• Авторизация


Обсуждение "Молодой Браун" (Натаниэль Готорн) 01-03-2008 01:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Когда я прочитала этот рассказ в первый раз, он показался мне банальным утверждением, что в каждом из нас, даже в самых религиозных людях, живет что-то очень злое. Утверждением, что частичка дьявола есть в каждом из нас. Тогда я не обратила особого внимания на такие «мелочи» как смысл пуританизма, на имя жены молодого Брауна, и рассказ показался всего лишь мрачным и пессимистичным заявлением, что все мы развращены донельзя.

Много позже я решила его перечитать и была поражена, насколько изменился смысл рассказ после второго прочтения. После первого прочтения рассказ показался мне частью философии пуританизма, после второго — его ярой критикой.

Мы видим, как одна ночь превращает любящего мужа в запуганного и замкнутого отшельника. Всего лишь одна ночь проведенная в лесу с самим дьяволом, и Браун теряет самое важное, что у него было: веру в тех, кого он любил. Дьявол читает ему проповеди о нечестивых священниках и старостах, убеждает его в том, что любой человек от рождения грешен. Символичное путешествие Брауна через лес пуританской философии приводит к рождению совершенно новой личности, потерявшей какую-либо уверенность и доверие к людям. Только этого ли хотели пуритане? Ну конечно же они хотят, чтобы у человека появился стимул стать лучше. А чего они этим добиваются? Человек теряет веру во всех и всё, лишается земли под ногами, не знает, чему и кому можно верить. И в конце концов, умирает одиноким и несчастным...

Вот и получается, что пуританизм, собравший вокруг себя столько сторонников и обещающий спасение всем «грешным душам», оказался ловушкой и просто дорогой в никуда...

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2): «первая «назад вперёд»
Помудрушка, сказали далеко не все:) Например, никто не упомянул красную ленту в волосах Веры. О символике рассказа вообще никто ни слова не сказал. О том же самом посохе или Салеме
За выбор рассказа спасибо! Люблю готику, хотя американская и несколько тяжеловесна. Что касается смысла, поняла я его так.. Рассказ в целом о религиозном фанатизме (именно фанатиком становится Браун). Причем не только к пуританам применимы его идеи. Если вы не встречали озлобленных на весь свет православных, вам повезло. Просто многие христиане забывают главную заповедь Христа: «Возлюби ближнего». Меня искренне поражают люди, регулярно посещающие церковь, соблюдающие все обряды, даже занимающиеся благотворительностью.. и не любящие людей!! Ответ в рассказе дан: такие люди, как Браун, не устояли перед дьяволом. Они отреклись от своей Веры, полной любви и радости (розовые ленточки – символ именно какой-то радости, света). Они решили, что весь мир – это сборище ужасных грешников (хотя на мой взгляд, это был просто дьявольский морок, видение, искушение). Они забыли, что быть христианином – значит любить и прощать. Эти не прощают. Эти презирают и судят. Их трагедия в том, что считая себя единственными истинными христианами среди мира страшных грешников, они давно уже служат дьяволу
Impeccable_Imp, Бука_Грозная, нда, рассказ получился очень спорным... Предположим, что шабаш - это не плод воображения Брауна, допустим, что он был на самом деле. Но Браун ведь пошел туда. Да, он сомневался, но до места все-таки дошел. И за всю дорогу ему ни разу не пришло в голову, что встреченные им знакомые - наваждение дьявола, хотя я так понимаю, что он знал с кем и куда идет. Молодой человек слишком быстро согласился с тем, что ВСЕ его знакомые отступники. Он ни разу не попытался как-то оправдать их, объяснить увиденное... и после всего случившегося он все еще считает себя праведником. Подозрительная какая-то история. V-M P.S. Бука_Грозная, про посох это уж слишком!.. Фрейд был бы в восторге. Эх, лучше бы они католиками были. Инквизиция тоже в свое время «погорячилась», но хоть не такие нервные. Брауну ведь одной ночи в лесу хватило для развития социофобии…
Ну мне показалось ,что здесь фамилия Браун - не случайна. Как бы любой... И лес. Образ такой частый в литературе. Вспомните хотя бы русские сказки - так герои тоже все через лес ходят. Лес - испытание... Опять же - старый и молодой - инициация? Добро и зло - все это важно. что такое пуританизм в общих чертах тоже понятно.. И все-таки - человек станет взрослым, когда пройдет испытание (искушение). А вот прошел его Браун?
