• Авторизация


О грустном. 15-02-2013 04:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Есть легенда о том, что попасть в издательство трудно, что проникают туда только по блату, ну и прочая ерунда.
Еще есть легенда о том, что редактор не читает рукописи.
И тут все хуже.
Редактор читает рукописи, причем в первую и главную очередь тех авторов, с которыми он уже работает. А если редактор достойный, а зачем нам о других, то с ним работает довольно большое количество авторов, что означает – ну, да, на авторов молодых у него времени совсем мало. Причем чем лучше редактор, тем меньше у него времени – см. предыдущий пункт.
Конечно, есть вариант, и он встречается, если уж автор публикуется, то зачем его читать? Плох вариант тем, что соблазн этой идеи столь велик, что как-то неожиданно редактор перестает читать вообще.
Одна моя коллега сообщила мне, что совершенно необязательно читать всю книгу, чтобы понять публиковать или нет, достаточно прочесть аннотацию написанную самим автором.
А мы-то…дебилы…
Но, возвращаемся к нашим… авторам. Где же добыть время, чтобы все же читать новых и при этом не забывать старых.
Мне кажется, у проблемы есть два решения, одно утопическое, второе реальное.
Утопическое – изначально молодых авторов должны читать агенты, выбирать лучших и предлагать издателям. Иногда такое происходит. Но это такое иногда, что рассчитывать на него можно не больше, чем на то, что автор проснется богатым и знаменитым писателем так ничего и не написав.
Реальное – участие в сборниках рассказов
Конечно, любое издательство хотело бы заполучить сборник из сплошных звезд, но даже звезды пишут рассказы чаще не здорово, а часто не пишут вообще. И тут приходит черед автора никому не известного, но способного вписаться в заданную тему.
Это классический случай – покажи себя.
Причем рассказы читаются быстрее и в большем количестве и тут новые авторы нужны-нужны, а не «посмотрим, что в почту нанесло».
Правда рассказ такая вещь, в которой чаще всего здорово проявляются все проблемы неопытных литераторов. Тут без сюжета вообще никуда, с композиций чуть ошибся – все разбивается моментально, а без яркого героя и начинать не стоит… И не спасет два десятка авторских листов, где-то в глубине которых редактор должен отыскать жемчужину стиля – вот же – на 178 странице, вы что не дошли до этого места?
Есть такая легенда о том, что трудно попасть в издательство, есть такая быль – рассказы писать трудно, а ведь романы еще труднее, и, может есть смысл начинать с малых форм?
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (59): вперёд»
лайло 15-02-2013-10:48 удалить
читаю вас с удовольствием.
решила поделиться своими соображениями.
не так давно, начала активно "изучать" книжный рынок. Хожу по магазинам и покупаю книги, которые по рейтингу продаж находятся в "топе". читаю. и ужасаюсь.
в моду стали входить "жж-ные" произведения. Мат (как в книге Минаева) - приемлемо, сюжет без описательности (напр. Шахов серия о докторе Данилове) - приемлемо, подборка ужасных постов (Малявин "записки психиатра") - нормально. Это издают, продают и покупают. Хорошей, вкусной литературы очень мало. Пожалуй, одна из таких - зацепивших, была книга "Несвятые святые". Но ведь среди набора: Донцова, Лена Ленина, Оксана Робски и т.д. хорошей прозы нет.
не так давно, в Литинституте вышел сборник рассказов "В шесть часов вечера каждый вторник", где представлено 52 автора. Из них точно - большая часть, пишет хорошую, качественную прозу. С описательностью, сюжетом, богатым языком, но почему-то... в издательствах охотнее берут произведения Донцовой и Марининой, нежели их. так может причина не столько в авторах, сколько.....?
Editorskoe 15-02-2013-12:03 удалить
В издательствах не берут охотнее Донцову и Маринину - их взяло себе Эксмо и никому не отдает. Никак не могу согласится с вами и по поводу Малявина, думаю, это просто не ваша эстетика, что не означает, что это плохо. Я к примеру не нашел ничего в "Несвятых святых" - таких сборников можно выпускать в диком количестве, просто только один автор будет иметь такую бешеную поддержку на всех уровнях.
Если совсем упрощать, то издатели руководствуются следующими немногочисленными принципами:
1. Произведение должно быть понятно массовой аудитории.
2. Издатель предпочитает произведения, которые ложатся в уже существующие проекты, с понятной читательской аудиторией и предсказуемыми продажами.
3. Есть что-то за что можно зацепиться при продвижении книги - тема, известность автора...
К примеру, я не вижу ничего плохого в названии сборника "В шесть часов вечера каждый вторник" и даже понятно, почему 52 автора, но о чем и что это говорит читателю? Кто-то что-то делает каждую неделю, это точно должно привлечь?

