• Авторизация


Трудности жанровой прозы 29-08-2012 20:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Никто не хочет писать в формате. Хочешь, чтобы автор ругнулся, скажи ему слово «формат». Но ничего же просто так не бывает. И трудно поверить, что дело просто в том, что все такие разные и ни одни формат никому не подходит.
Ларчик открывается значительно проще.
Что нужно, чтобы написать неформат? Какую подготовку? Никакую. Вдохновение, фантазия, протест… - это да… и все… А если добавить к этому, что автор такой вот альтернативной прозы сплошь и рядом не ставит перед собой задач по какой-либо структуре или хотя бы приблизительной оформленности сюжета, то как-то понимаешь – в девяти случаях из десяти отказ от формата, это просто лень и неумение.
Чтобы написать полицейский криминальный роман, мало посмотреть пару-тройку сериалов. Надо знать, надо эти знания где-то добыть, причем не только о том, какие нынче чины и звания в полиции, но и чем вооружены, какие технологии, какие методики, как это все реально работает. А это большой труд.
Не слаще с женскими мелодрамами… Это довольно трудно написать эротическую сцену так, чтобы женщинам это понравилось. Чтобы не порнография, чтобы любовь. И чтобы вкусно все и с грудой подробностей. Это надо уметь.
И боевики тоже не подарок. Надо не просто знать прицельную дальность выстрела из АК. Надо понимать, что такое понятие в принципе существует.
А есть еще детектив. А тут совсем все сложно, потому что надо придумать не просто загадку, а еще и с решением, и чтобы это не было в стиле – «ой, так там же под стулом пистолет лежал, а мы и не заметили».
Продолжать список – исторические романы и боевая фантастика, триллер и сказка – можно долго. Сказка – тоже сложный формат. Надо чтобы для детей и чтобы интересно, а не сам для себя и не пойми зачем…
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (31): вперёд»
strekoza-artcom 29-08-2012-21:45 удалить
Подумала, и решила все ж написать... согласна, очень трудно напялить на себя чужую шкуру, что бы написать прочувствованно и правильно, но думаю, что у нас получилось http://www.proza.ru/2012/04/17/1519 .
29-08-2012-23:37 удалить
А вывод каков? Россия изобильна лодырями? :)
Абсолютно соглашусь про криминальные сюжеты. Также горячо соглашусь про оружие, хотя это и не моя зона интересов. Но почему-то всегда ощущается, в курсе автор, как и зачем оно стреляет, или нет.
А вот про вкусную эротику... мелодраму... неужто тоже дефицит? А маленькие такие книжечки громаааадными сериями, там что, не оно?..
Вроде как на это дело все подготовку автоматически проходят :)
Если не трудно ответить... а как попадает автор писать "в формат"? Его приглашают, ему дают шанс, он старается, даже изучает то, что задали, и не выходит креативного текста?
А приглашают уже публиковавшихся?
Заранее спасибо,
Натали(я)
Editorskoe 29-08-2012-23:41 удалить
Ответ на комментарий # Вкусная отечественная эротика - огромный дефицит, а маленькие такие книжечки... там и тиражи уже не огромные и там все больше порно-, а не эро-.
Попадает в формат... ну, это как с ездой на машине, кто-то все-таки угрюмо по правилам, а кто-то лихой и неформатный.
С эротикой - не вопрос)
Обращайтесь)
29-08-2012-23:50 удалить
С огромным вниманием и удовольствием читаю Ваш блог :)
Вот давно хотела сказать спасибо.
Вы не боитесь быть растерзанным начинающими - продолжающими - и прочими авторами :)
Вы позволяете ощущать биение пульса современного ХУДОЖЕСТВЕННОГО книгоиздательского дела.
Мне очень часто импонируют Ваши высказывания и Ваши точки зрения. Я по большей части с Вами согласна, хотя не думаю, что это значимо для Вас.
Проводя целый день в компьютере и с текстами, Вы находите силы поломать глаза еще полчаса-час, прийти сюда и дать свое мнение публике.
Уважаю :)
Посещаю блог давно, но вот комментировать стала совсем недавно. Держала себя в руках.
Еще раз - Спасибо!
Натали(я)
30-08-2012-02:44 удалить
Название топика у вас правильное, а вот дальше, на мой взгляд, идет не совсем точное определение "неформата".
Сколько я понимаю, "неформат" - это непопадание текста не в одну из серий издательства, и, соответственно, у каждого издательства он свой. А порой этим словом пользуются редакторы, чтобы хоть как-то отвязаться от слишком надоедливого автора: текст, мол, неплохой, но неформат, а потому взять не можем - попробуйте счастья в других издательствах...
Вы ж говорите об обычном дилетантстве, которое проникло сейчас везде и всюду - люди берутся за дело, совершенно в нем не разбираясь, а потом, сделав его "на отвяжись", требуют к себе отношения как к профессионалам: деньги за свой "труд" (гонорар), признание их "профессионализма" (тиражи) и т.д. и т.п..
В-общем, вы не одиноки - любой руководитель в наше время сталкивается с подобной проблемой. Если он, конечно же, не сам из подобных "профессионалов".

