• Авторизация


Врачу, исцелися сам? 04-09-2017 10:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Пока я сама раздумываю насчет психологического образования и психологии вообще, стала бросаться в глаза странная закономерность: часто у тех людей, кто является психологом по образованию, но не работает по специальности, это самое образование выглядит скорее не как навык, а как... эмм... симптом. 

Я имею в виду, что они наверняка проходили и даже учили все эти вот способы расставлять границы, работать с чужими и своими чувствами... но по их поведению такое ощущение, что получал образование один человек, а живет - абсолютно другой. Иначе как можно объяснить такие финты ушами (взяты из сообщества в ЖЖ и всяких знакомых):

1) Женщина, по образованию психолог, занимается саморазрушительным поведением, на попытки ей помочь начинает играть в известную игру "да, но...", на попытки посоветовать литературу по проблеме вопит, что она все это знает, потому что у нее психологическое образование. Продолжает грызть кактус.

2) Женщина, по образованию психолог, с которой я была в приятельских отношениях (даже пару раз виделись вживую), вдруг блокирует меня везде и всюду - не потому, что я  что-то сказала лично ей, а потому, что я СМЕЮ без образования писать посты на тему психологии. При этом сама никогда постов о психологии не пишет и не собиралась. Ой.

3) Женщина, по образованию психолог, не разбирается в людях и попадает в глупейшие ситуации, когда ее водят за нос, предают и т. д. Но она бодра и по-прежнему наступает на грабли! На предложение попытаться посмотреть на ситуацию со стороны и как-то ее отрефлексировать, например, попытаться смотреть не только на внешность человека, а сразу более глубоко его изучать, говорит, что она все это знает, потому что у  нее психологическое образование...

Откуда это берется, один черт знает. Возможно, и вправду многие идут на психолога, надеясь решить все свои проблемы с жизнью (судя по всему, неуспешно). И под конец получается вместо пользы одна бесполезная отговорка "я-все-знаю-я-ж-психолог-но-делать-буду-так-же". 

Это тем более удивительно, что психология как раз - одна из самых полезных и прикладных наук при умелом ее применении. Я еще понимаю, что к жизни может быть затруднительно применить физику, математику или программирование (и то люди этих специальностей как-то ухитряются пользоваться полученными навыками поиска решений или логического мышления). Но тут-то! Когда в самые руки дают все средства, чтобы разобраться в себе, собственных побуждениях, в поведении других людей... Так тупо это отметать? Это для меня выглядит так, как если бы я, окончив Литинститут, прочитала одну книгу за всю жизнь и писала жЫ и шЫ.