Последнее. Не было ни одного случая, чтобы выдающийся роман не был опубликован. Ни одного.
15-02-2013-12:05 удалить
Здравствуйте Александр,

А какие сборники рассказов издательство планирует в этом году? Кроме "Убийство в закрытой комнате" - про него знаю.

Спасибо.
Editorskoe 15-02-2013-12:06 удалить
Ответ на комментарий # Сейчас мы заканчиваем работу над сборником "Рюмка водки на столе", собираем сборник фантастического детектива, кроме того, "Книга для чтения в Метро", альманах Толстый...
лайло 15-02-2013-12:28 удалить
Editorskoe, дело не в конкретной Марининой/донцовой, а в тенденции.
без каких-либо претензий, просто ради того, чтобы понимать (!) очень хочется понять, что же хорошего вы увидели в творчество (например) Малявина? если Вам не сложно.
для меня литература это описательность, это глубина и т.д. но когда я вижу, что литературные конкурсы выигрывают авторы, активно пользующиеся в произведениях не нормативной лексикой, складывается ощущение, что я перестала понимать этот мир.
да, возможно вы правы - выдающийся роман будет рано или поздно издан.
Как вариант: знаю автора, который написал хорошее произведение. предлагал издательствам несколько лет, не брали. Издал самиздатом, небольшим тиражом, разместил в инете куски. издательство купило, посыпались предложения и от других (в которые посылал). сейчас, заинтересовался телеканал, хотят снять фильм по книге.
допускаю, что в этом случае, издательство упустило в свое время автора. по каким-то своим причинам. увидев, что читательская аудитория у него будет, есть возможность реализовать товар, решили купить. а если допустить, что автор не был бы таким настойчивым? или, что у него не было денег на самиздат? и валялся бы роман в столе...
и это не дело частного случая.
один автор, в 50-е годы издал книгу (критика) на гонорар купил кв-ру в Москве, на гонорар второй купил дачу и т.д. Сейчас, его берут только потому что имя раскрученное, платят маленький гонорар (зп. у большинства москвичей и то больше). Над последней книгой, в архивах с док-ами он работал 10 лет (!), а "пристроить" книгу смог только потому, что в издательстве знакомые остались. Из новых - молодых брать никто не хотел. Однако же и доп.тиражом издали.
или вот, другой пример: ныне покойный Черток с командой (около 40 авторов) книгу писали год. Да, не худ лит-ра, но труд фундаментальный. замахнулись в прогнозах развития мировой космонавтики на 100 лет вперед (!) Наши (российские) издательства брали с опаской, неохотно. О гонораре говорить не буду - смешно, честное слово. издали. со словами: мол, будем надеяться, что тыща экземпляров разойдется за год. через месяц, книгу издали в США, потом в Германии и пошло-поехало. на 17 языков перевели! второй тираж запустили к осени (то бишь через три месяца), когда не то, что в магазинах не осталось, а очередь на нее была.
вот и получается, что издательства не всегда хорошо понимают "потребу" народа.
Вы говорите (вы, как издатель), что вам "несвятые святые" не ахти, а меня лично (только потому что я в Москве живу) бывшие односельчане, просят купив в Москве эту книгу, им переслать. она на периферии по рукам ходит... с тем же Малявиным, боюсь, так происходить не будет. Ибо такая лит-ра - это временное явление. Сиюминутное. и даже больше - такого полным-полно, что на ТВ, что в инете.
Editorskoe 15-02-2013-12:43 удалить
Ответ на комментарий лайло # Понимаете, мы можем с вами очень долго дискутировать, но нужно понимать некоторые вещи. Книги это очень широкое понятие и мешать в один котел беллетристику, критику, нон-фикшен... Никак невозможно. Это разные миры.
Дальше. Критерии оценки книг не могут работать отдельно. Описательность сама по себе -ноль. Мат сам по себе не плох иине хорош,, если он нужен для формирования психологического портрета, если без этого не будет достоверности - почему нет?
И последнее мы - коммерческое издательство, то есть живем за счет продаж, а не за счет поддержки государства, фондов и пр. И мы работаем на стыке коммерческой целесообразности и литературной ценности. Если говорить только о литературных критериях, это не к нам, это в Литературный институт.
лайло 15-02-2013-13:00 удалить
Editorskoe, я все прекрасно понимаю. просто, захотелось с вами пообщаться. возможно, понять для себя что-то принципиально новое. именно - для себя. то, что не понимаю.
я, как раз из Литературного института, там я уже свое положенное кол-во лет "отсидела", поэтому далее мой путь только к вам (здесь не конкретно к вам, а к издателям):) вот и хочется понимать, как же полученный опыт в Лите, можно реализовывать далее.
... я, наверное, старомодная.... но ведь как-то же создавались ранее ГЕНИАЛЬНЫЕ произведения и без мата?! что его раньше не употребляли? употребляли! бранились, ругались, матерились. Однако, шедевры гении литературы создавали психологический портрет из понимания психологии, души человека, а не передавая напрямую его разговорную речь....