Игорь К.
30-08-2012-07:22 удалить
Хмм... помнится мне Донцова и Акунин довольно долго мыкались по издательствам, потому что тогда их произведения были именно то самое... неформат. А в результате именно они основали новые жанры.

Что-то я вас не пойму, если честно. По вашему мнению получается, что неформат это вроде как признак непрофессионализма писателя. Мне кажется, что тут вы не правы. Есть разный "неформат". Тот о котором вы говорите, это просто слабые произведения, и слово "неформат" в их случае, как уже сказали, является банальной отмазкой редакторов, чтобы их не брать, но при этом и не обидеть автора. Тут "неформат" = "дрянь".
Но ведь есть и другие произведения, их конечно на порядке меньше, но они действительно никуда не вписываются. Это то, что вы называете "рискованными". Что может выстрелить, а может и нет. Но это ведь тоже он самый "неформат". ;)
31-08-2012-00:14 удалить
В данном посте я поняла неформат как неисполнение важнейших жанровых требований.

То есть человек несет вещь, заявленную как одно, на деле представляющую другое и часто не самое лучшее. Или это то, что заявлено, но настолько недотянутое и слабое, что жанр не читается.

С другой стороны, таки да, неформат - достаточно удобное определение со стороны издательства, чтобы отмазаться от той или иной рукописи, если ее потенциал вдруг не виден мгновенно, сразу и однозначно. То есть неформат может быть и определением "вещи, не встающей в разработанные ныне серии".
Работу издательства пробуют унифицировать, внимание читателя - захватывать и привлекать, для этого и серии. Но как писал топикстартер ранее, сейчас ровно те же издательства, которые вроде как рьяно борются за жанровую чистоту серий, на деле могут поставить в них слабые или не соответствующие заявленной в серии тематике вещи.

Далее. Еще одно представление о неформате. Креативный, исключительный неформат по идее найдет себе со временем дорогу. Как любое талантливое творение. Как, возможно, первые вещи в новом направлении "между жанрами", гибридное (чистые жанры сейчас редкость).
Наверное, так.

И видимо любой творец неформата склонен считать себя гением (зловещее ухахаха).
:)

