• Авторизация


И еще немного 23-02-2011 01:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Может быть кто-то в курсе – мне правда интересно – откуда взялось стойкое представление о советском образовании как о массово качественном?

Вот, к примеру, училась я во вполне нормальной школе крупного областного города. Первый класс запомнился, главным образом, тем, что с большим скрипом выходило читать по слогам и считать на палочках – умение читать и считать обычным образом категорически не приветствовалось. Дальше – больше. Учительница русского языка писала с ошибками (не грубыми, наговаривать не буду, но тем не менее), имела несколько альтернативное представление о членах предложения и, разумеется, бодро выговаривала «со школы» и «с Москвы». Историчка хронически путалась в хронологии (про всяческие интеллектуальные изыски типа программ политических партий лучше вовсе промолчать). Географии не было как таковой - вместо нее предлагался цикл вечеров воспоминаний о том, какие прежде носили шапочки, куда ездили в отпуска и что было приобретено на первую зарплату (неа, я не преувеличиваю). Химия - сносна, но строго ограничена текстом учебника; любая реплика, выходившая за его пределы, немедля квалифицировалась как «не умничай».

Нет, хорошее было, разумеется. Был великолепный физик, введший с шестого класса лекционную форму занятий и с этого же нежного возраста называвший учеников исключительно на «Вы» (пришедшая на один год другая физичка после него выглядела как сплошное интеллектуальное извращение). Была толковая и основательная математика. А почти перед самыми выпускными меня вообще настиг нешуточный культурный шок – с новой учительницей литературы абсолютно неожиданно выяснилось, что между уроками литературы и просто литературой может быть много общего.

С четвертого курса политехнического института (при почти круглой отличности и нежной любви к сопромату) я просто сбежала – собрать в кучку разрозненные сведения об этом самом «поли» и понять наконец-то, чему я собственно учусь, не выходило даже при стремительном приближении к диплому. Сейчас же, находясь внутри системы, я всё больше скатываюсь к унылой мысли, что проблема образования уж никак не в отходе от традиций, а в безудержной приверженности им – слишком явно «не накладывается» то, чему и как учим, тому, что происходит вокруг. Не конгруэнтные это фигуры и даже не подобные – мир вокруг ускакал бог знает куда, а мы все лелеем времен очаковских и покоренья крыма иллюзию о мифической элитарности высшего образования.

Нет-нет, я не говорю, что мир ускакал непременно «вперед», но какой смысл рассказывать об интегралах ученикам второго класса, пренебрегая увлекательным делом вырезания снежинок из цветной бумаги?
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (48): «первая «назад
Cherubina_Gabriak, я догадалась)) Во многом ты права, допустим, когда ксероксов не было, и к семинарам готовились "вручную", а еще писали курсовые от руки, это способствовало усвоению в большей степени. Но. Сейчас, когда можно статью из журнала отксерить и просто подчеркнуть нужные места, текст для курсовой отсканировать и вставить - как ты объяснишь современному ребенку, зачем писать от руки? Вывод, как мне кажется, простой - учить надо иначе. Наверное, я все же повторюсь - я нигде не сказала, что реформа хороша. Я просто не понимаю людей, упорно тянущих канат в сторону прежнего образования.

Пример же, приведенный тобой, по-моему, не очень удачен. Представь себе аудиторию в Ленинграде (!), на съемках Музыкального ринга (!!) с Аквариумом (!!!). Ты всерьез думаешь, что это среднестатистические жители СССР того времени?