или я опять ничего не понимаю....
Editorskoe 15-02-2013-15:48 удалить
Ответ на комментарий лайло # Вопрос только в достоверности. И в целесообразности. Вы никогда не сталкивались с анекдотами, которые с матом звучат, а без... Вот в таких случаях мат нужен. Мне не кажется, это принципиальным вопросом, если есть достойный текст, какая именно лексика - не имеет значения, все воспринимается в целом.
15-02-2013-17:41 удалить
Да, но как то не хотелось опускаться в художественно - литературных произведениях до анекдотов. Вообще планку нужно поднимать! Красивый русский слог использовать в романах! Словарный запас иссяк из - за того, что классики владели русским языком лучше, чем сейчас мы. А современная литература скудна на таланты....
15-02-2013-20:26 удалить
Я думаю, что нужно выбирать победителей конкурса"Рукопись года" обыкновенным читателям, не профессионалов. Пригласить в группу, на общественных началах, любителей чтения и пусть сидят читают, голосуют, выбирают. И вот как раз их оценка и будет самая объективная. Ведь мы пишем для обыкновенных читателей, которые в своих пристрастиях не относятся к целевой аудитории, потому что не смотря на возраст читатель читает всё подряд. И если он выберет то, что ему интересно, то и будет сразу раскупаться в магазинах. Читатель наконец - то поймёт, что победитель конкурса достоин победы, потому что его выбрал Читатель, а не Издатель. И не будет бежать прочь от имени победителя, так как имеет печальный опыт и разочарование от покупки книг победителей прошлых конкурсов. У профессионалов замылен уже глаз, и они никак не поймут, почему рейтинги продаж у бездарей...
Editorskoe 15-02-2013-20:32 удалить
Ответ на комментарий # такие конкурсы регулярно проводятся - в сети. И есть более и менее популярные тексты. К сожалению, с дальнейшим успехом - неуспехом в твердом виде это соотносится мало.
И еще.
Расскажите мне, как именно вы будете подбирать этого читателя обыкновенного? Тупо 20 человек с улицы - давай читай? Сколько денег им за это заплатить? Мужчины входят у вас в состав обыкновенных читателей? А как они оценят самый лучший женский роман?
А есть еще такая штука - фокусная группа - и вот там все это работает, не нужно изобретать велосипед.
А Рукопись мы будем и дальше проводить по тем принципам и критериям, которые мы определяем, как профессионалы, кстати, оставаясь читателями.
16-02-2013-00:11 удалить
В Доме книги подходите к читателям - покупателям, предлагаете им принять участие в эксперименте совершенно бесплатно, и раздаете им рукописи на Ваш взгляд интересные. Через определенное время собираете их вместе и голосуете за самую интересную работу. Вы увидите, что она никак не совпадет с мнением Ваших экспертов - профессионалов. А может быть и совпадет. Но эксперимент такой провести нужно. Вы профессионалы уже не читатели, потому что Вы не отдыхаете, когда читаете, Вы работаете. Вы ищите структуру текста, эволюцию героя, язык и сюжет. А "Произведение должно быть понятно массовой аудитории", как Вы сами говорите, поэтому нужно идти в массы, к обычному читателю за помощью, чтобы выжить издательскому бизнесу
16-02-2013-00:14 удалить
Доброй ночи! А об отборе в сборник фантастического детектива будет объявлено? Или там всё происходит в рабочем порядке, и новые авторы не требуются?
Editorskoe 16-02-2013-00:27 удалить
Ответ на комментарий # Если есть что - присылайте. Только в теме напишите, что это для фантастического детектива
Editorskoe 16-02-2013-00:29 удалить
Ответ на комментарий # Я прошу прощения, но вы не совсем понимаете, как устроен издательский бизнес. 90% этого бизнеса - отслеживание вкусов читателей, а точнее, это важное уточнение - покупателей книг. Это ежедневная,работа, а не как-нибудь зайти Дом Книги.
Простые рецепты это здорово, жаль, но они еще никому не помогли.
16-02-2013-18:43 удалить
Получается отслеживаете вкус читателей - покупателей книг. Но, слава Богу, читатели - покупатели пока ещё есть. Но как же можно отследить вкус читателя, если ему подсовывают некачественную новую литературу? Естественно, читатель захочет купить работу победителя конкурса. Но один раз купит - ошибётся, второй раз - тоже наступит на те же грабли. А вот третьего раза может и не быть. Вот, что самое страшное. Извините, я действительно далека от издательского бизнеса, но у меня крик души читателя! Нечего читать! Хорошая литература должна быть проста для понимания, с интересными жизненными сюжетами, которые могут чему то научить и заставить задуматься, и, конечно, с красивым русским языком, пусть не таким, как у классиков, но и не таким пахабно - современным. Язык должен быть простым для понимания простого массового читателя
16-02-2013-22:31 удалить
Здравствуйте, Александр