Натали(я)
Irondel 31-08-2012-22:37 удалить
А что говорит толковый словарь относительно слова "формат"? Одно из значений (опуская размер листа и высоту набора текста) - "Совокупность отличительных особенностей радиопередачи, телепрограммы, определяемая формой подачи сведений, манерой изложения, подбором тем и т.п." Форма подачи, манера изложения. То есть стереотипизация. И дело тут не в лени или отсутствии таланта. Дело как раз в том, какую форму подачи издательство задает. Не вписался автор - до свиданья! Вписался - вэлкам. Мне кажется, в этом посте Александр несколько подменил понятия. Все-таки формат - это не наличие сюжета. Он должен быть в каждой книге, будь то любовный роман про вампиров или криминальный боевик про мафию. И описание любовной сцены должно быть качественное, чтобы нравилось женщинам. И описание перестрелки тоже должно быть качественным, чтобы нравилось мужчинам. Формат тут ни при чем. Тут при чем умение работать со словом и знания, которые, таки да, многие из современных авторов ленятся добывать. Но вот напишешь любовный роман от лица пули, влюбившейся в пистолет, чтобы со всеми там коллизиями, страданиями и, прости господи, любовной сценой, - и издатель тебе скажет: сорри, не формат. Замени пулю на вампира, а "Беретту" на школьницу - и приходи снова!
Editorskoe 01-09-2012-00:47 удалить
Ответ на комментарий Irondel # Не спорю. Но хочу обратиь внимание. Существует два типа издательств. Коммерческие, то есть такие, которые зарабатывают на жизнь тем, что продают изданное. Некоммерческие, которые живут за счет авторов и за счет грантов, спонсоров и пр. Вероятно, не стоит предъявлять претензии "коммерсантам" за то, что они стараются брать продающееся. Почему-то некоммерчесике издательства никто ни в чем не упрекает, хотя у них формат куда жестче. Начиная от "утром деньги..." и заканчивая "а что героиня не лесбиянка?"
Еще одна странность. Принято ругать большие издательства. Они и не берут и пр. А вот маленькие (относительно) типа Эд маргинум - вот о них как-то все забывают, хотя те на каждом углу бьют себя в пяткой грудь о том, как они страшно эксперементируют и откррывают таланты.
Реально, ЭКСМО, АСТ больше эксперементируют, публикуют молодых авторов и пр. больше, чем все остальные издательства вместе взятые, куда гибче относятся к рамкам и пр, но все претензии к "торгашам". Чудны дела твои...
Объяснить могу только одним. Именно коммерческие издательства занимаются реальной литературой, а не освоением тех или иных, но точно не своих бюджетов. Никогда не забуду реплику одного главреда из некоммерческих - тираж продан, больше не печатаем, потому что спонсор не дает денег. То есть - тираж продали, деньги получили, логично полученные деньги тут же пустить на допечатку... Ан нет, полученное мы спрячем в карман и будем продолжать доить спонсора.
А так да - форматные мы.
01-09-2012-09:16 удалить
Да, понятно, что изд-во должно с чего-то жить. Но как-то странно - неужели читателям не хватает криминальных романов, триллеров, эротических романов, детективов, боевой фантастики? Тех, что уже написаны. Зачем новые? Напишет кто-то сам по себе в таком жанре хорошую книгу - отлично. А не пишут, потому что экспериментируют - так всё ж лучше пусть хоть 112-ый эксперимент выстрелит, чем писатели по кругу пережёванных многажды жанров бегать будут.

