Вот на что напоролся:
"Матрёнушку придумали также, как и Серафима Саровского. То есть основная претензия к "батюшке Серафиму" - то, что его в природе не существовало. Может быть, и был человек с такими именем и фамилией (хотя и это сомнительно - имени "Серафим" в святцах нет).
Те, кто этот вопрос исследовали серьезно, говорят, что ничего в архивах найти невозможно. Максимум - одна строка в списке монахов. Сведения о его святости начали появляться лет через тридцать после его смерти. Причем, чем дальше, тем сведений больше. Тетрадки с подробным учением неожиданно обнаруживаются (но это уже совсем поздно - к 1904 году).
Он и такой, и сякой. Вот, монастырь он, оказывается, основал. Когда начинаешь рассказывать порядок открытия монастырей в конце 18 - начале 19 в.в. (штатное расписание, бюрократическая волокита и т.д. - и вообще тогда монастыри больше сокращали и закрывали, чем открывали), то никониане хлопают глазами и не верят. А про архивы изящно парируют: мол, официальное начальство его не любило и замалчивало, а простой народ, мол, толпами валил. Хорошо, говорю: если пусто в епархиальных архивах, то покажите документы из жандармского управления (там-то точно следы есть, если "народ толпами валил"). Ничего показать не могут кроме "воспоминаний", сляпанных задним числом.
Кстати, Победоносцев тоже в Серафима не верил, разумно утверждая, что кроме царицы Александры Федоровны и десятка жуликов, вешающих ей лапшу на уши, никто про этого Серафима не слыхал". http://staroobrad.borda.ru/?1-0-0-00002714-000-20-0
Поздравляю! Панькин_Серж, "прииди и виждь", как говорит наш отец настоятель. У нас престол. Храм полон радости, и Батюшка Серафим ощутимо рядом. И так быстра и реальна его помощь по малому нашему прошению...
"По вере вашей да будет вам".
отец_Паисий, слышал еще вот какую версию:"Бумаги Мотовилова" хранились у ссыльного еп.Серафима (Звездинского). Он сделал в присутствии двух лиц с них копии и через о.Павла Боротинского послал на "Кочующий" Собор. По отдельным заметкам возможно судить, что сии документы вызвали шок у участников Собора. Оказалось, что весь образ св.Серафима Саровского на протяжении многих лет подвергался фальсификации. В специальном письменном докладе еп.Серафим сообщал Собору (основываясь также на кое-каких заметках С.А.Нилуса) свои исследования по выше означенному вопросу. Получалось нечто невероятное:
Преп.Серафим происходил из семьи крипто-старообрядцев, что точно выяснил еще М.В.Мантуров, ездивший в Курск в 1840.
Всю жизнь преп.Серафим (как, впрочем, и саровский старец Марк) подвергался гонениям со стороны начальства, в первую очередь, за плохо скрываемое старообрядчество.
Избившие его разбойники были наняты игуменом.
Скончался преп.Серафим не в добровольном затворе, а в заключении.
Начало фальсификациям положил Иван Толстошеев.
Тотальное переделывание жития и пророчеств преп.Серафима осуществлял митр.Серафим (Чичагов) — автор нескольких редакций жития преп.Серафима и "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря".Фальсификация имела два направления: 1) сделать житие более "благостным" и сказочным, при запрете на грозные пророчества старца, 2) старообрядческую направленность деятельности старца переделывать в противо-старообрядческую.
Крипто-старообрядцев до Указа о веротерпимости было весьма много, особенно в ХVІІІ-ХІХ вв., когда за старообрядчество могли арестовать. Такие люди, формально принадлежа к господствующей Церкви, в обиходе молились и жили по-старообрядчески. Таких было много среди мелкого провинциального дворянства и разного купечества.
Внешними, но весьма яркими признаками являлись старообрядческие клобук, мантия и лестовки, открыто носимые преп.Серафимом, что в конце ХVІІІ и начале ХІХ вв. было совершенно невероятно в монастыре!
Чичагов, прежде быв.нач. Суздальского монастыря — тюрьмы, сразу изменил пророчества старца и его житие. Все про-старообрядческие факты, как подозрение в старообрядчестве при начале самого Саровского мон-ря и его игумена Исаакия, общение старца со старообрядцами (полемика старца против безпоповцев (в подлиннике) переделана им в противостарообрядческую вообще). Известно, что сия фальсификация была хорошо известна Синоду и Победоносцеву, всячески сопротивлявшимся канонизации преп.Серафима. Царь ознакомился с подлинниками уже после Саровских торжеств и был разгневан за клевету на святого. — Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. СПб. 1903, с.12-19,344-347. Интересно, что современная старообрядческая полемика против преп.Серафима Саровского имеет как бы противоположный характер позиции Синодальной. Все-таки белокриницкий митр.Алимпий (Гусев), происходящий как раз из Нижегородской области, утверждает, что преп.Серафим старообрядчествовал. Сие объяснимо лишь тем, что местные старообрядцы хорошо помнили правду о преп.Серафиме. Также следует указать, что "Беседы старца Серафима с Мотовиловым" не являются аутентичным текстом, но сильной литературной обработкой С.А.Нилуса.
У меня 9 лет книжка об отце Серафиме лежала. Вот, читаю сейчас... Такое радостное ощущение, словно я задаю вопросы, а батюшка на них отвечет. Причем его наставления в книге идут параллельно с возникновением моих вопросов... Как не верить?!!
[QUOTE]Исходное сообщение Панькин_Серж
Вот на что напоролся:
"Матрёнушку придумали также, как и Серафима Саровского.//
Следуя этой логике, "придумывал" и св. Серафим Чичагов, написавший летопись Серафимо - Дивеевского монастыря, и Сергей Нилус, опубликовавший "Записки Мотовилова", и прт. Звездинский, составивший акафист прп. Серафиму Саровскому... и многие другие. Зачем Вы повторяете "поклеп" на святого человека? Побывайте в Дивеево и поймете, что это НАГЛАЯ ЛОЖЬ!
[QUOTE]Исходное сообщение Панькин_Серж отец_Паисий, слышал еще вот какую версию//
А я вчера только любовалась портретом батюшки Серафима, писаным в 1860-70гг. неизвестным художником. Простого монаха вряд ли кому захотелось увековечить...