Актуальный пост, пугающе жизненный. Поэтому начну с цитаты, завершу вопросом.

Умение обидеться – наука, а умение прощать – искусство (с) А парафраз прозвучит: Умение писать - наука, а умение продавать - искусство, да...
Странно, что дамы и господа комментаторы целятся во вкусы Читателя, а не в проблемы Редактора. Зато характерно.

Проблема редакторского цейтнота, увы, не нова и почти неизбывна. "Авторедактора" а.к.а. Mensura Zoili (равно как и автописателя) никто не изобрел - остается каторжный ручной (или глазной?.. мозговой?..) труд. Цеховое дело, даже не мануфактура. :(

Ах как нужны, необходимы гг. Литагенты! Пусть, пусть эти акулы-МТАеды возмут на себя хоть бы часть работы (и рисков) за символические 10-15%! Вот только - ау, ау-у-у! - где вы где, Литагентушки?!.. Странно, более чем странно то, что за два с лишком десятка лет на пост-советском пространстве подобный феномен столь же редок, как и цунами с эль-ниньями. А СРАЗУ за западной границей оных агентов не просто пруд пруди - все жестко ранжировано и специализировано.

Как же так? Чай не ананасы или страусы, чтобы на климат грешить. А те что есть (за ровным счетом двумя исключениями, работающими "чисто на экспорт"), скажем мягко, работают в формате "хоть маленький слон, зато наш, тамбовскАй".

Теперь вопрос: Вы уже упоминали о НЕОБХОДИМОСТИ Литагентов для книжного рынка. Солидарен на все сто. Но что/кто/где/когда/как стоит на их пути? Причем столь крепко, что проблесков в "лит-агентском процессе", при всем желании, не наблюдаю. И видите ли варианты решений данной проблемы?

