• Авторизация


Молитва за русских 30-06-2008 15:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Предлагаю перевод статьи из "Газеты Выборчей". Знатокам польского (и русского :-)) языка буду благодарна за замечания. Хочу их учесть, и только после этого вывешу перевод на форум. Комментировать текст пока не буду.

http://wyborcza.pl/1,76842,5354846,Modlitwa_za_Ruskich.html

Молитва за русских

Дорота Водецкая

2008-06-24

- Но ведь кто этим русским простит, когда мы умрем? Они не могут навечно остаться без прощения, - 94-летняя Альбина Пехачек сжимает в дрожащей руке репродукцию лика Христа с Туринской плащаницы. – Так страшно замучен! А велел Отцу простить тех, кто его убил.

 Подпись под рисунком: В нескольких километрах за селом на кладбище стоит памятник солдатам Красной Армии. Священник Юзеф Миколаец убедил своих прихожан, чтобы они ухаживали за памятником и молились за русских, которые убили их близких.

 

 

Священник Юзеф Миколаец помнит, что, когда он предложил приходскому совету, чтобы крестный ход в годовщину советской резни начинался на «русском кладбище», то аж помертвел от страха.

Ему 58 лет, и уже 15 лет он служит приходским священником в селе Богушицы под городом Ополе (Силезия). Также преподает на Теологическом факультете Опольского университета. Это скупой на слова силезец из-под Рацибожа, поэтому, если сейчас он говорит, что помертвел от страха, это значит, что тогда, 13 лет назад, действительно сильно испугался.

Потому что он сказал это тогда спонтанно, не взвешивая предварительно всех «за» и «против». Потому что он говорил это людям, которые пережили погром в последние дни января 1945 года. Потому что на кладбище могли лежать убийцы их родителей, дедушек, братьев и сестер, а он предложил молитву за этих убийц. И к тому же хотел, чтобы советских солдат простили.

Молиться за русских

Крестный ход 13-летней давности люди в Богушицах помнят до сих пор. И те, кто начал его под отдаленным от села памятником солдатам Красной Армии, и те, кто присоединился только на следующей остановке. Потому что только тогда, через 50 лет после резни, они начали спрашивать у своей совести, простили ли они тем советским солдатам или нет.

- Некоторые считали, что священник плохо поступил, велев молиться за русских. Ну ведь как молиться за тех, кто вырезал почти целое село, - задумывается Зофия.

Но священник ничего не велел. Только посчитал, что настало время открыто сказать силезцам, что жертвами войны были не только их убитые родственники, но также и русские, павшие на этой земле. Он считал, что им проще будет простить, когда они это поймут. Для этого понимания нужен был символический жест на кладбище. А прощение было нужно им самим. Потому что – по мнению священника – тот, кто прощает, перестает чувствовать себя жертвой, и избавляется от этой тяжести в душе, которая не позволяет жить.

А если этот аргумент священника кого-то не убедил, был ещё другой. Более важный. Ведь Бог прощает человеку, который отпускает вины своим должникам. Поэтому когда католик произносит «Отче наш», он не может не простить, потому что иначе молитва будет неискренна.

Нас поставили на кухне для расстрела

Сейчас неизвестно, как тогда было с этим прощением.

Ведь те, кто тогда не пришли к памятнику советским солдатам, утверждают, что не от застарелой злости это сделали, а просто не смогли доехать на кладбище, что в пяти километрах от села. Или что «что-то там случилось».

Но пришли уже к другой остановке. Она была в селе в местах самых страшных убийств. Они стояли там и плакали.

Карол Матушек над тремя сестрами и родителями, которых убили красноармейцы, когда ему было семь лет. А больше всего над трехлетней Гердой. Потому что ее смерть спасла ему жизнь. Они сидела на его коленях, когда русские выломали дверь подвала, в котором пряталась его семья. Стреляли не глядя. Пуля, которая убила девочку, только ранила Карола.