Зато понятно, откуда в народе цветет недоверие к психологам. Во-первых, и практикующих психологов с подобными проблемами еще предостаточно, особенно при всяких мелких школах-детсадах. Во-вторых, наверняка у каждого второго есть знакомый, который по образованию психолог, и про которого с полным правом можно сказать то, что я написала выше: образование ему не пригодилось.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (40): вперёд»
tinary 04-09-2017-10:32 удалить
С педагогами точно так)
Divcot 04-09-2017-10:37 удалить
tinary, в смысле, их научить ничему нельзя?)
Я от панических атак у психолога пыталась лечиться. Но не сложилось у нас. Она про свою жизнь иногда рассказывала, мне быстро стало казаться, что у нее проблем на самом деле больше, чем у меня :-). Еще жутко раздражало, когда она ко мне прямо противоположные подходы применяла. Типа, сегодня жестит, завтра по шерстке гладит, а у меня такое чувство, что она сама не верит в то, что говорит.
Divcot 04-09-2017-11:23 удалить
Неисправимая_одиночка, да уж, не все психологи одинаково полезны) Вообще обычно профессионалы в этом деле мало рассказывают про себя и никогда не должны давать прямых советов. Но оного профессионала еще надо найти(
svet_R 04-09-2017-11:46 удалить
Оооооо. И это правда. У меня знакомая психолог в детсаду. Вообще неуправляемые, невоспитанные дети.
04-09-2017-11:49 удалить
Исходное сообщение Divcot tinary, в смысле, их научить ничему нельзя?)
Я не имею отношения к психологии, как к науке и совсем по профессии не психолог. Нет у меня и опыта общения с психологами, в смысле, оказания мне посильной помощи. У меня есть мнение на счет "странностей" и "не очень понятности" того, в какую категорию значимостей отнести процесс психокоррекции личности. Понятное дело - психиатрия. Она более конкретна в своей методике и диагнозах, поэтому и многими не совсем любима и даже пугающа их деятельность. О своем мнении: есть границы явлений, за которыми уже не "ваша" компетенция. Они бывают очень тонки или ясны. И чтобы не навредить клиенту или своему профессиональному опыту, стоит сомневаться в том, что предлагается и каккое влияние оказывает тот или иной освоенный метод. Иногда я сталкиваюсь с тем, что откровенно психиатрические заболевания психологи пытаются лечить, вместо того, чтобы постараться убедить человека обратиться с тем, кто не просто учился на взаимодействия с болезнями, но и несет особую ответственность за то, что применил знания и опыт всего профессионального сообщества в конкретном случает. Возомнить себя кем-то, будучи убежденным, что сможешь - это риски, причем очень большие и масштабные. Надежда всегда шире, чем вера одной взятой личности. Исходя из этих соображений, считаю, что в профессионале должна быть "красная" кнопка, которая будучи нажатой, запустить процесс, из которого не так легко уйти клиенту и профессионалу. Не должно быть так, что каждый психолог один единственный, должно быть так, чтобы у клиента сформировывалось представление о системе. Нечто похожее на профориентацию. Потому что проходя сессии, клиент впитывает в себя методики или полученные знания и уже может ими делиться с другими, осознавая, что приобретенный опыт делает его житейским психологом. А если обломалось сразу, то и желание быть им пропадет. Отсюда вывод и пожелание, чтобы тем, кто впервые столкнется с профессионалом...просто повезло, как в жизни мы случайно встретились с кем-то и потом по многим направления все стало развиваться и расти. Да, трудно найти своего человека и профессионала, но не стоит останавливаться имея всего лишь несколько случаев с негативным оттенком. Да, это опыт, но для чего он Вам был предложен?
Dorsey_Genius 04-09-2017-11:52 удалить
Исходное сообщение Divcot Женщина, по образованию психолог, не разбирается в людях и попадает в глупейшие ситуации, когда ее водят за нос, предают и т. д.
Это про меня. Я прекрасно разбираюсь в людях и помогла многим своим друзьям и подругам решить их проблемы. Когда дело касается лично меня - полный ступор, я ничего не могу и ничего не умею, ничего не знаю и ничего не понимаю. А вот взгляд со стороны на других - элементарно, просто и легко, всё понятно и без проблем.
Divcot 04-09-2017-11:58 удалить
Dorsey_Genius, разве? Я не о тебе писала) У меня подобное бывает в диагностике физических болезней. Я удачно могу поставить диагноз другому даже по интернету, но не могу поставить его себе. Но знаю, что мешает: страх и паника. Если их убрать и думать о себе, как о стороннем пациенте, то получается и себя диагностировать.
