Итак, сформулирую ещё раз, но иначе: главный недостаток традиционной гносеологии заключается в сведении познания к функции ума или когнитивно-перецептивного аппарата человека, а самого человека к познающему субъекту. Можно ли иначе? Рискну предположить, что можно.
Познание есть функция познающего человека. Кто познаёт? Человек. Не ум, не восприятие, а человек. Познание - это экзистенциальный акт, совершаемый человеком, вовлечённым в познаваемое всем своим существом. Следовательно, познание требует не столько развития т.н. познавательных способностей, сколько личностного развития, преображения. Приведу пример. На занятиях по психологии личности рассматриваем какую-либо теорию личности, любую, допустим теорию Фрейда. Студенты прослушивают лекцию, просматривают книги и... непонимают. Обычно считается, что непонимание проистекает от того, что (а) плохо объесняет преподаватель, (б) студент не достаточно старательно и заинтересованно прочитывает материал и т.д. и т.п. Что нужно всё-таки чтобы понять. Вовлечённость в понимательный процесс, который требует не только ум напрягать, а включать весь личностный опыт, переносить на себя прочитанное и себя в прочитанное, соотносить всё это с пониманием других. И в результате случается личностная трансформация. Чтобы понимать нужно меняться. В частности в связи с этим, у меня давно вызревает ещё одно предположение - учёба должна включать в себя как необходимый момент психотерапию, но не медицинскую, а психотерапию как личностный рост, направленную на осознание своих целей, интересов, проблем, своих особенностей и в конце концов своей раны. Только в соотнесении с чем-то очень важным в себе возможно понимание и настоящее обучение.
Таким образом, последовательность обучения-понимания может быть представлена так: разгон-вовлечение человека - ориентация его на самое важное в себе - проживание и обдумывание этого самого важного - практически неизбежный тупик (если человек в тупик не попадает, то самое-важное-в-себе не найдено) - нанизывание на опыт тупиковости опыта другого (через книги и общение) - и снова повтор всего этого. Причём всё это должно протекать в общении с другими, которые в свою очередь вовлечены в аналогичный процесс самопонимания. Всё это можно, с известной долей условности изобразить схематично в виде "метёлок", придуманных совместно с Simulacr'ом.Но об этой схеме я скажу позже подробно и приведу саму схему.
Продолжу. Выражаясь языком Хайдеггера - познание следует понимать как модус бытия-в-мире или как особый способ проживания мира человеком. Тупость заключается не в отсутствии ума или его недостатке, а в невосприимчивости, и нежелании воспринимать и изменяться, волекаться в многочисленные отношения с миром, с другими, с самим собой.
...Тупость заключается не в отсутствии ума или его недостатке, а в невосприимчивости, и нежелании воспринимать и изменяться, волекаться в многочисленные отношения с миром, с другими, с самим собой.Что-то мне подсказывает, что это определение тупости вылилось следствием того, что кто-то не пожелал воспринимать/изменяться/вовлекаться в соответствии с вашим планом
Исходное сообщение ShootNiQ В посте описано ваше видение познавательного процесса. Без допущения какого-либо другого способа.Да, без допущения. Я не вижу других способов.
Исходное сообщение ShootNiQ Совместное самоосуществление может нести различную долю эффективности. Если самоосуществление оказалось не столь эффективно, как вы ожидали - это еще не повод говорить о тупости. Это повод говорить о перспективности.Я говорю не о доли эффективности, а о принципиальном отказе от вовлечённости. Такой отказ есть признак тупости.
Исходное сообщение Преподаватель_Зайцев в Сократе до фига таких субчиков.Как пить дать, про меня
Исходное сообщение Преподаватель_Зайцев ShootNiQ, словом "принципиальный" я назвал такой отказ, который не на основе принципа делается, а то, что этот отказ носит кардинальный характер. Примеров много, хотя бы в вашей группе, в Сократе до фига таких субчиков. Оглянись вокруг------------------- Вокруг дофига таких субчиков, которые самоосуществляются способом, отличным от моего. И только на основании этих различий о кардинальном отказе говорить нельзя. Можно говорить лишь о степени эффективности и общей перспективе данного способа.
Исходное сообщение Преподаватель_Зайцев Я заимствую этот образ, что бы пояснить, что философствование не может осуществляться, если человек не чувствует или не имеет нозящей его "раны", не дающей ему покоя и постоянно напоминающей ему о его несчастности.
Исходное сообщение Преподаватель_Зайцев amlugos, не огласен. Переход какого-либо количества знаний в некое качество само по себе, на мой взгляд, конечно возможно, но это останется просто интересным теоретизированием и не более, которое не ведёт к настоящему пониманию. Это ведёт скорее к интеллигентскому отношению к знанию, или постмодернистскому.Я не пойму, почему для получения результата необходим обязательно какой-то травматический, ранящий опыт, через негативные переживания, через боль. ведь положительные эмоции дают встряску не менее сильную. Можно познавать через радость, через любовь, через жгучий, перехлестывающий все остальное, интерес. Твои методы работы очень похожи на методы работы моих бывших тренеров-инструкторов - занозить, взять "на слабо". Именно из этих практик и выводишь свой метод познания. Да, со многими это работает. Но не со всеми. Меня не нозит. Вернее, нозит - но реакция совсем другая, не та, которую ты ожидаешь.