Хенрик Брой – над расстрелянными дедом, мамой и отцом. И над двумя братьями Франциском и Альфредом. И над двухдневной сестренкой Марыйкой.

И над собой тоже наверняка заплакал, потому что не запомнил своих близких. Один только раз ему приснилась мама, но и этого сна уже не помнит. Ему было два года, когда тетка Клара схватила его на руки и через окно убежала из дома, в двери которого вошли красноармейцы.

У ограды сельского старосты Бинка плакала Гертруда. В его сарае автоматная очередь продырявила тела ее матери и пятерых братьев и сестер. Днем раньше русские застрелили во дворе ее отца, а на другой день ещё одну сестру.

Бинков тоже расстреляли, всю семью из восьми человек. И всех, кто прятался у старосты.

Расстреляли и тех, что прятались в большом подвале Любчиков. И семьи Пехачков, Пехотов, Гола, Гельников, Смолинов, Сегетов, Либсы….

С 28 января 1945 г. за два дня русские поубивали в Богушицах около трехсот силезцев. Местных и тех, что искали в деревне убежища.

- Не было семьи, которая кого-нибудь не потеряла, а некоторые уничтожены полностью. Нас тоже поставили на кухне для расстрела, - вспоминает Мария Апостель.

 - Русский спросил «skolka was» и вложил в магазин пять патронов. Для отца, брата, сестры, для меня и для мамы, которая крикнула «Дети, молитесь, это последняя минута». А я даже не смогла, так страшно боялась этой пули, - Мария говорит на силезском наречии, так же как и ее соседи и мать, велевшая детям молиться перед смертью.

Они выжили, Отылка Ягло спасла им жизнь. Зашла и, рыдая, спросила, можно ли ей привести сюда мать и братьев с сестрами. Потому что отца застрелили, а дом горит.

- И тогда этот русский молча ушел. Может, совесть в нем проснулась, как увидел плачущего ребенка, - размышляет Мария. В тот день у нее все стерлось в голове. Забыла стихи, которые выучила в школе. Ей тогда было 13 лет.

На самом деле неизвестно, почему именно в Богушицах дошло до такой страшной резни. В соседних деревнях таких убийств не было.

С чего бы им ненавидеть?

Альбина Пехачек хоронила убитых в массовых могилах у церкви. Похоронила 98 трупов. Укладывала их семьями. И боком, чтобы больше поместилось.

31 января русские приказали людям уходить из села. А тела, которые не успели перевезти на кладбище, похоронить во дворах.

Село отбили немцы. Потом снова советы. Трупов прибавилось.

- Когда мы в марте вернулись в Богушицы, то собрали немецких солдат с полей и улиц и с несколькими русскими похоронили вместе под стеной кладбища. Тех убитых в январе, что лежали под домами, мы откопали и тоже перенесли к церкви, - рассказывает Альбина.

Русские похоронили своих убитых в нескольких километрах от села. Сколько их там лежит теперь – неизвестно. В 50-тых годах тела после эксгумации перевозили на кладбище в Кендзежине-Козлю.

От тех, кто пал под Богушицами, остался обелиск с красной звездой, серпом и молотом.

С надписью на двух языках: «Вечная слава героям Красной Армии, павшим за свободу народов в 1945 году». В русской версии надписи, кроме «свободы», есть ещё «независимость». Почему это слово пропущено в польском переводе, никто в деревне не знает.

Памятник стоит ухоженный, а трава вокруг подстрижена. Стоят горшки с цветами. Часто кто-то зажигает свечу.

Это священник убедил прихожан, чтобы заботились о могиле.

После приходского совета, на котором он предложил насчет крестного хода, священник пошел к директору школы. Предложил, чтобы ученики взяли шефство над советским обелиском. Благодаря этому они научатся тому, что каждая потерянная жизнь – важна. И советская, и силезская, и немецкая. С 13 лет ученики прибирают кладбище вместе с родителями.

