Когда мне было лет восемь, в руки попалась толстенная книжка с мало понятным названием - "Литературные сказки народов СССР". Одного слова "сказки" на обложке тогда было уже достаточно для того, чтобы меня заинтересовать, а если они не простые, а какие-то там "литературные", так еще лучше! И я, конечно, принялась читать. Гоголь, Сомов, Даль, Одоевский, Толстой, Замятин, Бажов... - сказки да не сказки, чтиво не сказать, чтобы очень уж детское. И сказать, что мне понравилось - это ничего не сказать!
Истории по большей части попадались страшные. И это были совсем не те детские безобидные страшилки, в которых волк ломился в домик к поросятам, и все непременно заканчивалось хорошо. Заканчивалось непонятно. Ничем. Или плохо. Смертью, например, главного героя. Но в самых страшных этим дело не ограничивалось. В самых страшных герои возвращались, обернувшись какой-нибудь неприятной нечистью, застрявшей где-то между миром живых и миром мертвых. Во многом еще прежние, но уже совершенно иные, не могущие совладать со своей новой природой, совершенно не подходящие для своей предыдущей жизни. Иногда с огромным желанием, но без всякой возможности вернуться. Страшно.
Начитавшись этих чудных сказок, я иногда долгими часами не могла заснуть, вглядываясь изо всех сил в ночную пустоту. Прислушивалась к каждому шороху, с замиранием сердца ожидая появления чего-то жуткого, необъяснимого. Боялась и ждала. Хотела? Еще как хотела!
С того времени стала внимательнее наблюдать за окружающим пространством. Привыкла замечать мельчайшие детали и обращать внимание на малейшие несоответствия. С возрастом эта привычка вылилась в умение чувствовать пространство и людей, разглядывать за внешним напускным действительно важное и почти физически ощущать, когда что-то идет в разрез со всем остальным. Что в моей профессии очень и очень... не то, чтобы помогает - порой мне кажется, что все вообще именно на этом и стоит.
А про русалок... Иван Франко. "Русалка. Летняя сказка". Та, что зацепила тогда восьмилетнюю меня больше всех остальных вместе взятых. Та, что заставляла жаркими летними ночами в бабушкином деревенском доме настороженно слушать скрип старых половиц и бояться открытых окон. Даже зная, что нет поблизости никакого леса, и русалки с зелеными косами, забирающие маленьких девочек, если где-то и есть, то очень, очень далеко.
Орест Сомов. "Русалка. Малороссийское предание". История жуткая и печальная. Которая заинтересовала меня много позже, уже не вызвав страха, а только лишь (лишь?) затронув больно занозу, засевшую где-то глубоко в сердце. Полюбопытствуйте на досуге.
Поняла сейчас, почему никогда не вызывала у меня особой симпатии диснеевская жизнерадостная Ариэль. Истории о русалках - это часто о горе. Нет в их заливистом смехе ничего радостного. Не бывает и не может здесь быть никаких хеппи-эндов, не должны эти сказки заканчиваться хорошо. Почему - уже совсем другой разговор, для которого, возможно, тоже когда-нибудь придет время. Пока так.
__________
Слово "русалки" от Red_Lucky_Mouse. Решила писать в первую очередь про то, над чем не надо раздумывать. Само лезет - очень уж жаждет быть записанным. ))