Если найдете возможным высказаться, буду Вам чрезвычайно признателен! :)
16-02-2013-23:28 удалить
Литагенты тоже не выход из положения. Знаю N-ое количество, окончивших литинституты вторым, третьим образованием. А тупицы каких поискать! Они называют себя профессионалами, а читали Вы хоть какие - нибудь их работы? Это похуже будет, чем у начинающих непрофессиональных авторов. И эти литагенты должны будут оценивать талантливые работы по своим меркам? Да не приведи Господь! Эти ещё больше,чем редакторы будут искать эволюцию героя в текстах, или ещё хуже позавидуют, что не доросли до уровня начинающих коллег. Они прекрасно зарабатывают на якобы рецензиях работ. Всего за пять, десять тысяч рублей они напишут рецензию на бестселлер. И, конечно, продвинут его за определенный процент в Эксмо, потому что сами там печатаются и всех знают. Достаточно быстро составляют рецензию, потому что, слава Богу, очереди нет. И очередному неудачнику отписываются, что рукопись очень даже интересная, но нужно её полностью переписать, или ещё лучше, написать новую, чтобы прислать её снова на рецензию. Им же нужно есть, а как Вы думаете они должны зарабатывать на хлеб? Так что пишите и высылайте деньги на рецензию. Все читатели хвалят Вашу работу и говорят, что это шедевральная вещь, что ничего похожего не читали, и не испытывали от чтения таких эмоций раньше! А литагенты говорят, что нам нужно, чтобы Вы эту вещь довели до нашего уровня, чтобы она вообще стала не интересной для широкой аудитории. Пишем мы для кого? Для литагентов? Для издателей? Мы пишем для читателей! Вот их мнение и будет самым объективным! Пусть уж лучше читают редакторы, чем литагенты! А вообще мне нравится мысль о том, что в книжных магазинах должны работать профессионалы читатели, которые прочтут интересные книги начинающего автора и не очень начинающего, и будут её рекламировать покупателям. И поверьте мне, если работа будет интересная, то в такой книжный магазин читатель будет бежать за покупкой бестселлера в следующий раз! Проверено на собственном опыте!
Editorskoe 17-02-2013-00:01 удалить
Ответ на комментарий # Стоят на пути очень простые вещи. К примеру вы подписали с МТА агентское соглашение. Сколько издатели дадут за роман, представленный агентом. 30 000 рублей. Агент, бывает и такое, по-божески берет 10% и зарабатывает 3000 рублей. теперь прикиньте вероятность того, что роман будет пристроен? Через какой период времени издательство оплатит гонорар? Сколько времени агент потратил на данного автора? Даже если все это уложилось в две недели - не слишком ли маленький заработок для высококвалифицированного труда?
Понятно, что в результате агенту выгоднее "торговать" каким-нибудь уже состоявшимся автором, причем в недавние времена все сводилось к следующему - сколько тебе платят в ЭКСМО? Да, ладно, в АСТ дадут больше. Понятно, выбив автору, хотя бы миллион и скромные 10-15 процентов уже не такие скромные.
Выход, конечно, есть, вести не одного автора, а энное количество, глядишь, кто-то из них выбьется в звезды, тогда вообще все будет хорошо.
Но есть еще одна проблема. Автор. Тот самый который после первой публикации и второго звонка от издателя стремительно забывает о том, что с ним кто-то возился, бегал с его рукописью по издательствам, выбивал хороший контракт и пр. Причем прописать такую вещь, как лояльность в контракт... это на уровне агента - простио невозможно.
НА сегодня, фактическими агентами выступают редакции в холдингах. То етсь редактор, который ведет автора, выступает этаким буфером между издательскими интересами - получить качественный товар как можно в большем количестве и за минимальную цену и автором, который хотел бы писать изредка, но за очень хорошие гонорары, причем, чтобы эти гонорары от написанного никак не зависели:)
Кстати, не случайно, что немногие из существующих агентов -в прошлом редакторы - поработали, получили связи и... вперед. Это неплохо, это нормально.
За границей есть и еще один нюанс. Там агент работает с издателем в качестве его представителя, предлагая авторов в другие страны и континенты, наши же издатели продают своих авторов очень плохо. Тому есть и объективные причины - русский язык ни разу не английский, и субъективные - покупать на Западе мы умеем, а вот продавать пока не научились.
17-02-2013-00:52 удалить
Ответ на комментарий Editorskoe # Александр, благодарю Вас за внятный и конкретный ответ. По большей части соглашусь: "технические детали" литагентства и впрямь несущественны на фоне отсутствия четко прописанных (и главное - выполняемых!) в договорных отношениях "правил игры". И р/я Редактор - "швец, жнец и на дуде игрец". Что ж, будем надеяться на лучшее.