Знак ли это прощения? Роза Келбаса, которая учит религии и биологии, убеждена, что это так. Никогда ни одна бабушка и ни один дедушка не были против, когда детей забирали для ухода за русскими могилами. А ведь если бы они и теперь ненавидели, то наверняка не согласились бы.

Когда она рассказывает детям о том, что случилось в селе в последние дни января 1945 года, то хочет знать, ненавидят ли они русских за то, что сделали их дедам. «А они делают большие глаза, потому что не понимают, о чем я их спрашиваю. С чего бы им ненавидеть? Для них это история,» - говорит Роза. -«А старшие простили. Не проходят безразлично, а зажигают на этих могилах свечку. А в последнюю неделю января молятся на литургии и за русских, и за своих».

 

 Прощение без условий

Литургию по жертвам войны служат с 1945 года. Пока отец Миколаец не сказал, что жертвами были также и советские солдаты, его прихожане молились только за своих.

Но год за годом на проповеди он вспоминал о необходимости прощения. И объяснял, что это не российский народ виноват в их боли, а только конкретные люди, которые тогда в январе вошли в село. И даже им нужно простить.

 В этом году он просил помолиться за жертв войны в Пакистане, Афганистане, Ираке и Кении. И за поляков, убитых на Восточных землях. Приглашенный в Богушины священник проф. Юзеф Волчанский из Папской теологической академии в Кракове объяснял силезцам, что не только они одни так страшно пострадали. Говорил, что в Богушицах террор продолжался несколько дней, а поляки на востоке испытывали его шесть лет оккупации,  потом до 90-тых годов. И что должны простить, хотя никогда не услышали слова «простите». Потому что прощение не может ставить условий.

И говорил также, что они должны помнить о трагическом прошлом. А о памяти, как и о прощении, заботится отец Юзеф. Он хотел бы издать воспоминания своих прихожан, но не все соглашаются. 50 лет боялись говорить о том, что пережили, и этот страх все еще в некоторых сидит. Или такая сильная боль, что даже со священником не могут разговаривать. Поэтому, чтобы не ранить людей, священник попросил их только писать воспоминания. И пообещал, что опубликует их только после их смерти.

Свидетелей остается все меньше. Их можно уже посчитать на пальцах обеих рук.

В этом году он просил помолиться за жертв войны в Пакистане, Афганистане, Ираке и Кении. И за поляков, убитых на Восточных землях. Приглашенный в Богушины священник проф. Юзеф Волчанский из Папской теологической академии в Кракове объяснял силезцам, что не только они одни так страшно пострадали. Говорил, что в Богушицах террор продолжался несколько дней, а поляки на востоке испытывали его шесть лет оккупации,потом до 90-тых годов. И что должны простить, хотя никогда не услышали слова «простите». Потому что прощение не может ставить условий. И говорил также, что они должны помнить о трагическом прошлом. А о памяти, как и о прощении, заботится отец Юзеф. Он хотел бы издать воспоминания своих прихожан, но не все соглашаются. 50 лет боялись говорить о том, что пережили, и этот страх все еще в некоторых сидит. Или такая сильная боль, что даже со священником не могут разговаривать. Поэтому, чтобы не ранить людей, священник попросил их только писать воспоминания. И пообещал, что опубликует их только после их смерти. Свидетелей остается все меньше. Их можно уже посчитать на пальцах обеих рук.

 

 За всех легче молиться

В Богушицах говорят, что не держат обиды. Вот уже несколько лет у них живет репатриант из Харькова. Его называют «наш русский».

Но отец Миколаец не знает, простили ли его силезцы советам. Если что в Богушицах известно точно, то это старание, с которым священник добивается этого прощения. Но не к каждой совести пробился.

- Ксендзу легко сказать: простить. Он должен так говорить, ведь это священник, - говорит Матильда, которая пережила погром. И молится за жертв войны. За всех, потому что так легче. Отдельно за русских – нет. За них пусть сами россияне молятся.