Глория_Мунди, не за что:) Я все таки склонна симпатизировать именно Брауна. Жалко мне его что ли... То, что он превратился в Фому неверующего, была не его вина, а вина религии. Если бы он стал фанатиком, у него хотя бы цель в жизни была:)) Он бы хоть по деревням и городам ездил и людей в новую веру обращал. А ему, как абсолютно отчаявшемуся человеку, не осталось даже этого. Переборщили они с промыванием мозгов и с проповедями. Не думаю, что это пример фанатизма. Это скорее обыкновенное отчаяние
Глория_Мунди, потом вот еще насчет розовых ленточек у меня тоже другое мнение. Мне почему-то кажется, что это обыкновенное равновесие зла и добра в человеке, в данном случае в жене Брауна. Красный цвет крови и белый цвет невинности. А если их смешать, то будет розовый. Что-то вроде инь-ян
Veritas_Malfoy, если честно, я не думаю, что он был праведником. Мне вообще кажется, что эта ночь в лесу была инициацией, посвящением в сокровенные тайны религии. Мне очень хочется приравнять дьявола к проповеднику. Трудно сказать, почему он не пытался оправдать своих близких. Скорее всего он просто поверил своим глазам. А даже если и не до конца поверил, дьяволу удалось посадить в его душе какие-то зерна сомнения. А они, как ты наверняка знаешь, могут очень быстро прорастать и мучить человека на протяжении долго времени....
жена_художника, да, действительно фамилия очень частая и потому скорее всего неспроста:) В американской литературе лес обозначает чаще всего пустыню, дикую неизвестную местность, wilderness. Это конечно что-то злое, темное и отчасти, да, испытание. Но гораздо ближе поход в лес к познанию неизвестного.
Res_Nullius 01-03-2008-19:44 удалить
Я слышал, что раньше монахи практиковали такую штуку: монах шел в какое-то особенное ущелья и оставался там на ночь, молиться. И в этую самую ночь его должны были посетить самые страшные его демоны, которых ему предстояло побороть. Этакий ритуал испытания и очищения. Что-то похожее присутствует во многих народных сказках. Вот и Браун не смог справиться со своим демоном. Дьявол знает куда бить, и бьет всегда по больному. Поэтому надо всегда оставаться с верой и никуда от нее не отходить, иначе - смерть.
Res_Nullius, слушай, а правда это похоже... Вот уж не знаю, был ли у пуритан такой обряд, но этот поход в лес был явно испытанием на прочность его веры. Вообще-то, я думала, что Браун как раз жертва религии, а получается, что он скорее отброс религии, отступившийся.
Res_Nullius 01-03-2008-19:53 удалить
Поход в лес - уже результат успешного искушения. В Библии говорится, что в сердце, оставленное Богом тут же поселяется дьявол. Так что эта история в каком-то роде история падения.
Исходное сообщение Бука_Грозная В американской литературе лес обозначает чаще всего пустыню, дикую неизвестную местность, wilderness. Это конечно что-то злое, темное и отчасти, да, испытание. Но гораздо ближе поход в лес к познанию неизвестного.
Может и обозначает, но действие происходит в Новой Англии, а это чуть не самый лесистый штат Америки (Мэн)
Britbrook, пусть даже и так. Но идти в лес ночью, уже ненормально, независимо от того, окружает ли он поселок или находится от него в 20 км. Лес он и есть лес.
Бука_Грозная, если ты считаешь, что Браун отчаялся, значит, ты исходишь из того, что дьвол сказал ему ПРАВДУ? А мне кажется, что всё это было ЛОЖЬЮ. И Брауну не хватило именно любви и веры, чтобы эту ложь отмести. Место действия-то - Салем, где была знаменитая "охота на ведьм". А Браун в конце рассказа именно такой "охотник на ведьм" - видящий вокруг себя только колдунов и ведьм. Охотники на ведьм уже не христиане - вот так я понимаю основную мысль.