Divcot 04-09-2017-12:00 удалить
svetochka_R, да уж, тут примеров море, распространенная проблема)
tinary 04-09-2017-12:04 удалить
Ответ на комментарий Divcot # Образование есть, а педагоги только в дипломе. Могут даже работать, но детей не понимают, и просто диктуют свою дисциплину, отрабатывая часы. В принципе, не только педагоги и психологи зачем-то учатся. Людей, занимающихся не своим делом, множество. Так же, как и тех, кто по каким-то своим мотивам получает образование.
Dorsey_Genius 04-09-2017-12:06 удалить
Ответ на комментарий Divcot # Divcot, писала не обо мне, но это про меня. Посторонним людям я скажу про них всё, как надо и не надо, что будет и не будет. Касательно лично меня - полный бред, предательство и подставы. Может быть, потому что даю волю чувствам, поэтому мозг отключается. И тупик.
Divcot 04-09-2017-12:16 удалить
Dorsey_Genius, я думаю, да. У меня тоже именно из-за чувств проблемы возникают. Так что я пытаюсь отключаться и смотреть на себя со стороны. Иногда все же получается, если с этим не связана какая-то совсем страшная фобия)
Wildflowers 04-09-2017-12:49 удалить
Я тоже подумала, что с педагогами так же, но только в плане того, что они не подготовили своего ребенка к школе нифига. Так что, психологов очень понимаю) И вообще, так в любой сфере, мне кажется. Чужих-то детей я хорошо обучаю, а у моих всё сложно.
Divcot 04-09-2017-12:53 удалить
Ответ на комментарий Wildflowers # Wildflowers, ну мной описанный случай - это скорее из того разряда, как если бы САМ педагог не мог ничему научиться или вообще не знал свой предмет)). Другим не всегда поможет самый хороший психолог и педагог, в душу не влезешь, но саморефлексией-то вполне можно обладать. Например, я, как тоже педагог, могу себя замотивировать что-то выучить, могу облегчить себе процесс обучения. Так вот, психологи обычно проходят множество способов, как разобрать проблемы, как наладить коммуникацию и др., и странно, что они даже не пытаются применить эти способы к себе самим.
Wildflowers 04-09-2017-13:04 удалить
Ответ на комментарий Divcot # Потому что влом же! Нелегко контролировать и мотивировать себя, легче, когда кто-то другой. Поэтому нормальные психологи для этого и сами ходят к психологу, насколько я знаю.
Divcot 04-09-2017-13:07 удалить
Ответ на комментарий Wildflowers # Wildflowers, это называется супервизия) Но по сути - не совсем так. Да, перед тем, как разбираться с чужими проблемами, надо по максимум отработать свои, чтобы не переносить. Но никакой психолог ведь не разбирается с проблемой ЗА тебя. Он даже советовать не должен в норме-то так. То есть ты можешь ходить к психологу 10 лет, но если ты сам не склонен ничего делать, останешься таким же.
rinace 04-09-2017-14:24 удалить
Последний абзац - в самую точку Примеров - мегатонны из личной жизни
Да-да-да, всё так!) На первой вышке я училась на одном потоке с психологами, с некоторыми однокурсницами продолжаю общаться. Вот лучшее, что они сделали для психологии - это НЕ пошли работать по специальности.)))
Divcot 04-09-2017-15:50 удалить
Ответ на комментарий Кот_Полуспящий # Кот_Полуспящий, да, адекватная самооценка - это тоже хорошо). Я вот по заочному образованию - инженер-технолог ювелирных изделий с уклоном в дизайн. Никогда не пыталась работать по этой специальности, из меня дизайнер хуже, чем художник (особенно дизайнер украшений).
llwynog_asur 04-09-2017-16:20 удалить
Ну а что психологи не люди что ли) Или у нас все врачи-терапевты здоровые, например?) Диплом-то еще ничего не показывает)
Divcot 04-09-2017-17:30 удалить
Ответ на комментарий llwynog_asur # llwynog_asur, да уж, что не показывает, то не показывает) Врачи у нас не особо здоровые, но, кстати, те, кого я знаю, умеют свои навыки на себе применять и болеют довольно редко. Психологи, те, которым в коня корм, тоже пльзуются, гм, полученной информацией, иногда даже машинально. Я тоже специально не думаю о подборе слов и не выискиваю цитаты из произведений, просто знание литературы и лингвистики у меня как бы на подкорке и я ими пользуюсь, хотя я не так уж страстно их учила. Удивляет, что именно пользоваться не хотят, причем не в сложных случаях, а в простейших типа саморефлексии.
Ответ на комментарий Divcot # Кристина, сами психологи ходят на личную терапию к своему психологу. А супервизор помогает разобрать твою профессиональную деятельность, он твой учитель, наставник, инструктор.
