возможных последствий военной операции.
Сейчас все говорят о том, что мэтр очень болен, что он дважды переносил рак, пребывая на самом краю жизни. Несколько лет он не общается с публикой, не принимает журналистов. Виновник торжества не пришёл даже на презентацию новой книги под шокирующим названием «Вспоминая моих грустных шлюх». Но он всё же нашёл в себе силы появиться на спектакле «Раймонда», который привёз в Мехико наш Большой театр. Ну, а я вновь и вновь вспоминаю общение с Маркесом. Когда перечитываю фрагменты своих разговоров с самым великим писателем нашего времени.
О жене и детях
«Мы с женой всегда старались влиять на двух своих мальчиков, но генетические предрасположенности бывают сильнее нас. Моим сыновьям всегда было трудно жить из-за меня. Например, старший сын учился в Гарвардском университете, и все годы учёбы он старался, чтобы как можно меньше людей из его окружения знали, чей он сын. Но ведь вместе с тем существовало и моё влияние: дети помнят, как они играли с Пабло Нерудой, Хулио Кортасаром, Карлосом Фуэнтесом, они, конечно, не забудут разговоров о литературе и искусстве. Мой старший сын стал кинооператором, второй — дизайнером: оба они унаследовали творческие возможности отца, но применили их в более практической сфере. Они вообще практичные — в маму... Они слушают рок-музыку и таким образом тоже влияют на меня. Ну а я слушаю классическую — в итоге они любят и то и другое. Удивительно, но дети никогда не пытались писать. Хотя, что и говорить, я доволен своими детьми».
О гонорарах
«Я готов пожертвовать деньги, которые получаю за свои романы, на любое хорошее дело. Я могу это сделать — прежде всего, чтобы доказать бескорыстие. Мне нравится благотворительствовать. Не хочу превосходных степеней, но в мире мало писателей, которые зарабатывают столько денег, как я. К сожалению, быть может, потому, что немногие умеют защищать свои права так, как это делаю я».
О критике
«Я стараюсь не читать критических статей, связанных с моим творчеством. Ведь если плохая критика, её читать вообще не стоит. А если хорошая, она может воздействовать на тебя, навязать свою точку зрения. Как-то раз, давно-давно, я прочёл статью об одном из своих первых рассказов. И поверил рецензенту. А потом, когда писал «Сто лет одиночества», я почувствовал, что мой герой получается таким, каким его хотел видеть тот критик. С той поры я не читаю отзывов на мои книги».
Об одиночестве
«Я не знаю, существует ли одиночество в моём творчестве, но я знаю, что оно существует в писателе. Потому что, когда писатель садится за стол, ему не может помочь никто-никто... Он остаётся один на один с белым чистым листом бумаги. Это и есть одиночество».
О полковнике и слезах
«В повести «Полковнику никто не пишет» я решил убить главного героя Буэндиа. Когда я подошёл к жене, то Мерседес по моему лицу сразу поняла, что с полковником покончено. И очень переживала. А я после этого два часа лил натуральные слёзы — для меня это была трагедия. Признаться, я часто плачу. Запираюсь в своей комнате, чтобы не видела жена, и плачу. Я очень сентиментальный человек».
При встречах с великим писателем в те давние годы было немало любопытных, почти курьёзных ситуаций. Как-то его пригласили на просмотр фильма Андрея Тарковского, и я был свидетелем того, как киноманы буквально сгоняли Нобелевского лауреата из первого ряда кинотеатра, вертя перед его носом своими, по-видимому, законными билетами. Возможно, Маркес и вправду сел не на своё место, но это был Маркес, который приехал в страну по приглашению самого Горбачёва! Нехотя поднявшись, писатель иронично заметил: «Завидую режиссёру, на фильме которого даже Маркесу не находится места».
«А сколько вы заплатите мне за это интервью?» — спросил журналиста как-то Маркес. Тот растерялся: а что, если он и вправду хочет денег. Но журналиста тут же успокоили: Маркес любит повеселиться. Заметили и такую деталь: интервьюируемый тоже записывал разговор на плёнку и даже переворачивал кассету в миниатюрном диктофоне.
Когда заговорили о событиях в Афганистане, журналист сказал Маркесу, что в эту страну военным корреспондентом отбыл Артём Боровик. Маркес страшно заинтересовался этим фактом и стал расспрашивать, взял ли он с собой оружие, какими дорогами и каким транспортом добирался. И вообще, акцентировал на том, нельзя ли увидеть этого храброго человека, познакомиться с ним. Артёма в то время в Москве не было, и я заметил, что Маркес сожалеет об этом. Позже, когда Артём вернулся из командировки и узнал о желании великого писателя познакомиться, он тоже был очень расстроен...
КСТАТИ
Новый роман Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх» вышел в Испании беспрецедентным тиражом в 1 миллион экземпляров. Книга побила все рекорды продаж и в странах Латинской Америки. Это, впрочем, неудивительно, ведь это первая работа знаменитого писателя за последние 10 лет.
Незадолго до официальной презентации пираты умудрились похитить её и выпустить нелегальный тираж. А ведь роман самым тщательным образом охранялся литературными агентами Маркеса. Писатель решил бороться с этим злом — он существенно изменил последнюю главу. Вот только он никак не ожидал, что в итоге пиратские экземпляры «Воспоминания..» станут библиографической редкостью, за которой начнут гоняться коллекционеры. Многим интересно узнать альтернативную версию развития событий, и теперь за пиратские экземпляры поклонники таланта Маркеса готовы платить по тысяче «зелёных», хотя сначала они стоили всего $4. Ввиду огромного ажиотажа сейчас допечатывается тираж для стран, в которых «Воспоминания...» уже вышли в свет. График издания книги в других странах пока неизвестен.
Между тем ещё летом 2000 года некоторые СМИ сообщили о кончине великого писателя — врачи установили у него рак лимфатических узлов. Маркес находился в кризисном состоянии, лежал в больнице в Боготе. Одна же перуанская газета выпустила письмо-эссе от имени Маркеса, где он прощался со всеми. Произведение называлось «Марионетка»: как утверждало издание, это эссе — своеобразное предсмертное обращение автора к Богу, в котором он переосмысливает собственную жизнь и умоляет Всевышнего продлить его земное существование. «Что меня действительно может убить, так это чувство стыда за то, что мне приписывают авторство подобной пошлости». В том же году было объявлено, что писатель выздоровел и снова начал писать.
А вот летом 2004 года Маркес неожиданно согласился на сотрудничество с Голливудом: до этого он категорически отказывался от экранизации своих книг. Как рассказал сам писатель, из-за неуверенности в будущем благосостоянии семьи за $3 миллиона он продал права на кинопостановку романа «Любовь во время чумы». Известный голливудский продюсер Скот Штейндорф, комментируя эту информацию, назвал эту книгу Маркеса «лучшей из когда-либо написанных историй о любви после «Ромео и Джульетты». Что ж, похоже, новое произведение классика получилось не хуже.