Глория_Мунди, ну если так, то мы с Брауном очень похожи. Я не верующая да и пессимистка по натуре А разве же дьявол ему соврал? В чем заключалась ложь? Все, что сделал дьявол, это показал Брауну, что и у праведных есть темные стороны. Возможно потому, что Браун не дошел до этого своими мозгами, разочарование было настолько сильным. Да возможно ему не хватило любви и веры, чтобы простить своим близким и учителям их грехи. И именно поэтому он предпочел отказаться от общества. Но мне кажется, что такое изображение духовной жизни Брауна - утрированное изображение того, что происходило в душе каждого пуританина (это правильное слово - пуританин?). Возможно и не в таком масштабе, но пуританство убивало их веру в хорошее, их веру в людей.
Бука_Грозная, я тоже не верующая и именно поэтому мне противны любые проявления фанатизма. А Браун стал именно фанатиком. Дай ему возможность истребить этих людей - он их истребит, потому что они колдуны и ведьмы. В чем ложь дьявола? Он показал не просто грешки хороших людей, он показал, что все вокруг - сознательные (!) сатанисты. И даже сама христианская Вера принадлежит ему. Мне легче поверить, что бардак именно в голове у самого Брауна, чем в то, что все вокруг него сатанисты. Да и вряд ли Готорну нравилась "охота на ведьм".
-_Calipso_- 01-03-2008-20:58 удалить
Когда он думал, что вокруг много праведников – он сам был праведником и ему легко было праведником быть. А вот узнал, что все вокруг страшные грешники и что??? Что лично в нем изменилось?? Вера в бога? Он решил, что незачем ему праведником быть?? Куда же делась она его вера, которая его только и держала. Исчезла в одночасье, когда он узнал, что грешных гораздо больше, чем он думал?? Это навязчивая мысль долго крутилась у меня в голове, после прочтения рассказа. Ну и пусть все вокруг грешники – он бы мог быть «островком» истинной веры в этом болоте.. Даже если вокруг зло – это не значит, что добра не существует. Лапки сложил. И ещё поразили слова Веры в самом начале «И дай бог, чтобы, вернувшись, ты все застал таким, как оставил». Создается впечатление, что она в курсе дела была куда и зачем он шёл.. Отсюда хочеться сделать вывод, что всё-таки – это всё не было сном..
Res_Nullius 01-03-2008-21:03 удалить
«- Бросьте болтать чепуху, Шнир. Что с вами? - Католики действуют мне на нервы, - сказал я, - они нечестно играют. - А протестанты? - спросил он смеясь. - Способны уморить, вечно они бередят собственную совесть. - А атеисты? - Он все еще смеялся. - Нагоняют скуку, они все время толкуют о боге. Генрих Белль - "Глазами клоуна" На самом деле, атеисты гораздо чаще страдают от фанатизма, чем верующие. И практика показывает, что наиболее фанатичные, среди верующих, люди - те, кто при мирской жизни много грешил. Причем, наиболее яростны такие фанатики именно ко своим старым грехам. Так что все-таки Браун - заблудшая овца, которая разочаровалась в самых дорогих людях. Представьте, что вас предают близкие вам люди, причем у вас на глазах. Думаю, это окажется сильным ударом. Страшно представить, что испытал Браун.
