• Авторизация


Снова есть, что сказать... 29-05-2008 21:44 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сегодня Марина вернула мне книгу, которую уже давно брала почитать, которая называется "Два" Александра Гениса. Пока ехал домой стал читать "Беседы о новой словесности" из этого сборника. И что же я вновь прочёл?

"До тех пор пока Россия жила вымышленной жизнью, писатель занимал в ней чересчур почётное место, - сидя одесную или ошую вождя, он подталкивал его вправо или влево. И реальность послушно колебалась вслед, повенуясь капризам художественного вымысла. В стране, где соченялось всё - от географии до цен на масло, - поэзия не могла ценится ниже правды".

В таком духе Генис характеризует, то состояние, в котором пребывала до 91-го наша литература и соответственно наши умы. И дальше...

"Искуственная жизнь взаимодействует с естественной - происходит наложение одной искажённой реальности на другую".

Такой диагноз ставится нашей литературе и нам. А причина этого Генису видится в следующем:

"К кризису такую литературоцентричную модель привели даже не политические, а экономические перемены. Стоит ввести в эту придуманную жизнь элементы реальности, скажем, реальные цены, как привычная картина мира непоправимо исказится: станет с головы на ноги. исчезнет цельность и гармоничность, обеспеченная властью вымысла. мир, утратив целесообразность и иерархичность, вернётся к первозданной сложности".

Примерно с этого места текст мне всё больше переставал нравится. Я вспомнил, что мой друг Лёня Нестеров не любит Гениса и вообще писателей подобного рода. Я также вспомнил Лёнину фразу из давнего нашего разговора. Он как-то сказал, что после прочтения "Властелина колец" Толкиена ему было плохо какое-то время в реальности, о которой, по всей видимости, пишет Генис, в силу того, что она (реальность) абсурдная и пошлая. Я вдруг осознал, что согласен с Лёней.

Это ведь хорошо, что люди жили в литературоцентричном мире. Ведь они верили в лучшее и мечтали о совершенстве, их поступки имели метафизическое измерение. Другое дело, что советский интеллигентский литературоцентризм был по всей видимости суррогатным заместителем здорового логоцентризма, который был присущь религиозному мировосприятию прошлых поколений русских (да и не только русских) людей. Это здоровый логоцентризм замешан на вере в смысл происходящего, а потому гораздо интереснее, чем жизнь на выживание. Дело в том, что жизнь на выживание неинтересна своей очевидной простотой и заданностью. Всё известно наперёд: сколько ни старайся - кранты!

Во что превратились литература, искусство, а с ними и наше мировосприятие сейчас, после победы рыночного реализма? В цинизм, стёб или экстримизм (экстримализм)в равной степени лишённые смыслового измерения. Зачем такой реализм? То, что жрать и выживать надо - это без всякого осознания понятно. Это необходимость, но необходимость бессмысленная. Над бессмысленным можно смеяться, можно им возмущаться... Ну, пожалуй и всё... А что ещё можно делать с "голой" реальностью вещей, природных законов, борьбы за существование? А, ещё можно его использовать для поглащения ради поддержания жизни и удобства времяпрепровождения. Вот она деградация человеческого. почему деградация? А потому, что жизнь сводится к своим элементарным формам... и становится не интересной.

Другой вариант искусства и жизни я нашёл у Луи Бунюэля. Он в автобиографии сформулировал такую идею: якобы воображение - это единственное, что имеет человек (художник) и это и есть самое ценное в человеческой жизни. Казалось бы верная мысль, но... Такое воображение, воображение отдельной личности, так сказать, субъективный образ частного человека обречён на поражение в борьбе с объективной "реальностью" цен и жизни на выживание. Сколько не фантазируй - кранты! Интересно, что наша диссиденщина в лице того же Гениса, Давлатова, или птицы покрупнее - Бродского, стремились именно к такой жизни. И что? В лучшем случае - точное жёсткое обличение бессмысленности, без всякой надежды, как у Бродского. А так... стёбно-издевательская правда жизни от Губермана или забавные, не лишённые внимательности, рассказы Гениса и Вайля. Как выразился С. Франк, правда по другому поводу, "призрачные маленькие мирки внутренней душевной жизни человека".
Душно и бессмысленно в них, хотя забавно и переживательно. Но не с тем боролись господа! Победив литературоцентризм советской реальности увели в сторону, я бы даже сказал, в дебри.

