Когда Коран говорит об Аллахе, являющем Свои знамения (
аят) «в горизонтах... пока не станет ясно, что [они] истина» (Коран 41:53), его значение может быть истолковано образно. Особенно если смотреть через эпистемологическую призму
захир и
батин - соответствующие внутренние и внешние измерения писания, которые раскрываются посредством эзотерической экзегезы (
тавиль) - образность «горизонтов» может быть истолкована исключительно как мотив, скрывающий более абстрактную, универсальную истину о вездесущности Бога. В такой интерпретации внутренний смысл стиха (
батин), возможно, равносильно другим, намекающим на безграничное присутствие Бога, таким как «Аллаху принадлежат восток и запад», «итак, куда бы вы ни обратились, там Лик Аллаха» (Коран 2:115).
Однако для Ибн Араби - мастера дистилляции
батин из
захир - образ Аллаха, открывающего Свои знамения «на горизонте», может относиться к более буквальному, а также метафорическому явлению: небесным телам как знамениям Его природы и атрибутов. Такая интерпретация соответствовала бы его космическому видению, согласно которому вселенная, как и сам Коран, состоит из «букв, слов, глав и стихов», которые являются каждым Божественным самопроявлением (
таджалли); предметы, украшающие наш ближайший кругозор, не являются исключением. В частности, Луна — сущность, постоянно упоминаемая в духовном искусстве и поэзии — сияет сверхъестественными качествами, представленными Ибн Араби в нескольких его работах, таких как «Тарджуман аль-ашвак» и «Футухат аль-Маккийя».
Мы говорим: Что же касается сияния полной Луны, которую Бог поставил как образ в космосе для Своего самораскрытия посредством Своего господствующего свойства внутри него, то есть божественного наместника, который проявляется в космосе через имена и свойства Бога... таким же образом солнце проявляется в сущности Луны и освещает всю её. Тогда это называется полнолунием. Поэтому Солнце видит себя в зеркале сущности полной Луны, ибо оно окутывает её светом, благодаря которому оно называется полной Луной.Этот поразительный отрывок относится к тщательно разработанной схеме Луны как мистической метафоры как Божественного Знака, которая, хотя, по-видимому, не использовалась систематически Ибн Араби в его дошедшем до нас корпусе, может быть выведена из различных отрывков его космологических и астрологических трактатов. В этой схеме Луна является изображением человека (а Солнце - представлением Бога), а астрономические явления постепенного освещения параллельны процессу
тасаввуф. Подобно тому, как Луна переходит из своего положения в полутени Земли в возвышенное положение, где она может полностью отражать Солнце, мистик преодолевает тени мира
дунья) и превращается в индивидуальность, сияющую великолепием божественных атрибутов (воплощённых парадигмой
инсан аль-камиль). Мистик, подобно Луне, становится «полированным зеркалом», в котором отражается свет Божий. Более того, Луна и её процессы функционируют как аналогичные Срединные Пути, которые опосредуют Божественную Реальность с тварной природой, вызывая множество сравнений с другими принципами мистицизма Ибн Араби, включая его версию двадцати восьми лунных особняков, двадцати восьми духовных «путевых станций» (
макамат) и двадцати восьми букв арабского алфавита.
Нижеследующее экстраполирует это яркое созвездие метафор, опираясь на теории космологии, астрологии и пророчеств Ибн Араби. Однако, прежде чем продолжить, может быть необходимо отметить субъективность подхода, используемого при этом, как со стороны автора, так и самого шейха. Возвращаясь к эпистемологии
захир и
батин, для эзотерических интерпретаций экзотерических форм — в данном случае Луны — характерно соотнесение с индивидуальным воображением. Говоря о значении
аят (знаков) в «Футухат», сам Ибн Араби утверждает не только, что «функция [духовного] путешествия состоит в том, чтобы «увеличить знание и открыть глаза понимания», но также и то, что эти откровения «различны [для разных людей]». Хотя следующее толкование в конечном счёте является личным и, таким образом, зависит от различия индивидуальности, о котором говорит Ибн Араби, оно, тем не менее, стремится «открыть глаза понимания» для всех. В надежде на это глубоко мистическое значение Луны теперь будет освещено, вдохновляя на размышления о космосе и знаках, которыми он украшен.
В качестве подготовки к исследованию небесных метафор Ибн Араби жизненно важно ознакомиться с динамикой света, представленной в его космологических трудах. Первостепенное значение для мистического измерения Луны имеет общее представление об эманации, то есть рассеянии Божественного Света в космической иерархии последовательных степеней. В этом процессе эманации Истинный Свет (или «Свет Светов», если использовать терминологию Шихаб ад-Дина Сухраварди) излучает Свой свет по всему космосу, и этот свет постепенно тускнеет в
Читать далее...