darklefter 01-03-2008-21:42 удалить
Решила все-таки изложить свое видение этого рассказа. Весь рассказ - несомненно критика пуританства, причем представителей его радикального ответвления - индепендентов. Я не понимаю - почему рассказ отнесли к готике? Действие происходит в Америке периода первых колонистов, основную часть которых представляли именно пуритане, мечтавшие воплотить там в жизнь свою веру. Одним из крайних проявлений пуританизма было убеждение о греховности т.н. плотских утех, т.е. брак и близость между супругами необходима только для продолжения рода, а после появления первых признаков беременности у супруги - период воздержания от близости. Молодой Браун 3 месяца счастливо женат, но, наступает период, когда от близости с женой нужно отказаться. Вот тут и начинается конфликт между физическими и духовными потребностями. Ведь радость, наслаждение, удовольствие - это грех, но молодой организм требует своего. Тут следует обратиться к символам рассказа. На мой взгляд, лес - это символ сознания и подсознания самого Брауна. По тропинке, символизирующей путь к Истине, он идет вперед в окружении высоких деревьев (символов догм той веры, в которой он был воспитан), то есть размышляет о дилемме, вставшей перед ним - либо продолжать жить с женой в радости и стать грешником, либо вести мрачный, как и окружающий его лес, но праведный с точки зрения пуританизма, образ жизни. Встреча с мужчиной с посохом в виде змеи (змей - искуситель) также весьма символична и с трактовкой темы посоха, как у Бука_Грозная, я полностью согласна. В такой трактовке и лес, названный языческим, говорит о борьбе, происходящей в душе Брауна. Ведь язычники верили в гармонию человека с природой, гармонию души и тела. И боги язычников были преимущественно добрыми, взывающими к радостям, веселью, жизненным утехам. В результате путешествия Браун видит огонь и горящие деревья (пуританские догмы), то есть автор говорит нам о том, что у молодого человека происходит переоценка ценностей. Он приходит к выводу о двуличии и лживости окружающих его людей, которые, проповедуя высокую мораль и чуть ли не аскетизм, сами живут "во грехе". В конце рассказа мы видим мрачного и отрешенного от жизни человека, который не смог отказаться от разрушившей его счастье и жизнь слепой веры.
Глория_Мунди, нет, Браун не фанатик. Он бы не стал кидаться на людей и жечь на кострах ведьм. У меня сложилось совсем другое впечатление о нем. Он просто очень впечатлительный, он постоянно сомневается во всем, он слабый тип человека. Возможно он не выдержал искушения дьявола и потерял веру, но он слишком слаб для того, чтобы начать фанатично преследовать... Да кстати, кого он преследовать-то будет??? Он же знает, что он из того же теста! Он такой грешник, как и все остальные. Уже только поэтому он не фанатик
Vishenka-iva, просто он видимо был более слабым и впечатлительным человеком, чем все остальные. Он просто был слаб, чтобы верить в эфемерное счастье и добродетель. Перед глазами нету примера. И это конец. А ты пробовала себя на его место поставить? Что если тебя все предадут? Представь, что твои родители всю жизнь врали тебе, что ты их дочь. Как ты отнесешься к этому? Или что-то очень банальное: представь, что твой любимый тебе изменяет. Через какое время ты снова поверишь мужчине? Мне кажется, ты очень недооцениваешь проблему потери веры в человека.
Исходное сообщение Res_Nullius И практика показывает, что наиболее фанатичные, среди верующих, люди - те, кто при мирской жизни много грешил. Причем, наиболее яростны такие фанатики именно ко своим старым грехам. Так что все-таки Браун - заблудшая овца, которая разочаровалась в самых дорогих людях. Представьте, что вас предают близкие вам люди, причем у вас на глазах. Думаю, это окажется сильным ударом. Страшно представить, что испытал Браун.
Очень странные данные. Мне всегда казалось, что те люди, которые прошли сами через этот грех, будут гораздо терпимее относиться к другим людям с тем же грехом просто потому, что знают, как легко поддаться соблазну.
darklefter, я очень рада, что ты высказалась! Я даже не обратила внимание на эти 3 месяца и на потребности Брауна. Мне бы это даже в голову не пришло! Супер просто:)) Та теория про посох была скорее шуточной, но ты так ловко умудрилась вписать ее в целый концепт! Респект:) Ну вот хоть кто-то и умудрился объяснить этот "языческий лес". Только мне кажется концовка твоей теории немного не логична. Браун приходит к выводу, что религия двулична, но тем не менее, он предпочитает эту слепую веру? Почему?
Бука_Грозная, на людей он не стал кидаться, видимо, потому, что уж очень много вокруг него сатанистов.. как ему кажется. А союзников нет. Но в 17-ом веке не такие ли пуританские Брауны в том же самом Салеме вешали людей за "сатанизм"? По-моему, аналогия очевидная. Как иначе можно объяснить место действия рассказа?