Так с чем же я согласен, когда говорю, что согласен с мнением Лёни Нестерова? (С которым часто спорил). А согласен я с тем, искусство как и повседневное воображение человека должны "эмансипироваться" от реальности, и при этом не замкнуться в частном воображении, наполненном грёзами и фантазиями "призрачных маленьких мирков", а стремится к Бытию, к тому, что не видно "не вооружённым взглядом". Если и есть смысл искусства, то это воображение к Бытию. Вооружение восприятия человека оптикой, позволяющей узреть сверхчувственное и совершенное. Иначе абсурд...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (65): вперёд» последняя»
amlugos 30-05-2008-06:21 удалить
Ага. Гениса и Ко может извинить (ну или объяснить) то, что в предыдущей - советской - жизни они пытались бороться за "монастырь собственного духа" и с этой борьбой внутри явились на Запад, который волей-неволей сильно идеализировали. И вляпались в постмодернизм по самое не могу...

Это очень хорошо видно на примере Бродского: в стихах труднее врать, в т.ч. себе. Оттого в его более ранней поэзии все же есть и вера, и поиски смысла, а в поздней - только мастеровитая игра слов.

Сейчас на Западе у постмодернизма заканчивается стадия эпигонства и массовости. Думается, лет через 30-50 он полностью перейдет в историю...
Ника1313 30-05-2008-13:30 удалить
Исходное сообщение amlugos
в его более ранней поэзии все же есть и вера, и поиски смысла, а в поздней - только мастеровитая игра слов.

Вот это здорово - про игру слов, потому что читая всех этих диссидентов-эмигрантов, меня не покидает чувство, что пишут они не столь для того, чтобы ЧТО-ТО сказать, сколько для того, чтобы повыпендриваться перед читающей общественностью - вот КАК я умею говорить. А мне от этого становится скучно и неинтересно...
word-man 30-05-2008-18:12 удалить
А если так - исскуство - это воспроизводство миров Истинного Желания, то есть миров личной Подлинности.
amlugos 31-05-2008-12:14 удалить
Ника1313, это да. Правда, такой литературный нарциссизм не только у эмигрантов случается (взять того же Сорокина), да и в эмиграции есть толковые писатели...
amlugos 31-05-2008-12:17 удалить
word-man, воспроизводство или выражение? Или несущественно?
word-man 31-05-2008-14:14 удалить
Исходное сообщение amlugos
word-man, воспроизводство или выражение? Или несущественно?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует решить, что такое воображение. Это субъективные грёзы или нечто, имеющее корни во внешнем.
А_Гусев 01-06-2008-14:33 удалить
Потрясает полнейшая глухота философа Волкова к СЛОВУ. Я не имею в виду его орфографию (Бог простит) и нарочито мудрёную, тяжеловесную, мешающую читать манеру выражаться ( у Гениса и Вайля бы ему поучиться русской словесности, чистоте и яркости слова - в их литературоведческих эссе)- я имею в виду другое...
Как можно позволить себе, ничего не понимая в поэзии, говорить в таком тоне о Бродском? Ставить его в один ряд с тем же Генисом или Вайлем?
Бродского весь мир любит, переводит и почитает совсем не за то, чем он не угодил философу и его другу Лёне.
Они с Лёней вообще не замечают в Бродском ПОЭТА. Как в Вайле и Генисе блестящих публицистов, полемистов, мастеров слова, талантливых литературоведов. А в Довлатове - тонкого и самобытного прозаика.
Абсурд,, господин, философ !
Ника1313 01-06-2008-23:28 удалить
Исходное сообщение А_Гусев
Как в Вайле и Генисе блестящих публицистов, полемистов, мастеров слова, талантливых литературоведов.