Карол, родственник Матильды, простил. Он сказал священнику, что россияне посылают в Чечню молодых солдат, которые вообще не хотят туда ехать. И, наверное, те русские, которые пришли в Богушицы, тоже не хотели участвовать в войне.

Мария Апостель простила. «А что мне прощать, ведь в мою семью не стреляли,» - рассуждает она.

Гертруда говорит, что в ней уже нет гнева.

Так же как и пани Агнешка из семьи уже покойного Карола Матушки. «Ну, а что было делать. У христианина нет другого выхода».

Мария, братья и сестры которой погибли на кухне от взрыва гранаты, тоже простила. Хотя осталась с тех пор калекой. Граната разорвала ей ногу.

Хенрик Брой теперь не вспоминает того, что случилось. Еще пару лет назад ему было тяжело. Но простил, как велит вера. А может это заслуга священника, который все время об этом прощении твердит? Но если бы не было у него счастливой семьи, детей и внуков, то, наверное, было бы трудней послушаться священника.

- Нужно жить. Что было, то прошло, и быльем поросло, - отрезает он. Но молится ли за русских? Этого он не говорит.

И минуту колеблется с ответом на вопрос, пригласил бы русского на чашку кофе или нет. Наверное, не сказал бы «убирайся вон».

 

ОПРОС на сайте "Газеты Выборчей"

Вы готовы простить русских?

46%
Да! (331)

36%
Да, но пусть извинятся (260)

17%
Никогда в жизни (122)

