• Авторизация


актуально 02-07-2008 20:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения gladilin Оригинальное сообщение

Управление группой на основе консенсуса

Когда я еще только собирался руководить горными походами, я представлял себя этаким генералом на белом коне, который звонким голосом отдает приказания, а подчиненные их выполняют. Однако реальный опыт руководства показал, что такой "авторитарный" стиль управления, как правило, не подходит для неформальных групп, каковыми являются походная группа или целый туристический клуб.

Конечно, я не отрицаю, что существуют экстремальные ситуации, требующие немедленных конкретных действий, в которых руководитель должен просто отдавать приказания (типа "ты снимай палатку, ты руби мачту"), а участники для собственной же безопасности должны их как можно лучше выполнять. Однако распространение этой практики на обычные ситуации, тем более - не сиюминутные, а глобальные (типа "ну-ка все с завтрашнего дня начали бегать по 3 раза в неделю по 10 километров") - обычно не дает хороших результатов - дело не клеится.

Для того чтобы понять, почему так происходит, вспомним, что люди приходят в клуб (и в походную группу) для получения удовольствия (туризм - их хобби), а потому изначально ориентированы только на те действия, которые (прямо или косвенно) направлены на достижение их целей. Например, они готовы насушить сухарей, которые необходимы для похода, но совершенно не готовы их сушить, если они нужны для каких-то других, неинтересных им целей. Туризм играет в жизни людей не центральную роль, как правило он занимает достаточно ограниченную нишу между семьей, работой и другими увлечениями. Поэтому личная приоритетность (выделяемое время, степень интереса и т.д.) тех или иных действий назначается человеком в соответствии с тем, насколько он понимает, зачем эти действия именно ему нужны.

Еще один фактор, влияющий на приоритетность действий для любого человека - это то, как их оценят окружающие, прежде всего - те, чьим мнением человек дорожит. Этот фактор настолько важен, что его роль трудно переоценить. Можно сказать, что среда коренным образом влияет на поведение человека. И вот тут кроется проблема, которую необходимо рассмотреть.

Представим себе человека, пришедшего в походную группу к некоторому руководителю, практикующему "авторитарную" систему. Будем считать, что человек хочет в поход и доверяет выбранному им руководителю, а потому высоко ценит его мнение и ставит высокий приоритет его указаниям. Представим теперь, что руководитель дал ему указание, которое человек считает неправильным - он считает, что поставленную ему задачу можно было бы не решать вообще ("а нафиг нам вообще эти сухари?") или решать другим путем ("да надо пойти и куить их в магазине"). Уважение к руководителю ПЕРЕД выполнением ведет к тому, что задача скорее всего будет выполнена, однако осадок непонимания останется и ПОСЛЕ выполнения уважение к руководителю упадет, т.е. внутренний для человека приоритет его заданий снизится. При выполнении следующей задачи человек уже будет заниматься ею неохотно ("да ну этого руковода-самодура") и выполнит плохо. Дальше возможны два развития событий: если руководитель заметит, что задача выполнена плохо, и заставит исправить - человек почувствует на себя большое давление (при том, что он не осознает важность задачи) - и мнение его о руководителе ухудшится. Но и если руководитель не заметит или не заставит - тоже ухудшится! Дело в том, что человек осознает, что руковод сам не интересуется результатом, а значит следующую задачу будет решать совсем бессмысленно. И получается замкнутый круг: участник стал еще меньше ценить руководителя и еще хуже относиться к его задачам.

Еще одна неприятная особенность описанной схемы заключается в том, что участник может громко ныть, критикуя неправильные с его точки зрения решения, принятые руководителем, и жалуясь на их последствия для себя - и руководителю на это обычно нечего ответить.

Все описанное привело к тому, что (где получается) я стараюсь применять альтернативную форму управления: управление на основе консенсуса. Для этого перед решением задачи я стараюсь в первую очередь довести до группы цели, которые НАМ ВМЕСТЕ необходимо достичь. Затем рассказываю о методах, которые я предлагаю для достижения этих целей. На третьем шаге я выясняю, а сможем ли мы по мнению участников выполнить предлагаемые мной действия? Это важный момент - я стараюсь приложить усилия, чтобы от каждого человека внятно услышать, нравится лично ему или не нравится, и что именно не нравится. Зачастую оказывается, что мое предложение не оптимально - мы вступаем в дискуссию, в процессе которой участники объясняют, почему им не нравится (или они не могут) делать так, как я предлагаю.