Давай, я тебе пример приведу? В восьмом примерно классе около 40 минут я объясняла своей однокласснице, почему 0,2 умножить на 4 будет не 8. Сначала я оперировала образами, потом перешла к бумажке, потом - к предметам. Она не поняла, правда сказала - "хорошо, я запомню, значит, когда ноль до запятой - всегда ноль будет получаться?". Это была, к слову, не двоечница, а достаточно твердая хорошистка. И учительница математики у нас была (по сравнению с другими) хорошая. Кстати, одноклассница эта закончила пед по специальности учительница начальных классов.
К слову, мне кажется, что Repytw был очень прав, когда говорил, что во многом это вопрос социального слоя и окружения. Люди, всерьез обсуждающие проблемы образования, все же, как правило, не среднестатистический срез общества. А реформа будет касаться массового образования.
Макошь 25-02-2011-20:48 удалить
лапландка, ну как-то же студентам объясняют для чего им учить мертвые языки. например - детки, обучаясь писать от руки, а не стучать по клавишам, мы отрабатываем мелкую моторику. да как угодно объяснить, главное продолжать писать от руки.
нельзя оболванивать нацию. тем более если оболванивание происходит на добровольной основе.
блин, я уже близка, к тому, чтобы начать вопить "знание - сила!" и прочую патетику.
про музыкальный ринг. ты думаешь эти люди зазубривали вопросы с придаточными предложениями? ;)
yesmish 25-02-2011-20:49 удалить
лапландка, плюс еще, как это не просто звучит, но тогда было соблазнов и развлечений меньше, а строгости и автолитаризма во всех сферах больше. Соответственно детей просто заставляли что то прочесть с некоторыми шансами, что они это выучат. И никаких тебе интернетов и 60 каналов по телеку )
Ответ на комментарий Макошь #
Исходное сообщение Макошь
лапландка, ну как-то же студентам объясняют для чего им учить мертвые языки. например - детки, обучаясь писать от руки, а не стучать по клавишам, мы отрабатываем мелкую моторику. да как угодно объяснить, главное продолжать писать от руки.
нельзя оболванивать нацию. тем более если оболванивание происходит на добровольной основе.
блин, я уже близка, к тому, чтобы начать вопить "знание - сила!" и прочую патетику.
про музыкальный ринг. ты думаешь эти люди зазубривали вопросы с придаточными предложениями? ;)

Я бы послушала, как ты вопишь патетику)) Почему зазубривали, я совсем не об этом. Просто это была образованная публика, а не типичные представители населения образца 87-го года.

А знание - оно всегда сила. Но структура знания меняется, и такие изменения требуют изменения подходов к образованию. Ну давай еще пример, примитивный, но характерный. Приходят к нам студенты, вроде бы уж что-то, а компьютером они должны владеть если не отлично, то вполне прилично, да? А вот фиг. Навыки работы примитивнейшие, поисковиками пользоваться не умеют вообще. Чему, спрашивается, их учили в школе при нынешней-то повальной компьютеризации? Замечу, к слову, что конкурс на наш факультет в этом году был самый высокий по всем вузам области, т.е. контингент опять же не из средних.
yesmish, Сравнивать личный опыт - "слегка" бессмысленно в принципе. Школы всегда и везде зависят от учителей, преподающих в данной конкретной. А вопрос в посте - в целом о системе образования советской и о связанных с этим стереотипах.
Или Вы считаете, что не можете анализировать систему образования при которой его получали? )
Или (мне даже интересно стало) Вы считаете, что Ваш ребенок сейчас получает более качественное образование? И только потому, что общая система изменилась таким образом?
yesmish 25-02-2011-23:30 удалить
Белка_с_орешками, а вы серьезно занимались изучением систем образования? Тогда я, конечно, пас. Просто порассуждать я могу, но любые рассуждения основаны на опыте, в основном личном, остальное - домыслы, если изучением не занимались специально. И домысливая систему мы все равно перекладываем именно личный опыт, плюс то, что видели у друзей или родных (часть личного опыта), плюс пропаганду, которую нам давали и дают в СМИ. И повторюсь, я серьезно систему образования не изучал, но и в СССР я знал ее немного изнутри (папа педагог) и сейчас немного в теме (жена педагог). Разумеется и их рассказы накладывают впечатления на мой опыт. И в целом мне нынешнее образование в школах Белгорода (в основной массе) не нравится. Но сам этот факт не делает мое впечатление от школьного образования в СССР более радужным.
И да, пока то, что я вижу именно так. Сейчас моя дочь (3 класс) получает намного лучшее образование нежели я в ее годы. Считаю, что нам со школой повезло, но мы к этому стремились. Что будет дальше - покажет жизнь.