Да блестящие, конечно, жаль только, что этот блеск их самих ослепляет...
А_Гусев 02-06-2008-00:15 удалить
Вам виднее; очевидно, и доказать можете - а я, знаете ли, как-то не заметил...
Ника1313 02-06-2008-00:44 удалить
Потому что вы их читаете не как читатель, а как профессионал-литературовед. А они и пишут друг для друга, похваляясь своим профессионализмом перед собратьями по перу. У Вас там в особых привязанностях Окуджава значится... Так вот, я сильно сомневаюсь, что Генис пишет так, как дышит... Задохнешься, пока вдох свой украшать будешь.
amlugos 02-06-2008-09:11 удалить
Исходное сообщение word-man
Исходное сообщение amlugos
word-man, воспроизводство или выражение? Или несущественно?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует решить, что такое воображение. Это субъективные грёзы или нечто, имеющее корни во внешнем.
А разве грезы могут быть не укоренены в реальности? Любые построения воображения используют фрагменты жизни в качестве кирпичиков.
amlugos 02-06-2008-09:20 удалить
А_Гусев, в посте речь идет о взаимоотношениях искусства и реальности и об относящихся к этой теме чертах мировоззрения упомянутых авторов. Их литературные качества в нем не обсуждаются. И что человек говорит - не менее важно, чем как он это делает.
word-man 02-06-2008-09:28 удалить
amlugos, Я имею в виду следующее - либо воображаемое порожденно, условно говоря "мозгами", либо чем-то внешним к ним. Дело ведь не во фрагментах, в целом.
amlugos 02-06-2008-09:49 удалить
word-man, в плане "тщетно, художник, ты мнишь, что своих ты творений создатель"? Другими словами, миры личной Подлинности больше связаны с платоновскими Идеями, чем с субъективным идеализмом?
word-man 02-06-2008-10:23 удалить
Исходное сообщение amlugos
word-man, в плане "тщетно, художник, ты мнишь, что своих ты творений создатель"? Другими словами, миры личной Подлинности больше связаны с платоновскими Идеями, чем с субъективным идеализмом?
Ну да. Антиномия такая:
1.Художник - медиум.
2.Художник - демиург своих творений.
amlugos 02-06-2008-10:39 удалить
word-man, ясно.

Исходя из наблюдений и какого-никакого собственного опыта, могу сказать, что эту антиномию нужно либо устранить, либо прочно забыть... Конечно, это необходимое, а не достаточное условие :) Если оно не соблюдается, в первом случае получаем, к сожалению, угловатую идейность, а про второй говорится в посте.

На эту тему как-то читал офигенное эссе "Икона и монах", о духовных требованиях к древним богомазам...
word-man 02-06-2008-13:47 удалить
amlugos,
Исходное сообщение amlugos
word-man, ясно.

Исходя из наблюдений и какого-никакого собственного опыта, могу сказать, что эту антиномию нужно либо устранить, либо прочно забыть... Конечно, это необходимое, а не достаточное условие :) Если оно не соблюдается, в первом случае получаем, к сожалению, угловатую идейность, а про второй говорится в посте.