Число поданных голосов: 713

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (131): вперёд» последняя»
30-06-2008-19:38 удалить
Интересное дело. А какие нибудь документальные подтверждения новым польским сказкам есть? А то как то забавно получается: поляки в порыве великодушия готовы простить за то что мягко говоря никак не подтверждено. :-)
mustela_p_f 30-06-2008-19:38 удалить
>>> Такие страшные убийства! Но отец наш велел простить тем, кто его убивал. - Я, честно говоря, подумал что речь идёт о самом Христе, который просил отца своего простить убивающих его. (но может и ошибся) >>> Русский спросил «skolka was» и вложил в магазин пять пуль. Для отца, брата, сестры, для меня и для мамы, которая крикнула «Дети, молитесь, это последняя минута». А я даже не смогла, так страшно боялась этой пули - про саму сцену ничего не буду говорить,но пуля это только часть патрона. И соответственно магазин он снаряжал патронами а не пулями, это если у него был пистолет-пулемёт. Здест уместно на мой взгляд пояснить, что так было в оригинале. >>> Батюшке легко сказать: простить. - Батюшкой ксендза называть совсем не стоит. Это православное название и не стоит так называть католического священника. >>> - отрезает он - по-русски звучит коряво, но с вариантами сложно. Где-то так.
Melodyjka 30-06-2008-20:00 удалить
Спасибо, Мустела, учту. Там речь действительно о Христе и я думаю, что из перевода это понятно. Остальное буду редактировать.
Melodyjka 30-06-2008-20:02 удалить
Исходное сообщение Интересное дело. А какие нибудь документальные подтверждения новым польским сказкам есть? А то как то забавно получается: поляки в порыве великодушия готовы простить за то что мягко говоря никак не подтверждено. :-)
А полякам не нужно документального подтверждения того, что они на своей шкуре испытали. Они-то хотят простить - для себя, для собственного спокойствия. И от вас те люди абсолютно ничего не хотят.
coyotesunrise 30-06-2008-20:04 удалить
2 anonim Да не новые они...точнее для нас старые,а для вас новые.Бывает. А доказательства...зачем?Нам они не нужны,а вас верить в это никто не только не заставляет,но даже не просит.Ваша совесть-ваше дело.И вообще статья не о каком то расследование...неужели не понятно?
30-06-2008-20:05 удалить
Сама сцена со снаряжением магазина на глазах семейства в высшей степени сомнительно. В 45- м году советские войска не испытывали недостатка боеприпасов, а перемещаться по германскому населенному пункту в прифронтовой полосе с разряженным оружием мог только сумасшедший.
30-06-2008-20:07 удалить
Логика, как я уже говорил выше, замечательная. Подтверждений "резни" нет, но поляки готовы за нее великодушно простить. Смешно. Может быть они нас простят заодно и за Великое Оледенение? Хотя нет, оно хоть подтверждено. ;-)
30-06-2008-20:09 удалить
Тоесть доказательств нету. А еще за какие сказочные грехи поляки готовы простить русских? :-)
mustela_p_f 30-06-2008-20:09 удалить
>>> И вообще статья не о каком то расследование...неужели не понятно? - Это точно. Статья совсем о другом. Скажите, Койот, в Польше сейчас действительно настолько плохо со знанием основ христианства, что журналист на пальцах пытается разъяснить основные положения или это какой-то особый случай?
30-06-2008-20:11 удалить
Если они "собираются простить для собственного спокойствия"- зачем о таком великодушии извещать через газеты?
coyotesunrise 30-06-2008-20:14 удалить
Melodyjka Мустела прав.Там где про Христа смысл другой.Надо исправить... На пример так: -Так страшно замучен,а потребовал от Отца простить тех кто его пытал...- Но может что то получше придумаеш...
Melodyjka 30-06-2008-20:16 удалить
Исходное сообщение coyotesunrise Melodyjka Мустела прав.Там где про Христа смысл другой.Надо исправить... На пример так: -Так страшно замучен,а потребовал от Отца простить тех кто его пытал...- Но может что то получше придумаеш...
Ок, спасибо, теперь поняла. Подумаю.
Melodyjka 30-06-2008-20:17 удалить
Исходное сообщение Если они "собираются простить для собственного спокойствия"- зачем о таком великодушии извещать через газеты?
Можете считать, что вас лично никто не извещал.
coyotesunrise 30-06-2008-20:18 удалить
Mustela: Между знать,и применять часто пропасть возникает.Думаю не только у нас. :)
coyotesunrise 30-06-2008-20:25 удалить
