• Авторизация


Без заголовка 22-07-2008 20:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения NADYNROM Оригинальное сообщение

Образ Рафаэля Санти в живописи

Один из гениальнейших титанов Ренессанса оставил потомству свои автопортреты, самый известный из которых, наверное, был написан им в двадцатитрехлетнем возрасте.
Рафаэль прожил всего 37 лет, но его творческое наследие более чем впечатляет.
Интересно, что художники последующих эпох также обращались в образу Рафаэля в своем творчестве.

Вот, например, картина Александра-Эвариста Фрагонара «Рафаэль, подбирающий позу натурщицы, для написания Мадонны с Младенцем».
[529x700]

Вот только интересно, что именно это за Мадонна?
Лично у меня даже приблизительно угадать не получается, хотя облака на холсте и лицо натурщицы почему-то вызывают ассоциации с «Мадонной де Фолинья». Скорее всего ошибочные.

[463x700]

А вот картина Горация Верне «Папа Юлий II, указывающий Браманте, Микеланджело и Рафаэлю во время строительства Ватикана и собора Святого Петра».
[700x463]

Три величайших гения в одно время и в одном месте. Браманте показывает папе свои чертежи. Эскиз к какой именно из своих станц собирается показать Рафаэль, я, к сожалению, разобрать не могу… Может быть, «Пожар в Борго»?
[700x525]

А вот Миеланджело явно думает о чем-то своем...
Да и не слишком хорошо закончилось сотрудничество трех гениев. Вот что пишет Вазари: "Итак, Рафаэль за эти годы приобрел в Риме большую славу. Однако хотя он владел той благородной манерой, которую все считали особенно красивой, и хотя он в этом городе и видел столько древностей и непрестанно их изучал, тем не менее он, несмотря на все это, еще не сообщал своим фигурам той мощи и того величия, как это делал впоследствии. И вот случилось, что как раз в это время Микеланджело набросился на папу в его капелле с той бранью и с теми угрозами, … из-за которых пришлось ему бежать во Флоренцию. А так как после этого ключ от [Сикстинской] капеллы находился у Браманте, он и показал ее Рафаэлю, как своему другу, с тем чтобы Рафаэль имел возможность усвоить себе приемы Микеланджело. Это и послужило причиной тому, что Рафаэль, увидев росписи Микеланджело, тотчас же заново переписал уже законченную им фигуру пророка Исаии, которую мы видим в Риме в церкви сан Агостино над святой Анной работы Андреа Сансовино. В этом произведении Рафаэль под влиянием увиденных им творений Микеланджело безмерно укрупнил свою манеру, придав ей большее величие. Недаром, когда впоследствии Микеланджело увидел эту работу Рафаэля, он сразу же догадался о том, что случилось на самом деле и что Браманте сделал это ему назло, ради пользы и славы Рафаэля".

Вот она, фреска:


[350x467] [350x573]



Кстати, если не присматриваться внимательно, то можно подумать, что Верне почти досконально скопировал портрет Юлия II, написанного Рафаэлем.
А когда присмотришься, понимаешь, что сам Рафаэль изобразил этого папу-воина гораздо мягче, хотя Вазари отмечает, что «о н написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе».


[519x700]

Папа Юлий II умер 20 февраля 1513 г. Лев X был избран папой 11 марта 1513 г.
Вазари пишет: "В то время как удачи этого художника казались всем величайшими чудесами, завистливая судьба лишила жизни Юлия II, который вскормил такое дарование, будучи ценителем всего наилучшего. Засим последовало избрание Льва X, пожелавшего продолжения этой работы. Отныне доблесть Рафаэля стала прославляться чуть ли не до небес, заслужив ему бесчисленные доказательства милости этого великого государя, в лице которого Рафаэль обрел человека, унаследовавшего от своей семьи великую склонность к большому искусству".


В этом отношении весьма интересна другая картина Горация Верне «Рафаэль и папа Лев X».

[561x700]

Я не сразу сообразила, где же папа=) Внимание настолько концентрируется на фигуре Рафаэля, который, по всей видимости, пишет одну из своих Мадонн.
Портрет Льва X он тоже написал. Вместе с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси.

[538x700]

А вот Энгра явно интересовали совершенно другие моменты в жизни Рафаэля.

Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и Форнарина

[570x700]

О "прекрасной булочнице", ставшей любимой натурщицей Рафаэля и его возлюбленной можно говорить много, но в итоге так и не сказать ничего. Слишком сложно исследователям биться над тем, чтобы отделить биографические факты от легенды.
Была ли она верна Рафаэлю? Стала ли его законной женой? Писал ли он с нее образ "Сикстинской мадонны"?

Интересно, что Энгр на своей картине помимо Рафаэля и его возлюбленной изобразил два шедевра, моделью для которых, как предполагается, бала Форнарина.

Портрет обнаженной молодой женщины

[485x700]

Мадонна в кресле (Мадонна делла Седиа)

[683x700]

А вот о Марии Довици, племяннице кардинала Биббиена, почти ничего не говорят и не пишут...А она могла бы стать женой Рафаэля.

Вазари рассказывает следующее: "Бернардо Довицио, кардинал Биббиена, будучи его ближайшим другом, уже много лет пытался его женить. Рафаэль же прямо не отказывал кардиналу в исполнении его желания, но всячески тянул, говоря, что он хочет еще подождать три или четыре года. По истечении этого срока и неожиданно для Рафаэля кардинал напомнил ему об обещанном. Тому, как человеку воспитанному, волей-неволей пришлось сдержать свое слово, и он согласился жениться на одной из племянниц кардинала. Однако, в величайшей досаде тяготясь этими узами, он все норовил оттянуть этот брак, который спустя много месяцев все еще не был заключен. А делал он это не без уважительной причины. Дело в том, что он уже столько лет служит при папском дворе и Лев X был должен ему такую крупную сумму денег, что ему было дано понять, что сейчас же по окончании начатой им залы и в награду за его труды и доблести папа дарует ему красную шляпу, поскольку он уже решил посвятить в этот сан многих других, куда менее заслуженных, чем Рафаэль. В ожидании чего Рафаэль втихомолку продолжал заниматься своими любовными делами, превыше всякой меры предаваясь этим утехам".

Жан Огюст Доминик Энгр. Обручение Рафаэля и племянницы кардинала Биббиены

[526x700]

Большинство исследователей, кстати, не верят в то, что Рафаэль собирался стать кардиналом.
Портрета своей предполагаемой жены художник не оставил. Зато написал портрет кардинала Биббиены, который явно был использован Энгром:

[523x700]

Примечательна и картина Генри Нельсона О'Нила "Последние мгновенья Рафаэля"


[700x461]

Умирающий художник смотрит и указывает на свой последний шедевр - "Преображение", которое многие исследователи считают вершиной творчества Рафаэля.

[466x700]

Вазари пишет об этом слегка иначе: "Когда тело его было выставлено в той зале, где он работал, в головах его был поставлен алтарный образ, на котором только что было им закончено «Преображение» для кардинала деи Медичи, и при виде живой картины рядом с мертвым телом у каждого из присутствующих душа надрывалась от горя".

Но у любого художника есть право на вымысел.
Что-то мне подсказывает, что тема не исчерпана.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
04-10-2009-08:06 удалить
здесь Лик Стража Смерти
слабонервным делать нечего
в глаза не смотреть !
Сильнейший гипноз


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Игорь_Фёдоров - Дневник Игорь_Фёдоров | Лента друзей Игорь_Фёдоров / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»