Глория_Мунди, вот тут я совершенно не согласна. Он не кидался на людей потому, что понял, что он точно такой же грешник, как и все остальные! Он не был пуританином в истинном смысле этого слова, он не стал читать проповеди о греховности остальных потому, что он был таким же порочным, как и все. Что значит, у него нет союзников? А как же все их проповедники и священники? С такой-то поддержкой истинный фанатик и охотник за ведьмами моментально бы чистку начал. Да я думаю, что они и без Брауна там ведьм вовсю жгли. Другое дело, что Браун не считал себя вправе судить других потому, что он был таким же, как все.
darklefter 02-03-2008-01:12 удалить
Бука_Грозная, в обсуждении уже упоминалось, что Браун - слабый человек. Если бы он был сильной личностью, то встал бы на путь борьбы с общиной, в которой жил. И одна попытка даже была - когда он оттаскивал девочку от тетушки Клойз. В рассказе есть еще фраза, что Браун утратил веру если не в Бога, то в людей, то есть во ВСЕХ людей - и в результате перед нами мрачный одиночка.
Res_Nullius 02-03-2008-02:41 удалить
Бука_Грозная, ну к примеру, знавал дядечку, который в прошлом был в нашем городе чуть ли не самый крутой меломан. Но однажды в его сердце, как это принято говорить, постучал Христос и он пошел и всю свою коллекцию просто выкинул. А коллекция, говорят, неплохая была. Так вот я его видел уже яростным ненавистником "мирской" музыки, доходя до абсурда. Можно еще подумать над примерами. Хотя, может у разных людей по разному.
amlugos 02-03-2008-07:31 удалить
У литературных критиков есть такое обидное выражение - "материал оказался сильнее автора". Готорн, разумеется, достаточно мастеровит и по праву считается классиком американской литературы - и тем не менее... Несколько человек выше выразили некоторое недоумение концовкой рассказа; может быть, по той же причине, по которой мне интереснее думать не о том, что сказал автор, а о том, о чем он не захотел или не сумел сказать. В оригинале рассказ называется "Young Goodman Brown". "Goodman" - это "достойный муж", обращение к мужчине, эквивалент "сударя" или "господина", но подчеркивающий не внушаемое уважение или благородное происхождение (как в Европе), а нравственные качества. Достойный муж Браун инициацию не проходит. Немаловажной деталью, по-моему, является то, что лицо его жены - его Веры - покрыто вуалью, когда ее ведут к лесному алтарю: в этом диком месте для Брауна она по-прежнему невеста, незнакомка; и сама его Вера видит мир сквозь завесу. Когда же наступает критический момент, Браун отворачивается от того, на что он должен смотреть, и приказывает своей жене (и своей Вере) сделать то же самое. Концовка закономерна: Браун, приблизившийся вплотную к ужасной тайне, но не нашедший в себе мужества ее узнать, становится междумирком ("Земля мне чужда, небеса недоступны...") и доживает свой век в совершенной пустоте. А ведь мифы и сказки столько раз предупреждают, что сворачивать с выбранного пути ночью в лесу чревато: назначил встречу с дьяволом - будь добр играть по правилам! Однако есть ощущение, что, прими достойный муж предложенное, Готорну не о чем было бы писать. Насколько можно судить по его биографии (а еще больше - по сведениям о современном ему обществе), у автора и у его читателей-современников отсутствовал необходимый опыт. Борьба Готорна с пуританским наследием, как любая борьба, доказывает несвободу. А человек, не свободный от удушающей личность культуры, еще не может увидеть, для чего его друзья и знакомые собираются в лесу: все, что предстанет его взору - мерзости и испытания Веры. Которую он еще по-настоящему не познал. Сорри за много букв.
amlugos 02-03-2008-08:15 удалить
Бука_Грозная, розовый цвет в западной традиции означает женственность: белый (невинность) и красный (кровь - тело). Можно интерпретировать это как противовес пуританству (одной из экстремальных форм патриархальной христианской религии).
amlugos, спасибо большое, меня давно интересовал этот вопрос (о цветах)


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Обсуждение "Молодой Браун" (Натаниэль Готорн) | Литературное_Кафе - Amor librorum nos unit - Нас объединяет любовь к книгам | Лента друзей Литературное_Кафе / Полная версия Добавить в друзья Страницы: «позже раньше»