Аноним :А еще за какие сказочные грехи поляки готовы простить русских? :-) Хотел написать что вам я простил этот совершенно неуместный стеб...но передумал.. вы не виноваты.Ибо не знаете что делаете...Бог с Вами.
Melodyjka 30-06-2008-20:29 удалить
Койот, не читай этого больше, а то озвереешь :-( Прости их, если можешь. Они правда не понимают. Я очень ценю то, что вы с Майен там на польском блоге написали про Красню Армию. Хотела даже это перевести при случае. Знаешь, у наших ведь создается впечатление, что кроме негатива в Польше уже абсолютно ничего не помнят...
mustela_p_f 30-06-2008-20:31 удалить
Melody, у меня получилось вот так: "сжимает в дрожащей руке репродукцию лика Христа с Туринской плащаницы. – Так страшно умер! А велел отцу простить тех, кто его убил" копирайт не ставлю :-)
30-06-2008-20:31 удалить
"Можете считать, что вас лично никто не извещал." Ну так уже известили. И мне интересно- какое еще лыко в строку может поставить русским богатая фантазия поляков? Не хотят ли они нас простить за ящероцид?
30-06-2008-20:35 удалить
"Хотел написать что вам я простил этот совершенно неуместный стеб...но передумал.. вы не виноваты.Ибо не знаете что делаете...Бог с Вами." Почему же? Вполне знаю. поляки самоотверженно готовы простить русских за ничем не подтвержденные прегрешения. Это вполне заслуживает того, чтоб в таком феномене хорошенько разобраться. А то вдруг вам еще что нибудь "простить" придет в голову? ;-)
Melodyjka 30-06-2008-20:37 удалить
Исходное сообщение mustela_p_f Melody, у меня получилось вот так: "сжимает в дрожащей руке репродукцию лика Христа с Туринской плащаницы. – Так страшно умер! А велел отцу простить тех, кто его убил" копирайт не ставлю :-)
Спасибо, спасибо! Я не сразу поняла, что вы имеете ввиду. Вы правы, абсолютно. Обязательно сошлюсь на вас с благодарностями. И на Койота, который на другом блоге мне тоже пару ценных замечаний оставил.
30-06-2008-20:38 удалить
"Койот, не читай этого больше, а то озвереешь :-( Прости их, если можешь. Они правда не понимают. " Как это койот может еще более озвереть??? Он- койот. ;-) Мы понимаем что поляки готовы простить нас неизвестно за что. Мы также понимаем что они делают это исключительно для себя но при этом оповещают о своем самопожертвовании через одну из крупнейших польских газет.
Melodyjka 30-06-2008-20:40 удалить
Они, между прочим, за могилами нашими ухаживают. Забесплатно.
mustela_p_f 30-06-2008-20:52 удалить
>>> Обязательно сошлюсь на вас с благодарностями. - Надеюсь не сошлётесь как на знатока польского, а то конфуз выйдет. :-)
Melodyjka 30-06-2008-20:57 удалить
Исходное сообщение mustela_p_f >>> Обязательно сошлюсь на вас с благодарностями. - Надеюсь не сошлётесь как на знатока польского, а то конфуз выйдет. :-)
Как на эксперта по военно-религиозным вопросам? :-)
mustela_p_f 30-06-2008-21:03 удалить
Кстати, Melody, я считаю что то что Вы делаете это конечно с какой-то точки зрения весьма блаародно, но толку с этого будет немного, если Вы будете писать для поляков одно, а для русских другое. Попробуйте спокойно вывесить несколько своих статей для поляков на российском форуме. Я сразу поясню свою позицию. Дело в том, что это, единственный на мой взгляд, способ как либо влиять на российско-польский диалог. Если Вы этого, конечно, хотите. Хотя там есть и люди с весьма радикальными взглядами и резкие на язык, других кому хоть как-то небезразличен этот вопрос, Вы просто не найдёте. Polska-Rosija в ЖЖ это тихое болотце, которое заросло и где уже даже почти не квакают. Здесь Вы аполучите трибуну, с многочисленной, хотя и не всегда доброжелательной аудиторией. Не учите никого жить, просто высказывайте своё мнение. Дискутируйте ,но не читайте нотации. Это моё видение проблемы. Это в чистом виде ни к чему не обязывающий совет и немного запоздалый ответ на Ваш посто о раздвоенности чувств и мыслей :-)
mustela_p_f 30-06-2008-21:12 удалить