Позвольте два слова о сборниках рассказов. Вашу инициативу, детективную серию, приветствую. Смело, неожиданно, рискованно. Сами знаете, как продается формат "сборника". На том же условном "Западе", при всей отработанности технологий, если выстреливает хотя бы треть сборников/антологий - все прыгают выше головы. От радости.

Показателем "коммерчески успешного сборника" фантастики является продолжительность серии. Как уже упомянул, процентов до 70 мирно почиет на первом томе при символическом тираже (500-2500). Если издают второй выпуск - считай, успех. Три-пять "тематических" томов - ого-го, хит! Ну а на большее, сколько мне известно способны только такие монстры, как Г.Дозуа, Х.Эллисон, Дж.Мартин, М.Резник или, к примеру, чета Э. и Д.Вандермеер. Могу назвать еще имен пять-шесть менее известных, но это всё. Между прочим, начиная с золотых 60-х.

Пожелаю Вам удачной серии: чтобы, Вашими стараниями, она стала лонгселлером и бестселлером - да, сразу. Из-за меньшего игра не стоит свеч. :)

А напоследок выскажу мысль, надеюсь, небесполезную. Разбавить формат "сборника" небольшой примесью "антологии" (1:6 или даже 1:9) с помощью не столь "старых", сколь "узнаваемых"...нет, не так - "ПОЛЮБИВШИХСЯ" Читателю текстов. Методе сто лет в обед, но блин, сколько раз пользовался - ни разу не подводила. Диво дивное, если не учитывать положения лженауки квантовой психологии, вещающей о импринтах. )))

Спасибо и удачи!

ЗЫ: А о р/я литературном экспорте/импорте... О, КАКАЯ тема, ТЕМИЩА! Но лучше помолчу.
Editorskoe 17-02-2013-01:11 удалить
Ответ на комментарий # Спасибо
17-02-2013-05:48 удалить
Александр, где можно ознакомится с условиями отбора в сборники? Конкретно: в сборник фантастического детектива. На сайте издательства не нашел. Может плохо искал...

Игорь К.
лайло 17-02-2013-08:34 удалить
Исходное сообщение Аноним
Литагенты тоже не выход из положения. Знаю N-ое количество, окончивших литинституты вторым, третьим образованием. А тупицы каких поискать! Они называют себя профессионалами, а читали Вы хоть какие - нибудь их работы? Это похуже будет, чем у начинающих непрофессиональных авторов. И эти литагенты должны будут оценивать талантливые работы по своим меркам? Да не приведи Господь!

простите, что влезаю. А причем тут литагенты и Литинститут:)? в Лите такого факультета/специальности нет, этому (продвигать, продавать) не учат. а вообще, литагент должен не "рубить" талантливые работы, а найти ту, которая ему же (!) в первую очередь, поможет денег заработать.
Editorskoe 17-02-2013-13:46 удалить
Ответ на комментарий # От 0, 5 до 1,5 авторских. Условия - это должна быть фантастика и это должен быть детектив, плюс качество текста. Присылать можно на мой адрес.
17-02-2013-19:15 удалить
Всё это правильно! Так должно быть. Но на практике литагенты нашли способ заработка более легкий, чем продвижение рукописи. Они собирают деньги за рецензирование работ и только.
Editorskoe 17-02-2013-19:27 удалить
Ответ на комментарий # Тогда это не литагенты, а какие-то никому не нужные рецензенты.
17-02-2013-21:36 удалить
Александр, подскажите, пожалуйста, где найти настоящих литагентов?
Editorskoe 17-02-2013-23:22 удалить
Ответ на комментарий # Я бы тоже хотел знать
18-02-2013-05:27 удалить
Ответ на комментарий Editorskoe # и я
я так подозреваю, многие хотели бы это знать

Игорь К.
18-02-2013-05:29 удалить
Ответ на комментарий Editorskoe # Спасибо
А сроки?


Комментарии (59): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О грустном. | Editorskoe - Editorskoe | Лента друзей Editorskoe / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»