Вчера в ДК "Томский перекрёсток" был концерт посвященный юбилеям Булата Окуджавы и Юрия Визбора.
Окуджаве - 90. Визбору - 80!! Визбору 80! - Это с трудом укладывается в голове. Он умер в 50. Это было неожиданно и мы растерянно спрашивали друг у друга : " а разве он старый?" - " Ну, ему 50"... " А...."
Мы были бессовестно молоды и нам казалось, что в 50 уже можно умирать, хотя, конечно, рановато...
Я очень хорошо запомнила этот осенний день 1984 года. Мы приехали с Кавказской экспедиции и у нас впервые был запланирован "творческий вечер" с КСП "Пьеро" по походным песням Визбора". Пришла Ольга Мезенцева и сказала " Визбор только что умер". И очень "простой" Юрий Визбор стал сразу очень близким. Вечер состоялся, кажется. Сам вечер не запомнился. Кажется, это было недавно. Прошло ТРИДЦАТЬ!!!! лет. В это сложно поверить. Это не укладывается в голове. Но прошло 30 лет. Сменилось поколение. Оно уже просто СМЕНИЛОСЬ, наше поколение... так никуда и не выйдя.. Не об этом.
Средний возраст на концерте зашкаливал... Но песни молодости скидывали десятилетия и с исполнителей и с сидящих в зале. Всё удалось. Через пару дней забудутся даже истошное кричание "ходиков" Лёшей Понаморенко. "Пьерошники" - БОЛЬШИЕ МОЛОДЦЫ!
Но почему-то "зацепила" "Маркитантка". Зацепила так, что сутки не отпускает. Единственную песню, которую откровенно "запороли", "загнали". И я чуть ли не впервые задала себе вопрос: " А почему мы, собственно, её так поём?!!" Я пришла в клуб и услышала " Маркитантку" чуть ли не с первых походов, её пели дружно, хором, залихватски- разухабисто, с перекрывающим всё оптимизмом будущих жизней. Но ведь Окуджава там ничего оптимистичного не обещал:
Спите себе, братцы, всё придет опять.
Новые родятся командиры.
Новые солдаты будут получать
Вечные казенные квартиры.
Спите себе, братцы, всё начнётся вновь,
Всё должно в природе повториться -
И слова, и пули, и любовь, и кровь...
Времени не будет помириться.
Нет, никак мы не верили, что новые солдаты снова будут получать то, что полагается солдатам! Не верили, даже не смотря на Афган. Не верили вопреки Чечне и 93... И продолжали оптимистично хором кричать про убитую юную маркитантку... Вчера этот вечный оптимизм с болью резанул по ушам. Возник вопрос: " А вряд ли сам Окуджава её так пел." Действительно, не пел! Вспомнилось как пела Камбурова. Единственная, кому удалось передать то, о чём собственно песня. Но хорошей записи я в нете не нашла.
Но, кажется, нашла источник другой тональности исполнения.
Это песня, кроме известности самой по себе, широко известна в узких кругах и не простой историей её создания. Всё дело в том, что изначально песня приобрела определенную популярность, как песня другого очень популярного в народе барда — Виктора Берковского.
Вот, что пишет об этом В. Романова:
«Насчет "Маркитантки" история темная, и как было на самом деле, может быть, мы никогда и не узнаем. Я же могу сообщить лишь то, что знаю сама наверняка.
Берковский, будучи неплохо знаком с Окуджавой, попросил того дать ему свои новые стихи, на которые сам Булат Шалвович не станет сочинять музыку. Понятно, что конкурировать с Окуджавой занятие неблагодарное, — тем более, что у Виктора Семёновича уже такой опыт был: он написал свою "Песенку о дальней дороге", не подозревая о существовании авторского варианта. Естественно, что песня "не пошла", и пробовать еще раз Берковский не хотел. Окуджава начитал на кассету стихи и подарил Берковскому. Среди этих стихов и была "Маркитантка", — понятно, что без музыки. Хотя впоследствии В.С. признавал, что, в общем, чтение было "интонированное", как часто бывает у поэтов, читающих свои стихи, — но все-таки не в такой степени, чтобы считать это песней с конкретной мелодией.
Берковский написал свою песню и исполнил ее впервые на своем творческом вечере в ДК "Москворечье" 15 апреля 1977 года — с огромным успехом. Сначала она имела полное название "Старинная песня русских солдат 12 егерского полка". Кстати, на этом концерте среди зрителей был и сам Окуджава. И даже остался на "банкет", и пел там свои песни, и ничего "такого" по поводу "Старинной солдатской" не сказал, хотя было бы самое время, если бы он имел к В.С. какие-либо претензии. В "кулуарах" присутствовало много авторитетных в КСП людей: Визбор, Никитины, Сухарев, Вал.Никулин, Ф.Искандер и т.п., — можно было бы спеть "свой" вариант и застолбить авторство раз и навсегда. Ясно ведь, что не смог бы он с ходу в точности воспроизвести новую для себя мелодию, так что если бы Б.Ш. спел тогда "Маркитантку" и музыка оказалась бы та же самая, вопрос был бы сразу закрыт. Но ничего такого не произошло.
И песня пошла в народ как "песня Берковского". Успех ее был оглушительный. Даже на этом концерте В.С. по заявкам зрителей повторил ее "на бис" во втором отделении — столько пришло записок. Песня стала "гвоздем сезона", ее столько пели все и всюду, что уже через пару месяцев, когда Б.Ш. вдруг заявил, что это на самом деле была его песня, "следственный эксперимент"
Читать далее...