Мы умеем сказать с важным видом: "Так говорит Фрейд" или "таково учение Платона о нравственности", или "вот подлинные слова Аристотеля"...................................... Ну, а мы-то сами, что мы скажем от своего имени? Каковы наши собственные суждения? Каковы наши поступки? А то ведь это мог бы сказать и попугай..... По этому поводу мне вспоминается один римский богач из однажды прочитанной причи, который, не останавливаясь перед затратами, приложил немало усилий, чтобы собрать у себя в доме сведущих в различных науках людей; он постоянно держал их подле себя, чтобы в случае, если речь зайдет о том или другом предмете, один мог выступить вместо него с каким-нибудь рассуждением, другой - прочесть стих из Гомера, словом, каждый по своей части............... Он полагал, что эти знания являются его личною собственностью, раз они находятся в головах принадлежащих ему людей.... Совершенно так же поступают и те, ученость которых заключена в их роскошных библиотеках.....
Мы берем на хранение чужие мысли и знания, только и всего....Нужно, однако, сделать их собственными..... Мы уподобляемся "человеку, который, нуждаясь в огне, отправился за ним к соседу и, найдя у него прекрасный, яркий огонь, стал греться у чужого очага, забыв о своем намерении разжечь очаг у себя дома"..... Или, быть может, мы думаем, что Цезарь, ознакомившийся с военным делом только по книгам и сделавшийся, несмотря на отсутствие личного опыта, столь видным полководцем, изучал его по нашему способу?
Мы опираемся на чужие руки с такой силой, что, в конце концов, обессиливаем..... Хочу ли я побороть страх смерти? Я это делаю за счет Сенеки или того же Ницше..... Стремлюсь ли утешиться сама или утешить другого? Я черпаю из Цицерона..... А между тем, я могла бы обратиться за этим к себе самой, если бы меня надлежащим образом воспитали..... Нет, не люблю я этого весьма относительного богатства, собранного с мира по нитке.....
И если можно быть учеными чужою ученостью, то мудрыми мы можем быть лишь собственной мудростью