Вот тогда я пускаюсь на хитрость: я предлагаю участникам составить свой алгоритм действий для достижения цели группы - или вообще предложить альтернативную цель, если предложенная мной кажется им неправильной. Причем, подчеркну, алгоритм действий группы. Вот, к примеру, участник говорит (предлагает вариант действий лично для себя): "я ни при каких условиях не буду нести кан, т.к. он грязный". Тогда я спрашиваю: "Как ты предлагаешь решить В ГРУППЕ вопрос, кто понесет кан? Как поступить честно - ведь если окажется, что все, как и ты, нести его не хотят - нам что идти без кана? Может цель - взять в поход кан - вообще не верная? Как тогда ты предлагаешь идти в поход без кана?" Обращу внимание, что это не "подколка" - решения есть (чистая кастрюля вместо кана, например) - и, возможно, участник сумеет убедить группу, что именно это решение оптимально.

Дискуссию на заданную тему я стараюсь продолжать до момента, когда вся группа находит компромиссное решение, с которым каждый готов согласиться. Это очень важно - ведь теперь, если участник начнет ныть, я всегда могу ему сказать "Но ведь ты сам согласился, что данное решение - оптимально!"

А как делаете вы?

Изначально опубликовано в [info]ru_vestra
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
xif 03-07-2008-01:11 удалить
Меня учили, что на берегу каждый может выражать свое мнение, но как только ступил на борт яхты - всё, капитан царь и бог. Скажет прыгать в воду - значит, прыгать, и быстро.
А уже потом, по возвращении, можно и сказать ему всё, что хочешь.

Отец, кстати, учил.
Tpa-Ta-Ta 03-07-2008-04:06 удалить
когда мы под парусом ходили. Это было не долго, но его слова засели в моей голоае.
xif 03-07-2008-04:24 удалить
Просто если пешочком до ближайшего кустика - тогда спорить можно, а если подальше, если здоровье и жизнь от всех зависит - тут уж спорить в процессе никак. Имхо.
Это уже профнепригодность туристическая.
gladilin 03-07-2008-08:27 удалить
"Спорить никак нельзя" - это деление мира на черное и белое. Я не верю в Ч/Б мир - в жизни он весь серый - просто в разной степени серый.

Пример про грязный кан был как раз про "на берегу при подготовке". Да и вообще - поход на 2 недели - это не яхта на день. На яхте можно до вечера почти в любой ситуации вытерпеть, а вечером уж выложить капитану, что о нем думаешь. Сказал капитан держать шкот левой, а не правой рукой - ну подержишь, что делать.

А в двухнедельном походе все сложнее - цена несправедливого решения командира оказывается гораздо выше - вот участники и сопротивляются сильнее. Могут случиться накладки, мешающие всему походу. Которые нельзя просто так перетерпеть. И получается, что с точки зрения участника выполнить указание командира - неприемлимо. Ничего профнепригодного и т.д. в такой ситуации не вижу - вижу необходимость такую ситуацию заметить, осознать, разобрать и найти к ней такой подход, который позволит проблему решить.

А профнепригодность - это в ответ на предложение вместе придумать решение заявления "ты капитан - ты и обеспечь мне комфорт" - это да - это непонимание формата мероприятия.
xif 03-07-2008-12:30 удалить
gladilin, эт конечно, да и на меня саму попробуй дави. Лучше объяснить. У меня нет опыта экстремальных выходов, кроме яхты, но это действительно дискретная экстремальность.
Но опыт 15летнего начальства у меня был, и там правда уломаешься подходы находить. А что делать, надо ))

Хорошая статья.
MrZdviG 31-07-2008-03:20 удалить
Я тоже согласен с таким решением, надо давать свободу выбора группе, после 3 - 4 задач выданных группе на решение, народ обычно устает от этого и отдает все решения на растерзание руководителю, так что после такой небольшой тренировки, больше никто не хочет ничего предлагать..

Проблему составляют новые участники группы, которые периодически появляются.. но обычно, познавательной беседы хватает для спасения от глупых вопросов и предложений, а тем более отказов... :)
MrZdviG 31-07-2008-03:22 удалить
А если в походе уже пошли споры, или бунтарства, то что то в этом походе не было продумано до конца...

Тут уже надо действовать по обстоятельствам..

А уж потом после прихода, можно и по шапке надавать.. если уж совсем достали..
Tpa-Ta-Ta 31-07-2008-11:50 удалить
я бесконечно счастлива) хватало уставшего тяжелого взгляда для того, чтоб курятник прекращался. Группа адекватная, но в паре ситуаций пришлось проводить беседы. Помогло. Наверное всё-таки всё сложилось хорошо, и именно поэтому поход прошел отлично)


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник актуально | Tpa-Ta-Ta - а я тут в белом вся стою красивая | Лента друзей Tpa-Ta-Ta / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»