>>> Как на эксперта по военно-религиозным вопросам? :-) -как на человека, имеющего опыт общения с пожилыми набожными дамами и немного оружием :-) По ходу дела ситуация с забежавшим в дом советским бойцом: перебегал по улице под огнём, заскочил в дом спросил "сколько вас" это нормально, мало ли кто в другой комнатек, вдруг немцы? убедился что врага нет, доснарядил магазин и побежал дальше. А испуганные селяне, хорошо предварительно запуганные пропагандай решили что их немедленно начнут убивать. Ведь не забывайте, что это сейчас Ополе или Опале, не знаю как правильно. А брали то 24 января штурмом немецкий Оппельн. Хорошо укреплённый кстати. И никто там сильно не разбирается особенно в бою немцы это, поляки или силезцы. Вот ещё и Вам такое практическое соображение по одному из эпизодов. А очередь или граната в подвал или в помещение перед тем как туда войти или просто оставить за спиной, это не зверство, а норма и необходимое условие для любого бойца любой армии.
Melodyjka 30-06-2008-21:13 удалить
Мустела, а что вы имеете ввиду под моими "статьями для поляков"? Записи в польском блоге? Знаете, я сама хотела их переводить вместе с комментариями... но не идет. Здесь не поймут того, что пишется "для там", и наоборот :-( Но спасибо за совет. Я, собственно, не столько хотела влиять на диалог, сколько представить здесь хоть какую-то альтернативную точку зрения... пусть не всегда умную и выверенную, но хоть что-то. Поживем - увидим. На форум мне, честно говоря, пока хммм брезгливо что-ли с этим вылазить. Ну какая-то там мура типа человеческого достоинства. Но я с собой ещё поборюсь :-)
Melodyjka 30-06-2008-21:20 удалить
Исходное сообщение mustela_p_f >>> Как на эксперта по военно-религиозным вопросам? :-) -как на человека, имеющего опыт общения с пожилыми набожными дамами и немного оружием :-) По ходу дела ситуация с забежавшим в дом советским бойцом: перебегал по улице под огнём, заскочил в дом спросил "сколько вас" это нормально, мало ли кто в другой комнатек, вдруг немцы? убедился что врага нет, доснарядил магазин и побежал дальше. А испуганные селяне, хорошо предварительно запуганные пропагандай решили что их немедленно начнут убивать. Ведь не забывайте, что это сейчас Ополе или Опале, не знаю как правильно. А брали то 24 января штурмом немецкий Оппельн. Хорошо укреплённый кстати. И никто там сильно не разбирается особенно в бою немцы это, поляки или силезцы. Вот ещё и Вам такое практическое соображение по одному из эпизодов. А очередь или граната в подвал или в помещение перед тем как туда войти или просто оставить за спиной, это не зверство, а норма и необходимое условие для любого бойца любой армии.
Возможно, Мустела, возможно. Может быть именно эпизодов сознательного зверства было немного (хотя наверняка было), а остальное так наложилось. Но это уж так есть. Никто ведь из наших не приезжал к тем людям, чтобы поговорить, объясниться за то, что преступлением не было? Вот они и справляются сами, как могут. Достойно справлябтся. Ухаживают за могилами. С претензиями не пристают. В чем можно их обвинить? На свое видение этих событий имеют полное право, и если мы хотим как-то немножко на это повлиять - то, вы понимаете, не таким способом, не возмущенными криками и оскорблениями.
mustela_p_f 30-06-2008-21:25 удалить
>>> десь не поймут того, что пишется "для там", и наоборот - Это Вы напрасно. Во-первых Вы принижаете интеллектуальный уровень участников форума, а во-вторых Вы забываете что на форуме сейчас пишет малая часть тех кто его читает. Тех кого не привлекают дежурные дискуссии и кто мог бы откликнуться на новый поворот. Кстати, пишите на свою ветку, а на ветку Urs'ы пойдут кросспосты на переводы, думаю, она против не будет.
mustela_p_f 30-06-2008-21:38 удалить
>>> Может быть именно эпизодов сознательного зверства было немного (хотя наверняка было), а остальное так наложилось. - Были эпизоды. Они вполне подробно описаны в отечественных военных мемуарах, только там ещё добавляют что с этим боролись причем очень сильно. Описано и большое количество диверсий и провокаций. И это тоже было. И с эти тоже боролись. Взрыв эмоций вызвала именно статья, а точнее форма подачи материала, а она довольно провокационна. По здравому размышлению и отдав дань эмоциям многие выскажуться вполне положительно об этих селянах и ксендзе, вот только не надо дополнительно провоцировать, а наоборот спокойно обратить внимание на положительные моменты, только не статьи, а поведения селян. Ещё раз повторюсь - статья очень плохая на мой взгляд. Провокационная статья. Если хотите я могу отдельно объяснить почему это так.


Комментарии (131): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Молитва за русских | Melodyjka - Дневник Melody | Лента друзей Melodyjka / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»