yesmish, О. Я всё поняла, спасибо, достаточно.)))
Белка_с_орешками, извини, но твой тон мне непонятен. Ты сама задала вопрос, тебе на него ответили. Мне кажется, что в таком случае на "спасибо" свой ответ вполне можно было закончить.
лапландка, Ну, раз ты считаешь, что я недостаточно корректно выразилась, я разовью свою мысль.
Знаешь... у меня всё больше ощущение паноптикума. Извини.
Я задавала вопрос несколько глубже, чем мне на него ответили.
И мнение о системе образования от человека, который всю систему образования оценивает по тому, насколько удачную школу он выбрал для конкретно своей дочери - мне не интересно. Поэтому я ответила так, как ответила, спорить - бесполезно, как и просто обмениваться мнениями. Человек живет в своей ракушке.
Белка_с_орешками, да что ж такое, день с утра не задался... Еще раз прошу тебя, обойдись без оценок и обобщений. Человек "живущий в своей ракушке" тебе дважды задал вопрос - разве ты не обобщаешь собственный опыт и наблюдения, делая выводы? Если бы ты ответила: нет, я педагог-теоретик и уже 20 лет занимаюсь проблемой реформирования - это одно. Если это не так, то почему ты решила, что твои обобщения и выводы правильны, а чужие - нет?

Вообще, знаешь, человек постоянно твердящий "мне всё понятно" или "мы уже проиграли, когда позволили рассуждать...", у меня вызывает искреннее недоумение. Как давно возможность рассуждать стала считаться проигрышем, я не в курсе. Видимо, в моем паноптикуме чего-то вовремя не объяснили.
Макошь 26-02-2011-11:06 удалить
лапландка, про музыкальный ринг: скорее всего ты права, но я еще помню времена (кхе-кхе, старая калоша), когда люди так говорили и это не было дикостью. и любой дядя Ваня мог связать пару предложений. сейчас изменился язык, темп и ритм жизни, но даже если никто никуда не спешит, так просто не будут говорить просто потому, что не умеют.

и вот еще что. я поняла, что если мы будем сыпать личными примерами, разговора не получится. не вижу, что мешает поговорить о системе, а не о частных случаях.

специально для тебя немножко банальностей и патетики: был такой журнал "Семья и школа" :) так вот, семья это важный, но далеко не определяющий фактор в развитии. часто бывает и вопреки семье и под давлением общества формируется личность. а общество у детей представлено школой, чаще всего. ну в общем, я думаю, что реформа нужна, но реформа по реанимимации советской системы преподавания.
все. пафосный лимит на сегодня я исчерпала :))
Макошь, вчера по Культуре была передача, не сказала бы, что сильно интересная, но про чистоту языка. Среди прочих там возникла тема учебников русского языка, а точнее несоответствия языка учебника языку реальному. Примеры, иллюстрирующие правила, в учебниках из классики, а, дескать, от современных детей этот язык настолько далек, что не увязываются с их языковым опытом такие примеры и в голове не оседают - как-то так. Дискуссия о том, надо ли менять учебники, зашла, как водится, в туман))

Если про систему, то как-то печально всё - с тех пор, как профессия учителя перестала быть престижной и уважаемой, достаточно сложно требовать от системы, чтоб она воспроизводила качественную образовательную услугу. Ну и ты права, конечно, ритм жизни стал совсем другим. Помнишь, в Месте встречи изменить нельзя Варя говорит что-то вроде: "в медицинский не приняли, пошла в педагогический"? то есть, вроде как, разница между врачом и учителем не сильно большая была. А теперь? Я же в педвузе работаю, наверное, представляешь себе, каковы настроения выпускников, и какой процент из них хотя бы гипотетически собирается в школу. И вариантов трудоустройства становится с каждым годом всё больше.

Влияние семьи я не абсолютизирую, конечно, просто какая бы то ни было система ценностей сейчас настолько потеряна, что трудно требовать от школы полноценного воспитания. Были бы хоть предметники хорошие. А что касается советской системы преподавания, мне кажется, она была построена, в первую очередь, на вопроизведении. В этом-то и проблема - не может сейчас сработать воспроизводящее обучение. А научить мыслить, захватывая слишком широкий круг материала... не знаю, сомневаюсь. Боюсь, погоня за количеством вряд ли в этом случае качеством обернется.

PS. В пафосе ты была прекрасна))
Membik, спасибо! с праздником и радостной весны))
З1_июня 10-03-2011-03:23 удалить
лапландка, С днём рождения! Здоровья побольше, радости, хорошего настроения! Извини что с опозданием:)
З1_июня, спасибо большое)) хорошей весны!


Комментарии (48): «первая «назад вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник И еще немного | лапландка - по_мотивам | Лента друзей лапландка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: «позже раньше»