На эту тему как-то читал офигенное эссе "Икона и монах", о духовных требованиях к древним богомазам...
Антиномию никуда не денешь, на то она и антиномия. Попробовать решить её ( а вдруг это не антиномия?) задача разума. Просто мне интересно не просто чем-то заниматся, а ещё и понимать чем я занимаюсь.
amlugos 02-06-2008-13:55 удалить
word-man, ага. Устранить = решить. Ну и - смотря что понимать под разумом... Я предпочитаю пользоваться словом "осознавать", чтоб не путать исключительно с рассудочностью.
word-man 02-06-2008-14:02 удалить
Исходное сообщение amlugos
word-man, ага. Устранить = решить. Ну и - смотря что понимать под разумом... Я предпочитаю пользоваться словом "осознавать", чтоб не путать исключительно с рассудочностью.
Рассудочность, всё-таки известная часть разума, а в антиномиях присутствует ещё и логика, которую можно попробовать разобрать рассудком. А так-то не спорю.
А_Гусев 02-06-2008-15:38 удалить
Исходное сообщение amlugos
А_Гусев, в посте речь идет о взаимоотношениях искусства и реальности и об относящихся к этой теме чертах мировоззрения упомянутых авторов. Их литературные качества в нем не обсуждаются. И что человек говорит - не менее важно, чем как он это делает.
А что тут обсуждать? Правда жизни и правда искусства - две разные вещи! Оказывается, не все это понимают.
А в искусстве всё-таки на первом месте - к а к? Про что, например, Хлебников, Сальвадор Дали, Ахматова, Цветаева, тот же Бродский? Про любовь7
А_Гусев 02-06-2008-15:50 удалить
Исходное сообщение Ника1313
Потому что вы их читаете не как читатель, а как профессионал-литературовед. А они и пишут друг для друга, похваляясь своим профессионализмом перед собратьями по перу. У Вас там в особых привязанностях Окуджава значится... Так вот, я сильно сомневаюсь, что Генис пишет так, как дышит... Задохнешься, пока вдох свой украшать будешь.
А я не сомневаюсь.
И ещё - прочти "Гений места" Вайля ( впрочем, уже прочёл, наверное)...
Здесь уникальный пример, как можно географию, иторию, философию, литературу, искусство - сделать единым целым и превратить в увлекательный "роман"- интересный для всех.
И вообще я не понимаю, чем не угодил Генис, человек интеллигентный, умный, эрудированный и главное - блестяще владеющий изысканным стилем русского языка, всегда имеющий пусть пародоксальное иногда, но
с в о ё суждение.
Вы, кстати, "Родную речь" Вайля и Гениса читали? Советую. Ребята всю школьную литературу - на уши поставили. А дураки обиделись...
word-man 02-06-2008-15:50 удалить
А_Гусев, Да поймите Вы, настоящее искусство - это особым образом настроенный аппарат для улавливания невидимого Бытия. В этом и есть правда жизни.
word-man 02-06-2008-16:01 удалить
А_Гусев, Генис и Вайль пишут занятно, но за всеми их завитушками - торричелиева пустота.
А_Гусев 02-06-2008-16:39 удалить
Исходное сообщение word-man
А_Гусев, Да поймите Вы, настоящее искусство - это особым образом настроенный аппарат для улавливания невидимого Бытия. В этом и есть правда жизни.
А как насчёт в и д и м о г о бытия? Его искусство не улавливает? Правда жизни и... невидимое бытие. Это что уж совсем запредельное.
Всё понял!!! Спасибо. Из дискуссии улетучиваюсь...
Но постарайтесь впредь не называть искусство "аппаратом", даже особым образом настроенном. Это как-то не по-русски. И ещё раз рекомендую Вам поучиться русскому "полемическому" языку у Гениса или Вайля.
Да, чуть не забыл. "Ненастоящего искусства не бывает". Оно - либо искусство либо неискусство.
Исходное сообщение А_Гусев
Потрясает полнейшая глухота философа Волкова к СЛОВУ. Я не имею в виду его орфографию (Бог простит) и нарочито мудрёную, тяжеловесную, мешающую читать манеру выражаться ( у Гениса и Вайля бы ему поучиться русской словесности, чистоте и яркости слова - в их литературоведческих эссе)- я имею в виду другое...


Я вынужден согласиться с тем, что пишу часто с ошибками и мне очень сложно выражать свои мысли печатно. Можно, наверное, это назвать глухотой к слову, но когда я читаю, то не столько к словам прислушиваюсь сколько к смыслу. Если что-то сказано красиво - хорошо, но если при этом сказано пусто, для меня это однозначно плохо.

Исходное сообщение А_Гусев Как можно позволить себе, ничего не понимая в поэзии, говорить в таком тоне о Бродском? Ставить его в один ряд с тем же Генисом или Вайлем?


Да.тонкости поэзии как ремесла мне неизвестны, но это не значит, что я не имею права судить о стихосложении. Мне стихи могут нравиться или не нравиться и для этого не надо о поэзии знать. Как раз многие стихи Бродского мне нраваться, особенно когда их читает мой друг Мирхат, речь не о том. Я о смысловой составляющей искусства. Бродский, м.б. наиболее выдающийся из диссидентского круга, но он воспевает, к сожалению, свой субъективный мирок, т.е. всю силу таланта тратит на воспевание грёз и утраченных надежд, как единственной реальности. я же считаю, что искусство, как и жизнь, имеют смысл только в обращении к Бытию, а не в воспевании абсурда и бессмысленности.
А с генисом и Вайлем в один ряд я ставлю Бродского только как диссидента или человека заботящегося только о своём удельном, частном счастье и возведшим эту заботу в жизненную позицию.