Андрей
Irondel 01-09-2012-10:08 удалить
Ответ на комментарий Editorskoe # Александр, я вовсе не нападала на коммерческие издательства. Работая в самоокупаемом СМИ, я прекрасно знаю, что это такое - держаться мейнстрима. Конечно, издательствам нужно на что-то жить, нужно платить зарплату дизайнерам, корректорам, редакторам. Я даже, если честно, не против форматизации произведений - жесткой или слабой. Мне просто показалось, что вы одно понятие подменили другим. Ну что поделать, если современный массовый читатель не хочет вникать в глубокий внутренний мир героя? И современные массовые писатели немногим отличаются от читателей: лень выписывать внутренний мир, диалектику души и прочую туфту. А кому не лень, тот не выписывает, потому что читатель не прожует подобное. Такая вот ленность и рождает слабые сюжеты, плохое знание матчасти, нелогичность поступков, неадекватность героя и так далее. Нетрудолюбив стал и читатель, и писатель. На мой взгляд, это надо просто пережить, это как трудный подростковый период, когда кажется, что ребенок сошел с пути истины и катится в бездну безнравственности. А он просто протестует. Ему хочется пива и сигарет. Хочется безответственности. Но он нагуляется и вернется, потому что основы-то мы заложили правильные. Потому что дома-то его любят и ждут.
01-09-2012-11:22 удалить
Ответ на комментарий # "Да, понятно, что изд-во должно с чего-то жить. Но как-то странно - неужели читателям не хватает криминальных романов, триллеров, эротических романов, детективов, боевой фантастики? "
Мм, скажу об эротических романах. Их мало, их очень мало, и именно их, в основном, активно переводят с английского на женских и "девачковых" форумах.
Editorskoe 01-09-2012-13:47 удалить
Ответ на комментарий # Все просто. Читатель хочет новое, но в уже полюбившейся парадигме. Он привык в течение недели уничтожать очередной том, и ему нужно еще. А эксперименты данный читатель не хочет. Это разные читатели.
Editorskoe 01-09-2012-13:48 удалить
Ответ на комментарий Irondel # ЖДем блудного сына:)
Irondel 01-09-2012-19:49 удалить
Ответ на комментарий # Андрей, нынешнее поколение взросло на сериалах. Им нужна история с продолжением на каждый день. Им не надо кино сегодня про немцев, а завтра про пиратов. Им надо про немцев, с полюбившимися героями, и чтобы каждый день - новая история. Я утрирую, конечно, но вы меня поймете, надеюсь. В чем прелесть Гарипотера? В том, что вместе с ним, с книгой росло целое поколение. И оно, это поколение, отождествляло себя с мальчиком-волшебником, и оттого этому поколению было так чудесно расти. То же самое (ну или почти то же) происходит и с читателями Джорджа Мартина сейчас. Вот они все ждут шестую книгу, бьют копытами, обмусоливают на форумах. Совсем как бабушки у подъезда, которые обсуждают, выйдет ли Хуанита замуж за дона Педро, или вернется к своему бедному, но честному Игнасио. В киноиндустрии то же самое творится. Вы посмотрите - сплошные сиквелы-приквелы. Вот это сейчас прет. Человеку хочется отождествить себя с каким-нибудь Гарипотером и жить параллельно с ним. Сегодня я на работу, а герой-то мой - на войну. Я женюсь - а у него невесту злобные гоблины свистнули. Меня, черт побери, уволили, а мой герой-то вот королем стал. Ну и так далее...
Ответ на комментарий Editorskoe # АСТ и ЭКСМО могут позволить себе экспериментировать ввиду множества популярных и продаваемых серий, которые дают неплохой фундамент и обеспечивают пути отхода в надежный тыл в случае провала "эксперимента". Разве не так, Александр?
Ответ на комментарий Irondel # Присоединяюсь.
Ответ на комментарий Irondel # Irondel, у вас весьма однобокий взгляд на сериалы. Я обожаю сериалы, при этом никогда себя ни с кем не отождествляя. Я банально привязываюсь к полюбившимся персонажам, и мне хочется переживать с ними все новое и новое. Это же как в жизни. С теми, кому вы импонируете, вы будете стараться видеться чаще. Разве нет?
Irondel 01-09-2012-23:43 удалить
Ответ на комментарий Михаил_Горожанин # Михаил, именно это я и имела в виду под отождествлением - информационную привязанность. Когда человеку важно, как себя чувствуют его близкие, как у них прошел день - этот нормально. А когда человеку интересно, как там поживает выдуманный персонаж - это и есть отождествление. Сопереживание, растянутое во времени. Так понятнее?
И кстати, ничего плохого в этом я не вижу. Сама люблю.