Ответ на комментарий Wildflowers # Лена, так и хирурги не все могут оперировать своих родных...
zerg_from_hive 05-09-2017-08:48 удалить
Divcot, плюсую и подтверждаю, ибо так оно и есть во множестве случаев.
llwynog_asur 05-09-2017-09:08 удалить
Ответ на комментарий Divcot # Мне иногда кажется, что некоторым вообще не суждено разобраться со своими внутренними проблемами. Из-за вот этого упрямства, или синдрома жертвы, или чего еще. К тому же, на себя действительно сложнее посмотреть свежим взглядом.
Дзёшико 05-09-2017-09:25 удалить
Знаешь, я, может, и не права, но есть люди, которые не умеют знания применять на практике, а есть те, которые знание ищут ради практики. Первых нужно вести за ручку, заставляя делать то, что надобно, и не давать больше знаний, пока они не укоренятся в том, что им уже известно и понятно, пока не начнут менять жизнь в лучшую сторону. А то нахватаются знаний и напоминают мне такую вот пародию на колобка, у которого голова большая, а "ручков" и "ножков" делать то, что знаешь, толком и нет. Вот и котятся по наклонной прямо лиске в рот. Во втором случае даже человек без образования успешно применяет на практике то, что читает для самообразования, и, порой, гораздо успешнее практикующего специалиста. По сути, все это - выбор. Я сама иногда говорю "да, но..", а потом самой себе говорю: "хочешь результата - никаких оправданий и отговорок". Именно эта позиция работает. Потому что пока у человека есть причина, почему он не успешен, он с этим оправданием никуда не сдвинется. Точка. И дальше я обсуждение не веду с людьми, которым оправдания важнее результата. Устала. Может, у тебя есть силы увещевать таких, а я предпочитаю тех, кто действительно хочет перемен к лучшему. И да, самой еще учится и учится, и практиковать и практиковать).
Divcot 05-09-2017-10:30 удалить
Дзёшико, а ты разве на психолога учишься?) Я явственно отношусь ко второй категории, поэтому мне, наверное, и непонятно, зачем вообще что-то учить, если ты этим не будешь потом пользоваться. "человек отдельно - работа отдельно" - это для меня просто суперстранно. Играть с народом в "да, но" тоже давно уже не играю. Есть же границы ответственности. Раз так говорит, значит, не готов. Но при этом, если это близкий человек, его можно каждый день подпиливать, пока ограничение не снимется (иногда получается), а для незнакомого человека я уж так надрываться не стану, это слишком.
Дзёшико 05-09-2017-10:33 удалить
Divcot, я только пока хочу, но теперь не светит еще пару лет))) Если точно сказать, я не учусь, я для себя читаю и развиваюсь. И применяю на практике, потому что лучший двигатель прогресса - проблема, которую нужно победить)))) Согласна, только для близких и будешь терпеть и искать пути, чтобы им помочь...
Divcot 05-09-2017-10:36 удалить
Ответ на комментарий Дзёшико # Дзёшико, ну и я так же) Честно говоря, даже для близких я ищу пути по большей части потому, что я с ними вынуждена много общаться, поэтому не хочу, чтобы на меня постоянно стряхивали каких-то своих тараканов)) И даже при этом, если близкий проявляет упорство, оставлю его под его же ответственность, даже если вижу, что это даст плохие последствия. Есть тут какие-то границы.
Дзёшико 05-09-2017-10:45 удалить
Ответ на комментарий Divcot # Divcot, всегда нужно понимать, что другой человек имеет право на свои шишки. Но предупредить и попытаться помочь - это большой плюс, а в семье - святое. Еще есть "хитрые" методы, когда незаметно меняешь мнение человека о вопросе, и он сам дальше делает верный выбор. Но, мой опыт говорит, работает только со зрелыми личностями, которые умеют думать и желают себе добра. Вот с ребенком я чувствую себя - "рыбой об лед". Хотя, с другой стороны, я тоже была упертая, зато сейчас использую то, от чего отказывалась в детстве, и что мама, не покладая рук, вкладывала в меня. Значит, усилие и труд все перетрут). Ну и читаю, читаю, как лучше, как доступнее донести, как научить.. Сложно, что ошибки я исправляю чужие, они мне не свойственны, и как бы я реагировала или боролась с ними - опыта зачастую нет. Ну да ладно, это уже другая песня, и я все равно найду способ помочь ребенку, как говорят "не мытьем, так катаньем"))


Комментарии (40): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Врачу, исцелися сам? | Divcot - Дневник Divcot | Лента друзей Divcot / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»