Исходное сообщение А_ГусевБродского весь мир любит, переводит и почитает совсем не за то, чем он не угодил философу и его другу Лёне.


Майкла Джексона и поболе народу слушало, так чтож? Более того, мастерство и даже гениальность Бродского как стихотворца не освобождает его от общечеловеческой ответственности, одной из которых является стремление к Смыслу.
Исходное сообщение А_Гусев Они с Лёней вообще не замечают в Бродском ПОЭТА. Как в Вайле и Генисе блестящих публицистов, полемистов, мастеров слова, талантливых литературоведов. А в Довлатове - тонкого и самобытного прозаика.


Про друга Лёню сказать не могу, а поэтов и эссеистов талантливых я вижу, но дело не в этом (см. выше)...
Грёзы могут быть и неукоренены в реальности, а использование фрагментов реальности не делает мечтания объективными. Я надеюсь, что воображение связано с реальностью, но особым образом, когда через воображающего реальность может выражаться подлинно.
word-man 02-06-2008-17:19 удалить
Исходное сообщение А_Гусев
Исходное сообщение word-man
А_Гусев, Да поймите Вы, настоящее искусство - это особым образом настроенный аппарат для улавливания невидимого Бытия. В этом и есть правда жизни.
А как насчёт в и д и м о г о бытия? Его искусство не улавливает? Правда жизни и... невидимое бытие. Это что уж совсем запредельное.
Всё понял!!! Спасибо. Из дискуссии улетучиваюсь...
Но постарайтесь впредь не называть искусство "аппаратом", даже особым образом настроенном. Это как-то не по-русски. И ещё раз рекомендую Вам поучиться русскому "полемическому" языку у Гениса или Вайля.
Да, чуть не забыл. "Ненастоящего искусства не бывает". Оно - либо искусство либо неискусство.
Будьте добры, оставьте Ваш менторский тон. С Вами пытаются спорить не дети. И если Вы всё ещё не улетучились из дискуссии, то постарайтесь понять вот что: "Охотники на снегу" Брейгеля это вовсе не изображение каких-то охотников на каком-то снегу. Просто посредством композиции, колорита, ритма и прочих выразительных средств великий Брейгель показал Целое мира. Причем так, что это самое Целое остаётся невидимым, но каким-то загадочным образом переживаемым. Это и значит, что произведение искусства - особый оптический аппарат, если угодно, магический шар, позволяющий видеть Невидимое.То же самое касается Сезанна, Ван Гога и многих прочих.
Насчет "видимого": Такая задача (адекватная передача видимой реальности) искусству и не под силу. Даже фотографии. Рекомендую ознакомится с трудом академика Раушенбаха "Геометрия картины и зрительное восприятие".
Да, тоже чуть не забыл. Как это ненастоящего искусства не бывает? А Генис и Вайль?
Да, у Гениса и Вайля можно поучиться языку, я их вообще считаю "болтунами" печатного слова. Больше всего меня поражает их способность писать на пустом месте, или, выражаясь терминологией Лакана, создавать "пустую" речь, порой очень занятную и даже красивую. Но после их чтения обычно наступает "похмелье", очухиваешься от навождения и думаешь, а что сказал то? Если уж об этом говорить, то более серьёзный мастер пустословия М. Эпштейн, поскольку ещё и философствованием занимается.
word-man 02-06-2008-21:38 удалить
Это уже просто статистика какая-то - очередной "оппонент" смылся (точнее улетучился)! Ну прямо оппонентов не напасёшься.
Ника1313 03-06-2008-18:45 удалить
Исходное сообщение word-man
Это и значит, что произведение искусства - особый оптический аппарат, если угодно, магический шар, позволяющий видеть Невидимое.

А вот про этот самый шар можно поподробнее? И даже если не здесь, в комментах...


Комментарии (65): вперёд» последняя» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Снова есть, что сказать... | Феофан_Чайник - Благословник Чайника | Лента друзей Феофан_Чайник / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»