Тайцзи Цюань – Кулак великого предела.
Предшественниками современного тайцзицюань были различные даосские стили ”внутреннего” направления, берущие свое начало от легендарного Чжан Саньфэна. К сожалению, эти стили не получили единого, письменно закрепленного канона, и к восемнадцатому веку распались на сотни вариантов, существовавших в единичном мастерском исполнении. Прямая передача этих стилей, возможно, не прекращается и до сих пор, они практикуются даосскими монахами, но расцвет их далеко позади.
Стиль, ныне известный, как современный тайцзицюань, возник в середине восемнадцатого века, когда с даосским внутренним искусством познакомились члены клана Чэнь, известные своей любовью к боевым искусствам. Этот клан подхватил и распространил древнюю традицию. Можно сказать, что семья Чэнь дала старой традиции новую жизнь.
Официальная версия времен коммунистического Китая принижает влияние даосских внутренних школ. По ней, предок Чэней, известный полководец Чэнь Вантин удалился в отставку, и на покое занялся совершенствованием своих знаний о боевом искусстве. По официальной версии, он одномоментно и создал весь тайцзицюань, а все другие школы представляют собой разные этапы деградации изначального стиля.
Противники этой версии считают, что Чэни вообще ”не при чем”. Чэни занимались жестким ушу – вариантом шаолиньских ”пушечных ударов”. Даосское искусство якобы, было передано только через одного из членов клана Чэнь – Чэнь Чансина, и в дальнейшем передавалось в семье и школе Ян. А Чэни вторично узнали о тайцзицюань лишь в двадцатом веке, когда мастер Чэнь Факэ приехал в Пекин. Он и создал современные комплексы семьи Чэнь, сочетающие и жесткое, и мягкое направление.
Вероятнее всего, частично правы и те, и другие. Действительно, изначальный вариант Чэньского тайцзи был силовым, жестким, предельно ”армейским”. Но настоящие мастера всегда открыты переменам, и скорее всего, потомки Вантина стремились овладеть и внутренними аспектами. Чэни регулярно предпринимали путешествия на юг Китая, ”ходили за Великую стену” в поисках эффективных техник. Поколение за поколением стиль впитывал то лучшее, что имелось в даосской традиции. Так стиль стал совмещать в себе старую кулачную базу и добытые по крохам осколки древнего знания. Эта внутренняя неоднородность отчетливо видна в старых комплексах семьи Чэнь, где тонкие энергетические аспекты перемежаются с грубыми армейскими приемами.
Стиль революционно изменился, когда Ян Лучань решительно избавился от грубой армейской базы и систематизировал движения на основе даосской философии. Его успех был потрясающим. Он был признан лучшим бойцом своего времени, и преподавал при императорском дворе.
Принципом Тайцзи было следующее: Любое явление в своем развитии приходит к своей противоположности. День переходит в ночь, жара в холод. Сила, переразвиваясь, обращается в слабость. Поэтому нужно дать силе противника переразвиться, уловить момент ее истощения, и тогда уже выпустить свою. Не имеет смысла жестко встречать противника. Сначала нужно использовать мягкость и правильную оценку, трансформировать атаку, перевести ее в безопасное направление, а после нейтрализации – атаковать. Исполнение Тайцзи напоминает волнообразное движение взад и вперед, вбирание и выпускание, подъем и опрокидывание. Пользуясь этим, Ян Лучань мог побеждать противников, значительно превосходящих его по физическим данным.
Второй сын Лучаня, Ян Байхоу, также в совершенстве овладел боевым аспектом Тайцзи. Его тренировки были очень интенсивными, отец доводил его до изнеможения, так что сын убегал из дому, и даже пытался повесится. Этот факт заставляет усомниться в мнении, что стиль Ян – упрощенная версия для ”ослабленных аристократов”. К сожалению, Ян Байхоу имел мало учеников. Традиция была передана третьим сыном Ян Лучаня – Ян Цзянхоу.
К сожалению, теперь стиль Ян действительно, известен в усеченном и упрощенном виде. Последний представитель семьи Ян - Ян Ченфу, начал заниматься только после смерти отца. К тому же он располнел, и не мог даже достать коленом до локтя. Но именно его версия стиля Ян стала отправной точкой для дальнейших упрощений…
Очень быстрый отход от прикладного характера тренировок имел как отрицательные, так и положительные стороны. Тайцзи стало популярнейшим и эффективным способом поддержания здоровья, изучения на практике принципов восточной философии и стратегии. Тайцзи занимались Сунь Ятсен – лидер Китайской революции, Дэн Сяопин – ”отец” современных экономических реформ. Можно сказать, что большая часть накопленных даосами оздоровительных практик реализована в комплексах современного Тайцзи Цюань.
В наше время Тайцзи известно как лучший способ поддержания здоровья. Это доказано опытом миллионов людей. К сожалению, боевой аспект скрылся во мраке веков. Однако, в самые последние годы практика парных упражнений – туйшоу постепенно обретает новую жизнь. Не исключено, что со временем боевое искусство даосов будет реконструировано.