Круг близких людей может и расшириться. Тем более есть у некоторых авторов способность сделать своих героев предельно живыми.)
Editorskoe 02-09-2012-00:56 удалить
Ответ на комментарий Михаил_Горожанин # Да. Но вы же понимаете, что можно себе позволить - мало, надо еще хотеть.
08-09-2012-23:03 удалить
Кстати. Эксмо и АСТ.
Питон проглотил слона?
Натали(я)
Editorskoe 08-09-2012-23:14 удалить
Ответ на комментарий # Это намек на шляпу?
alice0230 20-09-2012-09:16 удалить
Позвольте и мне внести свои 5 копеек - уж больно тема животрепещущая и компания приятная:) Эксперименты Эксмо? Увы, и Эксмо шарахается от "неформата" (т.е. от внесерийника), как от чумы. Мой личный опыт. После полугода задушевного общения с одним из ответственных редакторов, всех рекомендованных правок, двух хороших (читала сама) рецензий, вышестоящим начальством заявлено: "не попадает ни в одну из серий". Страшно не то, что потеряно полгода (хотя насчет серий - это ж понятно сразу, разве нет?), страшно другое: если ты, не дай боже, наваял историю, где ГГ не носится на драконах, не крошит эльфов и совсем-совсем не палит из бластеров, то тебе, выходит, одна дорога - клади рукопись в стол и больше никогда не садись за компьютер. Ибо будь ты хоть трижды гениален (это я не о себе), а текст - оригинален и далеко не плох, без мордобития, гоблинов и звездных войн не прокатит он, и точка. А вопрос мой, собственно, незамысловатый: куда, скажите, Александр, нам, горемыкам, податься? Что делать, если автор - существо мирное , он не умеет никого бить, разделывать на котлеты и прочее и прочее в том же духе? Фантастика не существует без кровЫЩи? А как же Азимов, Лем, Брэдбери? К слову, вопрос этот не риторический - вернее, он не должен быть таковым.
Плохой текст - значит, плохой, тут все понятно. Едва ли у кого-нибудь из адекватных авторов должно возникать сомнение в профессионализме оценивающего редактора. Он видел текстов милльон. Он знает, это его работа. Но если текст хороший, а отправляется в корзину, потому что не треш, потому что заставляет думать, потому что ориентирован не на "8 классов" - вот это действительно обидно.
Кстати, помнится, тот же самый роман мы и Вам отправляли - еще в апреле, но ответа так и не дождались....
Безрадостно как-то все....Вы не находите?
Editorskoe 20-09-2012-21:37 удалить
Ответ на комментарий alice0230 # Трудно ответить, можете текст заслать мне на яндекс, потому что в общей почте не видел, гляну - скажу. Существует такая проблема, что текст хорош, но у нас нет механизма его донести до читателя. Причем больнее это ударяет именно в том случае, когда по ряду формальных признаков текст укладывается в палитру жанра, а по сути "заточен" под другую аудиторию. То есть это объективная проблема вызванная тем, что мы просто не умеем работать с узкой аудиторией. Это неумение вызывает и множество других бед, таких как, а давайте эту книгу заточим под подстрочник или под агалакову или под сталкер, под что угодно усшное и понятное.
alice0230 20-09-2012-22:06 удалить
Александр, спасибо. Обязательно зашлю еще разок:)) Только адрес бы мне.... Будьте так добры. Хорошего вечера!
Editorskoe 20-09-2012-22:11 удалить
Ответ на комментарий alice0230 # Aprocopovich@yandex.ru
alice0230 20-09-2012-22:15 удалить
Исходное сообщение Editorskoe
мы просто не умеем работать с узкой аудиторией.

Не умеем.. или не хотим? Большинство издательств? Печатать третьесортные боевички гораздо выгоднее - они дешевле и аудитория больше, это понятно даже неэкономисту. Но как же репутация? Престиж? Гордость за самого себя, наконец? КАк ни крути, это ведь есть в любом бизнесе - и в книжном должно быть тоже...
Editorskoe 20-09-2012-22:21 удалить
Ответ на комментарий alice0230 # Под словом умеем, я вкладываю умеем реннтабельно. На сегодняшний день мы так плохо работаем с узкой аудиторией, что не можем выйти в ноль. Тому масса причин. И пусть это похоже на "отмазку", но наши друзья из Ад Мангинум все время жалуются на тему, что крупные издатели подмяли под себя сети. Все верно. Но сети умеют продавать широкой аудитории для узкой нужны другие механизмы, и может этими механизмами займется кто-то другой. А о ведь сделаем и опять нам скажут, что мы монополисты:)
Реально, должны быть фан-клубы, клубы вообще какие-то сетевые истории. Увы. Их нет.


Комментарии (31): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Трудности жанровой прозы | Editorskoe - Editorskoe | Лента друзей Editorskoe / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»